Принятие к учету малоценного оборудования и программного обеспечения
Добрый день. Организация приобрела ноутбук стоимостью 48000,00 рублей и программное обеспечение стоимостью 10000,00 рублей. Программное обеспечение это офисные программы и Windows. Поставщик предоставил УПД. Срок ПО не указан. Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Организация на ОСНО и относится к малому бизнесу.
Эксперт:
Эта и еще 6 961 консультация от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Добрый вечер.
Ноутбук такой стоимости не является ОС ни в бухгалтерском учете, ни в налоговом. Поэтому списываете в расходы сразу как МПЗ и можете учесть забалансом. В 1С для этого используется счет МЦ.04.
ПО стоимостью 10 000 рублей не является нематериальными активами в налоговом учете. В бухгалтерском учете лимит отнесения к НМА вы определяете своей учетной политикой. Но обычно устанавливают лимит в 100 тыс.рублей, как и в налоговом учете. Так что и в БУ это явно не НМА.
Сумма слишком незначительная, чтобы списывать частями в налоговом учете. Я бы списала сразу. И в бухгалтерском учете тоже. Тем более, что срок действия лицензии не указан.
Добрый вечер. Согласно ГК если срок не указан, то 5лет. Вопрос не об этом. У нас таких рабочих мест будет пока 5. Мы же передаем рабочее место сотруднику, я не могу списать так, поэтому и написала на линию консультаций. Сотрудники числятся в разных подразделениях. Как правильно офомить?
В бухучете вы списываете в расходы стоимость ноутбука, это не означает, что вы списали его и он перестает использоваться.
Именно для этого и ведется учет забалансом - для учета такого малоценного имущества. Вы передаете сотруднику имущество. Для этого делается проводка по кредиту забалансового счета, если это 1С, то к-т МЦ.04. Если сотрудник увольняется или по иному поводу возвращает имущество, то вы обратно его вносите по д-ту МЦ.04. Документы, которым передается имущество сотруднику, утверждаются самой организацией, поскольку унифицированные формы давно отменены. Но можно использовать имеющиеся формы, например, М-11.
Передача материалов в эксплуатацию в 1С, как и списание малоценного имущества, оформляется документом Передача материалов в эксплуатацию, раздел Склад — Спецодежда и инвентарь — Передача материалов в эксплуатацию.
На вкладке Инвентарь и хозяйственные принадлежности указывается:
Номенклатура — списанные материалы (малоценное имущество);
Физическое лицо — работник, получивший материалы (малоценное имущество) для эксплуатации.
Учитывать ПО стоимостью 10 тыс.рублей в течение 5 лет с моей точки зрения неоправданно, слишком незначительная сумма. Но ваше право учитывать по 166,67 руб. в месяц, конечно.
Ноутбук и ПО куплены для сотрудника, мне как передавать? Ноутбук только, без программного обеспечения?
Это рабочее место АРМ
ПО вы в любом случае передать не можете. Вы его списываете просто в расходы. Вы передаете работнику имущество, а это ноутбук.
Я не понимаю, для передачи в эксплуатацию я должна скомпоновать АРМ, чтобы имущество было пригодно для эксплуатации. Если по отдельности передаю, то какими проводками в налоговом и бухгалтерском я должна отразить? Организация занимается консалтингом и ведет позаказный учет. Сотрудник, не АУП будет исполнять работы сразу по нескольким заказам. Заказы есть длящиеся до середины 2025 года и до конца 2024. Как отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете?
Вы ничего не компонуете, вы передаете работнику в пользование вещь по документу. ПО вы ему не передаете, да и не можете этого сделать. У вас на это прав нет.
А в бухгалтерском и налоговом учете вы списываете в расходы стоимость ноутбука и ПО сразу. Ну или ПО частями, в течение года. Но ноутбук вы как материальные расходы сразу списываете.
Это совершенно стандартная операция. Я не понимаю, что вас смущает? Вам нужно просто вести количественный учет подобного имущества. Для этого и существуют забалансовые счета и документы на передачу имущества работникам в пользование.
Организация занимается консалтингом и ведет позаказный учет. Сотрудник, не АУП будет исполнять работы сразу по нескольким заказам. Заказы есть длящиеся до середины 2025 года и до конца 2024. Как отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете? Если ноутбук списываем сразу это понятно, а программное обеспечение как списать отдельно?
Я не понимаю, почему вы эти расходы хотите делить между заказами. Ведь ноутбук, как и ПО, не будут работать год - полтора. Они работают намного дольше. С моей точки зрения это общехозяйственные расходы, а не по конкретному заказу. Ведь после середины 2025 года вы не выкинете ноутбук, а будете его использовать дальше. И может быть даже в АУП.
И ноутбук и ПО сразу списываются в расходы. Я не понимаю, в чем у вас возникает сложность такого списания. Затраты на ноутбук списали в расходы, учли его на забалансе. ПО при желании тоже можно учесть забалансом, но я не понимаю зачем, оно нематериально. Вы не можете его никому передать или продать, у вас на это прав нет. Это просто ваши текущие расходы.
Мы покупаем основным сотрудникам, которые числятся на 20 счете, как я могу списать на 26 счет? у нас все сотрудники делятся по заказам. Когда принимаем на работу,то пишем на какой контракт, поэтому и вопрос.
Почему не можете списать на 26 счет? Вы не знаете, к какому заказу будут относится эти расходы. Или у вас на 20 счете должен быть какой-то общий "котел" для таких расходов.
Вы не сотрудников делите, а расходы. И вы потом этот ноутбук передадите другому сотруднику для других заказов.
Сотрудник привязан к заказу, других поступлений у нас нет. Работаем в рамках 44 и 223. Можем через увольнение принять, но на другой заказ. В организации есть делимые расходы на счете 25 и АУП три сотрудника. В этом и проблема, что не котел
Откуда на 20 счете может появиться общий котел?
Может, если вы предусмотрите это учетной политикой.
Я не вижу возможности привязать к конкретному заказу покупку ноутбуков. Тем более, что у вас госзаказы. На каком основании вы будете включать в расходы по госзаказу покупку ноутбука, который будет использоваться потом в других заказах, причем еще и не государственных?
Не понимаю, как это сделать. Например Иванов трудится по Заказу 1 и Заказ 2. Я делаю передачу ноутбука, а когда ПО счет 20 списание ставлю у меня сразу статьи затрат надо выбрать. Лицензий сразу 5 ставить общей суммой?
Я не знаю, чем еще помочь. Я считаю неверным списание стоимости ноутбука или ПО на конкретный заказ.
Если в организации ведется так учет, что вообще ничего не покупать? Если 20 счете нет номеклатуры, то как списать? У меня программа ничего не подтянет. Каждый месяц формируется незавершенка на 20 счете, если не подписан акт с заказчиком.
Почему не покупать-то? Просто это расходы, которые не должны делиться между заказами. Я вижу как выход - учитывать такие расходы на 26 счете.
Доброе утро. Это правомерно? Это касается только ПО?
Я не вижу другого варианта, как учитывать и ПО и ноутбуки на 26 счете. Вы не можете их стоимость относить к конкретному заказу.
Или надо менять учетную политику в части бухучета и относить имущество стоимостью менее 100 тыс.рублей к основным средствам и амортизировать его. А в расходы по заказам включать амортизацию за месяцы конкретного заказа. Будет разница между БУ и НУ из-за разного лимита отнесения к ОС.
В части ПО тоже можно либо прописать лимит в БУ отнесения к НМА, например, 5 000 руб., либо прописать в учетной политике использование счета 97 для списания ПО, не являющегося НМА. И тоже списывать частями в течение срока пользования (нет срока - 5 лет) на конкретные заказы.
При изменении учетной политики придется пересдавать отчетность? Баланс утвержден за 2022 и 2023год, доплачивать налог на прибыль. Я правильно понимаю?
К налогу на прибыль это отношения не имеет. Менять лимиты в НУ вы не имеете права, они установлены в НК.
Изменить учетную политику можно было с 1 января 2024 года, например. Причем установить лимиты можно по отдельным группам ОС. Из рекомендаций Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств":
Я каждый год могу менят стоимость основных?
Учетная политика может изменяться с 1 января, если для этого есть основания - изменения нормативных актов, необходимость для учета в организации и т.д.
Так в учетной политике прописано, что ОС 100000 рублей, тут же проблема в ОС, ноутбук сразу списываю. По программному обеспечению проблема, как его отдельно амортизировать?
Вы не можете изменить УП задним числом? Вы не главный бухгалтер? Или вы куда-то предоставляете свою учетную политику?
В бухучете для НМА лимит вы устанавливаете сами. И амортизируется оно отдельно, потому что СПИ у программ обычно меньше, чем у ноутбука.
Но можно и включить в состав ОС, это вы сами решаете, опять-таки, своей учетной политикой.
В бухучете в основном все регулируется учетной политикой, только основные контуры учета описаны в ПБУ/ФСБУ. Это в налоговом учете все строго регламентировано.
В 2023 году было поступление принтеры, ноутбуки для АУП, офисная мебель. Все было до 100 тыс. рублей и сразу списывалось в расход. Поменяется налог на прибыль. Поэтому я не могу менять учетную политику. Почему СПИ у программ меньше? Я не понимаю, если скомпоновать с ПО, то как списать в налоговом учете?
Как может поменяться налог на прибыль, если вы меняете лимит отнесения к ОС в бухгалтерском учете? В налоговом учете лимит установлен Налоговым кодексом и менять вы его не можете. Кроме того, я вам пишу про изменение УП с 1 января 2024, а не в 2023 году. И по конкретной группе имущества, а не по всем объектам.
Я не вижу возможности компоновать в налоговом учете такие объекты, они списываются по разным нормам главы 25. Ноутбук как материальный расход (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), а ПО как прочие расходы (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Так в этом и проблема, разные списания ПО и ноутбука. Я изначально об этом и писала. Зачем менять УП, если изменения касаются только налогового учета. В бухгалтерском учете ноутбук и ПО мы можем списать единовременно. Или я опять неправильно все поняла?
У вас проблема с бухгалтерским учетом, а не с налоговым. Я вам и дала два варианта решения этой проблемы - относить расходы на 26 счет, а не на 20 или изменить учетную политику по БУ задним числом с 2024 года и списывать амортизацию ноутбука на конкретный заказ на счет 20.
Третьего варианта у меня нет.
В налоговом учете у вас вообще нет проблем, там позаказный учет вести не нужно.
Я не понию Вас. Почему с БУ? Разные сроки списания ПО у меня в налоговом учете. В БУ я списываю единовременно в момент ввода в эксплуатацию и отношу на определенный заказ. Списав единовременно ПО в НУ я занижаю налог на прибыль. Что я должна изменить в 2024 в УП? В части списания ПО по БУ? По основным средствам лимит установлен 100000,00 рублей и в 2023году. Если менять лимит отнесения ОС в БУ, то в 2023 лимит был 100000 рублей и было списание ОС, менее этой стоимости и в балансе строка основные средства за 2023 год, будет не верной, так как в ней указывается за ОС за минусом амортизации и себестоимость в форме 2 за 2023 будет другая. В части чего изменять учетную политику?
Списывать в БУ на определенный заказ неправильно. Поскольку вы этот ноутбук будете использовать после окончания этого заказа. Я объясняю это уже не первый день. Не знаю, как еще это объяснить. Если у вас заказы по госконтрактам могут быть вообще неприятности при проверке от госорганов.
И еще раз пишу - я предлагала изменить учетную политику по БУ начиная с 2024 года. Вы имеете право менять учетную политику, если для ведения достоверного учета это нужно. А вы опять мне пишете про 2023 год. Причем тут прошлые годы? Измененная учетная политика начинает действовать в году изменения.
Что касается налогового учета, я тоже все написала.
И проблемы с НУ я не понимаю. Если вы хотите списывать такие мелкие суммы в учете постепенно для вас есть п.2 ст.271 НК РФ:
Я не понимаю, что я должна поменять в учетной политике по БУ?
Я выше написала:
Вы в бухучете сами устанавливаете лимит отнесения имущества к ОС и НМА. Хоть 1000 рублей можете сделать.
Опять Вы меня нк слышите, в 2023 году стоимость ОС была от 100000 рублей, быои почтупления. В 2024 я пишу лимит от одной тысячи рублей, наступает 2025, я могу опять поставить 100000, 00?
Это вы меня не слышите. Вы можете изменить учетную политику в части ОС с 1 января 2024 года и применять её к последующим годам.
Зачем вам менять обратно УП? Какой в этом смысл, если у вас ведется позаказный учет и вы наверняка будете в дальнейшем еще покупать ноутбуки и подобную технику? Которая используется как раз в конкретных заказах.
Я понимаю, но по ОС в 2023 году был лимит 100000,00. А в 2024 стал опять 40000,00 рублей? Так можно?
Можно, если это требуется для достоверного бухгалтерского учета в организации. Нет на это запрета.
Сомневаюсь.