Проверка документов
Патент выдается иностранцу на срок от одного до двенадцати месяцев. Но документ остается действительным только при своевременной уплате фиксированных авансовых платежей по НДФЛ.
Если иностранец работает в России по патенту, то срок пребывания продлевается автоматически при каждой оплате патента, и в миграционную карту запись о продлении этого срока не вносится.
Миграционная карта – это документ, который иностранцу выдают при въезде в РФ и который нужен для постановки иностранца на учет по месту пребывания. Можете оформить при оплате иностранцем патента.
Проверьте, чтобы личные данные, указанные в предоставленных документах, полностью совпадали и сроки действия разрешающих документов не закончились.
Кроме того, проверьте, чтобы совпадали:
регион, выдавший патент на работу;
регион месторасположения компании-работодателя;
регион временной регистрации мигранта.
🔥 БУХ.СОВЕТ 2027
XII Всероссийская бухгалтерская онлайн-конференция
Не пропустите главное событие декабря для бухгалтеров — 10–11 декабря 2026 года.
За два дня разберём все важные изменения 2027 года в учёте, налогах и работе бухгалтера. Вместо того, чтобы тратить недели на поиск информации о новых правилах — просто регистрируйтесь на бесплатный эфир.
Практикующие эксперты расскажут о реальных спорах, проверках и сложных вопросах учёта. Вы сможете задать им вопросы прямо во время эфира.
Отчетность
После оформления трудового договора, не позднее, чем на следующий рабочий день необходимо предоставить отчет по форме ЕФС-1.
На основании патента работают временно пребывающие иностранцы из безвизовой страны, у которых нет ни разрешения на временное проживание, ни вида на жительство. При заполнении ЕФС-1 для таких иностранцев предусмотрен код ВПИГ. ВЖИГ можно указать иностранцу, у которого есть либо разрешение на временно проживание или Свидетельство о предоставлении временного убежища.
Необходимо уведомить МВД о приеме иностранца. Порядок уведомления МВД о приеме иностранного гражданина или об его увольнении прописан в приложении № 9 к приказу МВД № 536. Срок подачи уведомления – три рабочих дня после заключения или прекращения договора.
Уведомления подаются лично или заказным письмом в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД, на территории которого работает (или работал) иностранный работник. В подтверждение подачи будет выдана справка.
Кроме того, можно сообщить о сотрудниках-мигрантах через Портал госуслуг (сервис «Уведомление по трудовым мигрантам»). Для этого работодателю потребуется усиленная квалифицированная ЭЦП.
НДФЛ
Ставка НДФЛ с доходов иностранца, работающего по патенту, не зависит от того, является он налоговым резидентом РФ или нет. И в том и в другом случае применяется прогрессивная шкала от 13% до 22%.
Прогрессивная шкала ставок в отношении резидентов установлена п. 1 ст. 224 НК, в отношении нерезидентов — п. 3.1 ст. 224 НК. Разница только в том, что нерезидентам не предоставляются вычеты (стандартные, социальные, имущественные).
Чтобы уменьшить НДФЛ иностранца, работающего по патенту, на фиксированные платежи (п. 6 ст. 227.1 НК):
1. Возьмите у работника заявление об уменьшении НДФЛ и платежный документ об уплате фиксированного авансового платежа.
2. Получите уведомление от налогового органа.
Без этих документов уменьшить НДФЛ вы не сможете.
Страховые взносы
Страховые взносы начисляются и уплачиваются в обычном порядке, как за граждан России. Никаких особенностей нет.
Что делать, если иностранцу аннулировали патент
После того, как работодатель узнал об аннулировании патента, нужно издать приказ об отстранении сотрудника от работы по ст. 327.5 ТК на срок до 1 месяца. Зарплату за этот период не начисляют.
Если в течение месяца новый патент или другие статусы (ВНЖ, гражданство ЕАЭС или статус РВП) иностранец не получил, то сотрудника необходимо уволить по п. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК — аннулирование патента. В качестве документа-основания можно указать решение МВД.
Привлечение на работу иностранца с аннулированным патентом грозит штрафами по ст. 18.15 КоАП:
Для кого санкция | Размер штрафа, руб. |
|---|---|
Должностные лица | от 25 до 70 тыс. |
ИП | от 250 до 800 тыс. |
Юридические лица | от 250 тыс. до 1 млн |
Действительность патента работодателю стоит отслеживать ежемесячно по графику авансовых платежей и через официальные онлайн-сервисы.



