Андрей Филипповский: маркетинговые исследования позволяют снизить риски на 80%-90%

Андрей Филипповский: маркетинговые исследования позволяют снизить риски на 80%-90%

Директор «РЕНОМЕ Онлайн» Андрей Филипповский рассказал, кому необходимы маркетинговые исследования, сколько они готовятся и почему иногда не работают.

Андрей, что такое «маркетинговое исследование» вообще и какие они бывают?

Есть разные виды исследований. Это может быть bestuse –наиболее эффективное использование, объекта недвижимости, будь то земельный участок или помещение. Исследование достаточно актуально для нашего города: часто, идя по Красной, нам встречаются вывески «аренда». Это происходит по тому, что в одном месте сконцентрировано много магазинов и кафе, конкурирующих друг с другом. Буквально через пару месяцев точки не выдерживают конкуренции и закрываются, открываются новые. И так по кругу. Люди вкладывают значительные средства в развитие, а получают убыток. Поэтому, когда у человека есть земельный участок или помещение, необходимо провести маркетинговое исследование, чтобы выявить необходимость размещения, например, кафе, магазина или аптеки в данном конкретном месте. В противном случае можно столкнуться с тем, что точка закроется за нерентабельностью.Также исследование можно провести для того, чтобы найти идеального арендатора под помещение. По результатам исследования станет понятно, что лучше размещать в помещении.

С помощью тайных покупателей, изучается спрос на товар или услугу. Недавно этим методом мы проводили исследование отдела продаж одного застройщика. Мы обозначили сильные и слабые стороны, после чего застройщик определил конкурентные преимущества, выделил их и стал работать с недостатками. Такой подход позволил перетянуть на себя часть рынка покупателей.Эта услуга будет полезна ресторанам и клиниками – сферами, где конкуренция достаточно высока.

Еще одно разновидность маркетингового исследования - изучение покупательского спроса. Оно позволяет понять, когда продукт лучше выводить на рынок,целесообразен ли вывод и кто потенциальный потребитель.Не так давно мы проводили исследование покупательского спроса нового продукта - научную разработку одного из ученых, придумавшего наклейку, снижающуюэлектромагнитное излучение электроприборов. Что дало маркетинговое исследование: первое – понимание того, как видит продукт потенциальный потребитель, второе – понимание ценовой политики. Исследование показало, что продукт, необходимо доделать. Сейчас он находится на доработке.

Кому будет полезно маркетинговое исследование?

Тому, кто заинтересован в дальнейшем развитии и реализации проектов. Когда компания, прежде чем вывести на рынок какой-либо новый продукт, заказывает исследование – это говорит оболее серьезных намерениях.

Кто ваш клиент?

Наши клиенты – это не только сфера услуг или продаж, как может показаться сначала. Производителям также важно знать его рынок. Ведь, чтобы что-то производить, нужно понимать, кому сбывать. Выгодно заказывать маркетинговое исследование на этапе идеи. Оно помогает определить каналы продаж, ценовую политику и снять ряд других вопросов, которые висят балластом. Это существенная экономия денег в дальнейшем. Заплатив за исследование 50-100 тыс. рублей, в дальнейшем можно экономить миллионы. При этом уже виден прогноз прибыли.

Мы проводили исследование рынка утилизации автомобильных покрышек. Это интересный рынку, и что главное для бизнесмена, доходный бизнес. В результате мы выявили, что большинство компаний подобного рода работают по неэффективной модели. За счет этого не случается выход на проектную мощность: они загружены на 30%-70%. Наше же исследование показало, каким должно быть эффективное использование ресурсов и как потом грамотно на его основесоставитьбизнес-план. Во время проведенное маркетинговое исследование сократит стоимость изготовления БП, потому что часть маркетинга уже будет готова.

Понимает ли бизнес, для чего ему пользоваться маркетинговыми исследованиями?

Не совсем. В основном услугу заказывают крупные компании и банки, но спрос пока небольшой. Важно понять, что своевременно проведенное маркетинговое исследование показывает рыночную ситуацию как на данный момент, так и в перспективе и позволяет снизить риски на 80%-90%. Оставшиеся проценты – это ситуация на рынке.

Сколько лет ваша компания занимается маркетинговыми исследованиями?

Мы работаем с 2006 года. На сегодняшний день мы провели более 70 крупных и около 1,5 тыс. небольших исследований.

Как ведется работа с клиентами?

Клиент рассказывает, что ему необходимо, а мы объясняем, что нужно сделать. Оговорюсь, что при создании нового проекта принимать решения, не посоветовавшись со специалистами, не стоит – велик шанс упустить много важных вещей. Бывают ситуации, когда клиент приходит с одном вопросом, а потом оказывается, что нужно начинать с другого.

После консультации клиент может провести исследование сам, но учитывая неполную компетентность и отсутствие опыта, оно вряд ли получится достоверным. Для себя я давно решил, что лучше переплатить, но обратиться к профессионалам, чем мнимо сэкономить.

Не стоит забывать о нечестных и некомпетентных компаниях, которые берут за маркетинговые исследования небольшие деньги, а потом выдают продукт соответствующего уровня. Из-за этого у клиента развивается ложное понимание, что методика не работает. Поэтому и необходимо идти к профессионалам, которые несут ответственность за результат. Мы клиентов не бросаем и работаем с ними до конца.

Сколько людей делают исследования?

Для того, чтобы подготовить маркетинговое исследование, нужно от 3 до 20 человек.

Это реальные люди?

Конечно. Например, в социологическом исследовании есть такое понятие, как «выбраковка». Суть его в том, что подделанные ответы респондентов удаляются. Недавно при проведении соцопроса, мы выбраковали где-то 30% анкет. При сдачи заказчику у нас все анкеты соответствовали действительности.

В течение какого времени проводится маркетинговое исследование?

Исследование по типу тайного покупателя проводится в течение недели. На масштабные исследования может уйти полгода. Как правило такие исследования проводятся, когда крупная зарубежная компания планирует выйти на российский рынок и нужно командировать специалиста в разные города страны. Или же, наоборот, когда российская компания планирует выход за рубеж. Исследование bestuse делается 2-3 недели.

Исследование покупательского спроса занимает около месяца. Нужно собрать всю информацию, которая необходима для выхода на рынок: кто целевая аудитория, сколько она готова платить за товар, что в нем нравится, что - нет, где его удобнее покупать. После анализа анкет создаются рекомендации, как поэтапно выводить продукт на рынок. Если этапов несколько - нужно идти планомерно, нельзя перескакивать с 1 на, допустим, 5. Это нарушает технологию.

Отличается ли процесс проведения маркетингового исследования от того, в каком городе оно проводится?

Нет. Везде ведется работа с целевой аудиторией, изучается спрос, локация. По результатам исследований уже прописываются сценарии вывода продукта на рынок. Для каждого региона он может быть разный.

Исследование показывает эффективность выхода, вложения, продукта. Исследование должно дать результат. Если это сложный продукт, благодаря исследованию человек понимает, как выйти на рынок. Мы готовы на каждом этапе сопровождать клиента. Спрос на исследования должен расти. Перспективы есть и если хотите работать эффективно, будете понимать ситуацию на рынке.