🔴 Вебинар: Подготовка бухгалтера к изменениям 2026 года: от учетной политики и расчета нагрузки до 1С →
Центры финансовой ответственности: какие бывают и зачем нужны бизнесу

Центры финансовой ответственности: какие бывают и зачем нужны бизнесу

Хотите повысить эффективность управления финансами вашего бизнеса, оптимизировать расходы и увеличить прибыльность? Тогда вам пригодятся центры финансовой ответственности — инструмент, позволяющий грамотно распределять ресурсы и контролировать финансовые потоки внутри организации. Что такое ЦФО, какими они бывают и как их внедрить — рассказываем в статье.

Автор

Что такое центр финансовой ответственности

Центр финансовой ответственности представляет собой специализированное подразделение внутри компании, занимающееся достижением определенных финансовых целей. Им может стать отдельное направление деятельности, департамент, производственный участок.

Организация финансов компании строится вокруг нескольких самостоятельных ЦФО, каждый из которых ориентирован на достижение конкретных результатов в рамках процесса бюджетирования — будь то уровень доходов, расходов, маржи и рентабельности. Формирование структуры ЦФО осуществляется исходя из стратегических задач и специфики ведения бизнеса.

Эффективная система ЦФО предполагает четкую координацию действий всех элементов, поскольку финансовые индикаторы разных подразделений тесно связаны и оказывают взаимное влияние. Важно также, чтобы эта структура гармонично сочеталась с общей бизнес-моделью компании, учитывала внутренние регламенты, мотивационные механизмы и организационную иерархию.

Но всегда ли ЦФО является подразделением компании? Раскрыли отличия между двумя формами в таблице.

Подразделение

ЦФО

Место в иерархии

Считается частью внутренней организационной структуры предприятия, выполняет конкретные функциональные обязанности

Представляет собой выделенную зону контроля, цель которой заключается в достижении определенного финансового результата

Основные задачи

Сосредоточено на выполнении функций, связанных с задачами конкретного направления (например, выпуск товара, ведение бухгалтерского учета)

Фокусируется исключительно на финансах — доходах, расходах, показателях эффективности и контроле бюджета

Способ оценки эффективности

Оценивается преимущественно по выполнению поставленных производственных, логистических и административных задач

Оценивается строго по финансовым показателям, таким как чистая прибыль, валовая маржа, объем продаж или себестоимость продукции

Автономность

Имеет ограниченный уровень свободы действий и зачастую подчиняется строгой централизованной политике руководства

Обладает большей степенью автономии и гибкости в принятии решений относительно ресурсов, персонала и методов достижения целевых показателей 

Таким образом, хотя ЦФО и являются подразделениями компании, основной акцент в работе делается на финансовую эффективность, тогда как обычные подразделения больше ориентированы на реализацию оперативных процессов и задач.

Научитесь анализировать средства бизнеса, а также строить финансовые модели и прогнозы на онлайн-курсе Финмоделирование и финанализ для бизнеса. После прохождения вы сможете стать финансовым директором, который умеет снижать издержки бизнеса, оценивать финансовое состояние и определять точки роста.

Сейчас курс можно приобрести со скидкой 74% за 4 900 вместо 18 990 руб. Записывайтесь и учитесь в любое время, для обучения не нужно ждать нового потока.

Записаться

Какие бывают центры финансовой ответственности

Обычно выделяют 4 или 5 типов центров финансовой ответственности в зависимости от классификации. Разберемся с каждым из них по порядку.

Центры доходов

Этот ЦФО отвечает за всю выручку, получаемую организацией в процессе своей деятельности. Данный центр вправе применять любые разрешенные средства, исходя из внутренних регламентов предприятия. Показатели эффективности ЦФО непосредственно зависят от уровня затрат организации, однако самостоятельно управлять собственными расходами он не полномочен.

Примерами могут служить отделы продаж, розничная торговая сеть и аналогичные структуры, действующие согласно утвержденному плану и наделенные правом реализации непроданных товаров.

Центры расходов

ЦФО занимается только учетом затрат и отвечает за них перед своим начальством. Центр расходов работает по такому же принципу, как доходный. В показатели включаются только издержки.

Успех результатов оценивается по тому, превышают ли расходы допустимые показатели. Другой способ оценки эффективности — результативность способов минимизации затрат в рамках плана.

Существует несколько видов ЦФО расходов:

  • инвестиционных расходов — компетенции лежат в затратах, которые в перспективе могут окупиться и принести прибыль;

  • управленческих издержек — этот ЦФО отвечает за расходы на конкретные цели в рамках бюджета;

  • нормативных расходов — этот объект контролирует расходы на единицу продукции.

Примерами центра расходов могут служить отделы кадров, маркетинга, рекламы и т. д.

Центры прибыли 

Компетенции данного подразделения охватывают как доходные, так и расходные аспекты. Как известно, прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и затратами.  

Сотрудники центра финансовой ответственности могут применять различные методы для достижения целевых показателей, которые включают:  

  • снижение издержек;  

  • рост доходов;  

  • комплексное управление затратами и выручкой (их сокращение и увеличение соответственно).  

Центры инвестиций 

Данный тип ЦФО наделен полномочиями по управлению инвестиционной деятельностью компании. В его функции входит принятие решений о вложении и выводе капитала, а также контроль за их эффективностью, сроками окупаемости и созданием дополнительной стоимости.  

Для такого центра инвестиции — не просто выполнение утвержденного плана, а стратегический инструмент максимизации прибыли.  

Примеры: специализированные отделы или компании, ответственные за инвестиционное планирование, прогнозирование и распределение бюджета. В ряде случаев этот ЦФО может совмещать функции с центром прибыли.  

Центр маржинального дохода

Этот тип не всегда выделяют в качестве отдельного ЦФО. Маржинальная прибыль представляет собой величину, полученную путем вычитания прямых издержек предприятия из его выручки. Данный ЦФО несет ответственность за указанные показатели, а также за личный вклад в общую прибыль предприятия.

Разделение на такие ЦФО имеет смысл, когда компания занимается несколькими направлениями бизнеса. Каждое из них формирует свою прибыль, за которую отвечает определенный центр.

В качестве примеров центров маржинальной прибыли можно привести отделы, занимающиеся реализацией конкретных продуктов или услуг. Эти подразделения наделены полномочиями самостоятельно определять способы повышения эффективности реализации — разрабатывать маркетинговые стратегии, проводить рекламные кампании, корректировать цены. Таким образом, центры имеют возможность контролировать как доходы, так и расходы.

Как внедрить ЦФО в организацию

Если организация хочет открыть ЦФО, то ей нужно пройти несколько этапов. Разумеется необходимо учитывать специфику бизнеса, однако общий план выглядит так:

Шаг 1: проанализируйте работу

Сначала необходимо проанализировать  коммерческие и организационные процессы в компании. Это поможет выделить департаменты и их способы достижения целей

Шаг 2: определите вид ЦФО

У каждого типа свои функции. Определитесь, какие из них для вас — первостепенны. 

  • центр затрат контролирует расходы;

  • центр доходов генерирует выручку;

  • центр прибыли увеличивает разность между доходами и издержками;

  • центр инвестиций помогает управлять вложениями.

Шаг 3: разработайте финансовую структуру

Создайте структуру ЦФО, в которой будет отражаться взаимосвязь между центрами

Шаг 4: определите систему оценки эффективности

Разработайте или используйте существующие KPI для каждого ЦФО — это поможет отслеживать результаты и корректировать стратегию

Шаг 5: сформируйте бюджет

Для каждого центра нужно создать план по расходам и доходам — это позволит планировать финансовые потоки

Шаг 6: обучите персонал

После внедрения ЦФО рекомендуем провести тренинги и семинары для сотрудников. Это поспособствует повышению эффективности и мотивации 

Комментарии

2
  • Центры доходов

    Этот ЦФО отвечает за всю прибыль, получаемую организацией в процессе своей деятельности.

    Я думал, что центр доходов отвечает за доходы, поэтому он и называется центр доходов. Тем более, что сказано

    ...самостоятельно управлять собственными расходами он не полномочен.

    math-thinking-APqEbxBsVlkWSuFpth.gif
ГлавнаяРозыгрыш