Допускается ли при восстановлении бухучета формировать Отчеты комиссионера за 36 мес
На протяжении 3,5 лет бухгалтеры двух компаний (комитента и комиссионера) не формировали Отчеты комиссионера. Расчеты проходили как будто бы по договору поставки. Допускается ли при восстановлении бухучета сформировать и провести Отчеты комиссионера за 36 мес. Не будет ли это выглядеть подлогом документов? Будет подана уточненная налоговая декларация. Обе стороны согласны подписать все документы. Какова вероятность, что налоговики будут это оспаривать. Комитент и комиссионер братья, каждый ведет свой бизнес самостоятельно.
Эта и еще 5 284 консультации от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Приветствуем вас, Елена!
Спасибо большое за интересный вопрос.
«Подлогом документов» не могут вам предъявить, это вообще уголовная терминология, а у нас пока ФНС. Но вот вопросы ФНС, конечно, будет задавать, тем более тут 2 из «любимых» факторов: взаимозависимость (ст. 105.1 НК РФ), т.к. братья; любые посреднические договоры (комиссия, агентский, поручения) дня многих инспекторов ФНС как «красная тряпка».
Но нужно учитывать, что у вас отчеты комиссионера - это певичка, а для ее проверки нужно будет выездную проверку проводить. Если у вас небольшие обороты, нет НДС, то, скорей всего, ничего не будет, т.к. ФНС всегда считает затраты на выездную проверку, если затраты на проверку выше, чем доплачиваемые налоги, пени и штрафы, то проверка не проводится.
В любом случае, конечно, лучше исправить, но тут есть варианты. Поставка и комиссия - очень разные взаимоотношения, тут, конечно, нужно провести работу с братьями, т.к. их с высокой вероятностью могут вызвать на допрос в ФНС, если будет конфликт, а там нужно четко оперировать терминами: «комитент», «комиссионер», «отчет комиссионера», чтобы ФНС не могла заподозрить фиктивность (мнимость, ст. 170 ГК РФ) договора.
Важно также понимать, выплачивалась ли вознаграждение комиссионера. Если нет, то лучше сделать по договору сразу один отчет сейчас и выставить претензии по договору, так сложно будет обвинить в том, что документы делались задним числом и т.д. Но все эти риски нужно считать и оценивать. Какие были объемы, как платежи делались, если товар, то какой там транспорт, могут и водителей сейчас вызвать налоговики, если увидят большие возможности. Т.е. нужно понимать много специфики, чтобы вам дать совет: у вас товар или услуги, подряд, у вас офисы одно помещение или разные, один бухгалтер или у каждого свой, один IP-адрес или нет.
Также рекомендуется учесть срок давности, все-таки 3,5 года, а у нас в праве и у ФНС срок давности 3 года.
Если сложно все это будет делать и корректировать, то рекомендуем расторгнуть там тот договор комиссии 3 года назад и вместо него заключить договор поставки, т.к. стороны итак себя вели в рамках такого договора, это, кстати, ближе к восстановлению учета.
Александр, большое спасибо за раз’яснения! Очень ценно! Уточнение к вопросу. По договору поставки нужно будет доплатить около 9 млн.руб вместе со штрафом 20% и пенями., т.к. бухгалтер искусственно занижала налоговую базу. По договору комиссии доплата будет минимальной. Компания на УСН верхний предел для 6% доходы.
Братья имеют признаки самостоятельности и каждый сам ведет свой бизнес.
ФНС запрашивает сертификаты на товар. Сертификат на товар есть у комиссионера, а комитент покупал товар за наличку без сертификата. Какие будут последствия?
Также в договоре комиссии есть пункт, что комиссионер должен продавать товар лично, а он его передавал маркетплейсам и др.юр.лицам тоже по договору комиссии и купле-продаже. Никаких пеней, штрафов, претензий, предусмотренных договором Комитент с Комиссионера не взыскивал. Комиссионное вознаграждение не выплачивалось. Как это повлияет на решение ФНС?
Компания была в Москве, но весной переехала в Курган. Проверка идет за 2021-2023г . Срок исковой давности не прошел.
1. Если есть сертификат у одного, можно и другому передать копию, товар тот же, тут ничего страшного.
2. У вас обе компании переехали или одна?
3. Ну такое положение в договоре не имеет силы (комиссионер лично должен продавать), кроме того, можно дополнительное соглашение всегда подписать и убрать этот пункт.
4. Если выгоден договор комиссии, то приводить документы в порядок. А именно претензия от комиссионера где вознаграждение и наоборот где отчеты. Сделать немедленно отчет за 3 года и за 3 года выплатить комиссионное вознаграждение, если есть пени и штрафы тоже выплатить.
5. По поставке ясно, невыгодно выходит. Но тогда нужно методично делать все документы и действия: доп.соглашение, где прописать и то, что можно за годы делать отчет и т.д., претензии, отчет комиссионера, выплата вознаграждения.
6. Готовиться к налоговым претензиям, т.е. нужно нанять еще бухгалтера, т.к. много документов нужно готовить, а также юриста или лучше двух, чтобы вас сопровождал, чтобы вовремя составлюсь жалобы и возможно суды. Но нужны прямо юристы и бухгалтер, чтобы проверяли певичку, т.к. у вас ВНП. 2 юриста нужно, т.к. у комитента и комиссионера должны быть разные, чтобы нельзя было связать и пришить еще один признак аффилированности.
7. Готовится к допросам и судам, причем всем, это тренинги, изучение документов и законов.
1. Сертификат есть у конечного продавца- комиссионера, а получается, что у первоначального покупателя комитента его не было. Это ВЭД. Импорт из Китая.
2. Переехал только Комиссионер.
3. Договор от 2021г. Доп соглашение какой датой делать, чтобы не обвинили в составлении документов задним числом?
1. Нужно проверить входит ли товар в Перечень номенклатуры продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ, утв. письмом Госстандарта РФ от 15.09.1994 согласно Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О техническом регулировании". В любом случае товар уже ввезен.
2. Это хорошо, т.к. меньше признаков взаимозависимости.
3. Для договоров и дополнительных соглашений к ним есть специальное правило, указанное в законе - ч. 2 ст. 425 ГК РФ:
Т.е. мы можем в соглашение 2024 г. включить условие о том, что его действие распространяется и на 2021 г. Рещультат один и тот же, как если бы вы подписали дополнительнео соглашение в 2021 г. Т.е. вы можете делать и текущей датой с так называемой ретроспективной оговоркой, так и подписать соглашение 2021 г. Тут это не так критично, как например, для накладной. УПД или счет-фактуры.
На каком основании ФНС имеет право запрашивать документы за три года? Означает ли это что такие запросы ФНС может делать только по указанию УФНС? Должна ли она в требовании указывать, что такое требование в рамках планируемой ВНП?
Во время выездной налоговой проверки (ВНП) ФНС выписывает псстановление, в котором указывается период и какие налоги будут проверться.
Если на налоги влияют документы, то они могут запрашивать и получать документы, в том числе делать выемку, если речь идет о ВНП. Т.е. налогоплательщик обязан представлть первичные документы учета, налоговые документы, учетные регистры и т.д., получать пояснения, вызывать свидетелей и т.д.
Во время ВНП может запрашивать сама ФНС, управление ФНС может проверять, когда они проверяют нижестоящую ФНС, иногда такое бывает, когда речь идет так называемых "встречных проверках".
ФНс пока к нам не приезжала, но документы запрашивают за 3 года по ТКС. Они имеют на это право?
Да, могут запросить документы по ТКС в электронном виде и да за 3 года, если не было проверок.
В общем случае документы в электронной форме можно направить по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Для этого используйте Формат, который утвержден Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@. В электронном виде можно передать XML-файлы, PDF-файлы (стандарт PDF/A-3), документы в виде файла, созданного в формате PDF (таблицы 4.8, 4.9, 4.11 Приложения к данному Приказу). Если в отношении вас проводится налоговый мониторинг, порядок подачи документов имеет особенности.
Если документ составлен на бумаге, можете представить его электронный скан-образ в формате tif, jpg, pdf, png. Документ сканируют в черно-белом изображении с разрешением не менее 150 и не более 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета (таблица 4.10 Приложения к Приказу ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@). При сканировании нужно сохранить реквизиты документа по утвержденному ФНС России формату (п. 12 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@).
Электронные документы можно подать в электронном виде, только если вы ведете их по форматам, которые утверждены ФНС России (п. 2 ст. 93 НК РФ). Их нужно представлять в исходном виде без преобразования в скан-образы. При этом инспекция не вправе их истребовать в виде скан-образов или визуализированных на бумаге (Письма ФНС России от 08.11.2023 N ЕА-4-26/14162@, от 29.09.2023 N Д-5-26/56@). Перечень таких документов приведен в указанных письмах ФНС России.
Если вы составляете документы по собственному электронному формату, то подайте их на бумаге в виде заверенных копий с отметкой о подписании документа электронной подписью. Или отсканируйте эти копии и направьте в электронном виде (Письма Минфина России от 01.10.2018 N 03-02-07/1/70444, ФНС России от 09.12.2022 N ЗГ-3-26/13861, от 12.04.2021 N ЕА-4-26/4872@, от 06.12.2019 N ЕД-4-15/25049, от 11.12.2017 N ЕД-4-15/25048).
По ТКС документы (информация) передаются в виде файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это должна быть подпись руководителя организации или лица, которое действует по доверенности, например главного бухгалтера (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 3 ст. 29, п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 13 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@). Содержащиеся в таком файле документы могут быть не подписаны (например, если вы подаете пояснения) или подписаны лицами, ответственными за их составление. Полномочия этих лиц в данном случае подтверждать не нужно (Письмо ФНС России от 24.05.2019 N ЕД-4-2/9885@).
Есть особенности при истребовании инспекцией коносамента, морской накладной или другого документа, подтверждающего:
• факт приема к перевозке товара при оказании услуг (выполнении работ) по международной перевозке товаров;
• факт перевозки товара при оказании услуг (выполнении работ) по перевалке и хранению в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ.
Если такой документ создан в электронном виде не по формату ФНС России, но соответствует положениям ст. 165 НК РФ, то представьте его (Письмо Минфина России от 15.11.2019 N 03-07-08/88349):
• в первом случае - на бумаге в виде заверенной копии с отметкой о его подписании электронной подписью;
• во втором случае - на бумаге в виде заверенной копии с отметкой о его подписании электронной подписью и с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.
“Если в отношении вас проводится налоговый мониторинг, порядок подачи документов имеет особенности.” Как это понять?
Можете дать ссылку на закон, где сказано, что если проверок не было, то налоговики могут запросить документы за три года?
1. На налоговый мониторинг вправе перейти крупные организации, у которых объем основных налогов, уплаченных за год, не менее 80 млн руб., годовой доход не менее 800 млн руб. и активы не менее 800 млн руб. Участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений обязаны перейти на налоговый мониторинг в течение 3 лет со дня заключения такого соглашения. По заявлению налогоплательщика мониторинг проводится за календарный год. Продлевать мониторинг можно неограниченное количество раз.
В ходе мониторинга вы взаимодействуете с ФНС в режиме реального времени: вы раскрываете информацию, а инспекция ее анализирует. Обнаружив нарушение, инспекция составит мотивированное мнение, а не решение о привлечении к ответственности. Мотивированное мнение может быть составлено и по вашему заявлению.
2. См. п.п. 4, 12, 13 и 14 ст. 89 Налогового кодекса РФ (Выездная налоговая проверка):
Вы не поняли моего вопроса. У нас нет выездной проверки. ФНС запрашивает документы за три года, включая первичку. Насколько правомерно такое требование? Чем оно регламентируется? Можем ли мы это требование проигнорировать?
Если нет проверок, то это незаконно.
См. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2023 № Ф07-2694/2023 по делу № А56-116223/2021.
Также нужно учитывать, что как разъяснено в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2022 № 821-О , пункт 2 статьи 93.1 НК РФ предусматривает право должностного лица налогового органа истребовать документы (информацию) без назначения налоговой проверки в случае, если возникает обоснованная необходимость получения сведений по конкретной сделке, при том, что такая необходимость должна определяться не произвольно, а в рамках, установленных законодательством о налогах и сборах применительно к составу документов (информации), которые могут быть истребованы. Названная норма закрепляет обязательное условие: документы (информация) как предмет истребования должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, не к ее части или периоду, не к налоговому периоду и т.п.
Конечно, у вас могут запросить документы по договору комиссии, это эе одна сделка? Но можно сделать несколько договоров.
А мы можем вообще ничего не отвечать на запрос налоговой и заплатить штраф 10 тыс. руб.?
Можно, только могут штраф назначить или сделать выемку документов. Нужно иметь в виду, что выплата штрафа не освобождает от ответственности.