Новости

846

Михаил Касьянов утвердил ставки платежей за загрязнение окружающей среды. Теперь платить за экологию будут не только предприятия, но и автомобилисты. Чиновники планируют, что в этом году за счет экологических сборов бюджет пополнится на 8,5 млрд рублей.

Напомним, что судебные разбирательства по поводу этих платежей длились более года. Вначале Верховный Суд признал их незаконными, но его решение отменил Конституционный Суд. А в феврале Верховный Суд признал незаконными ставки платежа, так как они были установлены Минприроды, а не Правительством.

603

В 25 главу разрабатывается ряд изменений. О готовящихся поправках нашему журналу рассказал руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России К.И. Оганян.

Он сообщил, что его департаментом разработаны изменения, уточняющие налогообложение операций доверительного управления. В частности, предлагается доверительному управляющему раздельно учитывать доходы и расходы от реализации обращающихся и не обращающихся ценных бумаг и эту информацию сообщать учредителю управления. «Фактически мы предлагаем использовать тот же механизм, который установлен для учета ценных бумаг», - пояснил К. Оганян.

Кроме того, предлагается уточнить механизм налогообложения операций с драгоценными металлами, порядок исчисления налога на прибыль налогоплательщиками с длительным технологическим циклом и порядок исчисления налога при получении организацией безвозмездных займов.

509

Вчера депутаты во втором чтении приняли законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой «Налог на имущество организаций». Глава заменит действующий сейчас закон "О налоге на имущество предприятий" и будет действовать до введения налога на недвижимость.

Налог будет вводиться законами субъектов РФ. Федеральным законом определяются только основные элементы налогообложения. В частности, максимальный размер налоговой ставки не сможет превышать 2,2%.

Объектом налогообложения признаются объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность с целью получения дохода в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами).

Налоговые ставки в указанных пределах, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы регионы должны будут определить сами.

330

Президент РФ Владимир Путин, выступая на пресс-конференции в Москве, выразил уверенность в том, что налоговая реформа в России в дальнейшем будет развиваться в нужном направлении. В.Путин напомнил журналистам, что с 1 января 2004г. на 2% будет снижена ставка НДС, отменен налог с продаж, что, несомненно, скажется на производстве. Будет улучшена структура налога на добычу полезных ископаемых и ряда других налогов. В частности, из налогооблагаемой базы физических лиц будет изъята сумма в размере до 1 млн руб., потраченная на приобретение жилья или недвижимости. Кроме того, Президент уверил, что с 2005 года будет сокращен ЕСН, что должно привести к дальнейшей легализации заработной платы. В.Путин отметил, что освобожденные от налогообложения суммы могут быть вложены в развитие экономики РФ. «Нужно создать условия, чтобы эти средства были востребованы и могли быть инвестированы в российскую экономику», - подчеркнул президент.

378

Конституционный суд признал, что индивидуальные предприниматели, применявшие «упрощенку» до 1 января 2003 года (то есть до вступления в силу новой упрощенной системы), не должны были платить НДС.

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба предпринимателей, перешедших на «упрощенку» и в соответствии с законом об упрощенной системе налогообложения не плативших других налогов. Однако часть вторая Налогового кодекса (вступившая в силу с 1 января 2001 года) отнесла этих предпринимателей к плательщикам НДС.

Разрешить противоречие норм кодекса и закона об «упрощенке» должен был Конституционный суд. Суд признал незаконным пункт третий статьи закона об «упрощенке». Он посчитал, дела налогоплательщиков, с которых, помимо стоимости патента, были взысканы НДС и налог с продаж, должны быть пересмотрены. А суды и налоговые органы обязаны в дальнейшем руководствоваться данным постановлением КС.

306

www.glavbukh.ru: До конца 2003 года в России будет сформирована служба розыска должников и их имущества. Об этом заявил глава Минюста России Юрий Чайка на заседании коллегии министерства. Сейчас Минюст России готовит законопроект, который подготовит базу для создания новой службы. Документ этот, по мнению министра, должен быть принят Госдумой РФ без проволочек.

Необходимость в такой структуре назрела давно - более 30 процентов исполнительных производств было прекращено из-за невозможности взыскать средства с должника. За 2003 год приставами взыскано с должников по судебным решениям 1 млрд руб. вместо 500 млрд, об изъятии которых были приняты постановления. Одна из причин - недостаточное взаимодействие Минюста с фискальными органами - МНС и МВД России.

589

По сообщению РБК Конституционный суд РФ приступил к рассмотрению ряда положений Налогового и Таможенного кодексов РФ, закона РФ о налоге на добавленную стоимость и инструкции государственной налоговой службы о порядке исчисления и уплаты НДС.

Согласно налоговому законодательству, экспортерам предоставляется налоговая льгота, а именно, им возвращается НДС, если они смогли подтвердить документально, что товар реально вывезен за пределы РФ. Пункт 1 ст.165 НК РФ определяет, какие документы должны быть представлены в налоговую инспекцию для подтверждения, что товар действительно был вывезен. Заявители полагают, что данный перечень документов является излишним, и что льгота должна быть им предоставлена, если они смогли представить любые документы, подтверждающие вывоз товара.

Решение по данному делу ожидается через 3-4 недели.

1640

Минфин России указал, на каких счетах нужно отражать НДС, начисленный с выручки от экспорта продукции.

Напомним, что организация должна подтвердить свой экспорт в течение 180 дней с момента оформления на таможне грузовой таможенной декларации.

Такие требования предъявляет пункт 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Если экспорт вовремя не подтвердить, то на 181-й день предприятию придется начислить НДС на всю сумму экспортной выручки. Тогда нужно сделать проводку:
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС к возмещению» КРЕДИТ 68 субсчет «НДС к начислению»
- начислен НДС с экспортной выручки.

А в день уплаты налога проводка будет такой:
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС к начислению» КРЕДИТ 51
- перечислен НДС с экспортной выручки.

Если организация так и не подаст документы, чтобы подтвердить свой экспорт, НДС придется списать на прочие расходы:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «НДС к возмещению»
- списан НДС с экспортной выручки, которую организация не подтвердила.

Но, как правило, фирме удается собрать нужные документы и подать их в налоговую инспекцию. Тогда ранее начисленный налог можно принять к вычету. Если предприятие начисляло НДС к уплате в бюджет по другим операциям, то в бухгалтерском учете надо записать:
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС к начислению» КРЕДИТ 68 субсчет «НДС к возмещению»
- принят к вычету НДС по подтвержденному экспорту.

Другое дело, если предприятие получило право на возмещение налога по экспорту в том периоде, когда никаких начислений по НДС в бюджет у нее не было. Тогда бюджет должен вернуть налог экспортеру. После этого бухгалтеру необходимо сделать следующую проводку:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 68 субсчет «НДС к возмещению»
- возвращен из бюджета НДС по экспорту.

Письмо Минфина России от 27 мая 2003 г. № 16-00-14/177 «Об отражении в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость при экспорте товаров» опубликовано в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 22, 2003, а также в журнале «Документы и комментарии» № 13, 2003.

766

МНС России указало, по каким правилам надо хранить алкогольную продукцию, которая находится под режимом налогового (акцизного) склада. Прежде всего, организация должна составить общий план территории, где производится и хранится алкогольная продукция. Причем на плане обязательно надо указать расположение акцизного склада. Такой план составляется в трех экземплярах, каждый из них должен утвердить руководитель предприятия и заверить печатью. Первый экземпляр передается налоговому органу, который выдал разрешение на акцизный склад, второй экземпляр - налоговикам, которые контролируют порядок хранения алкоголя, а третий вывешивают для просмотра на территории самого склада.

Алкогольную продукцию собственного производства надо передать на акцизный склад не позднее следующего дня после того, как ее изготовят. Если организация закупает алкоголь для перепродажи, то его помещают на акцизный склад сразу же при получении.

Поступившая на склад алкогольная продукция хранится там до тех пор, пока ее не продадут покупателям или не передадут другому подразделению фирмы, которое торгует алкоголем в розницу.

Склад нужно обустроить, чтобы сохранить продукцию и региональные специальные марки. А кроме того, у налоговых органов должна быть возможность проверять оборот продукции на данном складе. Если предприятие торгует в розницу прямо с акцизного склада, то его надо оснастить специальным оборудованием, чтобы наносить штрих-код на региональные марки. Причем если у предприятия несколько акцизных складов, то такое оборудование достаточно иметь на одном из них.

Вся поступившая на склад продукция должна оформляться обычными первичными документами по складскому учету. Но помимо этого утвержден ряд новых документов, специально предназначенных для алкогольной продукции. Это - уведомление о поставке (передаче) алкогольной продукции с акцизного склада, уведомление о получении алкогольной продукции на акцизный склад, журнал регистрации отправленных уведомлений о поставке алкогольной продукции с акцизного склада поставщика, журнал регистрации полученных уведомлений о поступлении алкогольной продукции на акцизный склад покупателя, журнал регистрации полученных уведомлений о поставке алкогольной продукции с акцизного склада поставщика, журнал регистрации отправленных уведомлений о поступлении алкогольной продукции на акцизный склад покупателя.

Если у предприятия разрешение аннулировано или кончился срок его действия, то новую продукцию на склад помещать нельзя. В таких случаях необходимо подать в налоговый орган отчет об объемах алкогольной продукции, хранящейся на акцизном складе. Его форма приведена в приложении № 6 к приказу. А потом предприятию вместе с представителем налоговой инспекции нужно провести инвентаризацию и составить акт, указанный в приложении № 3.

Приказ МНС России от 31 марта 2003 г. № БГ-3-07/154 «Об утверждении порядков хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения» опубликован в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 23, 2003, а также в журнале «Документы и комментарии» № 13, 2003.

485

Несмотря на то, что органы МВД России не смогут самостоятельно проводить налоговые проверки, их наделили правом принимать в них участие по запросу налоговых органов. Такое положение предусмотрено в законе, который был принят сегодня Госдумой в третьем чтении.

Этот закон также разрешает МВД получать сведения, составляющие налоговую тайну. Кроме того, он позволит милиции проводить проверки предприятий и физических лиц при наличии данных, указывающих на признаки налогового преступления. Для выявления и пресечения налоговых преступлений органы внутренних дел смогут также получать справки по операциям и счетам организаций и предпринимателей.

Закон вступит в силу с 1 июля 2003 года.

620

www.glavbukh.ru: Депутаты проголосовали против законопроекта, предлагающего заменить ФСНП на МВД в перечне участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. МВД и его территориальные подразделения не смогут проводить налоговые проверки.

Однако это не означает, что у налоговой полиции не будет «наследников». Недавно в структуре МВД появилась Федеральная служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. Эта структура будет заниматься налоговыми правонарушениями с 1 июля этого года.

505

Бюджетный комитет Госдумы отверг предложения правительства повысить ставку налога на имущество организаций с 2 до 2,6 проц. Депутаты сочли более справедливой ставку 2,2 проц., хотя представители Минфина и пытались доказать, что в этом случае консолидированный бюджет потеряет порядка 12 млрд. рублей, в то время как правительственные предложения, наоборот, приведут к росту поступлений на 17 млрд. рублей.

Впрочем, пишет «Газета», предвидя неизбежность схватки на пленарном заседании, Совет Думы еще до заседания бюджетного комитета перенес рассмотрение законопроекта на осень. Как и вопрос снижения ЕСН, по которому депутатам и правительству также не удалось договориться.

Остальные налоговые законопроекты Совет Думы обещал рассмотреть в субботу на последнем пленарном заседании. Так, одобренная в первом чтении реформа налогообложения газовой отрасли предусматривала отказ от уплаты акцизов и перенос этой нагрузки на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он возрастал с 32 до 193 рублей за 1000 кубометров газа. Также предусматривалось увеличение экспортной пошлины, которая будет выплачиваться при экспорте природного газа, с 5 до 20%. В среду на заседании бюджетного подкомитета было принято решение снизить одобренную ставку налога до 70 рублей за 1000 кубометров газа. На последней встрече правительства с газовиками обсуждалась ставка 107 рублей за 1000 кубометров.

850

www.2z.ru: Федеральным законом № 69-ФЗ изменены правила регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Все нововведения начнут действовать в сентябре 2003 года.

Тогда будут по-другому оформляться выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость (в них обязательно будут указываться сведения о неразрешенных спорах, связанных со зданиями и сооружениями, которые указаны в выписке). Также Законом № 69-ФЗ уточнен порядок предоставления документов на госрегистрацию недвижимости.

939

Новый налог на имущество физлиц и земельный налог будут вводиться с 2005 года. Ранее эти налоги планировалось ввести в действие с 2004 года, сообщил журнал «Эксперт».

Однако, по словам первого замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, за базу нового земельного налога предлагается принять кадастровую стоимость земельного участка, для чего необходимо создание земельного кадастра, а они во многих регионах еще не созданы. Поэтому новый земельный налог скорее всего будет вводиться с 2005 года.

Что касается налога на имущество физлиц, то еще не завершена подготовительная работа для определения инвентаризационной стоимости имущества, которая будет использоваться при оценке жилья. Поэтому и налог на имущество физлиц будет также введен в действие не с 2004-го, а с 2005-го года

309

Известия.RU

В эту сессию депутаты "прокатили" все законопроекты, составляющие ядро банковской реформ. С невнятными мотивировками. Правительство ссылается на предстоящие выборы, а депутаты - на инертность правительства. За этим явным переводом стрелок стоит банальная правда, что все эти законы не нужны ни правительству, ни депутатам, ни, самое главное, банкам.

На осень перенесли все законопроекты, на которых руководство ЦБ собиралось построить банковскую реформу. В первую очередь это законопроект "О страховании вкладов граждан в банках РФ", который выводит на рынок сбережения населения и конкурентно размещает их среди банков. Тихо умерли поправки к закону "О банкротстве кредитных организаций", особенно актуальные при весьма вероятном массовом "выводе с рынка неэффективных банков". На законопроект "О бюро кредитных историй" так и не поступило заключения правительства. Вопрос наделения банков правом выпуска ипотечных облигаций тоже повис в воздухе, хотя вроде бы никто не был против.


Особенно озадачивает то, что все эти переносы - немотивированные. "Приходится гадать: это окончательное закапывание (законопроекта о страховании вкладов. - "Известия") или просто откладывание перед выборами", - говорит глава наблюдательного совета ИК "Ренессанс-Капитал" Александр Шохин.


Наиболее популярна точка зрения, что правительство решило не продвигать перед парламентскими выборами социально значимые законы. Однако под это определение кроме страхования вкладов попали и законопроекты о кредитных историях, несостоятельности банков и ипотечных облигациях, волнующих рядового избирателя далеко не в первую очередь.


В Госдуме считают, что у правительства до банков просто не доходят руки. "Не хватило времени объяснить депутатам, что должно быть меньше политики и больше акцента на финансовую механику, - считает председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов. - Правительство сегодня переоценивает возможность стимулировать рост через бюджет и недооценивает - через финансовый рынок. Оно с удовольствием играет с нами в игру "кто больше снизит налоги" и мало уделяет внимания тому, как вовлечь в оборот личные сбережения граждан и предприятий".


Впрочем, большинство экспертов все же объяснили происходящее не целенаправленным "гноением" банковской системы, а общим отсутствием политической воли сделать хоть что-нибудь (в том числе в части административной реформы и реформы естественных монополий). "Правительство вступило в период застоя, как при Брежневе, - считает глава подкомитета по банковскому законодательству Павел Медведев. - Особенно явно нет согласия в "расширенном" правительстве, включая администрацию президента".


В правительстве случившееся по традиции объяснили хорошо отстроенной системой сдержек и противовесов: "На каждый противовес есть адекватная сдержка, в итоге - ничего никуда не двигается". Даже сам инициатор банковской реформы - Центробанк - к примеру, на перенос законопроекта о страховании вкладов среагировал "политически грамотно". То есть без истерик. Действительно, чего там, не в первый раз (и даже не во второй) банковские законопроекты "засаливают" для другой Думы.


Все эти сдержки и противовесы оставляют банковскую систему в недоразвитом состоянии. "Она будет потихоньку развиваться, но, вместо того чтобы догонять и догонять, мы отстаем и отстаем", - констатирует Медведев. Видимо, банкам придется самим заботиться о режиме наибольшего благоприятствования. Как, впрочем, и всегда.

776

Депутат Георгий Боос внес в Госдуму поправку, которая может облегчить жизнь многим предприятиям. Он предлагает исключить из Налогового кодекса норму, требующую дополнительно регистрировать имущество старше пяти лет для предприятий, желающих отнести его амортизацию на расходы.

Как известно, с 1 января 2004 г. компании смогут списывать на расходы амортизацию только того имущества, которое они приобрели после 31 января 1998 г., когда вступил в силу закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По мнению депутата, большинство предприятий просто не успеет получить необходимые документы к этому сроку. Поэтому он и внес поправку, отменяющую необходимость дополнительно регистрировать имущество.

Г. Боос рассчитывает, что ее примут до конца весенней парламентской сессии. Правительство пока не высказало своего мнения о законодательной инициативе депутата.

381

Столичные налоговики напомнили банкам и другим кредитным организациям о том, что они непременно должны информировать фискальные органы о сделках граждан на суммы от 10 тыс. долларов США. В письме на эту тему от 23.05.03 № 27-08н/27590 УМНС России по г. Москве подчеркивает, что такая обязанность банков не противоречит Налоговому кодексу РФ и подлежит исполнению.

811

Александра СИМОНОВА

На прошлой неделе в распоряжении редакции "УНП" оказался документ, парадоксально сочетающий в себе замечательную толковость и временную непригодность. Это разъяснение УМНС России по Московской области вот по какому вопросу: может ли организация, перешедшая на "упрощенку", отнести на расходы платежи за загрязнение окружающей среды? Ответ налоговиков, который будет опубликован на сайте управления www.mosobl.nalog.ru, достоин отдельного комментария.

Подмосковное УМНС считает, что налогоплательщики, применяющие "упрощенку", не могут уменьшать свои доходы на суммы экологических платежей. Налоговики приводят вполне разумные доводы.

Во-первых, единый налог заменяет только часть "обычных" налогов, остальные должны уплачиваться в общем порядке. Во-вторых, сам платеж за загрязнение окружающей природной среды не является налогом вообще. Отсюда выводы. "Упрощенка" не может служить причиной для освобождения организации от платежей за загрязнение окружающей среды. При этом суммы таких платежей не могут уменьшать облагаемый единым налогом доход при упрощенной системе. Почему? Да потому, что экологические платежи, не будучи налогом, не подпадают под действие подпункта 22 статьи 346.16 НК РФ, который позволяет признать расходом суммы налогов и сборов.

Разъяснение разумное, но налоговики почему-то напрочь забыли сказать, что экологические платежи сейчас вообще не должны уплачиваться в бюджет! Более того, налогоплательщики имеют полное право вернуть из бюджета ранее уплаченные суммы "грязного" сбора.

О судьбе экологических платежей мы неоднократно писали*. Напомним, что после долгих разбирательств Верховный суд РФ пришел к решению, что ставка экологических платежей установлена неправомерно, поскольку была закреплена нормативным документом Минприроды России, но вопрос этот должно регулировать правительственное постановление. Если нет ставки, то нет и платежа. Поэтому он и не взимается. Окончательную точку в этом деле поставила кассационная коллегия Верховного суда РФ определением от 15.05.03 № КАС 03-167. Любопытный юридический казус: сами платежи вполне законны и их уплата должна возобновиться после нового введения ставок. Тем не менее в том, что расплаты за загрязнение окружающей природной среды не избежать, сомневаться не приходится.

Кстати, 4 июня глава Минприроды России Виталий Артюхов заявил, что, по его сведениям, правительственное постановление о новых ставках экологических платежей уже подписано (подробнее об этом см. на стр. 1 "УНП"). Так что вполне вероятно, что разъяснения подмосковных налоговиков пригодятся "упрощенцам" уже в ближайшем будущем.

795

Госдумой было предложено отменить с 1 января 2004 года действие налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, решения о предоставлении которых были приняты до 1 июля 2001 года (в отношении организаций, осуществляющих инвестиционные и иные проекты по развитию соответствующих субъектов РФ).

В связи с задержкой окончания работ по государственному земельному кадастру предлагается продлить на 2004 год норму о неприменении корректирующего коэффициента К1, учитывающего кадастровую стоимость земли по месту предпринимательской деятельности налогоплательщиков, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

972

Государственная Дума РФ приняла 11 июня в первом чтении правительственный законопроект, снижающий ставку налога на добавленную стоимость. Согласно этому документу, с 1 января 2004 года НДС будет снижен с 20 до 18 процентов, но для социально значимых товаров сохранится льготная ставка в 10 процентов. Одобренный законопроект предполагает отменить льготу с 1 января 2006 года, одновременно с этим снизив общую ставку налога до 16 процентов. Что же касается альтернативного законопроекта, в котором предлагалось уже с 2004 года снизить НДС до 16 процентов и сохранить при этом налог с продаж, то он был снят с повестки дня.