УСН переход с Доходов на Доходы-расходы
Производственное предприятие. Больше 50% продукции стали продавать через Макретплейсы. 6% платим от цены продажи на Маркетплейсах, а не от суммы, получаемой от Маркетплейсов. В связи с этим встал вопрос о целесообразности перехода на систему Доходы-Расходы. В интернете так и не разобрался как правильно учитывать расходы в производстве. Кассовый метод (все материалы, что закупили сразу списываем) или нужно составлять калькуляции, вести сложнейших учет и списывать только то, что пошло на производство изделий в конкретном периоде?
Эта и еще 8 297 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Добрый день.
Речь об организации или ИП?
ИП
Поскольку ИП не обязан вести бухучет, можно вести только налоговый. Но надо учитывать, что расходы должны быть экономически обоснованными. Т.е. если ИП закупил два вагона древесины и списал сразу в расходы, то могут поинтересоваться, а сколько же нужно для производства. А то может он на постройку личного дома половину отправил.
И в любом случае для внутреннего учета нужны калькуляции и пр.
Вот и не понятно как быть. С одной стороны, бухучет вести не обязательно, но для УСН Доходы-Расходы для производства получается вроде как и необходимо для того, что списывать только по калькуляциям. У нас 250 наименований изделий. Чтобы обсчитывать все калькуляции и фактические расходы материалов, вести по всем позициям учет, необходим целый штат сметчиков, бухгалтеров. А еще много уходит много расходов материалов на разработку изделий. Как это все учитывать? Поэтому у меня и возник этот вопрос. Как я понимаю, в производстве УСН 15% для малого предприятия это практически не реальная история. Я работаю без бухгалтера, бухгалтерия Т-Банк. Вот и решаю , есть ли смысл взять бухгалтера и перейти на 15%. Что посоветуете? Может я ошибаюсь и можно все как то упростить? Как остальные работают?
Нет обязанности списывать материалы по калькуляции, поскольку материалы идут в расходы по мере оплаты и поступления.
Но должны быть какие-то документы на производство. Как-то же ИП рассчитывает, сколько и чего надо закупить? Отслеживает, сколько потратили материалов. А как иначе? Это самому ИП нужно в первую очередь, а не налоговой.
А есть какие-либо законодательные документы , регламентирующие порядок отнесения расходов у ИП при УСН 15? Чтобы ссылаться на них?
Законодательный документ один - Налоговый кодекс. Расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (ст.252 НК РФ). Порядок отнесения в расходы разных видов затрат указан в статье 346.17 НК РФ.
Никаких других документов не существует.
В Законе указано - 1) материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы
Но ничего не сказано о порядке отнесения расходов - если я оплатил материалы на 6 месяцев вперед, я могу сразу всю сумму оплаты отнести на расходы или пропорционально проданной или изготовленной продукции?
Вообще-то как раз сказано и вы это процитировали - в момент погашения задолженности...
И неважно, на сколько месяцев вперед вы закупили материалы.
Вы пишете, что не важно на сколько месяцев вперед закупили. Но до этого Вы писали - "Т.е. если ИП закупил два вагона древесины и списал сразу в расходы, то могут поинтересоваться, а сколько же нужно для производства."
Это называется экономическая обоснованность расходов. И в процессе выездной проверки у ИП могут запросить данные о том, сколько он хотя бы примерно использует материалов и каких.
Не могу понять. Например, если я что-то шью. Уходит на изделие 1 кв.м ткани. Я закупил 10 рулонов ткани на целый год. Какая налоговой разница сколько я использую материала на единицу изделия, если списать я все равно могу сколько угодно материала на много месяцев вперед?
Такая, что вы может быть купили материал и продали его за наличку, не показав в доходах. Или использовали на личные нужды ИП.
Именно поэтому и могут быть запросы про расход материалов.
А если материал лежит у меня на складе? Может материал в последствии вообще не будет использован в производстве (товар снят с производства, например). А я списал его сразу в расходы. Какую экономическую обоснованность может потребовать налоговая, почему я списал в расходы? Что я нарушил?
Он может лежать на складе. Не запрещено.
Если у вас не списывались в расходы материалы миллионами рублей, при отсутствии сопоставимого объема производства, то никого это не заинтересует.
В итоге, как я понял, все как то работают, списывают в рамках "приличия", но до конца вопрос списания материалов в производстве не регламентирован со стороны закона и налоговой. Можно списывать, а дальше на суд проверяющего налоговой - не понравится вычтет.
В общем, да, так и есть.