Учёт мало ценного инструмента
Здравствуйте.
ООО на ОСНО является ген подрядчиком и привлекает подрядчиков на определённые виды. В рамках подрядных договоров ген подрядчик обеспечивает подрядчика инструментом ( малоценным).
Вопрос:
Как отразить в учете ( бухгалтерском, налоговом) ген подрядчику передачу инструмента, который по учётной политике является малоценным?
Спасибо
Эта и еще 8 016 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Действующим законодательством не запрещается при заключении договора предусмотреть, что заказчик должен обеспечить подрядчика какими-то средствами труда — оборудованием, инструментами, инвентарем и пр.
Требовать ли за это от подрядчика какую-либо компенсацию за использование переданного имущества — в виде арендной платы, оплаты услуг заказчика (п. 2 ст. 747 ГК РФ), либо считать это непосредственной обязанностью заказчика — решать сторонами договора.
Минфин России в свое время (письмо от 23.09.2004 № 03-03-01-04/1/57) указал, что предоставление заказчиком подрядчику во временное пользование оборудования должно быть признано безвозмездно оказанной услугой в том, и только в том случае, если таковое предоставление не предусмотрено заключенным договором, либо дополнительным к нему соглашением.
Если подрядчику на условиях, предусмотренных договором, передается какое-либо оборудование (основное средство), то его передача должна быть оформлена соответствующим первичным документом (актом приема-передачи).
Переданный во временное пользование подрядчику объект основных средств, продолжающийся эксплуатироваться в производственных целях, остается на балансе заказчика. По нему точно также продолжает начисляться амортизация, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли.
Если передаются инструменты, принятые к учету у заказчика, как хозяйственный инвентарь, то их передачу необходимо оформить в том же самом порядке, как и передачу давальческих материалов.
Вначале выписывается накладная по форме М-15.
Стоимость переданных в эксплуатацию инструментов и другого хозяйственного инвентаря подлежат списанию на затраты на дату их отпуска (п. 41 ФСБУ 5/2019, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Однако эта норма применима только к инструментам, выданным для выполнения работ своими силами, то есть своим работникам.
В рассматриваемой ситуации инструмент выдается подрядчику. И списать его на производственные затраты, по аналогии с давальческими материалами можно будет только после того, как от подрядчика будет принят результат работ и получен отчет об использовании этих инструментов. Кроме того, необходимо будет получить еще подтверждение от своих производственников, что данный инструмент действительно был необходим для производства именно этих работ. А то может получиться, что для производства, например, малярных работ подрядчику были выданы ломы и лопаты, а для штукатурных работ — кисти, валики и краскопульты.
Таким образом, выдача подрядчику для производства работ «давальческих» инструментов еще не означает списание их стоимости на затраты. Для учета такого инвентаря, по нашему мнению (опять таки по аналогии с давальческими материалами) оптимально будет к субсчету «Хозяйственный инвентарь» на счете 10 ввести еще субсчет «Хозяйственный инвентарь, выданный подрядчику».
И только после того, как подрядчик передаст заказчику выполненный им результат работ, и отчитается об использовании полученных инструментов именно на выполнение этих работ, заказчик сможет списать их на затраты.