Клерк.Ру

Считаем облака

Молодые бухгалтерские облачные сервисы пока не совсем полноценная замена специализированному коробочному софту и живому бухгалтеру, но они очень быстро учатся и набирают компетенции.

Оцифровка бухгалтерского функционала и перевод отдельных операций в онлайн-режим шли на протяжении всех 2000-х годов. Сначала это были системы электронного документооборота и отправка налоговой отчетности через интернет. После кризиса 2008 года начал складываться рынок онлайн-сервисов для ведения учета и управления малым и средним бизнесом, поскольку для предпринимателей стала очень важной возможность сэкономить на услугах профессионального бухгалтера. Екатеринбургская компания «СКБ Контур» (крупный разработчик программного обеспечения) в 2010 году начала делать «электронного бухгалтера» «Эльба», облачный сервис, нацеленный на непрофессионалов бухучета — представителей малого бизнеса. Следом на рынок громко вышел пензенский стартап «Мое дело», который с ходу заявил о себе как об «убийце бухгалтера» и предложил услуги по формированию налоговой отчетности и работе с первичными документами предпринимателям на «упрощенке». При этом новичок грозился устроить передел рынка бухгалтерских решений для бизнеса и увести часть клиентуры у лидера — 1С. Веб-студии, фрилансеры, владельцы прибыльных сайтов — охотно пользовались подобными сервисами. На рынке онлайн-сервисов для ведения бухгалтерии нередко возникали новые стартапы, сегментом интересовались венчурные фонды. В 2012 году компания Startobaza и фонд Bars Ventures инвестировали в онлайн-бухгалтерию «Небо».

В целом на рынке появилось с тех пор более десятка проектов, называющих себя «онлайн-бухгалтериями», даже если как такового бухгалтерского учета (учет основных средств, проводки и т. д.) в них не встроено.

Но понятие онлайн-бухгалтерии, конечно, гораздо шире. По сути, «облачная бухгалтерия» — это сервис, построенный на принципе SaaS (от англ. software as a service — «софт как услуга»), то есть когда пользователь не покупает программное обеспечение в собственность для установки на собственном жестком диске, а использует его в онлайн-режиме — из облака, оплачивая «подписку» за право доступа. Принятый налоговым ведомством (по крайней мере на уровне деклараций) курс на упрощение порядка ведения налогового учета и внедрение электронного документооборота создает хорошие предпосылки для развития онлайн-сервисов.

Однако «работники бухучета» очень консервативны, привычные инструменты работы они часто воспринимают как единственно возможный спасательный круг в море постоянно меняющегося законодательства. И тем не менее, по данным опроса DEVBusiness.ru, в 2013 году доля респондентов среди малого и среднего бизнеса, заявивших о том, что они внедрили или внедряют «облачные» сервисы, выросла вдвое по сравнению с предшествующим годом. Наиболее востребованы при этом все-таки лишь самые некритичные сервисы, в остальном компании предпочитают действовать по старинке. Например, берут ERP-системы (планирование ресурсов предприятия) «из коробки» и дорабатывают под себя: это дешевле и проще. То же самое пока можно сказать и о ведении бухгалтерского и налогового учета.

Высокий старт

Старт у первопроходцев рынка был очень высоким. Так, число платных и бесплатных пользователей онлайн-сервиса «Мое дело» выросло с 18 тысяч в 2010 году до 385 тысяч в 2012-м и до впечатляющей цифры в 800 тысяч к марту 2014 года. Это данные самой компании. Впрочем, в их реалистичности конкуренты сильно сомневаются. Общую потенциальную емкость рынка таких сервисов «Мое дело» оценивает в 3 миллиона (ИП и организации). «Эльба» заявляется на клиентскую базу на уровне 500 тысяч. По словам члена совета директоров «Моего дела» Олега Анисимова, психологически бизнес готов пользоваться облачными сервисами, причем наибольший интерес проявляют новые предприятия — в особенности когда бухгалтерский учет синхронизируется с операциями по расчетному счету. Труднее убедить идти в «облака» тех, кто с 1990-х работает с помощью офлайн-инструментов.

Основную клиентскую базу «Эльбы» и «Моего дела» составили ИП и организации, работавшие на УСН. В 2013 году последовало изменение законодательства, сделавшее обязательным для всех организаций, включая «упрощенцев», ведение бухгалтерского учета. Для облачных бухгалтерий это стало ударом. «Эльба» тогда потеряла примерно треть клиентской базы, рассказывает руководитель проекта Андрей Кадыров. В «Моем деле» утверждают, что произвели в своей системе необходимые доработки, и теперь клиенты «имеют возможность сдать всю необходимую отчетность».

Между тем в «Эльбе» исходили из того, что типичный руководитель ООО в нашей стране — это человек, которому не нужно самому разбираться в бухгалтерии (он предпочитает нанять бухгалтера), а потому решили сфокусироваться на индивидуальных предпринимателях. Все силы разработчики направили на добавление в бизнес-функционал всего того, что требуется предпринимателю для работы ежедневно: шаблоны документов, отслеживание задолженностей контрагентов, консультации.

— У нас есть директор ООО, который через нас отчетность не сдает вообще, но минимум несколько раз в месяц что-то делает в системе, — рассказывает Кадыров. — Пользователи имеют возможность задавать вопросы в любом формате, даже на стыке гражданского и правового кодексов. Бывают, например, такие: «Я привез три грузовика из Китая, никому ничего не заплатил, их продал, и на меня ополчились налоговая и таможенная служба. Что делать?» И мы помогаем человеку выбраться из сложившейся ситуации, а не просто сообщаем ему о том, что так делать нельзя.

Многие из востребованных функций «Эльбы» связаны с документооборотом между контрагентами, отправкой счетов, накладных. Кадыров называет свой проект «электронным замдиректора». «Эльба» уже вышла на рентабельность и приносит дивиденды «материнской» компании — «СКБ Контур». «Можно было оставаться в роли «вечного стартапа», в который постоянно инвестируют, но это плохо влияет на мотивацию», — говорит Кадыров.

Более «заряженную», профессиональную версию «онлайн-бухгалтерии» в «Контуре» тоже делают, но в рамках другого проекта. Это «Бухгалтерия.Контур» — сервис, в котором будут представлены все функции для профессионального бухгалтера, позволяющие вести учет для ООО. Сколько ни претендовал проект «Мое дело» на роль «убийцы бухгалтера» (многие участники рынка считают это ошибкой в позиционировании, допущенной «по молодости»), но и он взялся в 2011 году создавать комплекс функций для профессионала.

Многие проекты стараются привлечь к себе бухгалтерскую аудиторию — более весомую, чем многочисленные, но не очень платежеспособные, а главное — не имеющие больших потребностей в бухгалтерии и учете индивидуальные предприниматели. Это не удивительно. Конечно, аудитория ИП велика, новые регистрации происходят постоянно. Но нужно исхитриться, чтобы удержать такого клиента надолго после того, как он пройдет первый «ликбез» по ведению бизнеса в онлайн-бухгалтерии. «Вот предприниматель платит 6% в год, сдает раз в год отчетность. Что ему можно предложить, кроме консалтинга?» — задает риторический вопрос Алексей Коршунов, директор ООО «Бухсофт сервис». Его компания, разработчик бухгалтерских программ, нацелена именно на профессиональную бухгалтерию. «Бухсофт» открыл свой онлайн-сервис в 2009 году, разработав набор функций для полноценного бухучета (основные средства, проводки, ОСНО). Сейчас компания готовится заступить и на поляну «Моего дела», открыв сервис для бесплатной регистрации ИП и их информационной поддержки. Наравне с онлайн-сервисом «Бухсофт» продвигает офлайн-решения, рассказывает Коршунов. Нет цели рекламировать именно облака, говорит он, ведь стоимость продуктов — онлайн-версии и программ, установленных на компьютер, — примерно одинакова. Алексей считает, что активным продвижением «облаков» оправданно занимаются те, у кого нет коробочного продукта, — например «СКБ Контур» и «Мое дело». Все игроки рынка отмечают высокую пиар-активность проекта «Мое дело», который оказался единственным на этом рынке, кто смог привлечь инвестиции на развитие — $4 млн от инвестфонда Klever Asset Management в 2012 году. Представители «Моего дела» сразу заявили, что деньги пойдут на доработку сервиса. Между тем сейчас уже дело дошло и до усиления маркетингового направления: в марте 2014 года в проект пришел новый директор по маркетингу Сергей Гайдар (работал в проектах Sapato.ru, Oktogo.ru, Groupon), а в совет директоров компании вошел Олег Анисимов, занимавший ранее должность вице-президента по маркетингу банка «Тинькофф Кредитные Системы». Другие игроки отмечают, что «Мое дело» очень активно участвует во всех выставках, покупает дорогие стенды и так же напористо в интернет-рекламе.

Возможно, продвижение и даст большой эффект. Но на руку это сыграет, скорее всего, всем участникам рынка онлайн-сервисов. А может быть, отчасти и лидеру традиционных решений для бизнеса компании «1С», у которой, по собственным данным, почти миллион бизнес-пользователей в стране. Конкурировать с софтом от 1С сложно — хотя бы потому, что существующая в стране система обучения и сертификации бухгалтеров заточена под ее программы.

Между тем 1С в облаках пока не «витает», но следит за трендами. И начинает делать первые уверенные шаги. На рынке считают, что компания не заинтересована в переходе в онлайн. Еще бы: у нее отлаженная за долгие годы система продаж и информационно-технического сопровождения пользователей, которая опирается на широкую сеть партнеров и франчайзи. Здесь, пожалуй, будешь осмотрительным. «Развитие облачного направления для 1С означает необходимость что-то делать с партнерской сетью, — говорит Алексей Коршунов. — И спешить с этим явно не стоит: смена бизнес-концепции — это всегда некие потери».

1С действительно не продвигает облачные сервисы специальным образом. «Не существует отдельного рынка облаков, — поясняет позицию своей компании Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ (1С). — И SaaS, и коробочные решения делят один и тот же рынок. Это просто разные способы доставки услуг автоматизации до потребителя».

Посредника не убьешь

Ключевой вопрос: как при развитии сегмента онлайн-решений для бухгалтерии нынешний лидер рынка сможет сохранить свою опору — партнерскую сеть — и бизнес-модель, основанную на посредничестве? У 1С сегодня более 10 тыс. постоянных дилеров и 6,7 тыс. партнеров в сети «1С:Франчайзинг», сертифицированных для оказания комплексных услуг по автоматизации на базе программных продуктов компании. Всего же на встроенном языке программирования «1С:Предприятие» работает 100 тыс. специалистов во франчайзинговой сети и еще примерно 200 тыс. — на предприятиях-пользователях. Они занимаются кастомизацией, настройкой, адаптацией продукта под особенности бизнеса. В компании считают, что потребности рынка в кастомизации ERP-систем обеспечат ей возможности для развития партнерской сети и в онлайне. «Даже если перевести все программы в «облако», предприятиям все равно будет нужна кастомизация», — убежден Алексей Харитонов. Расчет у него простой: в самой компании «1С» работает примерно тысяча человек, а услуги по внедрению и адаптации программного обеспечения только в рамках партнерской сети оказывают 100 тысяч. «Пусть даже облачная модель позволит обслужить в 10 раз больше клиентов, но ведь не в сто, одна наша компания без партнеров не справится, — говорит он. — Этим лучше занимаются относительно небольшие предприятия, которые находятся ближе к потребителю и могут быть более гибкими, чем мы. И это как раз то, ради чего мы в свое время запустили «1С Франчайзинг». Харитонов ссылается на мнение главного аналитика IDC Фрэнка Дженса о том, что интернет — вовсе не убийца посредников: на облачной платформе преуспеют те, кто будет создавать значимую добавленную стоимость услуг и соберет хорошее партнерское сообщество — экосистему вокруг своих платформ, технологий и решений.

Исходя из этого, 1С строит разные модели работы в интернете, стараясь не оставить без заработка и партнеров. Свой облачный сервис «1С:Предприятие 8 через Интернет» (в том числе «1С:Бухгалтерия через Интернет») компания запустила в мае 2012 года. (Этот сервис часто именуют сокращенно, по названию специализированного сайта, — «1С:Фреш».) Первоочередной задачей было сделать новую версию платформы «1С:Предприятие 8», которая могла бы работать через Сеть, выглядеть на экране и функционировать точно так же, как коробочное решение. На создание такой версии платформы разработчики потратили год, и это оказалось непростой задачей. При этом «хитом» для пользователей стало не бухгалтерское решение, а «1С:Управление небольшой фирмой». Компания не раскрывает число пользователей этого сервиса, однако другие игроки оценивают его всего в 2–3 тысячи.

— «1С:Фреш» — наш конкурент, но скорее технический, чем коммерческий, — говорит Алексей Коршунов («Бухсофт»). — Это высокотехнологичный сервис, который создан в первую очередь для отработки технологий. Но активных продаж его на рынке нет, мы ощущаем пересечения по клиентской базе в основном с программами «Контура».

Преимущества онлайна очевидны — мобильность, удобство. Но стоимость подписки на полнофункциональную «облачную 1С:Бухгалтерию» в сервисе 1CFresh такая же, как на информационно-технологическое сопровождение коробочных продуктов, отмечает Алексей Харитонов. При этом не остаются в накладе и партнерские организации 1С: подписка на сервис продается через партнеров со статусом «Центр сетевой компетенции 1С». Для пользователей работа в «1С:Фреш» хороша тем, что программа в «коробке» и в облаке идентична: все на платформе «1С:Предприятие». Поэтому, если облачный вариант не подошел пользователю, накопленные данные можно просто выгрузить — и загрузить в такую же систему, а затем работать уже в «локальном» режиме.

На взгляд со стороны более заметны на рынке другие проекты по той же работе в облаках на платформе 1С, построенные по модели ASP. Это так называемая аренда программ, которую предлагают партнеры компании. Запущенный в 2010 году, этот проект долго не продвигался, да и сейчас продвигается слабо, признают в 1С. Этого и не требуется: продвижением в такой модели занимаются сами партнеры. Суть сервиса в том, что партнеры 1С приобретают у вендора программный продукт на сумму не менее 100 тысяч рублей, а затем передают его в аренду клиентам, выплачивая компании-разработчику роялти — 10% в год от розничной стоимости продукта. Направление оказалось быстрорастущим. Со 102 партнеров 1С по аренде в 2011-м их число выросло в прошлом году до 250, а совокупный доход партнеров увеличился в 2013-м на 65% по сравнению с годом ранее. В целом софт 1С как услуга в 2013 году предоставляется, по данным компании, на 21 тыс. рабочих мест.

Облачные бухгалтерии пока не стали «убийцами бухгалтера» даже в сегменте «упрощенцев». Налоговая отчетность и учет не терпят революционных изменений.

В чем преимущества такой модели для пользователя? Разве не логичнее сразу уйти в «облака», подписавшись на «1С:Фреш»? Как обычно, в 1С говорят о дополнительных возможностях и преимуществах кастомизации. У облачного сервиса «1С Fresh» до марта 2013 года вообще не было возможностей кастомизации: это облачный продукт — а значит, относительно типовой. Сейчас пользователям доступны ограниченные возможности для кастомизации. А партнеры 1С по аренде ПО могут создавать на базе продуктов вендора свой сервис, оказывать техподдержку и услуги по внедрению и консультированию. «Создание сервиса с высокой степенью автоматизации стало куда более сложной задачей, чем казалось изначально, — замечает Рустам Ибрагимов, руководитель проекта «Аренда ИТ», сдающего в аренду программы 1С. — Потребовалась команда высококлассных специалистов и два года работы». По его словам, проект «Аренда ИТ», начатый в 2010 году, уже в 2013-м вышел на рентабельность; по отношению к 2012 году количество клиентов выросло вдвое: в основном это малый бизнес (до 30 пользователей), использующий общую систему налогообложения. Ибрагимов подчеркивает, что речь идет не о продаже «типовых облачных программ»: предлагается конфигурирование программ, как и при продаже коробочных версий. «Например, — поясняет Харитонов, — в Смоленской области почему-то цены на услуги наших партнеров исторически самые низкие в стране. И наш партнер оттуда может с помощью интернет-технологий предложить свои разработки — скажем, систему управления автовокзалом — в платежеспособной Якутии». С другой стороны, часть участников рынка считает, что большого будущего у этого сервиса 1С нет. Это просто попытка заменить полноценный облачный сервис, причем выгода в цене по сравнению с покупкой коробочного решения не слишком велика, при этом у клиента нет собственного программного оборудования, он должен обращаться для решения своих вопросов к сторонней организации, в дата-центре которой хранятся его данные. К тому же отсутствует большое преимущество «облачной» работы — стандартизация качества, ведь поддержка осуществляется партнерами, которые могут работать по-разному. Правда, плюс в том, что не придется разворачивать свою инфраструктуру, серверы.

Третий вектор облачной активности 1С связан с развитием услуги «1С:Линк», которую в компании называют «антиоблачным» сервисом. Никаких супертехнологий и открытий, подчеркивает Алексей Харитонов. По сути, это просто работа через интернет по каналу, который контролирует 1С, «гоняя» поток защищенного трафика. Это попытка предложить работу через Сеть со всеми ее преимуществами (отсутствие привязки к месту) тем пользователям, кто либо опасается хранить свои данные на отдельном сервере в «чужом» дата-центре, либо не хочет переходить в «облака», так как у него уже имеется «подкрученная» под конкретные потребности бизнеса система на базе 1С, и переводить ее на облачную платформу — значит ломать свои наработки. Сервис популярен, аудитория, как рассказывают в компании, за несколько месяцев выросла в 2,5 раза.

К сожалению, в 1С не поясняют, какое именно направление работы по переводу бухгалтерии и управления бизнесом в «облака» является для нее приоритетным, отмечая, что готовы идти вслед за рынком. Оценки перспектив самого сегмента SaaS-услуг дают осторожные: сейчас он занимает порядка 1,5-2% на российском рынке софта. «Мы не исключаем, что эта модель станет определяющей, и к этому готовимся», — добавляет Харитонов.

На рынке также превалируют осторожные оценки. «Еще два-три года назад, — вспоминает Алексей Коршунов из «Бухсофта», — все считали, что будет взрыв, революция, бухгалтерия перейдет на онлайн-рельсы. Но пока заметен только эволюционный плавный процесс, 12–20 процентов руководителей и предпринимателей интересуются инновациями и готовы к переменам; с другой стороны — клиенты почти никогда не бросают привычные программы в пользу онлайна. Бухгалтеры более консервативны, многим из них по 40–50 лет, им сложнее перестроиться. Предприниматели часто торгуют на рынке, где нет интернета или слабый сигнал: таковы суровые реалии. Я не жду революции ни в этом году, ни в следующем». «Бухсофт» и не делает ничего для того, чтобы активно переводить пользователей в онлайн. Хотя здесь не отрицают: направление растет, за три последних месяца к «Бухсофт Онлайн» подключились 2,5 тыс. клиентов, динамика в разы выше, чем в предшествовавшие годы. Но к перелому рынка не готовы сами технологии SaaS, считает Коршунов. Иначе рынок сам «тянул» бы за собой поставщиков софта. Революции обычно происходят на развивающихся рынках. А сейчас малый бизнес не очень-то развивается, число компаний с численностью сотрудников до 20 человек, по наблюдениям директора «Бухсофта», не растет.

По идее, на лидерство в сегменте мог бы рассчитывать игрок, который не обременен «традиционной» системой работы и готов продвигать только «облака». Вопрос лишь в масштабах и инвестициях. Возможно, сейчас один из стартапов мог бы взять «тайм-аут» на пару–тройку лет и разработать суперпродукт, который поразит рынок и действительно произведет революцию. Но для этого ему нужны инвестиции, которые при нынешнем состоянии рынка найти будет не просто.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.