Новости

933

Источник: Двойная запись

Минюст зарегистрировал приказ ГТК России № 806, которым утверждена инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации).

В ней определены документы, которые импортеры и экспортеры должны сдать таможенникам, чтобы те подтвердили ввоз либо вывоз товара. Это специальное заявление, таможенная декларация (либо ее заверенная копия), товаросопроводительные документы (например, накладные) на товар (либо их копии). Те импортеры, которые декларируют товар не там, где он ввезен, должны предъявить документ, подтверждающий, что доставка товара от границы до таможни контролировалась таможенниками.

Также в инструкции определено, что по просьбе импортера или экспортера таможня обязана сообщить о ввозе или вывозе товара в ИМНС, где отчитывается налогоплательщик. Это новшество удобно для экспортеров, ведь налоговики часто возвращают НДС только после того, как таможня подтвердит вывоз.

595

Светлана Иванова
Александр Беккер

Белоруссии придется больше чем на четверть урезать бюджетные расходы, чтобы сделать свою налоговую систему похожей на российскую, - к такому выводу пришли налоговые ведомства двух стран. Унифицировать системы необходимо для введения единой валюты. Российские и белорусские чиновники признают, что унификация произойдет не скоро.

Россия и Белоруссия в 1999 г. договорились о введении российского рубля в качестве платежного средства двух стран c начала 2005 г. , а с 1 января 2008 г. рубль должен стать единой валютой Союзного государства. Соглашение предполагает, что валютное, таможенно-тарифное и налоговое регулирование должно осуществляться по единым правилам. Для этого страны планировали до конца этого года принять единый налоговый кодекс. Но график не соблюдается: пока налоговики двух стран сумели только проанализировать налоговое законодательство друг друга и подсчитать сумму, в которую обойдется выравнивание налоговых условий. Их совместный доклад опубликован на сайте МНС России.

Его авторы считают, что полная налоговая унификация приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет Беларуси на сумму 1,75 трлн белорусских рублей (примерно 25 млрд руб. ) , а это почти 7% ВВП или 27% доходной части республиканского бюджета. Авторы документа понимают унификацию как переделку белорусской налоговой системы по российскому образцу.

Самая большая разница - оборотные налоги. Россия рассталась с последним из них полгода назад, а в Белоруссии их целых три - сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей, дорожный налог и сбор на содержание ЖКХ. Они лишают белорусских предпринимателей 4,5% от выручки.

По оценке белорусского МНС, этот вид платежей формирует 15% доходной части белорусского бюджета. "Полная ликвидация оборотных налогов потребует более продолжительного времени, чем предусмотрено в плане совместных действий по введению единой валюты", - говорит начальник управления белорусского МНС Алла Сундукова. Представитель Минэкономики Белоруссии говорит, что налоговую нагрузку нельзя снижать быстрее, чем на 2 - 3% ВВП в год, "иначе нас ждут большие проблемы с наполняемостью бюджета". Первый замминистра экономического развития России Аркадий Дворкович говорит, что компенсация этих потерь из российского бюджета исключена.

Белорусский экономист, президент фонда Мизеса Ярослав Романчук убежден, что главное препятствие на пути унификации налоговых систем - не оборотные налоги, а огромное количество льгот. "В [белорусском] законе о бюджете такое количество возможностей раздавать налоговые льготы, что в начале года практически невозможно сказать, какова будет величина налогового бремени на ту или иную отрасль или предприятие". Белорусские налоговики оценивают суммарную налоговую нагрузку на экономику республики в 35,6% ВВП. Романчук уверен, что с учетом местных налогов и отчислений во внебюджетные фонды сумма налоговых изъятий составляет не меньше 50%. По оценке белорусского МНС, республика предоставила в этом году налоговых льгот на сумму 7,6 млрд белорусских рублей ($3,8 млн) и еще 15,8 млрд белорусских рублей ($7,9 млн) составляют налоговые кредиты.

Дворкович полагает, что общая сумма "излишних налоговых льгот" в Белоруссии составляет около $100 млн. "После выравнивания налогового законодательства доходы республиканского бюджета даже вырастут", - уверен он.

Руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов полагает, что унификация налоговых систем увенчается принятием единого налогового кодекса не раньше чем "лет через десять", но установить единый список налогов и единый уровень ставок "реально в течение двух лет". В МНС России настроены менее оптимистично. Артур Лаптиев, который руководит в МНС отделом анализа налогового законодательства стран СНГ, полагает, что, "пока нет даже Конституции единого союзного государства, невозможно создать единый налоговый кодекс". А Романчук считает, что, раз российская налоговая реформа не завершена, переделывать белорусскую налоговую систему по ее образцу не имеет смысла.

2478

Минфин России выпустил разъяснения для налогоплательщиков, переведенных на уплату ЕНВД. Они приведены в письме от 03.06.2003 № 04-05-12/60.

По мнению министерства, торговля товарами по безналичному расчету не является розничной торговлей и должна облагаться налогами в общеустановленном порядке. Поэтому плательщикам ЕНВД, реализующим товары как за наличный, так и безналичный расчет, следует вести раздельный учет имущества. К нему относятся сами товары и имущество, используемое для их реализации. Например, помещения магазина, весы, контрольно-кассовые машины, транспортные средства и т.д.

Что же делать, если при продаже товаров за наличный и безналичный расчет используется одно и то же имущество, и раздельный учет вести невозможно? В таких случаях, по мнению Минфина, нужно определять стоимость имущества пропорционально сумме выручки от реализации продукции.

1542

Письмом от 23 июля 2003 г. № 02-18/05-5101 ФСС известил своих региональных сотрудников о последних изменениях закона об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве. Напомним, он вступил в силу чуть больше месяца назад.

В частности, фонд обратил внимание, что к видам дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию прибавилась оплата лечения пострадавшего после тяжелого несчастного случая. Кроме того, дополнительное питание оплачивается только в том случае, если такая страховка была назначена больному до 11 июля этого года. После этого срока оплата доппитания не предусмотрена. Также в письме описаны изменения, внесенные в порядок исчисления ежемесячных страховых выплат и их перерасчета.

ФСС обращает внимание, что все его документы и разъяснения следует применять в части, не противоречащей действующему закону об обязательном страховании.

227

Чистая прибыль Внешэкономбанка за первое полугодие 2003 года составила 2,5 млрд руб по сравнению с 1,8 млрд руб за первое полугодие 2002 года. Об этом говорится в пресс-релизе банка. Балансовая прибыль за первое полугодие составила 2,9 млрд руб по сравнению с 2 млрд руб за первое полугодие 2002 года. Собственные средства банка достигли 8,6 млрд руб, валюта баланса – 5393,5 млрд руб. Чистая прибыль Внешэкономбанка за весь 2002 год составила 1,4 млрд руб, балансовая прибыль – 1,9 млрд руб.

359

В течение первого месяца действия в Волго-Вятском банке Сбербанка России единого тарифа на услуги расчетно-кассового обслуживания для предпринимателей на новую форму работы с банком перешли более 50% предпринимателей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, обслуживающихся в ВВБ СБ РФ. За этот же период в отделениях Сбербанка по городу и области было открыто более 200 новых расчетных счетов предпринимателей без образования юридического лица. Единый тариф для предпринимателей был введен Волго-Вятским банком в июле 2003 года в рамках новой программы Банка по работе с субъектами малого бизнеса. Тариф предусматривает фиксированную плату за ведение расчетного счета в Сбербанке для всех предпринимателей с суммарным кассовым оборотом до 150 000 рублей в месяц. Фиксированный размер комиссии за расчетно-кассовое обслуживание значительно упрощает систему взаимоотношений между Волго-Вятским банком и его клиентами. Это позволяет предпринимателям с максимальной точностью прогнозировать свои расходы на обслуживание банковского счета и помогает улучшить организацию хозяйственной деятельности предприятия.

1382

Министерство экономического развития и торговли РФ рассматривает возможность отказаться от такой формы собственности, как закрытое акционерное общество, преобразовав ЗАО в общества с ограниченной ответственностью. Об этом сообщил заместитель руководителя Департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Андрей Ивакин.

Как пояснил АК&М А.Ивакин, "это пока всего лишь идея, которая сегодня обсуждается с министерствами и профессиональным сообществом". "Окончательное решение о целесообразности отказа от ЗАО может быть принято только после принятия и апробации новой редакции закона об ООО", - отметил он. Поправки в закон об обществах с ограниченной ответственностью Минэкономразвития рассчитывает внести в Правительство до конца года.

1156

Как стало известно, до конца года Минэкономразвития РФ внесет в правительство законопроект о совершенствовании обществ с ограниченной ответственностью или сокращенно ООО.

По словам заместителя руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ, в законопроекте усовершенствованы нормы по выходу участников из ООО и по обороту долей. Таким образом, снизятся риски участников ООО, эта форма станет более простой и приближенной к открытым акционерным обществам.

801

Правительство РФ сегодня на заседании одобрило поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления. Как сообщили РБК в ДПИ, предполагается, что Госдума рассмотрит эти поправки в первом чтении в ходе осенней сессии 2003г. Окончательно поправки планируется принять в 2004г.

Рассмотренные правительством поправки предусматривают введение нового расчета налоговых доходов с 2005г. Поправками вводится новый порядок закрепления налоговых доходов за уровнями бюджетной системы в условиях 2005г. В частности, за бюджетами субъектов РФ закрепляется 30% поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельхозналога. За местными бюджетами закрепляется 60% подобных поступлений.

Помимо этого, за бюджетами субъектов РФ закрепляется 100% поступлений от региональных налогов (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес). За местными бюджетами закрепляется 100% поступлений от местных налогов. В том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц закрепляется за бюджетами поселений, транспортный налог и торговый сбор - за бюджетами муниципальных районов. Также за бюджетами субъектов РФ закрепляется 5% доходов от налога на добычу полезных ископаемых.

Кроме того, поправками устанавливается введение временной финансовой администрации сроком до 1 года по решению арбитражного суда в случае, если просроченная задолженность субъекта РФ превышает 30% собственных доходов. Поправки также предусматривают, что кассовое обслуживание бюджетов всех уровней осуществляется Федеральным казначейством через счета, открытые в Банке

297

Проводя последовательную политику по формированию универсального банковского холдинга «Конверс Групп», акционеры переводят банки группы на единые стандарты управления. В частности, одним из первых шагов станет введение в банках группы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и переход на единого аудитора.

В рамках этой работы на внеочередном собрании акционеров ОАО АИБ «Академхимбанк», состоявшемся 12 августа, было принято решение о привлечении компании Ernst&Young для проведения аудита финансовой отчетности Академхимбанка в соответствии с МСФО за текущий финансовый год. Ранее компания Ernst&Young была утверждена в качестве аудитора Конверсбанка.

249

Согласно прогнозу специалистов Министерства финансов РФ, на конец текущего года объем финансового резерва может составить около 180 млрд. рублей. Сейчас же размер финансового резерва составляет порядка 166,03 млрд. рублей. Как сообщает РИА "Новости", предполагается, что финансовый резерв ляжет в основу создаваемого с 2004 года стабилизационного фонда.

376

Министерство по налогам и сборам будет ежемесячно предоставлять информацию о недоимках компаний топливно-энергетического комплекса по федеральным налогам в соответствующую комиссию правительства по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, курируемую вице-премьером Виктором Христенко.

Отныне недоимка будет высчитываться с учетом ее уменьшения на сумму переплаты по федеральным налогам и на начисленную для возмещения сумму налога на добавленную стоимость, в отношении которой налоговые органы не приняли решения об отказе в возмещении, сообщает газета «Время новостей».

926

Комитет по финансовому мониторингу намерен ужесточить контроль за отечественными фирмами. Для этого он планирует расширить круг лиц, которые обязаны сообщать в комитет о подозрительных сделках клиентов. По замыслу разработчиков, в него войдут продавцы драгоценных камней и металлов, юристы, нотариусы, аудиторы и даже бухгалтеры.

Кроме того, КФМ хочет предусмотреть уголовное наказание за легализацию преступных денег до 200 тысяч рублей. Правда, скорее всего, в этом случае разработчики ограничатся штрафами. За отмывание «левых» доходов свыше этой суммы по-прежнему «светит» тюрьма.

Как пообещал недавно председатель комитета Виктор Зубков, все новшества Госдума примет к лету следующего года.

583

Правительство РФ на заседании 21 августа 2003 года одобрило проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2004 год. Об этом по окончании заседания кабинета министров сообщил председатель Банка России Сергей Игнатьев.

Как отметил глава Центробанка, основной целью на 2004 год является снижение инфляции до 8-10%, при этом Банк России постарается не допустить укрепления реального и эффективного курса рубля более чем на 7% в случае, если цены на нефть окажутся выше запланированных.

С.Игнатьев отметил, что проект основных направлений денежно-кредитной политики рассчитан в двух вариантах, которые различаются прогнозами цены на нефть в будущем году. По первому варианту, цена на нефть марки Urals составит $18.5 за баррель, по второму варианту - $22 за баррель. "Это соответствует тем вариантам прогноза социально-экономического развития РФ в 2004 году, которые были представлены в докладе Минэкономразвития", - отметил С.Игнатьев.

По словам С.Игнатьева, в настоящее время цены на нефть сорта Urals колеблются в пределах $28-29 за баррель. Касаясь оценок Правительства о цене на нефть в 2004 году в размере $22 за баррель, глава ЦБ отметил, что данный прогноз является "осторожным и реалистичным".

290

ЦБ планирует инициировать внесение в Гражданский кодекс РФ, федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О банках и банковской деятельности", "Об исполнительном производстве" и "О залоге" изменений и дополнений, направленных на защиту прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом. Об этом говорится в материалах, представленных Банком России к сегодняшнему заседанию Правительства, на котором будут рассмотрены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год. Эти шаги ЦБ планирует предпринять в I-IV кварталах "в целях создания оптимальных условий для развития деятельности кредитных организаций по кредитно-расчетному обслуживанию реальной экономики".

Напомним, что новый закон о банкротстве объединил требования, обеспеченные залогом, в одну (третью и последнюю) очередь с требованиями по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а также с требованиями коммерческих кредиторов (кроме физлиц и работников организации-банкрота, чьи требования удовлетворяются соответственно в первую и вторую очередь). Ранее расчеты с кредиторами, чьи требования были обеспечены залогом, производились в третью очередь, по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды - в четвертую, расчеты с кредиторами-юрлицами - в пятую очередь.

380

Балтийский Банк вводит новый максимальный срок размещения средств на депозит. Он составит 520 дней (16 месяцев) для вкладов в рублях, долларах США и евро, проценты по которым выплачиваются по истечении срока договора. Ставки по депозитам в рублях на этот срок составляют 12,25%, по депозитам в долларах США - 7,5%, а по депозитам в евро - 6,5%.

Депозит предназначен для тех клиентов, которые готовы вложить деньги на длительный срок, и, при этом, получать проценты по ставкам, зафиксированным на момент заключения договора.

501

Источник: Двойная запись

Министерство по антимонопольной политике (МАП) внесло в Правительство законопроект, который полностью запрещает коммерческую деятельность структурам, находящимся в государственном, региональном и муниципальном подчинении. МАП объясняет необходимость такого запрета тем, что в законе о конкуренции стало слишком много исключений.

В основном они касались таких контролирующих инстанций, как органы Санэпиднадзора, Госпожнадзора, МВД. Органы исполнительной власти не должны конкурировать на рынке с частным сектором, им вполне достаточно своих функций, считает МАП. Теперь, чтобы обойти этот запрет, руководству надзорных органов придется открывать специализированные фирмы, регистрируя их, например, на своих родственников.

Возможно, это позволит чиновникам лучше почувствовать все «прелести» проверок от своих же коллег.

1366

Российская таможня утвердила новый порядок, в соответствии с которым экспортеры смогут подтвердить вывоз товаров, а значит, и свое право на нулевую ставку по НДС и акцизам. Он приведен в приказе ГТК России от 21.07.2003 № 806, зарегистрированном в Минюсте 14 августа.

Для подтверждения вывоза нужно подать в таможенный орган обращение вместе с копиями таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подписанными руководителем или уполномоченным лицом предприятия и заверенными печатью. При этом можно попросить таможенный орган направить информацию о подтверждении вывоза в налоговую инспекцию. Для этого фирма должна указать ее в заявлении и приложить почтовый конверт с маркой и адресом инспекции.

Подробнее порядок подтверждения вывоза товаров изложен в документе. Для случаев, когда товар был вывезен через границу с государством, на территории которого таможенный контроль отменен, предусмотрен особый порядок.

Если представить документы, необходимые для подтверждения вывоза (ввоза) товаров, невозможно, таможенные органы могут изготовить их копии, используя свои архивы. В этом случае срок ответа заявителю увеличивается на время, необходимое для изготовления копий, но не более чем до 45 дней с даты обращения.

441

МНС России обнародовало данные о количестве организаций-налогоплательщиков. Несмотря на опасения, что после передачи налоговым органам функции регистрации юрлиц организаций станет меньше (налоговики предрекали выход из игры фирм-однодневок и фирм, не сдающих отчетность), количество предприятий, состоящих на учете в налоговых инспекциях, незначительно, но выросло.

В первом полугодии 2003 года их количество выросло на 148 тыс. и составило 3 млн. 464 тыс. На первом месте среди субъектов РФ по числу налогоплательщиков по-прежнему остается Москва, в которой сосредоточено 774 тыс. 898 предприятий или 22,36% от общего количества по стране.

708

Финансовая разведка страны определила, кто из ее сотрудников имеет право составлять протоколы об административных нарушениях. Список этих лиц утвержден приказом КФМ России от 30.07.2003 № 94 и зарегистрирован в Минюсте 15 августа.

В список вошли:

- председатель КФМ России, его заместители;

- начальник Управления надзорной деятельности КФМ России, его заместители;

- начальники отделов Управления надзорной деятельности КФМ России, их заместители;

- руководители межрегиональных управлений КФМ России, их заместители;

- начальники отделов межрегиональных управлений КФМ России, их заместители;

- иные должностные лица Управления надзорной деятельности КФМ России и межрегиональных управлений КФМ России, специально уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.