Новости

348

Елена Березанская
Светлана Петрова


Центральный банк не оставляет намерений избавиться от миноритарных акционеров - Moscow Narodny Bank и BCEN-Eurobank. Первый заместитель председателя ЦБ Олег Вьюгин считает, что пакеты, доставшиеся этим акционерам бесплатно, должны быть переданы государству в лице ЦБ. Однако это не так просто: если ГУПы можно будет заставить выйти из капитала загранбанков в приказном порядке, то частные компании просто так свои доли не отдадут.

Moscow Narodny Bank (MNB, Лондон) и BCEN-Eurobank (Париж) - самые крупные из росзагранбанков, доставшихся Центробанку после развала СССР. Центробанк во всех своих отчетах говорит о том, что эти банки являются его собственностью на 100% , а всех остальных акционеров называет номинальными держателями, которые в свое время были включены в реестры для соблюдения норм внешнего банковского законодательства. При этом номинальные держатели никаких средств в капиталы банков не вносили.

Тем не менее по реестру доля Центробанка в MNB составляет 88,89% , а в Eurobank - 87,03%. В советские времена в состав акционеров входил целый ряд внешнеэкономических организаций с долями в капитале около 2%. Часть из этих организаций была преобразована в ГУПы, а часть приватизирована. Например, в состав акционеров MNB входит компания "Нафта-Москва", ставшая правопреемником "Союзнефтеэкспорта" (1,97% в капитале банка) , "Ингосстрах" (1,94% ) и некоммерческая организация "Центросоюз", которой акции достались от "Союзкоопвнешторга" (1,61% ). Доля "Центросоюза" в Eurobank - 9,21%.

Вчера первый зампред ЦБ Олег Вьюгин высказал свое отношение к проблеме с "номинальными держателями" акций загранбанков. "Я считаю, что государство в лице ЦБ должно эти пакеты забрать. .. поскольку их передача была осуществлена бесплатно, по решению советских органов", - сказал он, подчеркнув, что это очень сложный и запутанный вопрос, требующий "правильного юридического решения, которое до сих пор никто серьезно не искал".

Вместе с тем, как стало известно "Ведомостям", в отношении ГУПов задача уже решается. Еще в начале года был подготовлен проект правительственного распоряжения о выходе ГУПов из капиталов MNB и Eurobank. В Минимуществе "Ведомостям" сообщили, что проект распоряжения по росзагранбанкам находится на рассмотрении в Белом доме. "У нас с ЦБ по росзагранбанкам давно достигнута договоренность, - заявил "Ведомостям" Марат Загидуллов, начальник управления финансовых и внешнеэкономических организаций Минимущества. - Проект распоряжения о передаче ГУПами [принадлежащих им] пакетов росзагранбанков Центробанку подготовлен и рассматривается правительством". Он уточнил, что, "безусловно, речь идет о безвозмездной" передаче.

В одном из ГУПов "Ведомостям" сказали, что никаких распоряжений о передаче пакетов в загранбанках пока не было, но если такое распоряжение будет, то со своей долей расстанутся без слез. "Мы не видели ни этих документов, ни их проектов. Но мы всегда понимали, что это доля государства, и никогда никаких претензий на эту долю не имели. Мы и в прошлом году, когда выходили из капитала российских банков, были готовы передать нашу долю государству. Но тогда о загранбанках речь не шла", - сказал Виктор Афонин, замгендиректора ГУП "Алмазювелирэкспорт", доля которого в капитале MNB составляет 1,8%.

Договариваться с частными компаниями ЦБ будет сложнее. Это показал опыт с пакетами, которые у банкрота - Промстройбанка ЦБ пришлось выкупать через кипрский офшор. Председатель совета "Центросоюза" Валентин Ермаков расставаться с пакетами в росзагранбанках не собирается. "Мы никому и ничего отдавать не будем. Если нам вернут стоимость этих акций, не номинальную, а рыночную, тогда этот вопрос стоит рассмотреть. Мы оттуда ни копейки дивидендов не получили. В ЦБ утверждают, что мы ничего не платили за эти пакеты акций, так пусть они это сначала докажут. Если бы не платили, у нас бы этих акций не было", - сказал он "Ведомостям", добавив, что на общем собрании акционеров Eurobank, где он присутствовал, вопрос о безвозмездной передаче акций не поднимался.

В "Ингосстрахе" комментировать тему предстоящего расставания с пакетом в MNB отказались. "До тех пор пока мы не увидим какие-нибудь ясные документы от ЦБ, мы не будем передавать пакет", - заявил сотрудник пресс-службы страховой компании. В "Нафта-Москва" получить комментарии вчера не удалось.

954

Первые 34 страховые компании получили от Минфина лицензии на обязательное страхование автогражданской ответственности. Среди страховщиков 15 московских и 19 региональных компаний. В их числе «Страховой дом ВСК» и «Группа Ренессанс Страхование». В ближайшие дни лицензии получат еще 15 страховщиков. Всего же этим видом страхования будет заниматься 112 компаний.

Тем не менее, страховщики еще не готовы выдавать полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. Среди причин – неуверенность, что Госзнак успеет к 1 июля напечатать достаточное количество полисов, и отсутствие денег в бюджете на страхование государственного транспорта.

365

Центробанк беспокоится из-за снижения достаточности банковских капиталов, но и сам прикладывает к этому руку

Отдел финансовых рынков

Владимир Федорцов

Банк России, оценивая нынешнее состояние отечественного банковского сектора как в целом устойчивое, беспокоится по поводу негативных тенденций, способных эту устойчивость подорвать. Качество и размер собственных средств кредитных организаций – предмет тревог руководства ЦБ. С другой стороны, Центробанк и сам прикладывает руку к тому, чтобы капиталы банков «сдувались».

«Настораживает продолжающаяся тенденция к снижению средней достаточности капитала, – заявил на минувшей неделе председатель Центробанка России Сергей Игнатьев. – Тенденция... говорит о том, что рост капиталов отстает от роста объемов осуществляемых операций. Наш вывод состоит в том, что это может увеличить риски стабильности как отдельных банков, так и банковской системы в целом».

По оценке Центробанка, на 1 мая средняя достаточность капитала российских банков составила 20,9%. Правда, не известно в точности, каким этот показатель был раньше, посему сложно оценить динамику процесса. С другой стороны, норматив достаточности капитала установлен ныне на уровне 2%. Его рост до 10%-й отметки лишь предполагается к 2005 г. для «мелких» кредитных организаций и к 2007 г. – для всех банков, независимо от их размера. То есть банковский сектор в целом от нехватки собственных средств не страдает.

Однако «средние по палате» показатели в данном случае не показательны. В банковском бизнесе все находятся «в одной лодке», кризис одного банка может повлечь далеко идущие последствия для системы в целом. Подобное уже наблюдалось и в мире, и в России.

Необходимо отметить также, что беспокоящая Сергея Игнатьева тенденция сформировалась во многом из-за проводимой денежно-кредитной политики. У капитала, по большому счету, два крупных источника пополнения – нераспределенная прибыль и взносы учредителей. Но рентабельность банковского бизнеса снижается по мере падения доходности финансовых рынков и роста издержек, обусловленного ужесточением конкуренции. Банки стали больше тратиться на развитие розничных услуг, на конкурентную оплату персонала, на внедрение новых программ, да и довольно-таки дорогостоящий переход на МСФО стоит уже на повестке дня. С другой стороны, значительное число компаний-владельцев банков сталкивается с теми же объективными трудностями.

По оценке председателя АРБ Гарегина Тосуняна, рентабельность банковского бизнеса, рассчитываемая как отношение прибыли к активам, не превышает 2%. Правда, прибыльность капитала на порядок выше. Но в условиях, когда пассивы становятся все более дорогими, а активы – менее доходными, неизбежно снижение и нормы, и массы прибыли.

Сергей Игнатьев также заявил, что он лично будет следить за выполнением банками принятой весной инструкции, обязывающей кредитные организации вычитать из величины собственного капитала «ненадлежащие» активы. Первые жертвы нового документа уже появились. По словам директора департамента банковского регулирования и надзора Центробанка Алексея Симановского, из 60 проверенных ЦБ кредитных организаций «чистыми» оказались собственные средства лишь у 22 банков. Остальные признались, что в той или иной степени пользовались схемами «накачки». Двое, правда, попытались поспорить, но безуспешно. ЦБ их капиталы «чистыми» не находит и заставит их пересчитать все «по-честному», заявил Алексей Симановский. Он не исключил, что после того, как эти два банка вынуждены будут "сдуть" капитал, они могут столкнуться с проблемами по другим показателям.

В целом же руководство Центробанка взяло курс на укрупнение кредитных организаций. По прогнозу первого зампреда Банка России Андрея Козлова, через десять лет в России останется не больше сотни банков вместо нынешних 1200. Из них пять-шесть наиболее крупных будут участвовать в экспансии на международные рынки, около двух десятков кредитных организаций будут работать в странах ближнего зарубежья. На внутреннем рынке будут действовать два-три десятка крупных универсальных многофилиальных банка. Но окажется ли такая система более устойчивой, пока абсолютно неясно.

763

Арина ФЕДОРОВА

Только через полгода после вступления в силу новой главы 28 Налогового кодекса "Транспортный налог" на свет появилась декларация по этому налогу. Справедливости ради надо заметить, что МНС России утвердило декларацию и инструкцию по ее заполнению еще в марте приказом от 18.03.03 № БГ-3-21/125, но вот Минюст России зарегистрировал его только 3 июня*.

Декларация в принципе стандартная и вряд ли будет представлять сложность для плательщиков - юридических лиц. На титульном листе нужно указать, по какому адресу представляется отчет: по местонахождению организации или ее обособленного подразделения или по местонахождению транспортного средства. Потом следует непосредственно отчет об исчисленной сумме налога. Этот лист декларации заполняется на основе данных, указанных в приложениях А, Б и В, в которых составляется расчет суммы налога отдельно по наземным, воздушным и водным транспортным средствам.

Расчеты заполняются по каждому виду транспорта. Например, у организации есть четыре автомобиля и один автобус. Надо заполнить два расчета приложения А: один - по автомобилям, а другой - по автобусу. Причем вид "самоходки" нужно указывать еще и в кодовом виде. Соответствующие коды можно найти в разделе 7 инструкции. Кстати, в этом разделе указаны и коды регионов, в которых может быть зарегистрировано транспортное средство. В разделе 6 инструкции содержатся коды льгот и не облагаемых налогом агрегатов.

Предусмотрели налоговики и возможность указать в декларации печальный факт угона вашего автомобиля. Чтобы довести это до сведения налогового органа, в графах 17-18 декларации нужно указать дату начала розыска и дату возврата автомобиля владельцу.

Количество месяцев, в течение которых вы реально владеете машиной в конкретном налоговом периоде, нужно указать в графе 19 расчета. При этом налоговики будут считать как полный тот месяц, в котором вы поставили на учет или сняли с учета транспортное средство. Например, зарегистрировали автомобиль 31 мая этого года, следовательно, налог надо будет исчислять с мая включительно. Аналогичным образом рассчитывается и сумма налога по водным и воздушным транспортным средствам.

А когда подавать налоговую декларацию? На этот вопрос могут ответить только в вашей налоговой инспекции. Напомним, что конкретные ставки, сроки уплаты и представления декларации регулируются региональными законами.

* -Приказ МНС России будет опубликован в приложении "Официальные документы" № 23, 2003.

481

Как мы и сообщали ранее российские банки должны подготовить отчетность по международным стандартам (МСФО) к 1 октября 2004 года.

На сайте журнала «Российский налоговый курьер» появилось официальное сообщение ЦБ РФ от 2 июня 2003 года. (документ в zip-архиве на сайте РНК)

В документе сказано, что финансовая отчетность по МСФО должна составляться на основе данных российского бухучета с применением метода трансформации. Порядок составления такой отчетности Банк России подготовит и опубликует в 2003 году.

В 2004 году банки дважды будут готовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО: за 9 месяцев и за год.

Представлять бухгалтерскую отчетность по российским стандартам банки обязаны до 1 января 2006 года.

272

Михаил Фрадков не исключает возможности введения рубля в качестве единой валюты России и Белоруссии с 1 января 2006 года.

«Сейчас можно говорить разве что о 1 января 2006 года», - сказал глава правительства.
По его словам, срок 1 января 2005 года - это уже не совсем реально. «Но это не значит, что введение единой валюты надо откладывать до 2008 года», - отметил Фрадков.

819

В пятницу депутаты голосовали за поправки в статью 241 Налогового кодекса РФ, предусматривающих ряд мер по снижению налоговой нагрузки в части единого социального налога.

В соответствии с законопроектом, разработанным группой депутатов, размеры базовых налоговых ставок ЕСН для различных категорий налогоплательщиков снижаются, а шкала регрессии изменяется. Так, для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается шкала налоговых ставок: при величине выплат до 50 тыс. руб. в год - 30%, от 50 до 600 тыс. руб. в год - 15%, и свыше 600 тыс. руб. в год - 5%.

Если закон будет принят, он вступит в силу с 1 января 2005г. При этом, как отмечается в пояснительной записке к документу, номинальное снижение величины налоговой базы привело бы к сокращению эффективной ставки ЕСН с 30% до 22-23%.

За принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 115 депутатов при необходимых 226 голосах, 58 депутатов проголосовали против, 3 воздержались.

Однако полсе после повторного голосования законопроект был принят в первом чтении (во второй раз "за" проголосвали 258 депутатов).

640

Госдума одобрила в пятницу в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение в Налоговый кодекс изменений, касающихся уплаты единого сельхозналога.

Так, налогоплательщикам предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога, при переходе на его уплату за налогоплательщиками сохраняется право уплаты НДС. В соответствии с документом налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена в размере 6%. Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на систему налогообложения сельхозтоваропроизводителей в виде уплаты единого сельхозналога осуществляется на добровольной основе.

Законопроектом вводятся ограничения, которые не позволяют перейти на уплату единого сельхозналога организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством подакцизных товаров, а также переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

2128

Госдума приняла в пятницу в первом чтении законопроект, дополняющий Налоговый кодекс РФ новой главой "Налог на наследование или дарение", которая заменит закон РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

Этот налог, являясь федеральным, будет зачисляться в местный бюджет. В качестве налогоплательщиков признаются физические лица, получающие от других физлиц в порядке наследования или дарения имущество, определенное законодательством.

Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будет осуществляться не с первого рубля, а будет уменьшаться на необлагаемую налогом сумму, которая составляет при наследовании 200 тыс. руб., а при дарении - 20 тыс. руб.

862

Госдума на заседании в минувшую пятницу приняла в первом чтении законопроект «О внесении дополнения в раздел 9 НК РФ и внесении изменения и дополнения в статью 20 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и сборов».

Согласно документу, налог на имущество организаций устанавливается в качестве регионального налога. При установлении налога субъекты РФ могут предусматривать налоговые льготы.

Объектом налогообложения признаются объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность с целью получения дохода в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами).

Налоговой базой устанавливается среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из остаточной стоимости имущества. Максимальный размер налоговой ставки не может превышать 2.6% от налоговой базы.

Бюджетный комитет Госдумы считает, что ко второму чтению необходимо снизить ставку налога до 2.2%.

723

Владимир Путин подписал федеральный закон, который вводит в действие новую главу Налогового кодекса «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Госдума приняла этот закон 21 мая. 28 мая его одобрил Совет Федерации.

Новая глава устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции». Этот режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением некоторых налогов и сборов, уплата которых специально оговорена.

Федеральный закон призван, с одной стороны, создать наиболее благоприятные условия для инвесторов, вкладывающих средства в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а с другой, гарантировать получение государством части прибыли от указанной деятельности.

1039

Госдума приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Согласно документу, минимальный размер оплаты труда, устанавливается с 1 октября 2003 года в сумме 600 руб. в месяц.

Законодательные органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать более высокий по сравнению с федеральным размер минимальной заработной платы в субъекте.

294

Международный валютный фонд считает банковскую систему России недостаточно прозрачной и рекомендует закрыть нежизнеспособные кредитные организации. Кроме того, фонд не устраивает качество корпоративного управления в российских банках.

Эксперты МВФ провели исследования по России, которое показало, что капитализация банковского сектора происходит, но медленно. Кроме того, выявлены определенные проблемы с участием в банковском секторе частных банков. По мнению фонда, в России сейчас необходимо создать равные возможности при управлении рисками для всех банков.

775

Газета «Ведомости»: Налог с продаж прекратит свое существование с 1 января 2004 г. Минфин одолел депутатов, бившихся за сохранение налога. Дума спасовала перед президентом Владимиром Путиным, который встал на сторону министра финансов Алексея Кудрина.

Вчера бюджетный комитет неожиданно дружно одобрил правительственный законопроект о снижении НДС с 20% до 18%. Комитет поддержал и правительственный вариант изменения акцизов. Депутаты отвергли законопроект, внесенный группой депутатов во главе с Георгием Боосом (фракция ОВР) , который предусматривал снижение НДС до 16% при сохранении налога с продаж (по закону, принятому в 2001 г. , НсП должен быть отменен с 1 января 2004 г. ).

Защитники НсП апеллировали к интересам регионов, чьи бюджетные потери от отмены НсП измеряются миллиардами, - Москва, Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербург, Московская область. На прошлой неделе ОВР удалось привлечь на свою сторону остальные центристские фракции и влиятельных депутатов из бюджетного комитета. Боос утверждал, что им удалось уговорить министра финансов Алексея Кудрина сохранить налог до 2006 г.

Но Кудрин все договоренности отрицал и во вторник специально приехал на заседание фракции ОВР, чтобы подтвердить решимость Минфина покончить с "вредным" налогом. Но ни общение с фракцией, ни заседание трехсторонней комиссии в среду не привели к консенсусу.

Тогда министру пришлось прибегнуть к последнему аргументу. В среду вечером, рассказывает чиновник московской мэрии, президент Владимир Путин отозвал из командировки мэра Юрия Лужкова, чтобы в присутствии Кудрина проинформировать его о том, что существование НсП продлено не будет.

Член бюджетного комитета Думы Николай Гончар говорит, что, по его информации, на встрече у президента "Кудрин согласился с тем, что резкое осложнение финансового положения Москвы не нужно никому". По словам Гончара, на совещании в Кремле стороны договорились о том, что Минфин рассмотрит возможность предоставления Москве специальной субвенции, которая полностью компенсирует ей потери от отмены НсП. По словам источника в мэрии, фракция ОВР (Боос присутствовал на встрече в Кремле) взамен согласилась поддержать минфиновский вариант снижения НДС.

Пресс-секретарь Минфина Юрий Зубарев отрицает, что на встрече в Кремле Москва заключила сепаратную сделку с Кудриным.

"Действующий закон позволяет это сделать [предоставить Москве специальную субвенцию] легко и не привлекая внимания", - говорит эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. Закон "О статусе столицы Российской Федерации" обязывает правительство ежегодно закладывать в федеральный бюджет субвенцию на выполнение Москвой столичных функций. "Но ни в этом законе, ни в Бюджетном кодексе нет четких формулировок насчет размера этой субвенции. Теоретически под нее может быть подведена любая сумма", - говорит Трунин.

В 2003 г. Москва планирует собрать от налога с продаж около 18 млрд руб. По оценке Трунина, если в 2004 г. сохранится нынешняя пропорция поступлений, московский бюджет потеряет около 25 млрд руб.


Но надежда возместить потери есть и у других регионов. Министр финансов Алексей Кудрин помешал членам бюджетного комитета вписать в проект постановления Думы пункт о том, что выпадающие доходы регионам будут компенсированы за счет дополнительной части налога на прибыль, передачи акцизов на ГСМ и водку и налогов на малый бизнес. По его словам, "компенсацию разумнее осуществлять через субвенции и трансферты". В результате депутаты записали, что ко второму чтению правительство должно "предусмотреть меры по компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов".

338

Начавшийся в Санкт-Петербурге банковский конгресс не обошелся без вечных упреков в адрес Сбербанка: банкиры упрекают его в демпинге на рынке кредитования. На этот раз обличителем стал президент Банка Москвы Андрей Бородин, призвавший чиновников Министерства по антимонопольной политике разобраться со "Сбером", который своей ценовой политикой портит жизнь другим банкам. Еще в 2001 г. неизвестные "доброжелатели" пожаловались в МАП на кредитный демпинг Сбербанка, но о результатах разбирательства там не говорят. Вот и вчера выступавший после Бородина замглавы МАПа Андрей Кашеваров дипломатично обошел тему демпинга. Вероятно, он решил не встревать в перепалку двух госбанков (федерального и муниципального) , которым прежде доставалось от МАПа за доминирующее положение и тарифы. А в ЦБ вообще считают, что Сбербанк не демпингует, а лишь пользуется "историческим конкурентным преимуществом" и "эффектом своего брэнда". На самом деле Сбербанк с его размерами и госгарантиями по вкладам (позволяющими привлекать их дешевле, чтобы потом подешевле кредитовать) , - вне конкуренции. Банкиры давно говорят, что властям надо что-то делать с этой монополией, иначе остальные банки так и останутся карликами. Но в преддверии выборов даже само обсуждение этой темы чревато. Так что президент Сбербанка Андрей Казьмин может и дальше спокойно советовать коллегам снижать расходы и смириться с издержками вступления в "полосу глобальной конкуренции с международными финансовыми организациями по ценовым параметрам", как он это сделал вчера.

1237

Минфин России разъяснил, как следует отражать в бухгалтерском учете НДС при экспорте товаров. Они изложены в письме от 27.05.2003 № 16-00-14/177.

Согласно разъяснениям, если налогоплательщик по истечении 180 дней не представил документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0%, суммы налога учитываются следующим образом:

Дебет 68 субсчет "НДС к возмещению" Кредит 68 субсчет "НДС к начислению"

При уплате налога делается проводка:

Дебет 68 субсчет "НДС к начислению" Кредит 51.

Налогоплательщики, впоследствии подтвердившие свое право на применение нулевой ставки НДС, учитывают суммы налога так:

Дебет 51 (68) Кредит 68 субсчет "НДС к возмещению".

Если налогоплательщик так и не подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0%, суммы НДС, отраженные по дебету счета 68 субсчет "НДС к возмещению", списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

857


Обособленные подразделения крупнейших налогоплательщиков должны состоять на учете в налоговых инспекциях по месту своей регистрации. Такое разъяснение МНС России дало в письме от 19.05.2003 № ОС-6-30/564@.

В этом же документе министерство напомнило, что головные организации крупнейших налогоплательщиков должны быть переведены из инспекции по месту своего нахождения на учет в межрегиональную или межрайонную инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

760

Депутаты Госдумы, наконец, согласились с предложением Правительства отменить в следующем году налог с продаж. Однако взамен они требуют достойной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов. Народные избранники предложили увеличить долю регионов по налогу на прибыль и поступлений от акциза на спиртное. Отмена налога с продаж приведет к потерям бюджетов областей приблизительно в 60 млрд рублей. Напомним, что чиновники предлагали возместить этот ущерб за счет передачи регионам 25 процентов акцизов на горюче-смазочные материалы и обоих налогов на малый бизнес. Кроме того, планировалось, что бюджеты получат дополнительные доходы при отмене льгот по налогу на имущество предприятий. Но депутаты посчитали такую компенсацию ненадежной. Не устроило народных избранников и предложение зарезервировать в бюджете 10-15 млрд рублей для поддержки регионов.

1784

С 1 января 2004 года утратит силу статья 349 Налогового кодекса РФ.

В этой статье указано, что налогом с продаж облагаются все суммы, которые физические лица заплатили наличными или посредством пластиковых карт. А Конституционный Суд РФ признал, что в тех случаях, когда продукцию покупают индивидуальные предприниматели для своей производственной деятельности, налог с продаж взимать нельзя. Именно поэтому вся статья 349 Налогового кодекса РФ признана неконституционной.

Правда, срок, когда эта статья перестанет применяться, – 1 января 2004 года. А ведь в этот же день утратит силу и вся глава 27 «Налог с продаж» Налогового кодекса РФ.

Однако, как известно, законодатели планируют продлить действие главы 27. Даже если они это сделают, но забудут внести изменения в статью 349, то налог с продаж все равно платить не придется.

Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. № 129-О опубликовано в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 20, 2003, а также в журнале «Документы и комментарии» № 12, 2003.

558

Несколько категорий московских арендаторов смогут получить перерасчет арендных платежей в сторону уменьшения.

Основания для этих надежд некоторым везунчикам дает постановление правительства Москвы от 20.05.03 № 379-ПП. Речь в нем идет о том, чтобы установить арендную плату в особом порядке отдельным категориям арендаторов. Новая льгота вступит в силу задним числом и будет распространяться на период с 1 января 2003 года.

К отдельным категориям арендаторов правительство Москвы причислило:

- предприятия, торгующие в розницу хлебобулочными изделиями, молоком, кефиром, творогом, продуктами детского и диетического питания, плодоовощной продукцией;
- общественные объединения и организации, а также некоммерческие организации, созданные национально-культурными автономиями;
- учреждения, финансируемые из городского и федерального бюджетов (кроме организаций, у которых внебюджетные источники финансирования составляют более 30 процентов).
Бюджетникам ставка арендной платы устанавливается на уровне 2002 года, а для двух других особых категорий арендаторов принцип расчета аренды будет выглядеть иначе. Применяемый при расчете ставки арендной платы так называемый корректирующий коэффициент (Ккор) будет приравниваться к нулю. При отсутствии льгот он равен единице.

Поясним, как влияет Ккор на стоимость съемного помещения. В сложной формуле расчета арендной платы* есть две главные составляющие - затратная и доходная. Доходная - это оценка рыночной стоимости квадратного метра, помноженная на площадь и коэффициент доходности и Ккор. Понятно, что при умножении на Ккор = 0 доходная составляющая будет равна нулю. Стало быть, для указанных категорий арендаторов плата за наeм объекта снизится. Однако надо учесть одну хитрость: льгота устанавливается на площадь помещения «пропорционально объему реализации указанных видов товаров». То есть если на всей площади магазина лишь один отдел торгует, скажем, детским питанием, то и льгота будет распространяться только на этот «оазис».

И еще одно важное уточнение: льготы, указанные в постановлении № 379-ПП, относятся только к тем предприятиям, которые арендуют объекты напрямую у города, и не распространяются на помещения, сдаваемые в субаренду.

* -Методика расчета содержится в приложении 3 к постановлению правительства Москвы от 22.01.02 № 68-ПП.