Новости

534

Министерство по налогам и сборам начинает тотальную проверку компаний, пользовавшихся региональными льготами по налогу на прибыль. Такое предписание разослал подчиненным замминистра по налогам Владимир Гусев. По мнению экспертов, это чревато дополнительными расходами для "настоящих" инвесторов и крупными неприятностями для тех, кто пользовался внутренними офшорами исключительно для экономии на налогах.

В распоряжении "Ведомостей" имеется письмо МНС от 5 февраля 2004 г. Первый замминистра по налогам и сборам Владимир Гусев предписал региональным управлениям МНС, межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональным инспекциям по федеральным округам проверить компании, которые получали региональные льготы по налогу на прибыль. Проверки могут производиться за 2001 г. , 2002 г. и 2003 г.

Льготы предназначались компаниям, инвестирующим в экономику региона: те, кто до 1 июля 2001 г. заключил с регионами инвестиционные договоры, могли полностью освобождаться от региональной (14,5% ) и местной (2% ) частей налога на прибыль. Это позволяло снизить ставку налога с 24% до 7,5%. "Пепсико", Ford, Philip Morris, Mars, "Балтика" и многие другие компании строили свои заводы в регионах, предварительно договорившись с губернаторами о таких льготах.

Но главными потребителями льгот стали крупные нефтяные компании. По оценке Минфина, в первой половине 2003 г. три региона - Мордовия, Калмыкия и Чукотка - предоставили льгот более чем на 29 млрд руб. , в то время как остальные - всего на 100 млн руб. Чукотскими льготами пользовались в основном трейдеры "Сибнефти", мордовскими - трейдеры "ЮКОСа", а калмыцкими - трейдеры других крупных компаний.

В конце прошлого года Госдума с подачи Минфина отменила с 1 января 2004 г. "инвестиционные" льготы по налогу на прибыль, и отныне регионы могут "прощать" налогоплательщикам только 4% из 24% -ной ставки налога на прибыль. Правда, налоговые консультанты уверены, что у компаний сохранилась возможность и впредь легально экономить на налогах. "Отмена этих льгот произошла с нарушением юридических процедур, - говорит старший налоговый менеджер Санкт-Петербургского офиса "ПрайсуотерхаусКуперс" Вячеслав Власов. - Чтобы вступить в силу с 1 января 2004 г. , закон должен был быть подписан президентом и опубликован до конца ноября 2003 г. , а это произошло только 8 декабря. Поэтому у инвесторов есть все основания пользоваться льготами еще год".

Но МНС настаивает на том, что льгот больше нет. В своем письме Гусев просит инспекции проследить, чтобы компании больше не применяли инвестиционные льготы после 1 января 2004 г. "Смысл закона в том, чтобы закрыть внутренние офшоры. [Письмо Гусева появилось, потому что] мы не хотим оставлять двусмысленности в его понимании", - поясняет чиновник департамента налогообложения прибыли МНС.

Такая позиция министерства делает невозможным мирный исход споров компаний с налоговыми инспекциями на местах. "Теперь им придется отстаивать право на льготы через суд", - говорит партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. По его мнению, суды будут поддерживать инвесторов: "Высший арбитражный суд в аналогичных спорах уже не раз вставал на сторону инвесторов и подтвердил, что ко всем уже длящимся правоотношениям применяется "дедушкина оговорка" - раз выданные налоговые льготы нельзя приостанавливать до истечения срока действия договора с инвестором".

"Мы привыкли к налоговым проверкам с пристрастием, - говорит представитель пищевой компании, которая воспользовалась льготами для строительства завода в Ленинградской области. - За то время, пока действует льгота, она всегда была объектом повышенного внимания со стороны инспекции, нас проверяли уже три раза".

"Гораздо хуже придется тем, кто просто регистрировал в регионах центры прибыли, не делая реальных инвестиций, - считает аналитик Фонда защиты инвестиций Вадим Архипенко. - В письме содержится прямое указание проверить обоснованность предоставления льгот. Для инспекций на местах это будет отличным поводом для пересмотра позиции по отношению к компаниям, которые инвестировали только на бумаге". До сих пор критерием "обоснованности" льгот было формальное соответствие требованиям регионального законодательства. "Если начнут проверять экономическую обоснованность предоставления льгот, претензии возникнут к очень многим", - уверен Архипенко.

Получить комментарии "Сибнефти" и "ЮКОСа" вчера не удалось.

Светлана Иванова

1298

Приказом МНС России от 26 февраля 2004 г. № БГ-3-22/154@ отменены Методические рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения, которые были утверждены приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/706. Та же судьба постигла и все дополнения в текст методички. Причина, почему методичка не будет действовать, официально не уточняется, но мы уже говорилось о том, что налоговики решили заменять общедоступные документы на разъяснения с грифом «ДСП».

828

Начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2004г. возросла по сравнению с январем 2003г. на 27,7% и составила 6 тыс. 022 руб. Таким образом, средняя зарплата впервые за последнее время превысила 6 тысяч рублей. Такие данные содержатся в мониторинге социально-экономического развития РФ в январе 2004г., выполненного МЭРТ РФ.

Также в материалах министерства отмечается, что численность экономически активного населения на конец января 2004г. составила 72,2 млн человек. Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости Госкомстата, численность занятых в экономике в январе 2004г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2003г. на 1,8 млн человек и составила 66,4 млн человек.

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, достигла к концу месяца 5,8 млн человек, или 8% экономически активного населения и уменьшилась на 629 тыс. человек по сравнению с январем 2003г., когда число безработных достигало 6,43 млн человек, или 9,1% экономически активного населения. Численность официально зарегистрированных безработных на конец января 2004г. составила 1,64 млн человек, или 2,3% экономически активного населения, и увеличилась по сравнению с январем 2003г. на 89 тыс. человек.

Реальные же располагаемые денежные доходы населения в январе 2004г. увеличились на 16,5% по сравнению с январем 2003г., реальная заработная плата выросла на 14,8%. Отметим, что недавно правительство установило новый прожиточный минимум в стране. Он оказался весьма скромным - в среднем 2143 руб. на душу населения в месяц.

По категориям населения прожиточный минимум дифференцируется так: для трудоспособного населения - 2341 руб., для пенсионеров - 1625 руб., для детей - 2113 руб. По сравнению с третьим кварталом 2003 года прожиточный минимум вырос всего на 20 руб. - примерно на 1%, хотя потребительские цены за четвертый квартал 2003 года, по официальным данным, выросли на 3,1%.

По данным Госкомстата, больше 20% населения России имеют ежемесячные доходы, не дотягивающие до прожиточного минимума. Например, официально установленная для бюджетников минимальная зарплата (первый разряд тарифной сетки) с 1 октября 2003 года составляет всего 600 руб. То есть чуть больше 30% прожиточного минимума.

730

За тем, как аудиторы соблюдают стандарты своей деятельности, будут следить саморегулируемые организации. Такая поправка содержится в законопроекте, концепция которого была сегодня одобрена правительством.

Законопроект вносит изменения в закон об аудиторской деятельности. Основная его идея состоит в передаче ряда функций Минфина по регулированию аудиторской деятельности профессиональным аудиторским объединениям. В частности, им предлагается передать функции по ведению реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и учебно-методических центров. Также они должны будут организовать систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

912

Мы уже писали, что на сегодняшнем заседании правительства обсуждались вопросы усовершенствования упрощенной системы налогообложения. Журнал "Российский налоговый курьер" подробности.

На сегодняшнем заседании Правительство одобрило поправки в главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса, подготовленные Минфином России. В частности, в поправках предлагается ежегодно увеличивать максимальный доход, позволяющий перейти на упрощенную систему. Однако, насколько, пока неизвестно. Минфин также хочет разрешить предпринимателям, перешедшим с 1 января 2003 года на «упрощенку», изменить объект налогообложения.

По мнению финансового ведомства, необходимо уточнить механизм определения налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему и обратно. Также требует уточнения порядок налогообложения НДС при переходе на «упрощенку», порядок зачета входного НДС и состав доходов от предпринимательской деятельности, учитываемых индивидуальными предпринимателями при определении объекта налогообложения.

Главу о ЕНВД предлагается изменить следующим образом. Минфин считает, что нужно определить физический показатель и базовую доходность для деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. Кроме того, будет уточнена форма расчета корректирующего коэффициента базовой доходности K1 и порядок изменения корректирующего коэффициента базовой доходности К2. Минфин намерен поправить и некоторые понятия, используемые в главе.

Проект соответствующего федерального закона должен быть представлен в Правительство до 15 мая 2004 года.

265

Радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на анонимный источник в Кремле сообщила, имя будущего премьер-министра России мы можем узнать уже в воскресенье вечером или в понедельник утром.

Кроме того, сегодня в прессе обсуждались кандидатуры будущих министров. В числе прочего есть предположение, что думская фракция "Единая Россия" предложит на пост министра финансов Александра Жукова, который возглавлял налоговый комитет в думе прошлого созыва.

580

В Федеральном законе от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в пункте 7 статьи 7 пропущена одна запятая. Буквально текст выглядит так: "Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать только:

1) установление требования об использовании специального счета резидентом;
2) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней".
Пропущенная запятая должна стоять после слов "юридических лиц".

По нынешнему тексту закона получается, что вся статья относится только к простым товариществам. Как сообщил корреспондент «Двойной записи», об этом казусе на семинаре по валютному регулированию рассказал Иван Хаменушко, партнер фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Он добавил, сославшись на слова сотрудников ЦБ, что закон должен пониматься буквально, поэтому, пока поправка в закон не будет внесена законодательно, работать будет именно тот смысл, который несет в себе нынешний текст. Такова цена запятой в законе.

645

Изменены формы документов для регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств В документы, необходимые для госрегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств, внесены изменения. Они содержатся в приказе МНС России 16.02.2004 № БГ-3-09/121@. В нем приведена новая форма заявления о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и приложения к нему, формы расписок в получении документов на регистрацию и т.д. Скоро документ появится на нашем сайте.

2183

Указанием Центробанка от 2 февраля 2004 г. N 1382-У вносятся изменения в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях. Счета, на которых учитывались резервы на потери по операциям с драгметаллами, по операциям финансовой аренды, по расчетам с дебиторами, под обесценение ценных бумаг, переименованы в "Резервы на возможные потери".

Кроме того, введены новые субсчета "Резервы на возможные потери" к счетам 301, 302, 304, 306, 604. Исключены счета 50212, 50506 "Резервы под обесценение ценных бумаг".

Счета "Резервы на возможные потери" предназначены для учета движения резервов на возможные потери. Формирование (доначисление) резервов отражается по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетом по учету расходов. Восстановление (уменьшение) резервов отражается по дебету этих счетов в корреспонденции со счетом по учету доходов. Кроме того, по дебету счетов по учету резервов на возможные потери отражается списание балансовой стоимости нереальных к взысканию активов.

545

Таможня не должна требовать от экспортеров зарегистрированные в налоговой инспекции копии счетов-фактур, которые были получены от продавцов товара. Это следует из приказа МНС России от 25.02.2004 № БГ-3-06/145.

Документ выпущен в связи с вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса. Приказ МНС признал утратившим силу совместный документ ГТК России и МНС России от 21.08.2001 № 830/БГ-3-06/299 «Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта». Согласно ему организация-экспортер должна была представлять на таможне зарегистрированные в налоговой инспекции копии счетов-фактур и счетов-проформ, которые она получила от бывшего собственника товара.

Это правило не распространялось на предприятия, которые экспортировали товар собственного производства. Они должны были получать из инспекции лишь подтверждение, что производство экспортируемой продукции является их основной деятельностью.

344

Сегодня на заседании правительства была одобрена концепция законопроекта "О создании правовых основ для функционирования технико-внедренческих и производственных зон".

По словам замминистра экономического развития и торговли РФ Аркадия Дворковича Минэкономразвития и Минфин устранили большинство разногласий по этому вопросу.

Напомним, что Минфин беспокоило, что такие зоны могут стать налоговыми офшорами. Как заметил представитель МРЭТ, чтобы этого избежать ряд деталей будет дополнительно прописан на уровне законов. Впрочем, по словам Дворковича, главную гарантию дает то, что налоговые льготы будут предоставляться не конкретным территориям, а в привязке к конкретным инвестиционным проектам. Использовать эти льготы для иной деятельности, в том числе за рамками территории экономической зоны, будет невозможным.

Однако по словам чиновника остаются некоторые опасения относительно применения резидентами зон трансфертного ценообразования. "Мы понимаем эту проблему и будем стараться ее минимизировать, однако трансфертное ценообразование - это общая проблема для российской экономики, а не только для особых зон", - сказал замминистра.

496

Министерство по налогам и сборам своим приказом от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-09/96@ утвердило методические указания по снятию и постановке реорганизуемых предприятий – крупнейших налогоплательщиков на налоговый учет.

Согласно методичке, налоговые инспекции на следующий рабочий день после сообщения о реорганизации предприятия – крупнейшего налогоплательщика должны принять решение о его проверке. Кроме того, налоговые органы обязаны проверять компании и в том случае, если оно находится в стадии ликвидации. Проверку должны провести все инспекции, в которых предприятие состоит на учете.

Кроме того, МНС своим приказом от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-09/97@ предписывает инспекциям проводить камеральные проверки «правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления крупнейшим налогоплательщиком налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды» и в том случае, когда предприятие переходит на учет в другую инспекцию. Впрочем, если у предприятия обнаружится задолженность, инспекции не вправе задерживать или отказывать в снятии с учета.

1121

Новостные агентства сообщают со ссылкой на и.о. премьер-министра Виктора Христенко, что правительство собирается пересмотреть норматив годового оборота компаний, позволяющий им переходить на "упрощенку".

Правда, журналисты почему-то не уточняют, предложил ли новый и.о. премьера повысить или понизить порог для перехода на УСН. Учитывая, что в последнее время велись разговоры о повышении этого порога (сейчас он составляет 15 млн рублей в год), а Вкитор Христенко говорил также об улучшении условий для малого бизнеса, можно надеятся, что норматив все-таки повысят.

483

Московская межрайонная инспекция МНС России № 45 (это специализированная налоговоая инспекция для строителей) обратилась к руководителям столичных строительных организаций с призывом переходить на безбумажную технологию сдачи отчетности.

В этой инспекции (как и в дургих инспекциях Москвы) внедрена система, позволяющая принимать отчетность по электронной почте.

Налоговики уверяют, что процедура перехода займет около недели и не потребует больших усилий.

121

Компания НР объявила об усовешенствовании программного пакета HP OpenView, призванного обеспечить гибкую связь между разработкой приложения и его последующей эксплуатацией.

Расходы, возникающие после установки приложения, можно сократить за счет расширения возможностей управления - как на ранней стадии, так и на других этапах жизненного цикла приложения. Теперь пакет HP OpenView Application Management включает новые и усовершенствованные продукты, обеспечивающие полномасштабное управление приложениями. Кроме того, эти решения помогают клиентам создавать и настраивать управляемые приложения, автоматизировать подготовку к работе пользователей и приложений с целью корректного развертывания ПО и снижения связанных с ним общих затрат.

Решения HP OpenView Application Management позволяют добиться тесного сотрудничества между разработкой приложений и последующим их сопровождением. Применение данных решений в сочетании с автоматизацией рутинных и трудоемких операций позволяет службе ИТ создавать отказоустойчивые и производительные приложения, снижать общие расходы на приложения и перемещать ресурсы с обслуживания на инновационную работу.

С помощью программного обеспечения HP OpenView, не требующего сложной установки и настройки, клиенты могут управлять всей средой приложений - от базовой сети и компонентов инфраструктуры до самих приложений; это ПО поддерживает самые распространенные "коробочные" приложения, платформы Microsoft® .NET, COM/COM+ и J2EE, базы данных и операционные системы.

694

Холдинг "Интеррос", заявивший было о намерении продать контрольный пакет акций Росбанка стратегическим инвесторам, увеличил долю в капитале банка до 95%. "Интеррос" выкупил 20% акций дочернего банка у "Сургутнефтегаза". "Сургутнефтегаз" был давним партнером банков "Интерроса". После кризиса 1998 г. нефтяники стали крупнейшим кредитором ОНЭКСИМбанка, долги перед компанией были реструктурированы, и "Сургутнефтегазу" досталось 7,66% акций Росбанка. В начале 2002 г. "Сургутнефтегаз" вышел из числа акционеров банка, но уже через полгода вернулся, увеличив долю до 20%. Представители Росбанка тогда объяснили, что выход "Сургутнефтегаза" из капитала был нужен, чтобы начать отношения с компанией с чистого листа. Теперь "Интеррос" вновь выкупил акции Росбанка у своего партнера. О причине и условиях сделки и в холдинге, и в нефтяной компании говорить категорически отказываются. Аналитик "РусРейтинга" Максим Васин считает инициатором сделки "Сургутнефтегаз". "У нефтяников пропал интерес к Росбанку, что видно из нового состава совета директоров", - отмечает он. "Сургутнефтегаз" вместо гендиректора компании Владимира Богданова и его первого заместителя Владислава Баранкова в совете директоров Росбанка теперь представляет главный бухгалтер московского филиала Сургутнефтегазбанка Наталья Константинова. Впрочем, председатель совета директоров банка, гендиректор "Интерроса" Андрей Клишас сразу после выбора нового состава совета неделю назад призывал не придавать значения замене представителей "Сургутнефтегаза". По его словам, интерес к Росбанку у нефтяной компании не пропал. Между тем аналитики считают, что нефтяникам нечего делать в капитале Росбанка. "Подконтрольный компании Сургутнефтегазбанк обеспечивает ее необходимыми услугами, поэтому избавление от непрофильных активов можно расценивать как положительную новость", - считает начальник аналитического отдела группы "ЦентрИнвест" Дмитрий Уголков. Один из его коллег отмечает, что Росбанк так и не стал главным расчетным банком "Сургутнефтегаза", который предпочел Сургутнефтегазбанк и Международный московский банк. Несмотря на увеличение доли в Росбанке, "Интеррос" не отказывается от планов уступить контрольный пакет стратегическим инвесторам и вывести акции банка на фондовый рынок. "Планы по превращению Росбанка в публичную компанию будут реализованы после консолидации его бизнеса с группой ОВК", - уверяет пресс-служба холдинга. Руководитель банковского направления ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников подчеркивает, что наличие у банка крупного акционера, желающего продать свой пакет, может привести к падению котировок акций после IPO.

Василий Кудинов

668

Малый бизнес наконец достучался до правительства - пусть и временного. Сегодня кабинет обсудит претензии малых предпринимателей, накопившиеся за год действия новой системы их налогообложения. Чиновникам придется выбирать между полярными концепциями реформы. Сегодня правительство обсудит предложения Минфина по реформированию системы налогов для малого бизнеса. Предполагается, что они вступят в силу с 1 января 2005 г. Новая редакция главы 26 Налогового кодекса о налогах для малого бизнеса вступила в силу с 1 января 2003 г. Депутаты принимали ее летом 2002 г. в большой спешке. Глава изначально не нравилась ни предпринимателям, ни депутатам, но они не решились перечить президенту, просившему принять документ побыстрее. С тех пор главу переписывали уже дважды. "Мы весь год собирали вопросы малых предприятий к новой редакции главы 26, а теперь обобщили их и наметили направления, по которым надо работать", - рассказывает замруководителя департамента налоговой политики Минфина Александр Косолапов. Концепция будущих поправок, которая имеется в распоряжении "Ведомостей", корректирует основные недостатки нынешнего налогового режима для "маленьких". Так, НК разрешает предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему, выбирать, каким образом уплачивать налог - с оборота (6% ) или с разницы между доходами и расходами (15% ). При этом предприниматель, выбравший один из этих путей, не может впоследствии воспользоваться другим. Между тем из-за ошибки законодателей первая редакция главы 26 запрещала торговым предприятиям включать в расходы затраты на приобретение товаров. Поэтому около 70% малых предприятий, которые переходили на упрощенку с 1 января 2003 г. и должны были выбрать объект налогообложения до конца ноября 2002 г. , предпочли платить налог с выручки. А уже 31 декабря 2002 г. президент подписал новую редакцию главы 26 НК, которая исправляла ошибку, и розничным торговцам стало выгоднее платить налог с чистого дохода. "Обидно видеть, как твои конкуренты экономят на налогах просто потому, что зарегистрировались на два месяца позже", - возмущается Тамара Комарова, владелица двух магазинов по торговле бытовой химией. Поэтому теперь, говорит Косолапов, "было бы правильно в порядке исключения дать право тем, кто выбрал в качестве объекта налогообложения выручку, изменить режим [налогообложения]". С ним солидарны коллеги из МНС и Минэкономразвития. Другое предложение Минфина - разрешить "маленьким" совмещать упрощенку с выплатой НДС, если этого требует их бизнес. Как говорит ПБОЮЛ Наталья Макарова, чье предприятие "Росветер" производит воздушные змеи и бумеранги, "из-за того что я не являюсь плательщиком НДС, мою продукцию не берет ни один магазин, потому что не может потом зачитывать входящий НДС". Поэтому Макарова не пользуется удобной упрощенкой, выплачивая, кроме НДС, все остальные налоги. Чиновники готовы выполнить и другое заветное желание предпринимателей - повысить сумму годового оборота, который дает право перейти на упрощенку (сейчас 15 млн руб. в год). "Порог необходимо поднять, потому что торговые и производственные предприятия оказались в неравных условиях: у производственников может быть небольшая норма прибыли и небольшая численность сотрудников, но значительные обороты", - говорит зампред общественного движения розничной торговли и малого предпринимательства московского региона "Лига свободы" Андрей Насонов. Минфин также предлагает ежегодно индексировать сумму годового оборота с учетом инфляции и роста ВВП. Впрочем, по словам Косолапова, скорее всего, речь пойдет о единовременном повышении порога, а "до какого уровня, зависит от того, какую сумму выпадающих доходов может себе позволить правительство". Кабинету придется выбирать между полярными точками зрения. По словам чиновника МНС, его ведомство вообще против повышения порога, поскольку "налоговая нагрузка на одного налогоплательщика при переходе на упрощенную систему снижается в 2 - 2,5 раза". По данным Госкомстата, за девять месяцев 2003 г. обороты малых предприятий выросли в номинальном выражении на 52% , а налоговые доходы МНС от "малышей" при этом снизились с 17 млрд руб. до 12,4 млрд руб. С МНС солидарен и чиновник Минэкономразвития. "Упрощенная система была задумана для стартующего бизнеса, который, дойдя до определенных оборотов, должен перейти в "большие", - говорит он. А МАП, напротив, продолжает настаивать на повышении порога. Осенью 2003 г. министерство хотело поднять его до 100 млрд руб. По словам пресс-секретаря МАПа Ларисы Булгаковой, годовой оборот в 15 млн руб. не является реальным критерием для отнесения бизнеса к категории "малого", а обоснованных расчетов об объеме бюджетных потерь из-за повышения порога "мы ни у кого не видели".

2136

Известный инвестиционный банкир, бывший топ-менеджер "Тройки Диалог " Олег Царьков стал директором по корпоративным финансам ЗАО "Ренова", основным владельцем которого является сырьевой магнат Виктор Вексельберг. Он будет курировать привлечение инвестиций для крупнейшего в мире производителя титана - Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО). Олег Царьков в 1992 г. стал одним из учредителей инвесткомпании "Грант". В 1996 г. ее купил Bank Austria Creditanstalt, и Царьков стал гендиректором объединенной компании "Кредитанштальт Грант". В 1999 г. он пришел в "Тройку Диалог " и вскоре возглавил ее инвестбанковское управление. ЗАО "Ренова" основано в 1990 г. Предприятия, находящиеся в собственности и под управлением "Реновы", осуществляют деятельность в 25 регионах России и СНГ, в них работает более 80 000 человек. Основные активы "Реновы" - контрольный пакет акций "СУАЛа" и (совместно с Access Industries) 50% акций ТНК-BP. "Ренова" также владеет УК "Комплексные энергетические системы", которой принадлежат стратегические пакеты акций "Свердловэнерго", "Пермьэнерго", "Комиэнерго", "Ростовэнерго". О том, что известный российский инвестбанкир Олег Царьков обосновался в управляющей компании Виктора Вексельберга, "Ведомостям" сообщил директор департамента корпоративных отношений "Реновы" Василий Вербин. По его словам, Царьков с конца прошлого года занимает в компании должность директора по проектному финансированию. Работая на фондовом рынке, Царьков уже сталкивался с ВСМПО. Он рассказал "Ведомостям", что в 1997 г. возглавляемая им инвесткомпания "Кредитанштальт Грант" организовала скупку для ВСМПО контрольного пакета акций основного поставщика полуфабрикатов, "Ависмы". Тогда "Кредитанштальт Грант" купила 56% "Ависмы", а сейчас ВСМПО принадлежат 76% акций компании. О деталях своей новой работы Царьков предпочел не распространяться, отметив лишь, что в "Ренове" он будет курировать привлечение инвестиций и ведение сделок по слиянию и поглощению для ВСМПО, крупнейшего в мире производителя титана. По данным ВСМПО, "Ренове" принадлежат 14,85% акций предприятия. "У этих компаний [ "Реновы" и ВСМПО] есть планы по совместному производству продукции с высокой добавленной стоимостью из алюминиевых сплавов", - рассказывает Царьков. Председатель совета директоров ВСМПО Вячеслав Брешт подтвердил, что "Ренова" и ВСМПО ведут переговоры о нескольких совместных проектах, но окончательных решений, по его словам, пока не принято. Брешт заявил "Ведомостям", что кандидатура Царькова согласовывалась с ВСМПО и полностью устраивает его компанию. "Он очень толковый, порядочный человек", - охарактеризовал нового директора по проектному финансированию "Реновы" председатель совета директоров ВСМПО. Эту оценку подтверждают российские инвестбанкиры. Гендиректор "Атона" Александр Кандель назвал Царькова "целеустремленным и волевым человеком". Он отметил, что во время кризиса 1998 г. Царьков принял мудрое решение улучшить свое образование и через год вернулся на российский фондовый рынок с полученной в Лондоне степенью MBA и в новом качестве - специалиста по корпоративным финансам. Директор сектора "Банки и инвестиции" хедхантинговой компании Penny Lane Consulting Эльвира Муратова отметила, что на определенном этапе своей карьеры многие инвестиционные банкиры принимают решение перейти на работу в компанию реального бизнеса. Кандель считает, что на новом месте работы Царькову особенно пригодится опыт привлечения инвестиций и структурирования активов. Руководитель управления инвестиционно-банковской деятельности "Ренессанс Капитала" Рубен Аганбегян также отмечает большой опыт Царькова в самых разных сегментах фондового рынка - от инвестиционного банкинга до трейдинга. "Ренова" - динамичная структура, и Царькову есть где показать себя", - говорит Аганбегян. Инвестиционные запросы ВСМПО, по словам Царькова, составляют десятки миллионов долларов в год. Выручка ВСМПО за 2003 г. - 8,4 млрд руб.

Юлия Федоринова
Севастьян Козицын

916

Президент Владимир Путин вчера попрощался с правительством Касьянова и начал обсуждать кандидатуры новых министров с "Единой Россией". Почти буднично, сдав дела, сняв портреты со стены и простившись с журналистами, Михаил Касьянов покинул Белый дом. Возвращаться туда он не хочет. Путин вчера с утра приехал в Белый дом, чтобы попрощаться с кабинетом Касьянова. Глава государства не стал благодарить министров за четырехлетнюю службу, а разъяснил причины своего неожиданного решения распустить правительство до окончания президентских выборов. По словам Путина, до июня кабинет министров был бы "подвешен" дважды и "говорить об эффективности работы в этом случае в течение полугода вряд ли представляется возможным". А днем Касьянов прощался с журналистами. За сутки, прошедшие с момента внезапной отставки, экс-премьер пришел в себя и старался держаться невозмутимо. Он объяснил, что негласный контракт, который они с президентом заключили в январе 2000 г. , закончился - правда, несколько неожиданно и "нелогично". Сам Касьянов собирался доработать премьером до инаугурации 7 мая. К самому же факту отставки он отнесся так: "Нельзя, чтобы [работа] к сердцу прилипала". Касьянов сказал, что не собирается больше приходить в Белый дом, да и вообще возвращаться на госслужбу не хочет. "Остается либо общественная деятельность, либо бизнес-структуры" - так обрисовал свои перспективы Касьянов, но говорить об уже поступивших ему предложениях наотрез отказался. А на прощание он двусмысленно похвалил Христенко как "самого опытного, системного и технологичного человека из имеющихся шести вице-премьеров". Экс-премьер выразил надежду, что многим членам кабинета найдется место в новом правительстве, и похвалил себя и соратников за четырехлетние достижения. Аппаратом правительства до формирования нового кабинета министров продолжит руководить "человек Касьянова" Константин Мерзликин. "Секретариаты Касьянова и Христенко взаимодействуют между собой нормально, так что сбоев в документообороте не будет", - заверил он. В окружении Христенко это подтвердили. Под вечер Христенко подписал три первых постановления правительства - о реорганизации авиакомплекса имени Ильюшина, о предельной численности и фонде оплаты труда работников федеральных и территориальных госорганов. До этого он встречался с президентом, готовился к заседанию правительства и поездке в Алма-Ату на саммит ЕврАзЭС. Премьерская нагрузка для Христенко не в новинку. Его пресс-секретарь Станислав Наумов напоминает, что Касьянов и прежде "на неделю оставлял [Христенко] на хозяйстве". Вечером на консультации в Ново-Огарево приехали лидеры думской фракции "Единой России". Еще утром Путин сообщил экс-министрам, что проведет консультации с парламентским большинством: "Вы знаете не хуже меня, что значит в нашей стране должность председателя правительства. .. В прошлом году я [. .. ]фактически заявил о том, что вопросы подобного рода будут мною решаться в ходе консультаций с парламентским большинством". А первый вице-спикер Александр Жуков, перед тем как отправиться с коллегами на встречу с Путиным, сказал, что фракция выдвинет своих кандидатов в члены правительства. Один из председателей думских комитетов говорит, что "единороссы" планировали обсудить с Путиным трех кандидатов - Жукова на пост министра финансов, первого вице-спикера Любовь Слиску на пост социального вице-премьера и замруководителя фракции Владимира Катренко на пост министра транспорта. Другой источник в "Единой России" говорит, что в качестве альтернативы Катренко рассматривается вице-спикер Владимир Пехтин. Председатель Госдумы, лидер "Единой России" Борис Грызлов, выйдя от президента, ограничился словами о том, что "единороссы" удовлетворены консультациями с президентом и собираются продолжить их "ориентировочно" в воскресенье. А другой участник встречи, вице-спикер Владимир Володин сказал "Интерфаксу", что были обсуждены "принципы формирования правительства в кратчайшие сроки". Между тем интрига вокруг фигуры будущего премьера сохраняется. Чиновник администрации президента допускает, что им может стать Христенко, который "мягко презентован президентом". Другие источники в администрации и Госдуме сходятся в оценках, что в шорт-лист кандидатур на пост премьера входят и. о. министра обороны Сергей Иванов, первый заместитель руководителя администрации президента, руководитель предвыборного штаба Путина Дмитрий Козак и председатель Госдумы, лидер партии и фракции "Единой России" Борис Грызлов.

Александр Беккер
Виталий Иванов

500

Создание особых экономических зон /ОЭЗ/ увеличит российский экспорт на 20 процентов, причем рост произойдет за счет продукции со значительной долей добавленной стоимости.

Такой прогноз содержится в концепции проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в РФ", которая будет рассмотрена в четверг на заседании правительства РФ. С докладом на эту тему выступит заместитель главы Минэкономразвития РФ Аркадий Дворкович.

Концепция предусматривает создание в России 10-15 промышленно-производственных зон, в которых будут находиться 30-50 вновь созданных предприятий с общим количеством работающих 70-100 тыс человек и средней заработной платой 18 тыс рублей.

Планируется также создать 7-10 технико-внедренческих зон с общим количеством работающих 7-15 тыс человек и средней зарплатой более 20 тыс рублей.

По расчетам Минэкономразвития, создание ОЭЗ "окажет уже в первые три года их функционирования значительный социально-экономический эффект".

"Вновь созданное рабочее место в ОЭЗ будет обслуживать примерно четверых иждивенцев и являться работодателем для трех человек в других отраслях экономики", - говорится в материалах министерства.

"Особые экономические зоны в РФ создаются с целью обеспечения диверсификации экономики и государственной поддержки инновационной деятельности посредством развития перерабатывающего производства и наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных на внутреннем рынке РФ и на мировых рынках", - отмечается в концепции.

Создание ОЭЗ, по мнению ее разработчиков, позволит снизить административную и бюрократическую нагрузку на предпринимателей и создаст необходимую инфрастуктуру для развития бизнеса.

Согласно законопроекту, отбор заявок на создание ОЭЗ осуществляется правительством РФ на конкурсной основе. Решение о создании конкретной ОЭЗ также принимает правительство одновременно с утверждением соглашения о создании особой зоны с органами исполнительной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.

Общее управление ОЭЗ будет осуществлять уполномоченный федеральный орган, а управлять конкретной зоной будет дирекция, являющаяся территориальным подразделением уполномоченного федерального органа.

Законопроект предусматривает ряд налоговых и таможенных льгот для компаний, работающих на территории ОЭЗ. На этой территории будет действовать режим свободной таможенной зоны. Он предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и налога на прибыль в части сумм, поступающих в региональные и местные бюджеты.