При подписании договора контрагент требует наличие ОС
Добрый день! Наша организация покупает и продает программный продукт. При заключении очередного лицензионного договора контрагент затребовал наличие ОС. У нас есть компьютеры, но они давно списаны как материал. Как в таком случае отвечать?
Эксперт:
Рубрика:
Первичные документы
Эта и еще 8 050 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Приветствуем вас!
На наш взгляд можно контрагенту написать письмо о том, что они приобретают нематериальный актив - ПО и что они могут приобрести право использования ПО, либо приобрести исключительные права на ПО.
Объясните, что согласно ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", утв. Приказом Минфина России от 30.05.2022 № 86н нематериальные активы (НМА) - это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации со сроком полезного использования больше 12 месяцев. В бухучете к НМА также относят неисключительные права на лицензионное ПО, лицензии на отдельные виды деятельности и любые успешные НИОКР. Лимит стоимости НМА в налоговом учете - больше 100 000 руб., в бухучете можно установить лимит самим (п. п. 4, 7 ФСБУ 14/2022, ст. 257 НК РФ).
Докзательством получения права собстености ПО будут: лицензионный договор и платежные документы по нему.
Бухучет неисключительных прав
В налоговом учете затраты на лицензионное ПО списывают в расходы равномерно, на последнее число каждого месяца в течение срока полезного использования, а при УСН - единовременно после оплаты (ст. ст. 264, 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 14.05.2019 № 03-03-06/1/34302).
В бухучете затраты на приобретение и внедрение лицензионного ПО, в том числе бухгалтерских, антивирусных и криптографических программ, - это НМА. Их амортизируют в течение СПИ, а при стоимости меньше лимита - сразу списывают в расходы (п. 4 ФСБУ 14/2022).
Срок полезного использования лицензионного ПО в бухгалтерском и налоговом учете - это срок действия лицензии. Если он не указан или лицензия бессрочная, СПИ для бухгалтерского и налогового учета установите сами (Письмо Минфина от 15.02.2021 № 07-01-09/10106).
Расходы на обновление и сопровождение ПО учитывают единовременно. Стоимость сертификата на техническую поддержку в бухгалтерском и налоговом учете списывают равномерно в течение периода его действия (ст. 272 НК РФ).
НДС по приобретенному ПО принимают к вычету.
Программное обеспечение, приобретенное в составе оборудования, в бухучете включают в первоначальную стоимость ОС (п. 4 МСФО (IAS) 38).
Видимо, контрагенту хочетс ядля простоты так сделать, но все равно так не выйдет, если нужно будет обновлять ПО и т.д., учитывать НМА отдельно выгодней.
Спасибо!)
Пожалуйста.