Регистрация товарного знака

Здравствуйте, мы ООО на ОСНО. Мы регистрируем свой товарный знак, для подготовки заявки на гос. регистрацию и оплаты госпошлин был заключен договор со сторонней фирмой (они подают заявку и оплачивают пошлину). Подскажите как отразить эти затраты на товарный знак в учёте (и бухгалтерском и в налоговом)?

  • Александр Анищенко

    Добрый день!

    В налоговом учете товарный знак относится к НМА. НМА признается документально подтвержденное право на товарный знак, который способен приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход) (письмо ФНС от 01.11.2011 № ЕД-4-3/18192).

    Затраты на оплату услуг сторонней фирмы должны пойти на формирование первоначальной стоимости НМА.

     

    В целях исчисления налога на прибыль определение СПИ объекта НМА  производится исходя из срока действия исключительного права на товарный знак, указанного в свидетельстве о регистрации данного товарного знака (п. 2 ст. 258 НК РФ, письмо Минфина от 27.05.2016 № 03-03-06/1/30730).

     

    В бухучете нужно использовать ФСБУ 14/2022. Этот стандарт не распространяется на средства индивидуализации компании, созданные своими силами. Затраты на создание товарного знака учитываются в расходах организации (ПБУ 10/99 "Расходы организации") в том периоде, в котором они были понесены (письмо Минфина от 22.12.2023 № 07-01-09/124460). Используйте счет 26.

     

  • Я нашла вот такую информацию. В бухгалтерском учете не признаются нематериальными активами товарные знаки, предназначенные для продажи и товарные знаки, созданные собственными силами (п. 8 ФСБУ 14/2022). Услуги регистрации такого товарного знака и госпошлина представляют собой расходы. Если расходы связаны с получением дохода в течении периода, превышающего 12 месяцев, то они списываются равномерно. То есть, в этой ситуации расходы на услуги и госпошлина суммируются с расходами на создание (приобретение) товарного знака и учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». В итоге в как отразить затраты в бухгалтерском учёте на 26 счете или на 97 счете?

    А про налоговый учет вот нашла информацию.

    Если стоимость товарного знака менее 100 тыс.рублей, то он не признается НМА в налоговом учете, а затраты списываются на текущие расходы.

    При стоимости более 100 тыс.рублей госпошлина и услуги по регистрации включаются в первоначальную стоимость НМА и списываются в расходы через механизм амортизации.

    Подскажите имеет ли значение в налоговом учёте стоимость затрат на НМА, затраты на оплату пошлины списывать на текущие расходы или на формирование первоначальной стоимость НМА?

  • Александр Анищенко

    Есть такое мнение про 97 счет среди некоторых специалистов. Но в Плане счетов про него сказано так.

    "Счет 97 "Расходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др".

    Как бы не подходят тут расходы на создание товарного знака. Я бы не сказал, что эти расходы относятся к будущему.

    Затраты на оплату пошлины в налоговом учете относятся к первоначальной стоимости НМА. Если эта стоимость, (вместе с пошлиной), окажется менее величины лимита, то все затраты можно списать сразу в расходы.

Этот и еще ответов от экспертов на различные темы доступны по 

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+
Задать свой вопрос ⚡ Отвечаем за 1-3 часа