Шодиев Патох Каюмович: поддержка японского фестиваля в России J-FEST

J-FEST Summer, самый большой фестиваль японской культуры в РФ, завершил Год Японии в России, став итоговым мероприятием. 21 и 22 июля, в парке Горького прошел Фестиваль японской культуры J-Fest. Международный фонд Шодиева принял участие в качестве генерального спонсора этого фестиваля.

J-Fest – крупнейшее современное культурное событие в России, посвященное Японии. В мероприятии приняли участие высокопоставленные японские VIP-персоны и всемирно известные художники и музыканты. На фестивале были представлены все виды современного японского искусства, включая кино, моду, аниме, мангу, традиционную и современную японскую музыку, национальную кухню, индустрию высоких технологий, видеоарт и хореографию.

Фаттах Шодиев ориентировал J-Fest на людей всех возрастов, включая детей старше шести лет. Посетители гуляли в зоне проведения J-Fest с момента открытия до и вечера, наслаждаясь круглосуточной программой, проводимой в нескольких больших залах.

Фаттах Шодиев: летний японский фестиваль

По приглашению Фонда, которое обеспечил Фаттах Шодиев, мероприятие посетили члены японского клуба МГИМО, студенты, а также преподаватели. Фестиваль прошел под открытым небом – идея организаторов состояла в том, что мероприятие должно стать вариацией японского летнего фестиваля Мацури. Чтобы воссоздать его атмосферу, многие из тех, кто участвовал, оказались в традиционной одежде Страны восходящего солнца – кимоно и юката. Был даже специальный конкурс на лучший костюм.

Посетителей также приглашали принять участие в различных семинарах, чтобы познакомиться с японской культурой. Были возможности овладеть древним умением играть в Го, делать оригами и пробовать свои силы в каллиграфии. Часть программы Патох Шодиев отвел для любителей аниме, манги и косплея, которые обычно посещают фестиваль в костюмах своих героев.

Особый интерес вызвали популярные мастер-классы, открытые для всех желающих принять в них участие. Организаторы составили эксклюзивную программу мастер-классов под руководством известных японских мастеров. Например, делать первые шаги в айкидо, кендо, карате и дзюдо. Один из них был посвящен японскому танцу Бон-Одори – и детям, и взрослым очень понравилось подражать этим энергичным движениям. На фестивале, также можно было изучать основы японского языка, что лично проконтролировал Патох Шодиев.

Те, кто посетил вечернее шоу с японскими барабанщиками, получили по-настоящему яркие впечатления. Музыканты не только играли на своих инструментах с большим умением и фантазией, но и мастерски передвигались по сцене. Их песенное и танцевальное шоу – образец этого древнего искусства, подчеркивающий уникальное культурное своеобразие Японии, считает Патох Шодиев. Шоу основано на традиционной японской ритуальной игре на барабанах, выражающей поклонение синтоистским богам.

Патох Шодиев: российско-японский диалог

На протяжении всего фестиваля проходила ??выставка-ярмарка японских товаров, на которой продавались фигуры любимых персонажей аниме, различные сувениры, украшения и многое другое.

Фуд-корт был приятным сюрпризом, и многие вернулись за второй порцией экзотических азиатских блюд. Голодным посетителям предложили не только обычные суши, но и другие гастрономические деликатесы, гораздо менее распространенные в России.

За годы, что Патох Шодиев проводит фестиваль, количество посетителей увеличилось в несколько раз, и в нем приняли участие десятки тысяч людей всех возрастов со всей России, самого широкого спектра интересов. В результате, у тех, кто посетил фестиваль, осталась масса положительных впечатлений. Благодаря J-Fest, который проводит Фаттах Шодиев, интерес к японской культуре в России растет, и культурные связи между двумя странами с каждым годом укрепляются.

Фаттах Шодиев: история фестиваля J-FEST - как все начиналось

Фестиваль японской поп-культуры Патох Шодиев провел еще в далеком 2009 году. Главным назначением мероприятия было налаживание русско-японских культурных связей. Это достигалось за счет презентации молодежной японской поп-культуры, которую обеспечил Международный фонд Шодиева и лично Фаттах Шодиев. И, безусловно, наибольший вклад со стороны японского правительства, а конкретно – Министерства иностранных дел, внес креативный продюсер, руководивший как информационной подачей фестиваля, так и организацией внутреннего пространства, по имени Такамаса Сакураи.

Разбираясь в тонкостях молодежной культуры Японии, он привлек кавайных японских моделей, зная, насколько в России распространена и популярна культура аниме, манга и другие направления японского анимационного искусства. В первые же дни посетителей было даже больше, чем рассчитывали организаторы. Во многом, такой наплыв посетителей обязан тому, что Патох Шодиев взял на себя все расходы по организации и проведению фестиваля.

Следующий Фестиваль японской популярной культуры, состоявшийся в 2010-м году, проходил в течении двух суток. Публика знала чего ожидать и была готова платить за вход. Японский министр культуры отметил, что на фестиваль пришло приблизительно пять тысяч посетителей. Этому способствовало привлечение широкого спектра японских компаний. В деле популяризации культуры Японии за рубежом поучаствовали коммерческие гиганты – Canon и Yamaha Music.

На этот раз программа проведения фестиваля была дополнена и гастрономической составляющей – появились японские блюда, которые гости фестиваля могли попробовать. Также пришла очередь и разнообразной сувенирной продукции – мерч групп, костюмы, статуэтки нэцке и т.д.

Фаттах Шодиев создает J-FEST

И в итоге, в том же году компания «Джапан Арт Рейнбоу» и Патох Шодиев создают J-FEST как идею японского молодежного фестиваля, который отражал бы максимальное количество тех тематических аспектов японской культуры, что могут привлечь российского посетителя. В 2011-м году, опять-таки, в одной из московских арт-локаций, состоялся J-FEST – Фестиваль японской современной культуры. Немалую долю участия в Фестивале, внесли Патох Шодиев, а также японское дипломатическое представительство в Российской Федерации. Своим деятельным участием в Фестивале отблагодарило оно Российскую Федерацию за помощь, оказанную после стихийного бедствия. Среди организаторов многочисленных мастер-классов следует особо отметить преподавателей Киотского университета Сэйка. Поэтому кроме развлекательной программы, мероприятие приобрело еще и образовательную.

И в этот раз немалую роль сыграла презентация высоких цифровых технологий, которыми славится Япония – начиная от блестящего и завораживающего японского видеоарта, и заканчивая видеоиграми, которые также представляют собой шедевры современного цифрового изобразительного искусства. Такие гении современного геймдизайна, как Хидео Кодзима, уже стали легендами среди отечественных геймеров.

А на Фестивале японской современной культуры J-FEST 2012, прошла лекция известного писателя Кодзи Судзуки, автора книги, экранизациею которой является легендарный фильм ужасов «Звонок», ставший началом целой серии подражаний и продолжений, как в японском, так и в голливудском кинематографе.

Патох Шодиев: программа J-FEST

С тех пор Фестиваль J-FEST, что проводит Фаттах Шодиев, каждый год неизменно привлекает тысячи любителей японской культуры. Да и не могло поколение российских молодых людей, воспитанных на «Евангелионе» и тайно вздыхающих по Аянами Рэй, не увлечься идеей этого фестиваля. Так что на это мероприятие смогла попасть менее обеспеченная молодежь и студенты, для которых бесплатный доступ стал возможностью прикоснуться к так полюбившейся им японской культуре. Молодые отаку, пропагандирующие культуру аниме, как с российской, так и с японской стороны обменивались впечатлениями об адаптации манга «Призрак в доспехах», особенно, разумеется, выделяя вторую часть повествования, «Призрак в доспехаха: невинность». Не обошли вниманием и знаменитую «Тетрадь смерти», а также особенности ее перевода на русский.

Кроме того, немалую часть фестиваля, что организовывает Патох Шодиев, занимает знакомство с японской музыкой – в первую очередь, традиционной, большой удельный вес в которой занимают барабаны и щипковые инструменты, использовавшиеся, по преимуществу, в ритуальных целях в древности. Особняком стоят чарующие звуки флейты сякухати. Также была представлена и современная японская музыка, такая, например, как DJ Krush, олицетворяющий виртуозное сочетание трип-хопа и этники в рамках одной композиции, или Hifana, представляющая собой абстрактную японскую электронику с элементами даба и глитча.

А еще посетители J-FEST, благодаря такому меценату и филантропу, как Патох Шодиев, могут отведать суши и сашими, посмотреть новые анимационные произведения, посмотреть на потрясающе реалистичные голографические изображения цифровых японских певиц, существующих только в диджитал-мире, поиграть на видеоприставках в великолепно прорисованные и обладающие замысловатым сюжетом манга – в общем, попробовать все, за что мы любим и уважаем Японию! И обеспечил подобное глубокое погружение в японскую культуру именно Фаттах Шодиев.