Клерк.Ру

После утверждения бухгалтерской отчетности вносить в нее изменения нельзя

В комментируемом письме Минфин России рассмотрел ситуацию, связанную с выходом участника из общества c ограниченной ответственностью и определением его действительной доли. Причем разъяснения даны еще и в отношении правомерности внесения организацией изменений в уже представленную бухгалтерскую отчетность. А этот аспект разъяснений в последнее время совсем не характерен для ведомства.

(ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 13.05.10 № 03-03-06/1/329).

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Участник общества с ограниченной ответственностью может выйти из него, если это предусмотрено уставом*. При этом ему должны выплатить действительную стоимость его доли. Такая стоимость определяется как соответствующая часть стоимости чистых активов общества, установленных по данным отчетности на последнюю отчетную дату перед подачей заявления о выходе участника из общества.

📌 Реклама

* Статьи 23, 26 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Размер чистых активов исчисляется в порядке, предусмотренном для акционерных обществ**. Причем эти правила распространяются на все организации, включая и применяющие упрощенную систему налогообложения, даже несмотря на то что они не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме.

** Правила оценки чистых активов (утв. приказом от 29.01.03 Минфина России № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз).

РАССМОТРЕННАЯ СИТУАЦИЯ

В запросе организация, применяющая «упрощенку», указала, что в июле 2009 года получила от участника заявление о выходе из общества. Для выплаты действительной стоимости доли ей пришлось продать часть своего имущества, что привело к утрате права на применение УСН и возврату на общую систему налогообложения с начала III квартала, то есть с 1 июля 2009 года.

📌 Реклама

Поэтому в уже составленную и подписанную бухгалтерскую отчетность за полугодие общество внесло изменения, создав резерв под предстоящую уплату налога на прибыль организаций. В результате размер чистых активов уменьшился, и, следовательно, снизилась сумма, подлежащая выплате бывшему участнику. Новый вариант бухгалтерской отчетности был подписан 27 июля.

В связи с этим финансовое ведомство рассмотрело сразу два вопроса: о правомерности (или обязанности) создания резерва в связи с предстоящей уплатой налога на прибыль и о возможности внесения изменений в уже составленную отчетность.

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТЧЕТНОСТЬ

Как пояснил Минфин России, действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений и корректировок в бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период. Основано такое разъяснение на нормах пункта 39 Положения по ведению бухгалтерского учета***. Иными словами, после утверждения бухгалтерской отчетности изменения в ней не допускаются.

📌 Реклама

*** Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Однако мнение финансового ведомства, верное по сути, не безупречно по использованным аргументам.

Дело в том, что измененная отчетность была подписана 27 июля, то есть до окончания срока ее подачи. А в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» квартальная отчетность должна быть представлена в течение 30 дней по окончании квартала.

В то же время специалисты ведомства не обратили внимание на то, что ранее эта отчетность уже была представлена заинтересованному пользователю – участнику, выходящему из общества. И именно по этой причине внесение изменений в утвержденную отчетность следует признать неправомерным. Если бы организация не торопилась и отразила все факторы, которые она учла при составлении второго варианта отчетности, именно он стал бы основным. Тогда, исходя из этого варианта, общество рассчитало бы действительную долю выходящего участника.

📌 Реклама

Впрочем, такая ситуация вскоре может измениться.

Минфин России довольно давно разместил на своем сайте проект Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Данное ПБУ основано на международном стандарте финансовой отчетности IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Оно допускает внесение корректировок в ранее представленную бухгалтерскую отчетность, если таковые являются существенными, и представление пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Правда, в проекте такой порядок предусмотрен только для годовой отчетности, тогда как исправление ошибок текущего года должно отражаться в периоде их выявления.

Таким образом, действия компании по внесению корректировок в уже представленную пользователям бухгалтерскую отчетность (даже промежуточную) следует признать неправомерными. Это и подтвердило ведомство.

📌 Реклама

СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВА ДЛЯ ПРЕДСТОЯЩЕЙ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

При рассмотрении вопроса о создании резерва в связи с предстоящей уплатой налога на прибыль финансовое ведомство с применением норм налогового законодательства сделало однозначный вывод о том, что это невозможно.

Действительно, нормами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ возможности создания различных видов резервов ограничены. И формировать резерв на уплату налога нельзя.

Однако в бухгалтерском учете ситуация иная. Дело в том, что, согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета, организация может по своему усмотрению создавать различные резервы. Главное – отразить в приказе об учетной политике вид создаваемого резерва и способ формирования отчислений в него.

Кроме того, пунктом 3 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» установлено, что условным фактом является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность. То есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.

📌 Реклама

Все существенные последствия условных фактов подлежат отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от того, благоприятны или неблагоприятны они для организации (п. 5 ПБУ 8/01). Последствия условных фактов признаются существенными, если без знания о них пользователи отчетности не смогут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации на отчетную дату.

Ключевым обстоятельством, на которое в своих разъяснениях не обратили внимание специалисты министерства, является то, что участник подал заявление о выходе из общества в июле, то есть после отчетной даты. Поэтому на отчетную дату (как того требует п. 3 ПБУ 8/01) обстоятельств, которые могли бы привести к созданию резерва, не существовало.

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» в этом случае также применяться не могло. Во-первых, оно используется только при составлении отчетности за год, а во-вторых, подача участником заявления о выходе из общества не считается, исходя из пунктов 5, 9 и 10 этого положения, корректирующим событием после отчетной даты. То есть событием, подтверждающим существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность.

Следовательно, если бы участник подал заявление о выходе в июне, то создание в первом полугодии соответствующего резерва в рамках ПБУ 8/01 в бухгалтерском учете было бы необходимо.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама