Клерк.Ру

Как инспектор камерального отдела выманил у обеспокоенного бизнесмена 1,3 млн. рублей. Типовая схема

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Случай следующий, один бизнесмен, назовем его Фантоцци (имя вымышленное), часто приглашался в ИФНС на допрос по камеральным проверкам, вопросы возникали по уточненкам (уточненные декларации), иногда по разрывам в АСК-НДС-2, это дела насущные бытовые, любой коммерсант и бизнесмен знаком с этими мероприятиями, ничего особенного. Иногда инспекторам камерального отдела и отдела предпроверочного анализа задавал вопросы:

  • А как узнать будет ли по мне выездная проверка?
  • Стою ли я в плане выездных проверок на 2018 год?
  • Как это можно узнать?
  • Сколько это стоит?
  • Есть ли человек с кем сможете свести, для того чтобы узнать вышеуказанную Информацию?

Одним словом суета была, много лишних вопросов, показывал обеспокоенность.

Инспектор камерального отдела на эту ситуацию не реагировал, а вот Бендер (инспектор отдела предпроверочного анализа) решил подзаработать. Эту историю рассказали на канале Баблишко.

Персонажи в Схеме:

Фантоцци – бизнесмен, руководитель компании по продаже оборудования и комплектующих и т.п.

Инспектор камерального отдела – вроде как честный…

Бендер - инспектор предпроверочного анализа – жулик, в «душе предприниматель». Пародия Остапа Бендера. Должность – старший государственный инспектор отдела предпроверочного анализа.

Бендер встретившись вечером с Фантоцци, обозначил свою заинтересованность проблемой по выездным проверкам, пообещав уточнить информацию, мол имеется ресурс в УФНС, выходы есть, решаем ряд вопросов.

Фантоцци поверив Бендеру, сказал что есть бюджет и он хотел бы узнать когда начнется в отношении его компании выездная проверка, и если можно было бы ее подвинуть на квартал или 2. Ждал ответа.

Бендер потянув время, сказал, мол он узнал, естественно потратив определенную сумму денег через доверенного в УФНС, что проверка в этому году будет, но сказать не может, так как информация стоит денег. И что Управление формирует план выездных налоговых проверок компаний по региону и там люди «большие» и заинтересованы в решении данных вопросов, но нужно время и бюджет хороший для начала ведения диалога. К этому добавил, что в принципе и подвинуть можно, но на 2 квартала не более. Это будет стоить 1 млн. рублей.

Фантоцци взял время подумать….По прошествию 2 дней, Бендер подготавливает внутренний документ на гербовом бланке Инспекции, якобы вопросы есть по ряду компаний и всех руководителей будут приглашать на комиссию для пояснения ряда вопросов. Впечатав реквизиты компании Фантоцци, он подделывает подпись начальника отдела предпроверочного анализа, в канцелярии ставит печать и вечером договаривается с Фантоцци,
На встречу приносит повестку на допрос (фиктивную) и показывает документ (фиктивный), что якобы тучи сгущаются над компанией Фантоцци.

Фантоцци знакомится с документом, в шоке от повестки о вызове на допрос. Под переживания и чаяния бизнесмена, Бендер говорит про случай неявки в Инспекции на допрос, его отделом, и лично им может быть присвоен критерий риска компании в «ИР РИСКИ». В общем – раздувает трагедию.

ИР «Риски»

Информационный ресурс «Риски» является внутренним информационным ресурсом ФНС России. Это непубличные сведения.

Ресурс создан для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций.

В данном сервисе числятся организации, имеющие потенциальный риск неуплаты налогов.

Ведение ресурса осуществляется на основании Приказа ФНС от 24.06.2011 № ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски», имеющего приписку «дсп», то есть для служебного пользования.

Как обращаться со служебной информацией, описано в Положении, утвержденном Приказом ФНС от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@. В нем говорится, что к работе с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, допускаются должностные лица налоговых органов в соответствии с Перечнем должностных лиц ФНС, имеющих право доступа к служебной тайне, и полномочиями, определенными их должностным регламентом.

Обычный налогоплательщик получить сведения из ИР «Риски» не может. Однако в некоторых случаях и тайное становится явным.

Вот тут подробнее: ФНС начала вести свой секретный черный список налогоплательщиков

Фантоцци обескуражен и потерян. Бендер предлагает решить вопрос за 300 000 рублей, предлагая вычеркнуть его из списка компаний, которых, будут вызывать на допрос и комиссии + напоминает что пока есть выход на Управление, надо думать по выездной проверке.

Естественно уничтожив «липовые» документы про комиссию и повестку, Бендер договаривается о передаче 300 000 рублей. К обеду следу он отправил товарища на встречу с Фантоцци для передачи 300 000 рублей.

Оговаривается передача суммы денежных средств

Сумма 500 000 рублей (за подсвет информации) передается при предъявлении фотографии плана с УФНС с указанием квартала открытии проверки, на следующий день 500 000 рублей за перенос на 2 квартала выездной налоговой проверки. Бендер предупредил, что если вторые 500 000 рублей Фантоцци не передаст, то будут периодические вызовы на комиссию Инспекции и присвоены ряд рисков «ИР Риски», по результатам которых деловая репутации компании снизится и про государственные контракты можно забыть + был дан срок 5 дней, поясняя тем, что есть некий рубеж, после которого порешать вопрос нельзя.

В эти 500 000 рублей входило:

1) Решение в пользу Фантоцци вопроса о передвижении открытия выездной проверки на 2 квартала в Инспекции инспектором, что якобы все будет четко.

2) Решение начальником отдела в УФНС, который формирует планы проверок – передвижение на 2 квартала в плане открытия выездной налоговой проверки предприятия Фантоцци.

3) По результатам предъявления фотографии на мобильном телефоне нового плана проверок, с подвинутой датой проверки компании Фантоцци.

Заготовив распечатки (фиктивные) якобы плана выездных проверок, сделав пару фотографий этого плана Бендер поехал на встречу с Фантоцци. Играя на неосведомленности о внутренних документах отделов налогового органа, на сумбурных чувствах бизнесмена Фантоцци, предъявляет ему фотографию с указанием: ООО «Лютик» - инн 50XXXXXXX – проверяемый период -2015-2016 гг, дата проверки – I кв. 2018 г. И Внимание ->Получает из рук Фантоцци конверт с деньгами в размере 500 000 рублей.

На следующий вечер приезжает Бендер на встречу с Фантоцци, делая вид что целый день был на переговорах в УФНС, просит передать ему следующие 500 000 рублей, за смещение в плане проверок.

Фантоцци не задавая лишних вопросов Бендеру передает ему 500 000 рублей. Бендер забирая деньги, уезжает.

Через неделю подготовив на работе документ – план проверок (фиктивный), поставив печать в канцелярии для усиления и фокусировке внимания, Бендер делает фотографии на телефон, обозначая встречу с Фантоцци. Приехав на встречу, показывая фотографии документа (ООО «Лютик» - инн 50XXXXXXX – проверяемый период -2015-2016 гг, дата проверки – III кв. 2018 г.), уверяет что проверку удалось кое-как подвинуть на 2 квартала. Но вопросы будут все равно. Фантоцци этому событию рад. Поблагодарив Бендера за содействие, уезжает в хорошем настроении.

В результате проверка компании Фантоцци открылась в сентябре 2018 г. Вроде все хорошо. Договоренности выполнены. Но....

Как вывели на чистую воду

Был приглашен специалист в качестве налогового советника по формированию стратегий защиты и оказания консультационных услуг по выездной проверке компании бизнесмена Фантоцци. Естественно первым делом надо понимать откуда дует ветер, и нет ли заготовок в УФНС, ИФНС, ОБЭПе на компанию, специалист провел переговоры с Фантоцци уточнив все данные (формальные и неформальные). Проведя переговоры с человеком с Управления (УФНС), который непосредственно касается согласования плана выездных проверок, спец выяснил информацию следующего характера:

Фигурирующий доверенный Бендера в УФНС – не работает уже как год в УФНС, и он был в отделе налогообложения юридических лиц на должности государственного инспектора (это «седьмая вода на киселе», личность как обычно не принимающая самостоятельных решений в большинстве случаев).

Из общения с человеком с Управления выясняется, что изменения в план Управлением касаемо той Инспекции, где администрируется ООО «Лютик» Фантоцци не вносились. ООО «Лютик» никогда не стояло в плане проверок 1 кв. 2018 г., с конца 2017 года стоял 3 кв. 2018 г. (Аплодисменты).

Касаемо Бендера выяснилась информация, что когда его прикомандировывали в Управление с Инспекции (распространенная практика), этот персонаж искал людей, кто бы открыл ему доступ к разрывам по АСК-НДС-2 (лайфхак – Разрывы в АСК-НДС-2 по региону видят в ФНС и в УФНС, ИФНС- видит только разрывы в АСК-НДС-2 касаемо тех компаний, которые она администрирует), мотивируя это тем что у него много клиентов-коммерсов для сбыта данной информации.

Итого:

1) У Фантоцци убытки на 1,3 млн.р., потеря доверия к людям, куча потраченных нервов, появление негатива в адрес инспекторов. Потеря времени;

2) Бендер ловко провернул ситуацию. Заработал за 2 недели «качелей» 1,3 млн. рублей. (я думаю многие бизнес-коучи по этому отдыхают);

3) Бендер кстати 3 раза поужинал за счет Фантоцци на встрече. Комментарий: 7 000 рублей нельзя будет отнести к представительским расходам))) Опять Фантоцци несет расходы.

4) Проведя мониторинг ситуаций – эти ситуации не экслюзивные и не специфические, инспектора проводят манипуляции и совершая действия мошеннические действия, занимаются неосновательным обогащением.

Вывод:

1) Основные ошибки были совершены Фантоции – показывал свою заинтересованность чрезмерно, не проверив полномочий и функционала начал с сотрудничество с незнакомым человеком.

2) Психология помогла Бендеру разводить Фантоцци на каждой встрече при переговорах.

3) Уровень и количество манипуляций были слишком высоки для Фантоцци.

4) «Давайте не будем ругаться с налоговой», «там же грамотные люди, они же ерунды не исполнят», «Сосед платит и вроде проблем нет, и я заплачу» - доводы Фантоцци.

Факты:

1) Ниже заместителя начальника отдела лучше зачастую не вести переговоры.

2) Инспекция сама формирует план выездных проверок на год, уведомляя и согласовывая мелкие детали с УФНС.

3) Все эти вопросы о переносе сроков можно решить на уровне ИФНС.

4) Лэйбл «УФНС» зачастую используется как элемент для повышения цены на переговорах, якобы будут задействованы люди с Управления, надо учесть их долю. Комментарий: из 10/8 ситуаций наиграны с Управлением и не имеют отношения к реальности.

5) УФНС не конечная Инстанция. Нередко происходят случаи, когда приходят «Дядьки» с ФНС и устраивают показательные порки и отмены проплаченных договоренностей с ИФНС. Увольнение в течении 2-3 часов происходит.

Ниже немного нормативки.

График выездных налоговых проверок на 2018 год составляется сотрудниками ИФНС на основании проведенной оценки ряда критериев, характеризующих каждое конкретное предприятие. Перечень таких критериев определен положениями Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Как узнать, будет ли выездная налоговая проверка.

Налогоплательщики могут самостоятельно оценить вероятность выездной налоговой проверки с помощью критериев, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В документе предусмотрено 12 пунктов для самостоятельной оценки рисков:

1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли

2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов

3. Доля вычетов по НДС за последние 12 месяцев превышает 89%.

4. Рост расходов больше роста доходов

5. Выплата среднемесячной зарплаты ниже среднегоотраслевого уровня по субъекту

6. Для спецрежимников: неоднократное приближение показателей к пределам, лишающим права применять специальные налоговые режимы.

7. Для ИП: отражение суммы расхода максимально приближенной к сумме дохода, полученного за календарный год.

8. Договора с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумных экономических причин

9. Отсутствие пояснений и ответов на запросы налоговиков

10. «Миграция» между налоговыми органами

11. Отклонение уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Серия публикаций о том, как устроена финансовая сфера современной России:

Наталья Горячая: Средний чек выездной проверки за 10 лет увеличился с 1 млн до 20,7 млн руб.

Михаил Жуховицкий: Налоговая в РФ — это основной продавец незаконно закрытого НДС

Михаил Жуховицкий: АСК НДС — это просто программа. И есть множество способов её обойти

Сергей Васильев: Ситуация с обналом поменялась драматически: как перекрывают каналы