Шведский опыт регулировки потребительского кредитования

В Швеции и раньше вводились меры для уменьшения количества потребительских, а особенно быстрых кредитов, которые выдаются даже дистанционно и почти каждому, без проверки платежеспособности. Но они не были такими жесткими.

Факторы, повлиявшие на появление нововведений

Второй месяц лета в 2019 году в шведском агентстве по потребительским кредитам обозначился вступлением в силу нововведений. Толчком к этому послужил рост невыплат по кредиту и просроченных платежей, с чем в стране пытались бороться с 2007 года.

Оказал влияние также и позитивный опыт нововведений другой скандинавской страны, которая первой начала изменения в этом рынке, – Норвегии. По мнению экспертов норвежского финансово-аналитического ресурса Smalan Norge на фоне экономического спада и стремительного увеличения количестваа проблемных займов, большинство развитых стран так или иначе будут вынуждены последовать примеру Норвегии и ввести жесткие правила регулирования рынка потребительских кредитов.

Что поменялось в Шведском законодательстве

  1. Всю необходимую информацию, которая касается кредита, то есть процентная ставка, сроки погашения, льготный период, возможные переплаты и другие нюансы нужно выделять читабельным шрифтом и контрастным цветом (никаких сносок, мелких текстов в углу страницы и т.д.);

  2. Привлекать клиента рекламой легкости получения займа запрещается, в рекламе можно использовать только правдивую информацию об условиях кредитования;

  3. Проверять платежеспособность клиента стало обязательным требованием, за его игнорирование кредитная компания может получить штраф в размере 10 млн. шведских крон;

  4. Проводить акции и розыгрыши, разрабатывать систему бонусов и по-другому заманивать клиентов запрещается;

  5. При выдаче кредита человеку обязательно нужно сообщить контактные данные организации, куда надо обращаться в случае возникновения каких-либо проблем по кредиту;

  6. При наличии в условиях кредита периода выплаты без процентов, обязательно нужно подробно рассказать потребителю все нюансы по поводу расходов и кредитной ставки в дальнейшем после окончания этого периода;

  7. Форма для подачи заявки на кредит в интернете должна быть неяркой, неброской;

  8. При групповой рассылке смс-сообщений в тексте не должно быть упоминания о том, что кредит уже одобрили или что данные о платежеспособности получены.

  9. Условия выдачи кредита должны быть взаимовыгодными, например, при кредите на небольшие суммы не следует ставить большой срок для выплаты, чтобы не было лишних переплат для клиента и наоборот.

Полученные результаты после нововведений

Рынок кредитования не уменьшает темпы роста, но пока прошло не очень много времени, чтобы все поменялось кардинально. К тому же, в условиях пандемии во всех странах экономика пострадала, и Швеция не исключение.

За июнь 2020 года сумма кредитов потребителям составила 1500,331 миллиарда шведских крон, а за июль эта цифра выросла еще больше чем на 3000 миллионов.

На протяжении 24 лет средняя месячная сумма потребительских кредитов составляла примерно 925 миллиардов крон. Наименьший показатель был зафиксирован в июле 1996 года (344 млрд.), наибольший – в мае 2020 года (1533 млрд).

Однако, стоит учитывать, что порядка 20 - 25% займов были выданы крупными финансовыми компаниями, такими как Advisa, Axo Finans, Lendo или Thorn, за пределами Швеции.