Автор: Колесников Виктор Алексеевич
Регион: Красноярский край, г. г. Красноярск
Должность: Директор по правовым вопросам, ООО "КраМЗЭнерго"
Область права: Налоги
Порядок решения проблемы: Внесудебный
Суть дела
В ООО «КраМЗЭнерго» весной 2011 года была проведена налоговая проверка, по итогам которой ИФНС России по Советскому району г. Красноярска указала в акте проверки эпизоды неуплаты (неполной уплаты) налога на прибыль и НДС на общую сумму 13 610 157, 81 руб. Основанием стал вывод инспекции о том, что компания действовала без должной осмотрительности и осторожности во взаимоотношениях с одним из контрагентов - ООО «СпецМонтажИнвест». Доказать обратное и отменить многомиллионные доначисления удалось на стадии рассмотрения результатов проверки.
Задача и ее решение
Согласно акту проверки № 2.14-18 от 22.04.2011 вывод налоговой инспекции о том, что ООО «КраМЗЭнерго» действовало без должной осмотрительности и осторожности во взаимоотношениях с ООО «СпецМонтажИнвест», основывался на том, что ООО «СпецМонтажИнвест»:
- зарегистрировано на подставное лицо (физическое лицо – единственный участник ООО фактически не имеет отношения к данной организации, никаких финансово-хозяйственных документов не подписывал);
- по юридическому адресу не находится;
- не имело объективных условий для ведения предпринимательской деятельности в силу отсутствия основных средств, транспортных средств, персонала;
- не предоставляло в налоговый орган по месту учета отчетность с 01.10.03г., т.е. намеренно не исполняло и не исполняет обязанностей по уплате налогов;
- расчетный счет закрыт 28.01.04г.
Оплата поставляемого угля производилась путем перечисления денежных средств на расчетные счета ООО «Туим» и ООО «Бонус Плюс» по указанию ООО «СпецМонтажИнвест». Документы по сделке подписаны неустановленным (неуполномоченным) лицом. Кроме того, инспекция указала на дефектность товарных накладных и использовала показания допрошенных свидетелей. В результате инспекция сделала вывод о получении ООО «КраМЗЭнерго» необоснованной налоговой выгоды и изменила юридическую квалификацию сделки, указав на формальность осуществления поставки угля, так как ООО «СпецМонтажИнвест» фактически не имело возможности осуществлять спорные хозяйственные операции. Необходимо было представить в налоговую инспекцию возражения по соответствующим положениям акта проверки.
Доводы в возражениях по акту проверки.
1. Обстоятельства заключения договора с ООО «СпецМонтажИнвест».
1.1. В мае–июне 2003г. в ООО «КраМЗЭнерго» обратился коммерческий директор ООО «СпецМонтажИнвест» Дозоров В.А. с предложением рассмотреть вопрос о заключении договора на поставку угля 2 БР Бородинского разреза в необходимых объемах.О возможности поставки угля ООО «СпецМонтажИнвест» подтверждало гарантийное письмо от имени ОАО «СУЭК» о том, что ОАО «СУЭК» гарантирует отгрузку угля по заключенным договорам между ООО «СпецМонтажИнвест» и потребителями. Условия договора, предложенные ООО «СпецМонтажИнвест» были более выгодными с точки зрения: - цены за одну тонну угля включая доставку и ж/д тариф; -порядка расчетов и т.д. Вышеуказанные обстоятельства и стали решающими при выборе поставщика угля ООО «КраМЗЭнерго», так как на начало деятельности предприятия достаточных оборотных средств не было. Между ООО «КраМЗЭнерго» и ООО «СпецМонтажИнвест» был заключен договор поставки на поставку угля 2 БР Бородинского разреза.
1.2. Определение понятия "должная осмотрительность и осторожность" не раскрыто ни в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 53, ни в нормах действующего законодательства.Однако, под должной осмотрительностью и осторожностью следует понимать такое поведение налогоплательщика, при котором он использовал все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте с целью избежать заключения сделки с правонарушителем.
При этом в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.04г. № 85 указано на то, что непроявление необходимой осмотрительности при выборе контрагента относится именно к моменту заключения с ним сделки и не может толковаться расширительно.
По смыслу статьи 2 ГК РФ проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает не только проверку правоспособности самого юридического лица, но и полномочий лица, действующего от имени этого юридического лица, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью.
При рассмотрении вопроса о заключении данного договора с ООО «СпецМонтажИнвест» были запрошены следующие документы:
- копии регистрационных документов;
- копии учредительных документов;
- копия решения единственного участника общества, в том числе об избрании единоличного исполнительного органа;
- копия паспорта Филиппова Андрея Владимировича;
- копия доверенности на коммерческого директора ООО «СпецМонтажИнвест» Дозорова В.А. № 1 от 19 мая 2003г.
- гарантийное обязательство от имени ОАО «СУЭК» исх. № ША-995 от 16.06.03г. о том, что ОАО «СУЭК» гарантирует отгрузку угля по заключенным договорам между ООО «СпецМонтажИнвест» и потребителями.
Данные документы не содержали видимых подчисток и исправлений, в связи с чем у ООО «КраМЗЭнерго» не возникло сомнений в их подлинности и достоверности содержащихся в них сведений, поскольку указанная организация была зарегистрирована в качестве юридического лица, поставлена на налоговый учет, имела действующий расчетный счет, осуществляла хозяйственную деятельность. Таким образом, ООО «КраМЗЭнерго», вступая в договорные отношения с ООО «СпецМонтажИнвест», проявило должную осторожность и осмотрительность, проверило документы, подтверждающие личность и полномочия лиц, выступающих в качестве представителя и руководителя от имени ООО «СпецМонтажИнвест».
2.1. ООО «КраМЗЭнерго» в спорный период производило тепловую энергию, а следовательно и сжигало получаемый уголь от ООО «СпецМонтажИнвест» с Бородинского разреза. Вышеуказанные обстоятельства подтверждают реальность хозяйственной операции.
2.2. ООО «КраМЗЭнерго» по нашему мнению, подтвердило реальность сделки товарно-транспортными накладными, счетами-фактурами, книгой покупок. В бухгалтерском учете ООО «КраМЗЭнерго» спорные хозяйственные операции нашли свое отражение в соответствии с правилами бухгалтерского учета, приобретенные товары приняты на учет, счета-фактуры отражены в книге покупок, декларациях по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Факт отгрузки и получения угля Инспекцией ФНС по Советскому району г. Красноярска не отрицается.
3. Наличие деловой цели.
3.1. Сравнительный анализ стоимости приобретения угля с перевозкой за спорный период при условии приобретения угля у ОАО «СУЭК» в объеме, приобретенном у ООО «СпецМонтажИнвест», показывает, что реальная экономия ООО «КраМЗЭнерго» составила более миллиона. По нашему мнению, заключение договора на поставку угля с ООО «СпецМонтажИнвест» являлось целесообразным, экономически обоснованным и рациональным для ООО «КраМЗЭнерго».
4. Изменение юридической квалификации сделки.
4.1. В проверяемый период с 01.01.07г. по 31.12.09г. ООО «КраМЗЭнерго» приобретало уголь марки 2 БР Бородинского разреза у следующих поставщиков:
- ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»;
- ООО «СпецМонтажИнвест»;
- ООО «УгольсбытСтрой».
По всем вышеуказанным договорам поставка угля осуществлялась с Бородинского разреза. Вывод о притворности сделки сделан Инспекцией ФНС по Советскому району г. Красноярска только в отношении одного перепродавца угля ООО «СпецМонтажИнвест». Предъявленные налоговые вычеты по поставке угля, осуществляемой перепродавцом ООО «УгольсбытСтрой», признаны законными и обоснованными, налог на прибыль уплаченным.
4.2. Инспекция ФНС по Советскому району г. Красноярска признала сделку (договор поставки угля № 211 от 10.11.03г.) притворной, фактически исключив из схемы покупки угля (фирму перепродавца) ООО «СпецМонтажИнвест», что соответственно влечет за собой признание притворной сделки (договора поставки), заключенной между ООО «СпецМонтажИнвест» и ОАО «СУЭК».
Таким образом, Инспекция ФНС по Советскому району г. Красноярска определила для ООО «КраМЗЭнерго» другого контрагента по сделке. Хозяйствующие субъекты самостоятельно и по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности. В полномочия налоговых органов входит лишь осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а не вменение им доходов исходя из собственного видения способов достижения налогоплательщиками экономического результата с меньшими затратами. Поскольку налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность применения определенного порядка покупки угля не может оцениваться инспекцией с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Исходя из изложенного, по нашему мнению, налоговый орган, изменив юридическую квалификацию сделки, заключенной ООО «КраМЗЭнерго» с ООО «СпецМонтажИнвест» по существу указал на незаконность действовавшей схемы движения угля, и исходя из собственного видения, увеличивая при этом размер подлежащих уплате налогов, фактически принял решение за юридических лиц - налогоплательщиков, определив им другую схему приобретения угля и исключив из нее фирму-посредника.
5. Необоснованная налоговая выгода.
5.1. Из предъявленных во время проверки документов и результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «КраМЗЭнерго» следует, что сделки с ООО «СпецМонтажИнвест» не были лишены делового характера, не направлены исключительно на возмещение НДС из бюджета, не привели к получению необоснованной налоговой выгоды. По смыслу положений Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Но доказательств того, что ООО «КраМЗЭнерго» находилось или находится в отношениях взаимозависимости или аффилированности с представителями ООО «СпецМонтажИнвест» Инспекцией ФНС по Советскому району г. Красноярска не представлено.
5.2. Ответственность налогоплательщика за действия третьих лиц при отсутствии достаточных доказательств его собственной недобросовестности налоговым законодательством не предусмотрена, а достоверных фактов недобросовестности ООО «КраМЗЭнерго» в ходе проверки не установлено. С учетом этого недобросовестность налогоплательщика должна быть доказана, а не предполагаться.
5.3. Для доказательства недобросовестности налогоплательщика необходимо представить подтверждения умышленности совместных действий сторон по сделке по возмещению НДС из федерального бюджета, убыточность при осуществлении предпринимательской деятельности, фиктивности хозяйственных операций, отсутствие осуществления у общества вида деятельности, для которой получалась продукция, и другие доказательства. ООО «КраМЗЭнерго» в проверяемый период не являлось убыточным предприятием.Неуплата ООО «СпецМонтажИнвест» налогов является основанием для применения к упомянутой организациям мер принудительного взыскания налогов, а не для отказа ООО «КраМЗЭнерго» в применении налоговых вычетов и исключения из состава расходов спорных сумм затрат..В завершении хочется вернуться к ключевому элементу доказательной базы должной осмотрительности. ООО «КраМЗЭнерго», вступая в договорные отношения с ООО «СпецМонтажИнвест», проявило должную осторожность и осмотрительность, проверило документы, подтверждающие личность и полномочия лиц, выступающих в качестве представителя и руководителя от имени ООО «СпецМонтажИнвест».
Исходя из правовой позиции ВАС РФ, указанной в постановлении от 25.05.10г. № 15658/09, при выборе контрагентов субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств. Полученное ООО «КраМЗЭнерго» - гарантийное обязательство от имени ОАО «СУЭК» в соответствии, с которым ОАО «СУЭК» гарантирует отгрузку угля по заключенным договорам между ООО «СпецМонтажИнвест» и потребителями. Следовательно при выборе поставщика угля ООО «КраМЗЭнерго» оценило не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловую репутацию, а также риск неисполнения обязательств со стороны ООО «СпецМонтажИнвест».
Чего удалось добиться
При рассмотрении результатов налоговой проверки ИФНС учла все доводы, представленные в возражениях налогоплательщика и сочла доказанным факт должной осмотрительности со стороны ООО «КраМЗЭнерго». В решении ИФНС, принятом по результатам выездной налоговой проверки (№ 2.14-33 от 30.06.2011), по фактам, связанным с договором с ООО «СпецМонтажИнвест», компания не была привлечена к налоговой ответственности.
Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» -вы можете проголосовать за него.
Комментарии
1Если бы к этому случаю да и вот эти полномочия, то вряд ли все было бы так просто. Факт реальной физической отгрузки угля с разреза в адрес Спецмонтажинвеста вообще не исследовался. Невозможно установить систмную связь.
"Налоговые органы получат право в ходе проверок истребовать информацию не только о проверяемом, но и обо всех участниках цепочки его финансовых операций. Об этом 25 апреля в ходе Российского Налогового Саммита 2012, организованного ИД "Аргументы и факты", сообщил заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Готовящиеся поправки в НК предполагают расширение полномочий налоговых органов по истребованию у банка информации не только о счетах, но и о депозитах организаций и ИП. Помимо этого, налоговики получат право требовать у контрагентов проверяемой организации или ИП информацию не только о самом проверяемом, но и о других участниках цепочки его финансовых операций.
В соответствии с новыми правилами определения налоговой базы проверяемого налогоплательщика из нее исключаются сделки, проведенные третьми лицами - посредниками, которые не несли в этой совокупности сделок никаких функций, кроме простой перепродажи товара, не принимали на себя дополнительных рисков, не задействовали никакие активы. Это правило действует для иностранных контролируемых компаний, но предполагается распространить налогообложение конечных бенефециаров и на территорию РФ.
Речь идет не о трансфертном ценообразовании, подчеркнул Разгулин, а о случаях получения необоснованной налоговой выгоды за счет включения в цепочку фирм-однодневок. Если речь идет о занижении налоговой базы, то ее принудительное изменение будет применяться к продавцу, если о наращивании расходов для увеличения возврата НДС - то к покупателю".