Предоставление маркетинговой услуги

Добрый день. ООО на ОСНО предоставили маркетинговые услуги. Занимается опт.товаров. Как правильно отразить в учете маркетинговой реализацию услуги. Через 91 счет?

Выручка должна отражаться обособленно в балансе на прочих доходах? В декаларации по прибыли во внереал.дох?

Назначено:

Алексей Ващенко
  • Алексей Ващенко

    Здравствуйте

    Бухгалтерский учет

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н, далее - ПБУ 9/99).

    В силу п. 4 ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

    а) доходы от обычных видов деятельности;

    б) прочие доходы.

    Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99). Отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями (абзац 5 п. 4 ПБУ 9/99). Ориентировочный перечень прочих доходов приведен в пп. 7-9 ПБУ 9/99. Из анализа указанных положений следует, что к прочим доходам организации относятся доходы, имеющие "пассивный" характер (проценты, неустойки, безвозмездные поступления, дивиденды, курсовые разницы и т.п.), а также доходы от осуществления разовых операций, например, от продажи основных средств, иных активов, отличных от продукции, товаров. При этом перечень прочих доходов, приведенный в ПБУ 9/99, не является закрытым, т.е., помимо перечисленных видов доходов, к прочим могут относиться и любые иные доходы, получаемые организацией.

    Здесь акцентируем внимание, что ПБУ 9/99 оперирует именно термином "доходы от обычных видов деятельности", а не "доходы от основной деятельности". Иными словами, нормы ПБУ 9/99 не ставят порядок квалификации видов доходов в зависимость от закрепленного в уставе (учредительных документах) организации основного вида деятельности, т.е. в зависимость от того, какой вид экономической деятельности указан у организации в качестве основного в ЕГРЮЛ.

    В то же время понятия "доходы от обычных видов деятельности", "обычная деятельность" в ПБУ 9/99 и других нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету не расшифровываются. Данные понятия являются оценочными, при их трактовке бухгалтеру следует исходить из собственных профессиональных суждений (пп. 1, 2, 3 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом БМЦ Центр от 17.12.2018)).

    На практике под доходами от обычных видов деятельности понимаются доходы, получаемые организацией от какой-либо деятельности на постоянной основе. При этом Минфином России высказывалось мнение, что при решении вопроса о порядке признания в бухгалтерской отчетности доходов в части обычных видов деятельности и операционных следует учитывать не только характер хозяйственных операций, в связи с осуществлением которых признаются доходы, но и их размер (требование существенности). Так, если доходы, классифицируемые в соответствии с ПБУ 9/99 как операционные, составляют по итогам отчетного года пять и более процентов от общей суммы доходов организации или удовлетворяют другим признакам существенности, они должны быть отражены в бухгалтерской отчетности как доходы от обычных видов деятельности, составляющих предмет деятельности организации (письмо Минфина России от 03.08.2000 N 04-05-11/69).

    Вместе с тем повторим, что на сегодняшний день нормативно-правовые акты РФ в области бухгалтерского учета не ставят порядок квалификации видов доходов в зависимость от основного вида деятельности, размера доходов, систематичности их получения и иных обстоятельств.

    Согласно п. 4 ПБУ 9/99 организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. Поэтому организация может самостоятельно установить разделение доходов на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, закрепив принятую классификацию в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

    Если оказание маркетинговых услуг в рамках договора является для организации обычным видом деятельности, то на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, выручка отражается на счете 90 "Продажи". Если такая деятельность для организации обычной не является, то вознаграждение относится в состав прочих доходов и в соответствии с Инструкцией отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

    В рассматриваемом случае речь идет об оказании маркетинговых услуг, оказание этих услуг не является деятельностью, ради которой создавалась организация, т.е., по сути, эти услуги оказываются не в рамках основной деятельности, а являются сопутствующими. Кроме того, доля выручки от оказания данных услуг минимальна. В связи с этим, на наш взгляд, можно сказать, что доходы, полученные от оказания маркетинговых услуг, образуют прочие доходы и должны учитываться на счете 91 и отражаться в Отчете о финансовых результатах в прочих доходах

    Налоговый учет

    Для целей налогообложения классификация доходов несколько иная, нежели в бухгалтерском учете. Так, в силу п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

    1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

    2) внереализационные доходы.

    Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, открытый перечень таких доходов приведен в ст. 250 НК РФ.

    Таким образом, в налоговом учете любые поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), образуют выручку, формирующую доходы от реализации. Напомним, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (ст. 39 НК РФ).

    С учетом сказанного, в налоговом учете доход от оказания маркетинговых услуг изначально  является доходом от реализации.

    Однако, так как перечни доходов от реализации (статья 249 НК РФ) и внереализационных доходов (статья 250 НК РФ) не являются исчерпывающими, то налогоплательщик вправе самостоятельно решать в своей учетной политике в целях налогообложения, в составе каких доходов им будет учитываться дополнительная выгода (маркетинговые услуги) - в составе выручки или же в составе внереализационных доходов. Аналогичный вывод подтверждается и письмом УФНС России по городу Москве от 17 апреля 2007 г. N 20-12/035144.

Этот и еще ответов от экспертов на различные темы доступны по 

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+
Задать свой вопрос ⚡ Отвечаем за 1-3 часа