Клерк.Ру

Как компании уходят от налогов? Семь принципов налоговой оптимизации

До публикации настоящей статьи мы обратились к налоговому адвокату Тылику Павлу с вопросом о том, а существуют ли законные способы ухода от налогов, и как компании решают вопрос ухода от налогов сегодня? Вот что он нам ответил:

«Схемы налоговой оптимизации действительно существуют. При этом внешне одинаковые схемы оптимизации могут быть признаны как законными так и незаконными. В такой ситуации важно понимать, как к той или иной схеме относится государство в лице налоговой службы.

Иными словами. Если налоговый орган считает ту или иную операцию или схему незаконной (в определенном контексте) — вы не сможете обоснованно применить эту схему. Но это, отнюдь, не означает, что оптимизироваться и применить конкретную схему у вас не получится никогда. Есть определённые принципы налоговой оптимизации, которые важно понимать, знать и правильно применять.

Правило или принцип первый. Оптимизировать налоги в рамках Налогового кодекса просто бессмысленно. Сколько бы не наоптимизировал — все будешь виновен. Налоговый кодекс уж очень противоречив. Буквальное его толкование может привести налогоплательщика к проблемам.

Принцип второй. Никогда не начинать бизнес без налогового планирования. У вас в штате должен быть человек, который получает зарплату за налоговую оптимизацию, ну или просто человек который целенаправленно этим занимается. А то ведь как на практике получается? Оптимизатором налогов в большинстве случаев являются собственники. Например, идет сдача декларации.  Главный бухгалтер говорит, сколько надо заплатить налогов. И собственнику за два часа до подачи декларации надо решить вопрос, как не платить или заплатить налогов меньше. И вот собственник срочно принимает решение: «Позвонить другу».  «Друг» передает счет-фактуру» и прочие документы. И потом начинаются последствия, которые мы все знаем.

А в случае, если бы вы планировали налоговые платежи, такой бы ошибки в рамках цейтнота не случилось.»

Принцип третий. Необходимо понимать, что налоговая служба орган серьезный. Посерьезней будет, чем полиция и ФСБ вместе взятые. Поэтому к встрече с налоговиками надо обязательно готовиться, недооценивать их не стоит.

Принцип четвертый. Налоговая служба всегда идет до конца. В неумелых руках оптимизация налогов, которая успешно может применяться в одной компании, в другой вас просто может убить и не оставить вам ни единого шанса на выживание. Т.е. на законное и жизнеспособное применение схемы влияет квалификация персонала. Еще раз, одна и та же схема в руках дилетанта может быть смертельно опасной для бизнеса, а в другом случае может помочь успешно решить вопросы оптимизации. У каждой схемы должна быть гарантия ее применения, которую может определить только квалифицированный специалист.

Принцип пятый. Опытный специалист понимает, что для оптимизации важно то, как тот или иной способ этой самой оптимизации понимает налоговый орган. Так, налоговики постоянно делают обзоры и публикуют их на своем сайте. Да кто бы их читал? И те вещи, которые описаны у налоговиков как опасные — делать нельзя. Нельзя вступать в противоречие с налоговой службой. Перед тем, как вы что-то хотите сделать — это должно быть одобрено налоговой службой.

Например, юристы говорят: «Посудимся!» Нет, так нельзя. Нельзя вступать в противоречие. Это надо помнить и понимать. Очень высока доля вероятности, что суд займет в споре сторону налоговиков и поверит им, а не вам.

Принцип шестой. Перед тем как применять схему, у тебя должна быть папочка, в которой собран материал по конкретной проблеме, и где налоговики сами сказали именно так сделать. «Честных глаз» для встречи с налоговиками и судом  может и не хватить.

Принцип седьмой. Перед налоговой оптимизацией всегда проводите расчет и обоснование. Помните про «папочку»? — см. Принцип шестой».

Как показывает практика, налоговое бремя в России практически для всех сфер финансово-хозяйственной деятельности выливается в существенные траты, которые, порой, не оставляют шансов компании нормально развиваться и выдерживать высокий уровень конкуренции.

В связи с этим многие владельцы предприятий и индивидуальные предприниматели пытаются оптимизировать процесс налогообложения различными способами, как полностью разрешёнными законодательством, так и не совсем легальными. В статье рассмотрим, как уходят от налогов, и какие последствия могут повлечь за собой различные манипуляции?

Сразу скажем, что большая часть методик, приведённых ниже, не гарантирует компании безнаказанность и может повлечь за собой ответственность, включая даже уголовную. Поэтому настоятельно рекомендуем использовать лишь легальные схемы, проверенные на практике, и полностью законные.

Какие сероватые схемы употребляют компании, чтобы уйти от налогов?

Существует несколько алгоритмов, ложащихся в основу большинства сомнительных манипуляций. Все они направлены на взаимодействие со следующими аспектами профессиональной деятельности:

  • налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость;
  • страховые взносы.

И в каждом отдельном случае может задействоваться разный инструментарий, как внутренний, так и сторонний.

Как скрывают активы и уходят от налогов: перенос налоговой прибыли на «однодневки»

Первая и, пожалуй, самая распространённая схема – это задействование так называемых «однодневок». Данные компании открываются быстро, а срок их существования по меркам среднестатистических показателей минимален. Суть заключается в сотрудничестве с таким субъектом финансово-хозяйственной деятельности со стороны крупных и средних организаций, которые могут покупать товар и заказывать услуги. Но все эти действия лишь фиктивны и осуществляются на бумаге.

Заплатив подобной организации, ООО списывает часть средств на расходы, сокращая, тем самым, налоговую базу. Вторая открывшаяся возможность – махинации с НДС. Покупая несуществующий товар, «однодневка» указывает налог на добавленную стоимость, который потом может вернуть с государства. А сама компания продаёт «новоприобретённое» имущество такой же фиктивной организации. Потраченные деньги обналичиваются, расходы увеличиваются, налоги уменьшаются.

И всё бы в этой схеме было хорошо, но распознать подставную фирму довольно сложно, так как она обладает целым рядом обязательных признаков:

  • Невозможно найти концы. Информация о директоре, бухгалтере и прочих сотрудникам попросту отсутствует;
  • Нет данных о юридическом адресе, фактическом имуществе и прочих атрибутах компании;

Всё это делается, чтобы минимизировать негативные последствия для обеих сторон. Но проверяющие органы быстро распознают махинаторов, и если это произошло, отвечать будут все, причём, вплоть до уголовного преследования.

Как ИП уходит от налогов: снижение страховых взносов и минимальный НДС

Ещё один интересный приём, практикующийся нынешними владельцами бизнеса, заключается в найме инвалидов. Наличие в штате сотрудников с ограниченными возможностями благоприятно влияет на возможность платить меньше страховых взносов в фонды, а также освобождает предприятие от уплаты НДС в соответствии с действующими положениями в законодательстве.

Естественно, массовый наём нетрудоспособных граждан не может не отразиться на производительности компании. Выход – сотрудничество с аутсорсером. То есть находятся внешние ресурсы, занимающиеся тем же видом деятельности, которые за вознаграждение выполняют все необходимые задачи. Конкурентоспособность соблюдена, налоговая база снижена.
Но при выездной проверке факт обмана может вскрыться, так отсутствие производственных мощностей и сотрудников на своих местах вызовет массу вопросов со стороны налоговиков.

Легально уйти от налогов смогут только ИП: правда или вымысел?

Некоторые эксперты считают, что законная оптимизация налогообложения возможна лишь для индивидуальных предпринимателей, так как контроль со стороны государства их деятельности значительно меньше. Однако и юридическое лицо имеет ряд возможностей снизить налоговую базу:

  1. Заказ услуг у аутсорсеров и обслуживающих организаций. Ремонтные работы, технические обслуживание оборудования, переоснащение производственных мощностей квалифицированными специалистами не только позволит списать существенную часть средств на расходы, но и повысит эффективность субъекта деятельности.
  2. Повышение уровня квалификации сотрудников тоже стоит денег. Регулярное посещение мероприятий приведёт навыки работников в соответствие с современными высокими требованиями и увеличит статью расходов.
  3. Вывод некоторых подразделений компании на аутсорсинг. Складские процессы, задачи функции перевозчиков, упаковщиков и прочих могут выполнять внешние организации. Не нужно содержать дополнительные помещения, оплачивать труд большого количества сотрудников, а все расходы, пущенные на сотрудничество с подобными компаниями, учтутся при получении разницы.