Новости

1418

     ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

24 января 2003 г.N 47

"Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2003 г. базовой части трудовой пенсии"

     В целях реализации статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в  Российской   Федерации"   и   статьи   25       Федерального закона "О
государственном   пенсионном   обеспечении   в   Российской    Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить коэффициент индексации с  1  февраля  2003  г.  базовой
части трудовой пенсии в размере 1,06.
     2. Пенсионному фонду Российской Федерации довести до территориальных
органов, осуществляющих пенсионное  обеспечение,  коэффициент  индексации
базовой части трудовой пенсии, утвержденный настоящим постановлением, для
увеличения соответствующих  пенсий,  установленных  согласно  федеральным
законам  "О  трудовых   пенсиях   в   Российской     Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 52,  ч.1,  ст.4920)   и "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4831; 2002,  N  30,
ст.3033).

Председатель Правительства
Российской Федерации                                          М.Касьянов

1332

       

Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №05-3-06/3/202 от 14.12.2001

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации №02-08/06-2486П от 14.12.2001
«Об отражении расходов на цели государственного социального страхования»

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Фонд социального страхования Российской Федерации рассмотрели письмо Управления МНС России по Ульяновской области от 06.07.2001 №16-05-13/3749@ о порядке отражения расходов на цели государственного социального страхования в расчетах по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) организациями, являющимися одновременно плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и единого социального налога (взноса), и сообщают следующее.

Если организация или индивидуальный предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2.10 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.02.2001 №11, страхователи, являющиеся одновременно плательщиками единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и ведущие раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, производят в счет начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, расходы по государственному социальному страхованию только в отношении тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд. Указанные расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением Фонда от 30.11.2000 №113, и в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу), утвержденному Приказом МНС России от 29.12.2000 №БГ-3-07/469 (в редакции Приказов МНС России от 07.03.2001 №БГ-3-07/80 и от 18.07.2001 №БГ-3-05/243).

В отношении работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, расходы на цели государственного социального страхования осуществляются и отражаются в отчетности следующим образом.

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми – инвалидами распределяются пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и оздоровление детей, размер которых не зависит от размера заработной платы работника и, соответственно, суммы которых не могут быть разделены пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, производятся в счет начисленного единого социального налога (взноса). Эти расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ) в разделе 1 «Расчеты по единому социальному налогу» и расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) за счет средств доли единого социального налога (взноса), причитающейся Фонду социального страхования Российской Федерации.

Государственный советник
налоговой службы III ранга С.Х. Аминев

Заместитель Председателя
Фонда социального страхования
Российской Федерации Л.Н. Рау

 


















507

       

Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №05-3-06/3/202 от 14.12.2001

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации №02-08/06-2486П от 14.12.2001
«Об отражении расходов на цели государственного социального страхования»

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Фонд социального страхования Российской Федерации рассмотрели письмо Управления МНС России по Ульяновской области от 06.07.2001 №16-05-13/3749@ о порядке отражения расходов на цели государственного социального страхования в расчетах по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) организациями, являющимися одновременно плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и единого социального налога (взноса), и сообщают следующее.

Если организация или индивидуальный предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2.10 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.02.2001 №11, страхователи, являющиеся одновременно плательщиками единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и ведущие раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, производят в счет начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, расходы по государственному социальному страхованию только в отношении тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд. Указанные расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением Фонда от 30.11.2000 №113, и в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу), утвержденному Приказом МНС России от 29.12.2000 №БГ-3-07/469 (в редакции Приказов МНС России от 07.03.2001 №БГ-3-07/80 и от 18.07.2001 №БГ-3-05/243).

В отношении работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, расходы на цели государственного социального страхования осуществляются и отражаются в отчетности следующим образом.

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми – инвалидами распределяются пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и оздоровление детей, размер которых не зависит от размера заработной платы работника и, соответственно, суммы которых не могут быть разделены пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, производятся в счет начисленного единого социального налога (взноса). Эти расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ) в разделе 1 «Расчеты по единому социальному налогу» и расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) за счет средств доли единого социального налога (взноса), причитающейся Фонду социального страхования Российской Федерации.

Государственный советник
налоговой службы III ранга С.Х. Аминев

Заместитель Председателя
Фонда социального страхования
Российской Федерации Л.Н. Рау

 


















581

Опубликовано: Журнал "Расчет" №1-2002год.

Алена ТАРАСОВА

С 2003 года фирмы Татарстана на самом деле могут пройти регистрацию по принципу "одного окна".

В Казани 20 декабря открылся Единый регистрационный центр (ЕРЦ). Его существование избавляет местные фирмы от необходимости обивать пороги целого списка ведомств. Обратившись в центр, можно пройти госрегистрацию, встать на учет в налоговой, ФСС и Пенсионном фонде. Кроме этого через центр фирмы получают коды по общероссийским классификаторам от Госкомстата и узнают, сколько они должны платить в региональное отделение ФСС.
Республика Татарстан всегда славилась высоким уровнем своего технического развития. Видимо, поэтому местные чиновники смогли воплотить в жизнь принцип "одного окна" чуть ли не год назад. В те времена это было "окно" регистрационной палаты - там можно было найти представителей всех нужных ведомств. Процедура регистрации занимала три дня.
Однако с 1 июля прошлого года начал действовать закон, который возложил обязанности по госрегистрации на налоговиков. Причем время этого мероприятия увеличивалось до пятидневной рабочей недели. Местным властям ничего не осталось делать, как подчиниться закону и установить в республике новый порядок.
Тем не менее идея с "одним окном" была настолько удачна, что местное правительство не захотело ею пренебречь и реанимировало ее. Причем процедура регистрации стала занимать еще меньше времени - всего 14 рабочих часов, то есть неполных два дня.
Чтобы зарегистрироваться, нужно передать в центр пакет документов. Сотрудники центра проводят госрегистрацию фирмы, вносят данные о ней в Единый реестр юридических лиц и ставят ее на налоговый учет. После этого по электронной почте выписка из реестра рассылается в территориальные отделения ФСС и Пенсионного фонда. Отделению Госкомстата требуются оригиналы документов, поэтому туда их везет курьер.
Госкомстат ставит организацию на учет, присваивает ей коды по общероссийским классификаторам, а затем электронной почтой направляет сведения в отделения ФСС и Пенсионного фонда. Далее фонды обрабатывают всю полученную информацию и "прописывают" фирму у себя.
После того как все эти ведомства поставят фирму на учет, они должны направить в регистрационный центр оригиналы подтверждающих документов. Через некоторое время его сотрудники будут готовы выдать полный пакет необходимых свидетельств, извещений и уведомлений.
"Все требования федерального законодательства сохранены, - рассказывает главный государственный налоговый инспектор отдела по учету и регистрации налогоплательщиков УМНС Республики Татарстан Айрат Хакимов. - Преимущества "одного окна" заключаются в том, что работа по регистрации юридических лиц во всех ведомствах ведется параллельно. А благодаря системе электронного документооборота процесс идет быстрее. Вместе с тем обращаться за регистрацией в такой центр вовсе не обязательно. Для тех, кто хочет самостоятельно обегать все фонды, остается общепринятая процедура".
Казанский центр - только первая ласточка. В I квартале 2003 года местные власти намерены открыть такие по всей республике. Однако когда именно это произойдет, пока не очень ясно, все зависит от сроков финансирования. Если кабинет министров возьмет организацию центров под свой контроль, есть шанс, что центры действительно будут открыты в течение I квартала.
К сожалению, Татарстан - это еще не вся Россия. Большинство граждан об "одном окне" могут пока только помечтать. По закону объединены только две процедуры - госрегистрация и постановка на налоговый учет. Как известно, всем этим занимается МНС, и оно не будет добровольно обременять себя дополнительными обязанностями - "не предусмотрено". Поэтому в большинстве регионов фирмам пока приходится регистрироваться в фондах самостоятельно.
Вывод напрашивается сам собой - нужно сделать так, чтобы закон обязывал ведомства работать по принципу "одного окна". Для этого должны быть внесены поправки в действующее законодательство. Кстати говоря, специалисты фондов и МНС уже сейчас над этим работают. Как нам сообщили в департаменте регистрации юридических лиц МНС, новый порядок регистрации фирм должен быть готов в первом полугодии, то есть к лету он уже начнет действовать. Остается надеяться, что опыт Татарстана поможет чиновникам найти решение правильное и в срок.

3101

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России акцентирует внимание налогоплательщиков на том, что на бланках строгой отчетности обязательно надо указывать ИНН, код по ОКПО и выходные сведения типографии. В письме от 26.12.02 № 16-00-24/61 Минфин России приводит аргументы в поддержку правомерности подобных требований налоговиков.

Главное финансовое ведомство неоднократно сообщало, что ИНН - обязательный реквизит для бланков строгой отчетности. На сей раз Минфин России еще и объясняет, почему идентификационный номер обязателен.

МНС России в приказе от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 установило, что индивидуальный номер должен быть проставлен на документах, если это предусмотрено законодательством. А бланки строгой отчетности могут заменять чек ККМ на основании Положения по применению ККМ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745. Этот документ устанавливает требования к обязательным реквизитам чеков. В частности, на нем должен быть и ИНН организации или предпринимателя. А раз бланк приравнивается к чеку, то идентификационный номер налогоплательщика должен присутствовать обязательно.

Теперь о парочке других не менее важных реквизитов бланка строгой отчетности. Первый - это код организации по ОКПО. Бухгалтерский департамент Минфина напоминает, что Госкомстат России установил: на всех первичных документах должен быть указан код организации по ОКПО. А бланки строгой отчетности являются первичным документом, следовательно, код по ОКПО должен на них присутствовать.
Второй - это выходные сведения типографии. На бланке обязательно должны быть указаны данные о типографии, которая их отпечатала. Такое требование основывается на том, что применяться могут только бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом, следовательно, они являются типографской продукцией. А выходные сведения типографии идентифицируют предприятие, изготовившее бланки.

739

Пока Госдума работает над новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном контроле, Центробанк занялся облегчением порядка покупки валюты. В указании от 17.01.03 № 1223-У (вступит в силу через десять дней после официального опубликования) ЦБ РФ установил новые правила, по которым российские предприятия должны покупать валюту для расчетов с зарубежными поставщиками товаров.

Как известно, приобретать чужеземные дензнаки для расчета с иностранными партнерами предприятия-резиденты могут только через уполномоченные на то банки. Причем если валюта покупается до ввоза товаров в Россию, фирма-покупатель обязана открыть в банке депозит. Так вот, если сейчас сумма такого вклада эквивалентна 100 процентам от суммы денег, за которые покупается валюта, то с момента вступления в силу указания № 1223-У на депозит нужно будет вносить лишь 20 процентов от этой суммы. Это первое новшество.

Второе. Сейчас от суеты с депозитами при покупке валюты освобождены только госпредприятия и госучреждения. А согласно новому порядку, от обязанности вносить деньги на депозит будут избавлены любые организации, которые не намерены покупать валюту на сумму более 10 тыс. долларов США.

И, наконец, третье. Свежеиспеченный порядок не распространяется на валюты, которые не являются свободно конвертируемыми. Правда, пока не существует документа, который бы определял, валюты каких стран можно отнести к неконвертируемым в отношении договоров об импорте товаров. Закон о валютном регулировании и валютном контроле дает лишь общее определение: не является свободно конвертируемой та инвалюта, "которая не обменивается без ограничений на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций".

Кроме того, новое указание Банка России несколько меняет и порядок возврата предприятию депозита, открытого до ввоза товаров в Россию. Теперь ситуаций, позволяющих вернуть депозит, будет гораздо больше. Например, деньги можно будет получить обратно, предъявив документы, подтверждающие утрату товара вследствие аварии, или предоставив решение суда о признании иностранного поставщика банкротом.

1075

На прошлой неделе Правительство РФ рассматривало стратегический бухгалтерский вопрос - план перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Результат: кабинет министров одобрил подготовленный Минфином России план мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на МСФО.

Премьер-министр Михаил Касьянов подчеркнул, что именно в нынешнем году правительство должно добиться серьезного прогресса во внедрении международных стандартов финансовой отчетности.

Итак, чего нам ждать в ближайшем будущем? Уже в первом полугодии 2003 года Министерство финансов должно разработать и представить в правительство проект закона "О сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности". В нем будет закреплена обязанность для компаний представлять финансовую отчетность и проводить аудит по международным стандартам.

Подчеркнем, что и министр финансов Алексей Кудрин, и премьер-министр Михаил Касьянов еще раз подтвердили: переход на МСФО - это история не про субъекты малого предпринимательства. Для малого бизнеса российская бухгалтерия так и останется единственной. Да и вообще нашему, родному бухучету кончина не угрожает. Кудрин подчеркнул: российская форма отчетности сохранится, потому как является основой нашей системы налогообложения.

Но бухучет будет продолжать "подстраиваться" под международные стандарты. На это в 2003 году будет нацелена работа Минфина России по реформированию бухучета. Например, планируется разработать методичку о том, как трансформировать бухгалтерскую отчетность, составленную по российским правилам, в сводную финансовую отчетность по МСФО.

Если утвержденный план Минфина будет выполнен, то сбудется и более долгосрочный прогноз, который обнародовали по окончании заседания высокопоставленные правительственные чиновники.

Как заявил замминистра финансов Сергей Шаталов, начиная с отчетности за 2004 год холдинги и группы компаний будут обязательно представлять сводную отчетность по стандартам GAAP. Таковы планы правительства. Причем предполагается, что компании - участницы холдинга будут составлять отчетность лишь по российским стандартам и только "головная контора", то есть сам холдинг, должна будет отчитаться по МСФО.
Кроме того, с 2004 года будут обязаны применять нормы МСФО российские банки. По словам Шаталова, схема будет такая: банк вначале будет составлять отчеты по российским стандартам, а затем с помощью определенных формул преобразовывать их в отчет, соответствующий международным требованиям.

Полное "освоение" Россией МФСО кабинет министров планирует к 2007 году. Но это, разумеется, лишь предварительный прогноз.

2129

Министерство РФ по налогам и сборам в лице руководителя департамента ЕСН Надежды Шелемех суммировало нововведения по единому социальному налогу, вступившие в силу 1 января 2003 года.

С этого года индивидуальные предприниматели, перешедшие на "упрощенку", не платят ЕСН ни за себя, ни за своих работников. Однако взносы в ПФР остались обязательными. Как для пользователей "упрощенки", так и для плательщиков ЕНВД, получивших освобождение от ЕСН с января 2002 года (согласно закону от 24.07.02 № 104-ФЗ).

Шелемех разъяснила, что суммы налога, которые были уплачены "вмененщиками" авансом за 2002 год, подлежат зачету в счет ЕНВД, но не возврату.
А вот иностранным гражданам в отличие от наших "упрощенцев", наоборот, придется с 1 января 2003 года уплачивать ЕСН на общих основаниях с гражданами России. Комментируя новацию, Надежда Николаевна предположила, что могло послужить ее причиной. Иностранцы пользовались в нашей стране социальными гарантиями, но при этом в некоторых случаях ЕСН не платили.

2699

В два раза увеличилось количество видов документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. Формы этих документов и инструкции по их заполнению утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21.10.02 № 122п*.

Надо заметить, что все прежние формы, за исключением "Справки о соответствии" (АДВ-7), сохранились, но к ним ПФР прибавил еще 13 новых. Правда, это не значит, что теперь организации придется представлять в фонд все 23 документа, формы которых утверждены постановлением № 122п. Ведь в зависимости от ситуации некоторые из этих форм нужны одним организациям, но не нужны другим, а некоторые бланки и вовсе заполняют сами сотрудники фонда. Кроме того, одна из новых форм - "Опись документов, передаваемых работодателем в ПФР" (АДВ-6) - уже и вовсе прекратила свое существование, поскольку постановление фонда № 122п отвело ей роль приложения только к бланкам, которые заполнялись и отправлялись в ПФР до 31 декабря 2002 года. Но, к сожалению, это не слишком большое утешение для бухгалтера. Ведь ему все равно придется заполнять для подачи в ПФР больше документов, чем раньше.

Так, завершившая свое действие форма АДВ-6 не исчезла бесследно, а просто заменена новой - АДВ-6-1 (с тем же названием, что и у первой), так что опись документов все равно представлять придется. Дополнен перечень документов и формой АДВ-11 - "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". А еще бухгалтерам придется заполнять и новый бланк СЗВ-К "Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования". Кроме того, появился ряд новых бланков всевозможных запросов и выписок.

Однако увеличением перечня документов Пенсионный фонд не ограничился. Изменились и правила заполнения этих бумаг. Как известно, подаваемые бланки отчетности в ПФР следует формировать в пачки. Но если раньше в состав одной пачки могли входить документы разных наименований (и анкеты, и заявления), то отныне по каждому наименованию документа бухгалтеру нужно формировать особую пачку. Но зато теперь внутри пачки может быть до 200 документов, а не до 100, как раньше. Кроме того, для почти всех форм с аббревиатурой СЗВ (а это индивидуальные сведения о застрахованных лицах) установлены дополнительные ограничения при формировании из них пачек документов. Так что бухгалтеру не позавидуешь: мало того, что нужно будет заполнять дополнительные бланки, так еще и сортировать их для удобства сотрудников Пенсионного фонда.

* -Будет опубликовано в приложении "Официальные документы" № 2, 2003.

1185

Похоже, что коммерческие организации, подотчетные Комитету по финансовому мониторингу РФ, не смогут "спустить на тормозах" контроль крупных сделок. Правительство РФ издало постановление от 08.01.03 № 6, которое велит компаниям, ведущим операции с денежными средствами или иным имуществом, срочно утвердить новые правила внутреннего контроля.

Разъясним по порядку: кто, что и когда должен утвердить?
Как известно, Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов вменил в обязанность банкам, ломбардам, страховым, лизинговым компаниям и проч. отслеживать и направлять в КФМ России информацию об операциях своих клиентов на сумму более 600 тыс. рублей. Причем со 2 января 2003 года список докладчиков о крупных сделках существенно расширился*. Общаться с КФМ теперь обязаны организации, торгующие ювелирными изделиями, драгоценными металлами и камнями, организации игорного бизнеса (тотализаторы, букмекерские конторы, лотерейщики), а также управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.

Согласно тому же закону № 115-ФЗ, все вышеперечисленные компании должны утвердить правила внутреннего контроля организации за крупными денежными или имущественными сделками. Это документ, который гарантирует властям, что в организации есть ответственный за неусыпный контроль, внутренние инструкции на случай появления сомнительной сделки и т. д. Как составлять такие правила? В качестве ответа на этот вопрос Правительство РФ разработало рекомендации по разработке правил (методичка утверждена распоряжением от 17.07.02 № 983-р).

Однако до сих пор не были нормативно оговорены сроки разработки и утверждения правил, поэтому организации могли откладывать в долгий ящик эту муторную работу. Но теперь времени осталось совсем мало: постановление № 6 вступает в силу 23 января. В течение месяца с этой даты руководители уже действующих организаций должны утвердить правила внутреннего контроля. А во вновь создаваемых организациях этот документ должен утверждаться в течение месяца со дня их госрегистрации.
Кроме того, в течение пяти рабочих дней со дня утверждения правила должны быть представлены на согласование в КФМ России или в соответствующий надзорный орган (для банков таковым является ЦБ РФ).

* -Согласно Федеральному закону от 03.10.02 № 130-ФЗ. Подробнее об этом см. "УНП" №

969

На прошлой неделе Правительство РФ обнародовало планы всех федеральных министерств и госкомитетов на 2003 год. Планы ведомств, которые впрямую влияют на жизнь налогоплательщиков вообще и бухгалтеров в частности, поражают своей обширностью.

МНС России. В плане налоговиков на первом месте - преодоление досадного прошлогоднего срыва государственного плана по собираемости налогов. В то же время министр Геннадий Букаев в очередной раз заявил, что 2003 год станет завершающим в формировании новой налоговой системы. Для этого МНС России будет работать сразу в нескольких направлениях. Во-первых, надо внедрять новые, уже принятые законы. Например, главы НК РФ о транспортном налоге, "упрощенке" и ЕНВД. Во-вторых, министр заявил, что в 2003 году планируется принятие целого ряда новых налоговых законов. Налоговики ждут законов по имущественным налогам: на землю, недвижимость, имущество физлиц, имущество организаций, а также по налогу на наследование и дарение. Кроме того, Геннадий Букаев надеется на принятие законов, регулирующих использование природных ресурсов (сборы за право пользования объектами животного мира, водными биоресурсами, лесным фондом, а также экологические платежи). Причем реформирование системы экологических платежей министр назвал особенно актуальным - по той простой причине, что до сих пор большинство из этих платежей установлено лишь подзаконными нормативными правовыми актами.
Геннадий Букаев подтвердил твердое намерение налогового министерства заняться государственной регистрацией не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей. И напомнил, что налоговики уже вовсю работают над соответствующими поправками в федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц.

МНС России изменило бы себе, если бы не упомянуло в своем годовом плане о внедрении электронного документооборота. Геннадий Букаев подчеркнул, что этой работе в 2003 году будет уделяться "большое внимание". Так что бухгалтерам от технического прогресса не уйти. "С учетом практики сдачи налоговых деклараций в электронном виде перечень представляемых в налоговые органы документов в электронном виде может быть расширен, - заявил министр. - Следующим этапом должно стать введение электронного документооборота по счетам-фактурам".

Минфин России. Как это ни удивительно, но министр финансов Алексей Кудрин, обрисовывая планы своего ведомства на 2003 год, и словом не обмолвился о бухучете. А ведь именно финансовое министерство ведает реформой бухучета в России и разработкой бухгалтерских нормативных актов. Но молчание министра вовсе не значит, что Минфин оставит без внимания учетных работников страны. Можно не сомневаться - департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности продолжит и выпуск новых ПБУ, и разработку перехода на МСФО (см. "УНП" № 48, 2002, стр. 2 "Неастрологический прогноз"). Министр тем временем, говоря о более масштабных проблемах, пообещал, что бюджет будет исполняться "копейка в копейку" при любых условиях, но при этом налогоплательщиков ждет "снижение налогового бремени". В частности, по мнению Кудрина, в 2-2,5 раза снизятся налоги для малого бизнеса.

ГТК России. Председатель таможенного госкомитета Михаил Ванин с уверенностью утверждает, что важным событием 2003 года станет принятие Государственной Думой новой редакции Таможенного кодекса РФ. Причем, по словам главы ГТК России, новый кодекс создает совершенно новые условия как для участников ВЭД, так и для самих таможенников, поскольку будет принят "как закон максимально прямого действия".
МАП России. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, как заявил его глава Илья Южанов, намерено разработать проект поправок для КоАП РФ, которые ужесточили бы ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Минэкономразвития России. По словам Германа Грефа, в числе ближайших налоговых законопроектов министерства - проект об особых экономических зонах, проект об изменении порядка возврата и возмещения НДС, снижении средней ставки единого социального налога, изменении Налогового кодекса в части стимулирования инвестиционной активности. Министр надеется, что уже весной большая часть этих решений должна быть закреплена в законах.

1237

Министерство РФ по налогам и сборам объявило о начале кампании по сбору деклараций о полученных в 2002 году доходах физических лиц.

Сразу заметим, что никаких особенных изменений в этом году по сравнению с предыдущим не ожидается. Список налогоплательщиков, обязанных подавать декларацию, остался прежним. Как и раньше, сообщать о своих доходах налоговикам должны индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие частнопрактикующие трудящиеся. Должны подать декларацию граждане, получившие выигрыш в лотерее, на тотализаторе и т. д. Тот, кто в 2002 году заключил гражданско-правовой договор с другим гражданином, не являющимся налоговым агентом, и получил по договору доход, также должен отчитаться об этом налоговикам. Типичным примером подобных договоров является сдача в аренду квартиры.

Подавать декларацию обязаны и те граждане, которые продали свое имущество, а также те, кто получил доход за рубежом. И наконец, последняя группа граждан, обязанных сообщать о своих доходах, - это те, с чьих доходов НДФЛ не был удержан по тем или иным причинам (к таким доходам относятся, например, алименты).

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков последний срок подачи декларации един - 30 апреля. То есть и тут ничего не изменилось. Нововведения присутствуют только в самих формах 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Так, из декларации 3-НДФЛ был удален раздел "Расчет дохода по месяцам нарастающим итогом", но появился новый раздел "Расчет налоговой базы при продаже ценных бумаг".



Как и прежде, особняком среди декларантов стоят претенденты на налоговые вычеты. Желающие вернуть свое кровное из госказны должны, как известно, предварительно отчитаться о доходах. Декларация подается по окончании налогового периода, за который налогоплательщик хочет получить вычет, однако сроки не ограничены 30 апреля 2003 года. Например, для получения имущественного вычета при покупке квартиры гражданин может подать декларацию и через год, и через пять лет.

983

Не успели мы привыкнуть к новому многолистовому формату налоговых деклараций, как можно готовиться к появлению новых или обновленных форм практически по всем налогам. Дело в том, что главное налоговое ведомство решило привести к единообразию все налоговые декларации. Для этого МНС России разработало Единые требования к формированию налоговых деклараций и Порядок заполнения типовой формы титульного листа налоговой декларации. Оба документа утверждены приказом от 31.12.02 № БГ-3-06/756 "О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций". Рассчитывать на то, что приказ будет распространять свое действие только на вновь утверждаемые декларации, не стоит, так как все ныне применяемые декларации должны быть приведены в соответствие с Едиными требованиями.

Отныне ни одна новая декларация не может вводиться в действие, если не утверждена сама форма, отсутствует инструкция по ее заполнению, формат представления ее в электронном виде, а также если нет некоего "документа, содержащего контрольные соотношения для проведения автоматизированной камеральной проверки".
С формами и инструкциями все просто и понятно - с этими документами мы сталкиваемся регулярно. Сама декларация должна состоять из титульного листа, разделов по расчету сумм налога и при необходимости приложений, расшифровывающих некоторые показатели, используемые при расчете налога.

В приказе расписано "типовое жилье" деклараций: какие показатели должны включаться в каждый раздел декларации и какова последовательность расположения показателей, в каких случаях необходимы те или иные реквизиты, какова должна быть нумерация страниц. В титульном листе любой декларации теперь и вовсе нет простора для фантазии: типовая форма и типовая инструкция по заполнению типовой формы.
Стремление к такому однообразию понятно - похвальное стремление налоговиков к электронному документообороту требует максимальной унификации всяческих бланков и форм. Они должны быть отлажены, как единый часовой механизм, чтобы разрабатывать соответствующее программное обеспечение.

Согласно Единым требованиям, профильные департаменты и управления МНС России должны в двухнедельный срок со дня утверждения каждой новой (типовой) налоговой декларации утверждать формат ее представления в электронном виде. Такой формат - вещь новая, но необходимая и неизбежная. Дело в том, что сдавать отчетность в электронном виде можно только в утвержденном МНС России формате (см. "УНП" № 1, 2003, стр. 2). Стало быть, он непременно должен "сопровождать" каждую декларацию.
Больше всего вопросов вызывает загадочный документ с контрольными соотношениями для автоматизированных камеральных проверок. Что это такое? И кто будет его заполнять? На эти вопросы корреспонденту "УНП" в МНС России ответили так: "Налогоплательщикам волноваться не стоит: они даже не увидят этого документа, так как у него будет гриф "для служебного пользования"". И заполнять и использовать его будут только налоговые органы для проведения камеральных проверок".
В течение января налоговое ведомство должно разработать единые требования к формированию деклараций по региональным и местным налогам. То есть в скором времени все налоговые декларации будут приведены к единому облику. Хочется надеяться, что наведение порядка в налоговой отчетности приостановит процесс постоянного внесения в нее изменений.

2457

Министерство РФ по налогам и сборам выпустило новые формы отчетности организаций по налогу на доходы физических лиц за 2002 год - 1-НДФЛ и 2-НДФЛ. Обе формы и порядок их заполнения утверждены приказом МНС России от 02.12.02 № БГ-3-04/686 (зарегистрирован Минюстом России 20.12.02).

Самое неприятное для бухгалтеров в этом приказе то, что новая налоговая карточка по форме 1-НДФЛ должна заменить собой прежнюю, утвержденную приказом МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379. Как заявили корреспонденту "УНП" в налоговом министерстве, все данные по доходам физических лиц за 2002 год, отраженные в старой карточке, бухгалтеры должны перенести в новую форму, утвержденную приказом от 02.12.02. Вот не было печали...

Однако от никчемного переписывания карточек можно уберечься. Дело в том, что требование МНС России, мягко говоря, неправомерно. Приказ 2000-го года № БГ-3-08/379, а значит, и утвержденная им прежняя форма 1-НДФЛ действуют вплоть до вступления в силу документа, утверждающего новую карточку. А произойдет это через 10 дней после опубликования приказа (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), то есть в 2003 году. Следовательно, в 2002 году налоговые агенты должны были использовать только старую форму. И нет таких правовых механизмов, которые могли бы заставить налоговых агентов в 2003 году переписывать карточку учета доходов за 2002 год.

Но для тех, кто предпочитает не спорить с налоговиками и выделить "писаря" для переделки формы 1-НДФЛ, сообщим об основных изменениях новой карточки.
Так, теперь организация должна сообщать о выплаченных доходах всем индивидуальным предпринимателям, с которыми она имела дело в 2002 году. А раньше форма 1-НДФЛ оформлялась только на тех коммерсантов, которые не предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие госрегистрацию в качестве ПБОЮЛ.
В карточке появились новые поля, а некоторые прежние исчезли. Например, в разделе 3 (расчет налоговой базы и самого налога) появилось поле "Сумма дохода, облагаемого по ставке 13 процентов, с предыдущего места работы". Как пояснили в приказе налоговики, новое поле необходимо, чтобы правильно применить стандартные вычеты из доходов работников, которые трудятся в организации не с начала года.

Кстати, существенные изменения настигли и форму 2-НДФЛ (справка о доходах физических лиц за 2002 год). Так, теперь в справке не нужно приводить сведения по ЕСН.

Подчеркнем, что все вышеизложенное касается отчетности только за 2002 год. Как нам сообщили в МНС России, формы для 2003 года опять поменяются. И нынешние новшества в карточке 1-НДФЛ - это лишь предвестник еще более видоизмененной формы, проект которой сейчас проходит согласование в налоговом ведомстве.

5670

С 1 января 2003 года начали действовать новые коды бюджетной классификации. Министерство финансов РФ утвердило их значения 11 декабря 2002 года приказом № 127н.

Приведенные в документе цифровые коды и их словесные расшифровки по большей части остались такими же, как и в 2002 году, - Минфин продлил на 2003 год действие приказа от 25.05.99 № 38н, которым был утвержден весь массив кодов. Но при этом в некоторые виды кодов внесены весьма существенные изменения. Не обратить на это внимание - значит подвергнуть себя опасности неправильно заполнить платежные документы, в которых указываются КБК. А ведь даже одна неверно указанная цифра кода приведет к тому, что налог или какой-нибудь другой платеж будет направлен "не по адресу", что в свою очередь приведет к недоимке по уплате этого налога и повлечет за собой штрафы, пени и прочие неприятности. Так что ознакомиться с приказом Минфина России № 127н полезно каждому, кто заполняет платежки.

Мы же перечислим наиболее существенные изменения. Так, индивидуальным предпринимателям нужно будет запомнить новый КБК 1010205 - "налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица". А плательщикам акцизов придется и вовсе скрупулезно пересмотреть все коды, потому что большинство их изменилось. Например, акцизы на табачные изделия, которые производятся в России, теперь имеют код 1020204 (раньше это был код акциза на водку и ликеро-водочные изделия).

Изменились и коды по НДС. Например, теперь код по НДС на ввозимые в Россию товары будет следующим: 1020102 (раньше этот код присваивался НДС на товары, производимые в нашей стране).

Надо заметить, что Минфин не только изменил цифровые значения отдельных КБК, но и ввел новые коды, а некоторые старые исключил. Так, за новой комбинацией цифр - 1010611 - теперь скрываются страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ. Напомним, что фиксированный платеж вносят индивидуальные предприниматели, нотариусы, фермеры, адвокаты.

В то же время введение в действие с 1 января 2003 года глав НК РФ по "упрощенке" и "вмененке" не усложнит заполнение КБК тем, кто будет применять эти налоговые режимы. Для них цифровые значения кодов остались прежними: ЕНВД - 1030200, единый налог для упрощенной системы налогообложения - 1030100.

876

Высокая честь обучать и аттестовать аудиторов выпадет только тем учебным центрам, которые смогут похвастаться материальным достатком и достаточным количеством "преподавателей высшей квалификации".

Такова суть письма Минфина России от 02.12.02 № 28-01-21/ 1918/СШ. В документе содержатся любопытные разъяснения туманностей судьбоносного приказа от 12.09.02 № 93н, которым Минфин утвердил Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ*.

Напомним, что в приказе перечислены обязательные условия, при наличии которых учебные центры, занимающиеся аттестацией аудиторов, смогут получить новый сертификат на право такой деятельности.

Среди требований есть и такие - наличие у центра штатных или привлеченных преподавателей высшей квалификации и материально-технической базы. Однако в приказе № 93н не указан смысл этих формулировок.

Письмо разъясняет, что, оказывается, под "преподавателями высшей квалификации" имелось в виду наличие не менее двух докторов или четырех кандидатов экономических наук. Либо не менее двух профессоров или четырех доцентов по кафедрам, читающим курсы по аудиту, налогообложению, финансам и кредиту. Вот такой своеобразный "ценз учености".

Далее в письме Минфин разъяснил, какой материально-технической базой должны располагать центры, чтобы их сочли достойными обучать и аттестовывать аудиторов. Для этого учебным заведениям как воздух необходимы факс, компьютеры, электронная почта и доступ в Интернет. Ну и само собой служебные помещения и оргтехника.
Кроме того, в письме подчеркивается, что начать образовательную деятельность центр сможет только после того, как представит с Минфин России вопросы экзаменационных билетов (не менее 250 вопросов) и тестов (не менее 300 вопросов) по каждому из пяти разделов аттестационной программы для аудиторов, а также 25 практических задач по аудиту. Все эти методические материалы сотрудники центра должны передать в Минфин не только в печатном, но и в электронном виде (на дискете в формате Microsoft Word). Так что без компьютеров педагогам аудиторов никак не обойтись.

* -Подробнее об этом приказе см. "УНП" № 46, 2002, стр. 3 "Учеба аудиторов поставлена на контроль".

1359

Переход на систему безбумажной электронной бухгалтерской и налоговой отчетности - одна из любимых тем высших чинов МНС России. Однако многим бухгалтерам электронная отчетность представляется заумной теорией. И вот наконец МНС России выпустило методичку о безбумажной отчетности - пожалуй, первый вразумительный документ, который объясняет, как вся эта модель будет работать на практике.

Рекомендации были утверждены приказом МНС России от 10.12.02 № БГ-3-32/705.
Это документ о том, как в реальности должна функционировать система представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. В методичке дан подробнейший регламент безбумажного документооборота: как подключиться к системе электронной отчетности, как отправлять файлы деклараций и других документов, какие ответы необходимо получить от налоговиков...

С чего начать, если хочется сдавать отчетность по электронке (условимся, что компьютер уже куплен и к Интернету подключен)? Нужно заключить договор со специализированным оператором связи: организацией, которую налоговые органы уполномочили оказывать налогоплательщикам услуги по передаче данных налоговой и бухгалтерской отчетности (все требования налоговиков к организациям-операторам связи описаны в методичке). В Москве, например, таковым оператором является пока единственная компания - "Такском". Оператор устанавливает налогоплательщику все необходимое программное обеспечение, и только с помощью этих программ можно работать в системе налоговой отчетности. В комплект входит и специальный "ящик" электронной почты, с которого вы будете посылать отчетность, и электронно-цифровая подпись (ЭЦП). К тому же налогоплательщик должен блюсти так называемый формат представления отчетности. Это утвержденные налоговиками состав и структура показателей электронной "посылки" в инспекцию. Все необходимые плательщикам сведения о форматах должны размещаться в периодике и на интернет-сайтах налоговых органов. К тому же они обязаны давать бесплатные консультации о применении форматов.

Сам процесс сдачи, например, налоговой декларации выглядит, согласно методичке, так: надо сформировать файлы в соответствии с утвержденным форматом, подписать их ЭЦП и отправить по электронной почте в налоговую инспекцию по месту учета. В течение суток с момента отправки в ответ должны прийти три электронных документа: квитанция о приеме, протокол входного контроля декларации и подтверждение оператора связи. Получив протокол, налогоплательщик в течение суток заверяет его своей ЭЦП и отправляет один экземпляр обратно в налоговую.

После обмена протоколами налоговики зарегистрируют факт представления отчетности. Датой представления будет считаться дата отправки, и операцию можно считать проведенной успешно после получения подтверждения оператора связи.
Надо различать "представленную" и "принятую" налоговиками электронную отчетность. Принятой она будет считаться, если налогоплательщик получил от инспекции протокол о том, что файлы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

Конечно, чтобы описанный механизм не казался "темным лесом", придется всерьез осваивать высокие технологии, к тому же надо потратиться на компьютер, подключение к Интернету и договор с оператором связи. Еще один минус: нельзя отклоняться от утвержденного налоговиками формата и нельзя использовать полученную от оператора ЭЦП вне системы налоговой отчетности. Но очевидны и плюсы: не надо стоять в очередях, для электронной отчетности инспекция открыта круглые сутки. К тому же налогоплательщику не надо придумывать свои программы и шифры - все делается по единому стандарту, который нужно только научиться применять.

876

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций - это непростая задачка для бухгалтера, которому придется учесть целый ряд особенностей "некоммерческого бизнеса". Одну из таких особенностей разъяснил в письме от 25.11.02 № 16-00-14/ 453 Минфин России. Речь идет об учете и о переоценке основных средств некоммерческой организации, которая занимается коммерческой деятельностью.

Главный тезис письма таков: даже если общественная организация ведет какой-то бизнес и соответственно руководствуется при учете основных средств ПБУ 6/01*, она все равно не имеет права переоценивать свои основные средства.

Аргументацию этого тезиса Минфин ведет аж от Федерального закона "О некоммерческих организациях" (от 12.01.96 № 7-ФЗ), который гласит, что такие организации могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит целям "достижения общественных благ". Стало быть, подчеркивает Минфин, все имущество, в том числе и доходы от предпринимательской деятельности, являются лишь источником формирования имущества некоммерческой организации в соответствии со сметой.

Теперь вернемся к ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В пункте 15, в котором идет речь о переоценке ОС, говорится, что организация имеет право не чаще раза в год переоценивать основные средства по рыночной стоимости. Но в этом пункте говорится не об организациях вообще, а только о коммерческих. А коль скоро вся предпринимательская деятельность в нашем случае сводится лишь к формированию имущества некоммерческой организации, то "общественному" бизнесу переоценивать свои "пожитки" никак нельзя. Такой вывод делает Минфин.

Кстати, в том же письме Минфин обратил внимание бухгалтеров еще на один момент - приобретение активов некоммерческой организации. Независимо от того, для каких целей приобретаются активы - для бизнеса или непосредственно для уставной деятельности, - делать это нужно исключительно за счет сметы организации, и никак иначе.

* -Утверждено приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н.

1636

Под занавес прошлого года Минфин России успел выпустить в свет еще два положения по бухучету. Это ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"*. Они должны применяться уже с 2003 года.

ПБУ 18/02 можно по праву назвать эксклюзивом от Минфина. Согласно этому документу, бухгалтерам придется показывать разницу между налогом на прибыль, начисленным на налоговую базу, и налогом на прибыль, начисленным на бухгалтерскую прибыль.
Что это значит? А то, что в бухучете нужно будет делать не одну проводку по начислению налога на прибыль, а несколько. Сначала делается проводка по начислению налога на бухгалтерскую прибыль. А потом идут дополнительные проводки, чтобы скорректировать налог на прибыль, рассчитанный исходя из бухгалтерской прибыли, до той суммы налога, который организация обязана уплатить в бюджет. Согласитесь, чем-то напоминает недавно ушедшую в историю справку по корректировке бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. Тем более что Минфин в ПБУ приводит некий аналог этой справки, дабы проверить правильность сделанных проводок по начислению и последующей корректировке налога.

И только малые предприятия освобождены от этой головной боли. Поэтому большинству бухгалтеров не уйти от тщательного изучения этого документа. В следующем номере "УНП" мы дадим подробный комментарий к новому ПБУ с числовыми примерами.
Теперь пару слов о ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". До его появления организации в части правил учета финансовых вложений руководствовались в основном Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности и приказом Минфина России от 15.01.97 № 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами". В целом новый документ построен на основе их требований и принципов. В то же время в нем есть и новшества.

Например, Минфин России вводит такое понятие, как первоначальная стоимость финансовых вложений. Она формируется как сумма фактических затрат организации на их приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).
Новое ПБУ разрешает при покупке ценных бумаг самостоятельно определять существенность суммы дополнительных затрат на их приобретение. Если предприятие посчитает данную сумму несущественной по сравнению с суммой, уплачиваемой продавцу, оно может учесть такие затраты в составе операционных расходов. Причем уже в том отчетном периоде, в котором были оприходованы ценные бумаги.
Более подробно о ПБУ 19/02 и его применении мы расскажем также в следующем номере "УНП".

* -Будут опубликованы в приложении "Официальные документы" № 1, 2003.