odoevskoe
УСН

УСН переход с Доходов на Доходы-расходы

Производственное предприятие. Больше 50% продукции стали продавать через Макретплейсы. 6% платим от цены продажи на Маркетплейсах, а не от суммы, получаемой от Маркетплейсов. В связи с этим встал вопрос о целесообразности перехода на систему Доходы-Расходы. В интернете так и не разобрался как правильно учитывать расходы в производстве. Кассовый метод (все материалы, что закупили сразу списываем) или нужно составлять калькуляции, вести сложнейших учет и списывать только то, что пошло на производство изделий в конкретном периоде?

  • Надежда Камышева

    Добрый день.

    Речь об организации или ИП?

  • odoevskoe

    ИП

  • Надежда Камышева

    Поскольку ИП не обязан вести бухучет, можно вести только налоговый. Но надо учитывать, что расходы должны быть экономически обоснованными. Т.е. если ИП закупил два вагона древесины и списал сразу в расходы, то могут поинтересоваться, а сколько же нужно для производства. А то может он на постройку личного дома половину отправил.

    И в любом случае для внутреннего учета нужны калькуляции и пр.

  • odoevskoe

    Вот и не понятно как быть. С одной стороны, бухучет вести не обязательно, но для УСН Доходы-Расходы для производства получается вроде как и необходимо для того, что списывать только по калькуляциям. У нас 250 наименований изделий. Чтобы обсчитывать все калькуляции и фактические расходы материалов, вести по всем позициям учет, необходим целый штат сметчиков, бухгалтеров. А еще много уходит много расходов материалов на разработку изделий. Как это все учитывать? Поэтому у меня и возник этот вопрос. Как я понимаю, в производстве УСН 15% для малого предприятия это практически не реальная история. Я работаю без бухгалтера, бухгалтерия Т-Банк. Вот и решаю , есть ли смысл взять бухгалтера и перейти на 15%. Что посоветуете? Может я ошибаюсь и можно все как то упростить? Как остальные работают?

  • Надежда Камышева

    Нет обязанности списывать материалы по калькуляции, поскольку материалы идут в расходы по мере оплаты и поступления.

    Но должны быть какие-то документы на производство. Как-то же ИП рассчитывает, сколько и чего надо закупить? Отслеживает, сколько потратили материалов. А как иначе? Это самому ИП нужно в первую очередь, а не налоговой.

  • odoevskoe

    А есть какие-либо законодательные документы , регламентирующие порядок отнесения расходов у ИП при УСН 15? Чтобы ссылаться на них?

  • Надежда Камышева

    Законодательный документ один - Налоговый кодекс. Расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (ст.252 НК РФ). Порядок отнесения в расходы разных видов затрат указан в статье 346.17 НК РФ.

    Никаких других документов не существует.

  • odoevskoe

    В Законе указано - 1) материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы

    Но ничего не сказано о порядке отнесения расходов - если я оплатил материалы на 6 месяцев вперед, я могу сразу всю сумму оплаты отнести на расходы или пропорционально проданной или изготовленной продукции?

  • Надежда Камышева

    Но ничего не сказано о порядке отнесения расходов

    Вообще-то как раз сказано и вы это процитировали - в момент погашения задолженности...

    И неважно, на сколько месяцев вперед вы закупили материалы.

  • odoevskoe

    Вы пишете, что не важно на сколько месяцев вперед закупили. Но до этого Вы писали - "Т.е. если ИП закупил два вагона древесины и списал сразу в расходы, то могут поинтересоваться, а сколько же нужно для производства."

  • Надежда Камышева

    Это называется экономическая обоснованность расходов. И в процессе выездной проверки у ИП могут запросить данные о том, сколько он хотя бы примерно использует материалов и каких.

  • odoevskoe

    Не могу понять. Например, если я что-то шью. Уходит на изделие 1 кв.м ткани. Я закупил 10 рулонов ткани на целый год. Какая налоговой разница сколько я использую материала на единицу изделия, если списать я все равно могу сколько угодно материала на много месяцев вперед?

  • Надежда Камышева

    Такая, что вы может быть купили материал и продали его за наличку, не показав в доходах. Или использовали на личные нужды ИП.

    Именно поэтому и могут быть запросы про расход материалов.

  • odoevskoe

    А если материал лежит у меня на складе? Может материал в последствии вообще не будет использован в производстве (товар снят с производства, например). А я списал его сразу в расходы. Какую экономическую обоснованность может потребовать налоговая, почему я списал в расходы? Что я нарушил?

  • Надежда Камышева

    Он может лежать на складе. Не запрещено.

    Если у вас не списывались в расходы материалы миллионами рублей, при отсутствии сопоставимого объема производства, то никого это не заинтересует.

  • odoevskoe

    В итоге, как я понял, все как то работают, списывают в рамках "приличия", но до конца вопрос списания материалов в производстве не регламентирован со стороны закона и налоговой. Можно списывать, а дальше на суд проверяющего налоговой - не понравится вычтет.

  • Надежда Камышева

    В общем, да, так и есть.

Эта и еще 8 297 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+