Финансовый омбудсмен поможет решить конфликт между МФО и заемщиком?

С января 2020 года вступил в силу закон, согласно которому все имущественные споры между заемщиками и микрофинансовыми организациями изначально будут решаться при помощи финансового уполномоченного. Кто такой омбудсмен, и почему в случае возникновения проблем, клиентам МФО необходимо обращаться вначале к нему, а не сразу в суд?

В чем состоят нововведения?

Ранее, в случае возникновения споров между заемщиком и микрофинансовой организацией, первый, как правило, обращался в Центральный Банк или суд для их разрешения. Сегодня ситуация кардинально изменилась и, в связи с новым законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», решением проблем первоначально будет заниматься омбудсмен. Это необходимо для того, чтобы разгрузить ЦБ от огромного количества различных жалоб.

Тем не менее стоит уточнить, что нововведение касается имущественных сделок, например, превышения количества начисленных процентов по займу на карту, сумма которых составляет не более полумиллиона рублей.

Добавим, что до этого, с начала лета прошлого года, омбудсмен уже начал свою работу с клиентами страховых компаний, которые обращались с жалобами на фирмы. Поэтому на сегодняшний день множество споров, которые касались в основном ОСАГО, уже являются решенными.

Также с начала следующего года уполномоченному можно будет направлять претензии, которые будут касаться всех кредитных организаций, например, таких как ломбарды или пенсионные фонды, которые являются негосударственными.

Как обратиться к финансовому омбудсмену?

Согласно законодательству, заемщик может направить жалобу на МФО омбудсмену в течение трех лет со дня нарушения законодательства. Но вначале он должен отправить заявление с жалобой в микрофинансовую организацию, с которой возникла конфликтная ситуация. 

Компания в течение полумесяца должна рассмотреть претензию и предоставить ответ с полным или частичным удовлетворением требования или же отказом. В случае, если заемщик не получил ответа от кредитной организации или же ответ его не удовлетворил, он имеет право обратиться к финомбудсмену.

Написать обращение возможно двумя способами: письменной, отправив по адресу, указанном на интернет-странице уполномоченного, или заполнив электронную форму  на сайте финансового омбудсмена. К заявлению также следует приложить копию своего обращения, направленного в финансовую организацию, копию ответа, полученного от МФО (если таковая имеется), копию договора займа, а также копии других документов, которые могут подтвердить предмет спора. 

Кто оплачивает услуги омбудсмена?

Микрофинансовые организации должны исполнить решение омбудсмена в течение указанного им срока, например, десяти - тридцати календарных дней. Если МФО не выполнит решение, уполномоченный омбудсмен должен выдать заемщику специальное удостоверение для его принудительного исполнения.

Отметим, что для заемщиков услуги омбудсмена являются бесплатными, в то время как микрофинансовые организации в обязательном порядке должны вносить денежные средства в фонд финансового уполномоченного для финансирования его деятельности. Так, например, в случае, если микрофинансовая организация проиграет спор с заемщиком, она будет обязана внести 34 000 рублей. В ситуации, когда спор будет выигран финансовой организацией, вносить какие-либо средства не будет ни одна из сторон, участвовавших в конфликте.

Также в случае, если микрофинансовой организации удалось развязать спор без участия при этом омбудсмена, фирма должна внести денежные средства в размере 8 500 рублей, если конфликт был разрешен в течение семи дней после обращения к уполномоченному. Если конфликтная ситуация разрешилась более, чем за семь календарных дней, размер взноса будет составлять 17 000 рублей.

Решение финансового омбудсмена можно оспорить?

В случае, если МФО будет не согласна с вынесенным решением омбудсмена, компания в течение десяти дней имеет право обжаловать его в суде.

Решение омбудсмена в течение тридцати календарных дней может обжаловать также и сам заемщик, но при этом документы, указывающие на неправомерность работы МФО, потребитель обязан направлять непосредственно в суд. Соответственно, судебное разбирательство будет касаться микрофинансовой организации, а не будет направлено и на омбудсмена.

Надеемся, что при помощи финансового уполномоченного конфликтные ситуации между заемщиками и микрофинансовыми организациями будут решаться гораздо быстрее.