🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →
Аутсорсинг
Аутсорсинг: что такое, как его учесть в бухгалтерском и налоговом учетах

Аутсорсинг: что такое, как его учесть в бухгалтерском и налоговом учетах

Владельцы российских компаний не всегда могут позволить себе нанимать в штат лишних сотрудников. Часто компании экономят на штатных бухгалтерах, кадровиках и айтишниках и прибегают к услугам аутсорсинга. Разберем его плюсы, минусы и варианты учета расходов.

Автор

Что такое аутсорсинг

В переводе с английского слово «аутсорсинг» означает «внешний источник». Аутсорсинг представляет собой модель ведения бизнеса, при которой компанией делегируется часть процессов и задач сторонним организациям. С помощью аутсорсинга можно экономить за счет содержания штатных специалистов — их услуги компания получает извне.

Отношения оформляются договором подряда, на основе которого специалисты работают на компанию-нанимателя, а зарплату им платит аутсорсинговая компания. Такой договор регулируется Гражданским кодексом.

Пример. Небольшая пекарня решила продвигать свою выпечку через социальные сети. SMM-специалиста в штате нет и содержать его дорого, поэтому решено было заключить договор с рекламным агентством. Его сотрудники продвигают продукцию компании в соцсетях: составляют контент-планы, пишут посты, настраивают рекламу и проводят аналитику.

Рекламное агентство платит им зарплату, перечисляет налоги и страховые взносы. А наша компания по договору подряда оплачивает уже услуги непосредственно агентства.

Плюсы и минусы аутсорсинга

К очевидным плюсам такой работы можно отнести:

  1. Сокращаются расходы: не приходится платить зарплаты, отпускные, больничные, обучать персонал, оплачивать проезд до места работы и устанавливать лицензионное ПО.

  2. Удобный инструмент для выбора масштабов бизнеса: при сезонных скачках спроса не нужно сокращать и снова искать работников.

  3. Повышается эффективность работы, так как компании-аутсорсеры — профессионалы в своем деле.

  4. Пропадает необходимость контролировать процессы.

Минусы аутсорсинга:

  1. Часто страдает коммерческая тайна, когда информация попадает в руки третьих лиц.

  2. Некачественное выполнение работы. Этого риска можно избежать, если сразу выбрать надежную аутсорсинговую компанию.

Аутсорсинг и аутстаффинг: разница

В отличие от аутсорсинга, аутстаффинг предполагает привлечение работников из внешней организации, однако, основной задачей является не передача на контроль специализированной компании целого бизнес-процесса, а привлечение специалиста для выполнения определенных задач на оговоренный срок. Из-за этого аутстаффинг часто называют лизингом персонала.

Хорошо понять разницу между аутсорсингом и аутстаффингом поможет пример с клининговой компанией. При аутсорсинге для клиента ключевой момент — поддержание чистоты в офисе, и ему не важно, какие сотрудники будут задействованы в процессе. Важен конечный результат, то есть получение готового бизнес-процесса.

При аутстаффинге, наоборот, клиент оплачивает за поддержание порядка в офисе строго определенным сотрудником, то есть для него важно заполнить пустующую вакансию.

Аутсорсинг: примеры

Такое направление как аутсорсинг сейчас широко распространено в интернете. Примерами могут служить таргетированная и контекстная реклама, SMM, анализ конкурентов и ЦА, продвижение в социальных сетях. Договоры на такие услуги чаще всего заключаются в онлайн-формате.

Компании, работающие не в интернете, а в традиционном формате договорных отношений, часто предоставляют услуги для других предприятий в областях, не связанных с их основной деятельностью. Например, служба доставки еды взаимодействует с ресторанами и кафе, приобретая у них готовые блюда для дальнейшей перепродажи. То есть это и есть аутсорсинг, когда еда доставляется непосредственно в офисы или на производственные площадки.

Еще можно привести такой пример аутсорсинга, когда компания или отдельный специалист оптом приобретают необходимые товары, такие как инвентарь и моющие средства. Затем заключается контракт на оказание услуг по уборке территории клиента, работы ведутся по утвержденному графику.

Аутсорсинг: договор

При составлении договора аутсорсинга работают правила обычного договора об оказании услуг. Ниже в табличке смотрите основные условия таких договоров.

Параметр

Описание

Предмет

В договоре четко прописаны оказываемые услуги/работы и их объем. В договоре подряда также присутствует описание ожидаемого результата.

Срок

Для договора подряда этот параметр является существенным условием. Для услуг — желательным, но не обязательным. Также возможна привязка договора к заявкам. В абонентском договоре обязательно укажите срок абонентского обслуживания.

Цена

Указание цены всех услуг/работ или абонентской платы и порядка ее внесения обязательно. Отсутствие согласованной цены может привести к судебным разбирательствам, и придется проводить независимую экспертизу.

Порядок выполнения

В договоре должен быть прописан порядок взаимодействия сторон сделки.

Ответственность

Пропишите размер неустойки за нарушения, порядок возмещение штрафов, возникших по вине исполнителя.

Бухгалтерский учет расходов на аутсорсинг: проводки

В бухгалтерском учете затраты нельзя распределить на свое усмотрение, до 2027 года отнесение их к той или иной статье регулируется ПБУ 10/99 (далее вступит в силу ФСБУ Расходы).

Отражая операции по аутсорсингу в учете, сделайте следующие проводки:

Дт

Кт

Операция

25 (26,44)

60

Отражена стоимость услуги (выполненной работы) в учете

19

60

Выделен НДС со стоимости услуг

68

19

НДС принят к вычету

60

51

Оплачены с расчетного счета услуги аутсорсинга

Налоговый учет расходов на аутсорсинг

При расчете налога на прибыль некоторые услуги по аутсорсингу учитывается в материальных расходах. Это те, которые непосредственно относятся к производственной деятельности, например, обслуживание производственного оборудования или IT-систем. Остальные учитываются в прочих расходах (юридические, консультационные, управленческие, бухгалтерские) или в стоимости материалов (например, доставка).

Расходы по аутсорсинговым договорам при исчислении налога на прибыль должны быть экономически обоснованы, связаны с деятельностью компании и подтверждены документально (глава 25 НК): договор, задание, отчет, акт.

В документах должна быть ясно прописана детализация работ, а также понятно, то функции сотрудников в штате не дублируются.

Минфин ранее указывал, что аутсорсинг оправдан, если в штате нет соответствующих специалистов (письмо от 16.10.2015 № 03-03-06/59283). Но Президиум ВАС в постановлении № 14616/07 от 18.03.2008 (дело № А50-20721/2006-А14) постановил, что расходы на аутсорсинг могут быть обоснованы даже при наличии штатных специалистов, например, если их не хватает, чтобы производственный цикл не прерывался.

Как упростить себе жизнь и избежать ошибок

Вместо того чтобы разбираться во всех нюансах в одиночку, попробуйте подписку Клерк.Премиум.

Она закрывает сразу несколько задач:

  • Персональные консультации с аттестованными экспертами. Задайте вопрос и получите развернутый ответ — от налогообложения УСН и ПСН до настройки 1С.

  • ИИ-помощник бухгалтера. Быстро отвечает на простые вопросы и помогает ориентироваться в нормативке, экономя время на поиске.

  • Доступ к ChatGPT без VPN (ai.klerk.ru). Можно использовать привычный чат прямо из Клерка, не тратя время на обходные пути.

  • Проверка контрагентов. Можно по ИНН мгновенно проверить поставщиков и клиентов, чтобы не нарваться на проблемные сделки.

  • Ежедневные «Разборы» изменений в учёте и налогах, конспекты вебинаров и мини-курсы. Все это готовит редакция Клерка, переводя сложные документы Минфина и ФНС на понятный язык и дополняя практическими примерами.

  • Обучение и развитие. Онлайн-курсы, вебинары и мини-курсы, чтобы бухгалтер рос профессионально и чувствовал уверенность.

С такой подпиской вы разберетесь с учетом, налогообложением и будете уверены, что всегда на шаг впереди налоговых изменений. Не откладывайте — подключите «Клерк.Премиум» и работайте уверенно:

И это не реклама!

Оформить подписку

Комментарии

1
ГлавнаяБух.Совет