Новости

692

1985 московских компаний сдали в апреле налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением безбумажной технологии. На сегодняшний день 3971 компания, зарегистрированная в г. Москве, заключила договор перехода на безбумажную технологию сдачи налоговой отчетности в электронном виде. В настоящее время все инспекции города Москвы подключены к системе безбумажной технологии. В рамках этой системы налогоплательщик получает возможности заполнения форм бухгалтерской и налоговой отчетности, автоматического контроля за правильностью заполнения форм и доставки в налоговую инспекцию в виде зашифрованных файлов. Такой порядок работы исключает потерю времени на стояние в очередях в налоговой инспекции, а также расширяет временные рамки сдачи налоговой отчетности, поскольку бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.

Присланные налогоплательщиком данные проходят входной контроль и разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации. Как ранее сообщал министр по налогам и сборам РФ Г. Букаев, МНС РФ в 2003 г планирует перевести на единую систему электронной обработки данных 407 налоговых инспекций в 31 регионах РФ, которые обеспечивают более 80% всех поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Как предполагается, в 2005 г все 1,5 тыс налоговых инспекций по территории России будут работать с использованием электронной системы. Г. Букаев также сообщил, что в 2003 г будет создана база данных счетов, открытых по всей территории России. Он подчеркнул, что продвигаться вперед по пути совершенствования налогового администрирования нельзя без использования современных технологий.

/Прайм-Тасс, 07.05.2003/

991

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 15 апреля 2003 г. N ММ-6-09/439@

О ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 2002 ГОДА

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи
с поступающими запросами от налогоплательщиков и налоговых органов
по вопросу выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе юридическим лицам, зарегистрированным после 1 июля 2002
года (далее - юридические лица), сообщает следующее.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской
Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов,
используемых при государственной регистрации юридических лиц, и
требований к их оформлению" (далее - Постановление N 439)
территориальные органы Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам осуществляют постановку на учет в налоговом
органе по месту нахождения вновь созданного юридического лица на
основании сведений о государственной регистрации юридического
лица.
В целях реализации пункта 5 Постановления N 439 разработан
Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом
органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного
после 1 июля 2002 года", зарегистрирован Минюстом России
03.10.2002 N 3830 (далее - Приказ N 426), в котором установлено,
что при подаче юридическим лицом одновременно с документами на
государственную регистрацию заявления о постановке на учет ему
выдается (направляется) Свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе в течение пяти дней со дня государственной
регистрации юридического лица.
Одновременно "Порядком постановки на учет в налоговом органе
созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц,
прошедших государственную регистрацию", утвержденным Приказом
N 426, установлено, что в случае, если вновь возникшее
юридическое лицо подлежит постановке на учет в качестве
налогоплательщика в налоговом органе, осуществившем
государственную регистрацию, Свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе может быть выдано (направлено)
налогоплательщику-организации одновременно со Свидетельством о
государственной регистрации юридического лица (не позднее одного
рабочего дня с момента государственной регистрации).
Учитывая изложенное, в целях неукоснительного исполнения
Приказа N 426 обеспечьте в случае совпадения места государственной
регистрации и места постановки на учет юридического лица
одновременную выдачу Свидетельства о государственной регистрации
юридического лица и Свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе, а в ином случае - выдачу юридическим лицам свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе в течение пяти дней со дня
государственной регистрации юридического лица.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов для
использования в практической работе и проведения разъяснительной
работы с налогоплательщиками по порядку постановки на учет в
соответствии с Приказом N 426.

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
М.В.МИШУСТИН

564

В День Победы в Грозном прогремел взрыв, убивший президента Чечни Ахмада Кадырова и еще несколько человек. Эксперты считают, что Кремль не станет назначать в республику наместника и подберет ей нового президента.

Ахмад Кадыров 9 мая вместе с другими руководителями республики и военачальниками участвовал в праздновании Дня Победы на стадионе "Динамо" в Грозном. Прямо на VIP-трибуне стадиона в 10. 35 произошел взрыв, Кадыров получил тяжелые ранения и скончался по пути в госпиталь.

Кадырову было 52 года. В 1995 - 2000 гг. он был верховным муфтием Чечни. В 1995 г. Кадыров объявил джихад (священную войну) России, но в 1999 г. стал союзником федеральной власти. В 2000 г. президент РФ назначил Кадырова главой администрации республики, а 5 октября 2003 г. он был избран президентом Чечни, получив 80,8% голосов.

Как сообщили "Ведомостям" вчера вечером в прокуратуре Чечни, в результате теракта вместе с Кадыровым погибли шесть человек, включая спикера Госсовета республики Хусейна Исаева. Тяжелые ранения получил командующий Объединенной группировкой войск и сил на Северном Кавказе Валерий Баранов, всего же ранено 56 человек.

По словам сотрудника прокуратуры Чечни, уже установлено, что в трибуну был заложен артиллерийский снаряд, который был приведен в действие "скорее всего таймером". Мощность бомбы составляла свыше 1 кг в тротиловом эквиваленте. При осмотре на месте взрыва были обнаружены еще один снаряд и бутылка с пластидом. Все три эти бомбы были вмонтированы в конструкции трибуны и замаскированы кирпичной кладкой. "Найти их заранее с помощью собаки-сапера или миноискателя было нереально", - говорит собеседник "Ведомостей". При этом он считает, что установка бомб "вряд ли была бы возможна без содействия кого-то из охраны [Кадырова]".

Между тем секретарь Совета безопасности Чечни Рудник Дудаев вчера заявил РИА "Новости", что Кадыров 9 мая вообще не должен был ехать на стадион "Динамо", а собирался на парад в аэропорту "Северный". Дудаев не исключил, что бомбы на стадионе были заложены "на тот случай, если там появится кто-то из руководителей Чечни", т. е. не ради убийства именно Кадырова. По мнению заместителя генпрокурора по Южному федеральному округу Сергея Фридинского, к теракту "готовились независимо от того, кто был на трибуне. .. Взрывное устройство, как показывают первые данные, было заложено задолго до приближения. .. Дня Победы". Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статьям 105 УК ( "убийство") и 205 ( "терроризм").

В прокуратуре республики не сомневаются, что теракт - дело рук сепаратистов, не раз пытавшихся убить Кадырова. Президент Чечни активизировал действия по поимке лидера мятежников Аслана Масхадова. В конце апреля МВД и служба безопасности президента Чечни, которой руководит сын Кадырова Рамзан, начали спецоперацию в южных районах республики. Кадыров-младший заявил на прошлой неделе газете "Труд", что переговоры о сдаче Масхадова сорвали российские спецслужбы.

Руководство силовыми структурами в Чечне и расследованием теракта с воскресенья поручено замминистра внутренних дел командующему внутренними войсками Вячеславу Тихомирову.

По Конституции Чечни до выборов нового президента исполнять обязанности президента будет 32-летний председатель правительства Сергей Абрамов. В 2001 - 2003 гг. он работал министром финансов республики, а премьер-министром стал всего два месяца назад. Сразу после известия о смерти Кадырова президент Путин встретился с Абрамовым, который заверил, что "ни на минуту. .. работа в республике не останавливалась и не будет остановлена". При этом чеченский премьер был очевидно растерян и у него дрожали руки.

Вчера Абрамов назначил своим первым заместителем Рамзана Кадырова.

Досрочные выборы в Чечне должны состояться не позднее 9 сентября. Но некоторые российские политики, в частности первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин, уже заявили, что в Чечне необходимо ввести прямое президентское правление.

Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что назначение наместника перечеркнуло бы курс на "чеченизацию" власти в республике, взятый Кремлем еще год назад. По мнению Бунина, Москве придется выбирать преемника Кадырова, учитывая не только популярность претендента, но и наличие у него силовых структур. "Сейчас только Кадыров-младший и Сулим Ямадаев [командир спецбатальона "Восток" Минобороны РФ] располагают серьезным силовым ресурсом, - отмечает политолог. - Но Рамзану только 27 лет, а по чеченской Конституции президент не может быть моложе 30". Источник в администрации президента напоминает, что Кадыров-младший возглавлял предвыборный штаб Путина в Чечне и "встреча с президентом в день теракта и вчерашнее назначение [первым вице-премьером] означают, что к сыну Кадырова относятся серьезно".

882

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№4, 2003)

Скоро бухгалтерам Москвы и Подмосковья ограничат доступ в налоговые инспекции. Максимум, что им разрешат, – пообщаться с инспектором через специальное окошко на первом этаже. С этого нововведения налоговики Московского региона собираются начать изменение тактики работы с налогоплательщиками.

Недавно в МНС решили, что работу с налогоплательщиками необходимо срочно изменить. Так, чтобы через пару лет у нас было все как на Западе. Для этого нужно всего ничего - консультационный отдел в каждой инспекции да сообразительные сотрудники. Такие, чтобы на любой налоговый вопрос смогли ответить за пару минут, причем любезно и предупредительно. Специалисты налогового ведомства уверены, что оперативная работа инспекторов-консультантов сможет избавить бухгалтеров от долгого и утомительного стояния в очередях. Очередей не будет вовсе, разве что 10-20-минутные в самые "горячие" дни.

Контролировать качество работы отделов станут независимые эксперты. Они будут задавать бухгалтерам каверзные вопросы. Например, "сколько вы стояли в очереди?" или "помогли ли инспекторы решить вашу проблему?". В зависимости от того, что расскажут бухгалтеры, руководство инспекции может получить или нагоняй "сверху", или дополнительное денежное финансирование.

В Москве и Подмосковье уже начали модернизацию. Все больше инспекций переводят своих подопечных на технологию безбумажной сдачи отчетности. Когда процесс завершится, отпадет надобность пускать посетителей на порог кабинетов. Инспекторам многих отделов это на руку - не надо будет отвечать на бесконечные вопросы и жалобы, да и времени на непосредственную работу с цифрами останется больше.

Единственные, кому придется лично общаться с бухгалтерами, - это инспекторы из отделов по работе с налогоплательщиками. Правда, это общение будет не особо тесным: "доступ к телу" инспектора преградит перегородка, а свои прошения бухгалтеры смогут протянуть в специальное окошко. Принимать посетителей сотрудники "спецотдела" станут только в приемные дни. Они скорее всего останутся неизменными: вторник и четверг. Независимых консультантов, обещанных МНС, на первом этапе модернизации пока не будет.

Облегчит новая реформаторская задумка налоговиков участь бухгалтеров или нет - еще неизвестно. Сейчас кажется маловероятным, что переход на сдачу отчетности в электронном виде и пересадка инспекторов за заграждения на первых этажах инспекций решит все проблемы бухгалтеров с налоговыми органами. Если в консультационных отделах по-прежнему будет работать 5-7 человек и дополнительным "вливанием" окажется всего лишь пара работников пресс-службы (которые есть в большинстве инспекций) - вряд ли.

Впрочем, руководители московского и областного УМНС предпочитают смотреть в будущее с оптимизмом и уже начали реорганизацию двух отделов управлений. Объединяются отделы по работе со СМИ и налогоплательщиками. К слову сказать, их сотрудники "великому переселению" совсем не рады. Они опасаются, что суета и неразбериха, которые поначалу просто неизбежны, помешают качественно выполнять работу. Причем уже сейчас ясно, что ее объемы резко возрастут.
В подмосковном управлении к реорганизации подошли творчески. Там ради удобства посетителей намереваются переоборудовать весь первый этаж. По замыслу руководства, он должен напоминать операционный зал банка. Представьте себе, какая идиллия: тишина, спокойствие и налоговики во все 32 зуба улыбаются из-за прозрачных пластиковых перегородок.

3035

Екатерина БОРЗОВА

Знают ли московские бухгалтеры о том, как применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"? В последние дни приемки балансов за первый квартал корреспондент "УНП" получил ответ у московских бухгалтеров, сдающих отчетность в налоговых инспекциях № 3, 14, 18, 34.

Напомним: ПБУ 18/02, выпущенное Минфином в ноябре 2002 года, прославилось тем, что требует "принести то, не знаю что": отражать разницу при расчетах налога на прибыль по двум учетам - бухгалтерскому и налоговому, то есть прослеживать соотношения этих двух систем. Причем ПБУ 18/02 должно применяться с 2003 года всеми организациями. Исключение сделано лишь для бюджетных, кредитных и страховых организаций, а малые предприятия могут использовать его по собственному желанию.
Не будем грешить против истины: из двух десятков бухгалтеров, опрошенных корреспондентом "УНП", четверо лишь от него впервые услышали о новом ПБУ. И очень удивились. По странному стечению обстоятельств все четверо "непросвещенных" были клиентами ИМНС № 3 по Центральному административному округу. Но в целом бухгалтеры проявили весьма обширную осведомленность.
"Знаете ли вы о новом ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"?"
- О восемнадцатом ПБУ? Знаю. Я читала о нем... К счастью, применять новое ПБУ я не должна, потому что у нас предприятие бюджетное. Но интересуюсь. Суть его в налогообложении разницы между суммами, проведенными по бухучету, и показателями налогового учета. Сложно, но разобраться можно, тем более что в нашем округе проводились специальные семинары по новому ПБУ, правда, я до них так и не дошла.
- Слышала, но не знаю, как рассчитать эти разницы и, главное, где их отражать. Ведь в Плане счетов не выделено особой строки под требования нового ПБУ*!
***
Заметим, что в ПБУ 18/02 содержится указание применять его "начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год". Так что в принципе было необязательно учитывать новые требования в отчетности за первый квартал. Главное - не забыть о восемнадцатом ПБУ в годовой отчетности. Опрос показал, что московские бухгалтеры в большинстве своем отложили "радость" общения с новым ПБУ до поры составления годового баланса.
"Использовали ли вы ПБУ 18/02 при составлении отчетности за первый квартал?"
- Нет, не использовали. Буду разбираться с инспектором позже, после того как сдам квартальный баланс.
- Не использовали, потому что торопиться некуда. Мы же должны начать применять его до следующего нового года, так что пока даже налоговая проверка придраться к нам не сможет.
- Нет. Наша компьютерная программа еще не настроена под новое ПБУ. Так что будем осваивать к следующему кварталу.

Только в ИМНС № 34 по Северо-Западному округу одна весьма энергичная дама заявила: "Я работала по восемнадцатому ПБУ в первом квартале. Сама во всем разобралась и только непосредственно перед сдачей отчетности с инспектором посоветовалась. Но начинающим бухгалтерам не советую лезть в дебри этого минфиновского подарочка. Лучше идите за консультациями к инспекторам".
***
Кстати, на вопрос "Обращал ли инспектор внимание на применение нового ПБУ в квартальной отчетности?" бухгалтеры в четырех столичных инспекциях отвечали единодушно: нет. Звучали и такие отзывы: "налоговики еще сами ни сном, ни духом", "наш инспектор в этом ПБУ еще не разобрался", "инспектор не спрашивал, а я заострять внимание на этом не стала - ни к чему лишние сложности".
Однако один из клиентов ИМНС № 14 по Северному округу заявил, что учитывал расчеты по налогу на прибыль "под чутким руководством налогового инспектора", а в инспекции № 18 по Восточному округу одна из бухгалтеров вообще сделала сенсационное заявление: "Новое ПБУ? В нем все довольно-таки просто. Мне все объяснил налоговый инспектор - что и куда писать".

1638

Александра СИМОНОВА

Как начислить амортизацию на недвижимость, которая еще не зарегистрирована в госреестре, но уже используется в производстве? Об этом письмо Минфина России от 08.04.03 № 16-00- 14/121 (опубликовано в приложении "Официальные документы" № 17, 2003).

Дело в том, что учесть приобретенные сооружения в качестве основных средств можно только тогда, когда получено свидетельство о госрегистрации прав на недвижимость. До этого нужно учитывать имущество на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Но это не помеха для амортизации: по мнению Минфина, ее можно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Основанием для начислений будет справка о стоимости учета объектов недвижимости или их частей по данным учета капитальных вложений. Рекомендуя такой регламент, Минфин ссылается на пункт 22 действующего по сей день Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве СССР, утвержденного приказом от 29.12.90 № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73.

1170

Александра СИМОНОВА

Главное финансовое ведомство заявило о намерении помочь бухгалтерам и решить проблему выбора подходящего счета для учета отложенных налоговых активов и обязательств. Для этого Минфин России разработал проект изменений в План счетов и инструкцию по его применению, о чем и сообщил в письме от 15.04.03 № 16-00-14/129 (опубликовано в приложении "Официальные документы" № 17, 2003).

Проблема выбора подходящего счета возникла у бухгалтеров после введения в действие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". В соответствии с этим эпохальным документом бухгалтер при начислении налога на прибыль должен одновременно делать несколько проводок. Сначала нужно провести налог по бухгалтерской прибыли, потом скорректировать его до суммы, которую нужно уплатить в бюджет по данным налогового учета. Если суммы по данным двух учетов будут разными, то на основании ПБУ надо отразить в отчетности постоянные и временные разницы и отложенные налоговые активы и обязательства.
В письме от 15 апреля Минфин России говорит, что организация сама могла выбрать и закрепить в учетной политике на этот год порядок, по которому будет вести аналитический учет таких показателей. ПБУ 18/02 подробно расписывает порядок учета различных операций с отложенными налоговыми активами и обязательствами. Но при этом не называет конкретные номера счетов бухучета, по которым нужно проводить такие операции. Поэтому бухгалтерам приходится самостоятельно выбирать подходящий счет в пределах раздела. Например, отложенные налоговые активы можно учесть на единственном свободном счете раздела "Внеоборотные активы" - 09. А некоторые предпочитают субсчет счета 04. В разделе "Расчеты" возможность выбора для "размещения" отложенных налоговых обязательств гораздо больше: выбирать можно между счетами 74 и 77 (первыми свободными) или другими незанятыми счетами*.
Однако Минфин России решил положить предел такой бухгалтерской самодеятельности: как сообщается в ведомственном письме, проект изменений в План счетов предполагает, что за отложенными налоговыми активами и обязательствами будут "закреплены" строго определенные счета. Согласно проекту, отложенные налоговые активы надо будет отражать в качестве внеоборотных активов по счету 09, а отложенные налоговые обязательства - в качестве долгосрочных обязательств по счету 77.
В департаменте методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России корреспонденту "УНП" сообщили, что конкретная дата внесения изменений еще не известна.
* -Подробнее об этом см. "УНП" № 14, 2003, материалы на стр. 8-9.

536

Минэкономразвития подготовило законопроект, который обяжет чиновников выдавать гражданам любые документы, кроме секретных.

Документ четко определяет процедуры раскрытия и перечень информации, которая должна стать публичной. Федеральные ведомства и местная администрация будут обязаны размещать в Интернете реестры всех имеющихся документов и по обращению граждан выдавать то, что им требуется. Исключения составят лишь материалы с грифом «гостайна».

Чиновник должен в установленные сроки выслать документ, либо обосновать отказ. Помимо дисциплинарной ответственности за «зажим» информации предусмотрен штраф от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, а за необоснованное отнесение сведений к гостайне – от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.

Кроме того, готовится еще один законопроект – о конфиденциальной информации, чтобы ограничить право чиновника по собственному почину закрывать информацию от населения.



АГ «РАДА»

905

Налоговики хотят добраться до всех


Скорее всего, с 1 января следующего года всем индивидуальным предпринимателям придется проходить процедуру перерегистрации в налоговых органах, а функции регистрации новых ПБОЮЛов будут переданы в руки МНС. И бухгалтеры, и инспекторы однозначно негативно оценивают такое нововведение Разобравшись с юридическими лицами, Министерство по налогам и сборам решило навести порядок в стане предпринимателей. Так как итоги почти десятимесячной работы по составлению Единого госреестра юрлиц были, на взгляд работников МНС, очень успешными, налоговики решили не останавливаться на достигнутом. Выступая на состоявшейся в начале недели пресс-конференции, замминистра РФ по налогам и сборам Михаил Мишутин «обрадовал» ПБОЮЛов (предпринимателей без образования юридического лица), заявив, что им также придется «вносить свое имя» в единый госреестр. Начать процедуру регистрации предполагается уже с 1 января 2004 года. Более того, даже тем предпринимателям, которые уже имеют свидетельства о регистрации и ИНН, придется вновь вставать на учет в налоговой инспекции. Сотрудники МНС убеждены, что такая процедура просто необходима, чтобы найти среди 5 миллионов зарегистрированных сейчас ПБОЮЛов «мертвые души». Кроме того, как утверждают налоговики, передача МНС функций по регистрации должна существенно упростить процедуру. Правда, сами бухгалтеры в этом сильно сомневаются, памятуя об обещанном (но так и не реализованном) «принципе одного окна» и пятидневном сроке получения свидетельства, о чем так громко трубили сотрудники МНС перед началом прошлогодней июльской кампании по перерегистрации юрлиц.

На прошлой неделе Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона, который передает систему государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в распоряжение налоговых органов. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», предусматривает создание Единого госреестра индивидуальных предпринимателей и введение нового порядка регистрации с 1 января 2004 года. По существующему сейчас законодательству предприниматели должны сначала подать документы и получить свидетельство в Московской регистрационной палате, затем направиться по месту регистрации в налоговую инспекцию, где их поставят на учет и выдадут ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). После этого предприниматель направляется с документами в три фонда – Пенсионный, ОМС (обязательного медицинского страхования) и Соцстрах (только в случае, если у ПБОЮЛа есть наемные работники). Вся эта процедура, по сведениям компаний, оказывающим услуги по регистрации, занимает минимум две-три недели, передача же этих функций в налоговые инспекции еще больше затянет регистрацию. «Введение новых правил вряд ли изменит ситуацию к лучшему, – сказала RBC daily специалист компании «Столичный стандарт», оказывающей услуги по регистрации. – Уже сейчас в налоговых огромные очереди и не хватает сотрудников. Без дополнительных кадров с ПБОЮЛами им не справиться. Так было и с регистрацией юрлиц; когда свидетельства выдавала Московская регистрационная палата, очередей было меньше и процедура была понятнее».

Новую систему регистрации ПБОЮЛов налоговики предлагают организовать «по образу и подобию» той, что была внедрена в июле прошлого года для юридических лиц. Тогда функции, которые раньше выполняла регистрационная палата, были переданы налоговым инспекциям. «Замысел был красив, – сказала RBC daily специалист компании «Амадель», занимающейся регистрацией фирм, – бухгалтер идет в свою налоговую инспекцию, подает документы и в течение пяти рабочих дней получает там и свидетельство, и ИНН». Презентуя данную систему, налоговики обещали бухгалтерам золотые горы: дескать, будет действовать принцип одного окна, когда бухгалтеру уже не придется самому бегать по всем обязательным фондам – он лишь приносит необходимые бумаги в родную налоговую, и ее сотрудники сами пересылают сведения о его фирме во все фонды. Кроме того, налоговики утверждали, что процесс выдачи свидетельства и постановки на учет в налоговой (получение ИНН) будет проводиться одновременно. Правда, в жизни получилось все далеко не так радужно. Принимают в налоговых инспекциях документы на регистрацию обычно лишь два, максимум три раза в неделю, образуются огромные очереди, а в самих налоговых не хватает сотрудников. «Если к нам придут еще и ПБОЮЛы, тут просто негде будет протолкнуться, – сказала RBC daily Светлана Бордачева, заместитель начальника налоговой инспекции № 9 по ЦАО, – представьте, ведь сейчас только в Москве каждую неделю в регистрационной палате получают свидетельства более 500 новых предпринимателей. Если вся эта работа ляжет на наших инспекторов, бухгалтерам, видимо, придется здесь ночевать». Таким образом, хотя руководство МНС в один голос утверждает, что «готово к реализации функций по регистрации индивидуальных предпринимателей», эксперты называют затею налоговиков по меньшей мере «фантастической». По их мнению, в сложившихся условиях, когда регистрация (и перерегистрация) превращается в трудоемкий и затянутый процесс, а у налоговых органов нет реальных рычагов давления на не желающие перерегистрироваться компании, существенная доля предпринимателей так и не дойдет до налоговой инспекции. «Вряд ли все 5 миллионов ПБОЮЛов кинутся заново вставать на учет в налоговые органы, – говорит специалист компании «Столичный стандарт», – кроме того, у налоговых органов сейчас нет реального механизма воздействия на тех налогоплательщиков, которые не пожелали проходить перерегистрацию». Так, по словам Михаила Мишустина, из 2,29 млн компаний, внесенных в госреестр, около 0,9 млн подлежат ликвидации. По закону ликвидировать их МНС может, лишь подав иск в суд. Понятно, что по каждому из этих дел о ликвидации МНС просто физически не сможет выступить истцом в суде. Поэтому пока никаких административных мер «непослушным» юрлицам не грозит. Похоже, что налоговики могут наказать их лишь «словом». Так, Михаил Мишустин на прошедшей пресс-конференции посоветовал всем гражданам «прежде чем заключить какую-либо сделку, обратиться на сайт министерства и установить, есть ли интересующая его компания в реестре». Если такой информации на сайте нет, то гражданам следует «насторожиться». Также г-н Мишустин пригрозил,что у не вошедших в реестр могут возникнуть проблемы с таможней и другими органами. «Полагаю, что из 5 миллионов зарегистрированных сейчас ПБОЮЛов в ходе перерегистрации налоговики недосчитаются как минимум половины, – говорит эксперт компании «Столичный стандарт», – и вряд ли они смогут в обозримом будущем ликвидировать такое количество «индивидуалов»». Словом, для бухгалтеров и предпринимателей новая инициатива МНС, с помощью которой оно, видимо, пытается поддержать свой статус «нужного» ведомства, ничего, кроме дополнительной головной боли, не предвещает. «Я полагаю, что налоговики просто боятся возможного упразднения Министерства и поэтому «из кожи лезут», чтобы только доказать свою полезность, – сказал RBC daily начальник одной из столичных налоговых инспекций. – Прошлогодняя затея с перерегистрацией юрлиц обернулась для наших инспекторов, да и для бухгалтеров, настоящей пыткой. Кадров у нас не хватает, добавлять рабочие места МНС нам не спешит. Ведь «отдуваться» придется не высоким чиновникам, чья задача – только презентовать красивые отчеты о проделанной работе, а обычным инспекторам. А вслед за ним бухгалтерам, которые и так уже с утра занимают очереди перед зданием инспекции». Еще одно возможное негативное последствие введения новой процедуры – повышение цен на услуги по регистрации. Если сейчас в Москве создание и постановка на учет новой компании стоит порядка 300-500 долларов, а ПБОЮЛа – около 150-200, то, по мнению сотрудников фирм, занимающихся регистрацией, цены на услуги скорее всего вырастут. «Мы повысили цены на услуги по регистрации юрлиц с введением новой системы в прошлом году, – говорит специалист компании «Амадель». – Это связано и с увеличением пошлин, и с повышением спроса на данную услугу, и с тем ажиотажем, который творился в налоговых в последние месяцы регистрации. Думаю, что и с ПБОЮЛами будет та же история».

Отдел экономики

Наталья Бендина

1084

АГ «РАДА»

МНС готовит новую программу электронного заполнения платежек. Скоро на документе появится штрихкод, где будут все данные, указанные в поручении. Считать информацию со штрихкода можно с помощью специальных сканеров, которые установят в банках и налоговых инспекциях.

Надо сказать, что при считывании информация попадет в компьютер инспектора именно в том виде, в каком она указана в платежке, то есть бухгалтер теперь имеет право ошибиться при заполнении форм. Кстати, подобные штрихкоды планируется использовать также в налоговых декларациях и других документах, которые поступают в инспекции.

6143

25 апреля Государственная Дума приняла закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт». Он идет на смену нынешнему закону о применении ККМ, принятому почти десять лет назад.

Согласно новому документу ККМ обязаны будут применять все фирмы и индивидуальные предприниматели, которые реализуют за наличные деньги товары и услуги, или используют для расчетов платежные карты. Впрочем, по-прежнему обойтись бланками строгой отчетности смогут торговцы газетами и журналами, ценными бумагами, лотерейными и проездными билетами. А также предприниматели, торгующие в мелкую розницу, на рынках, ярмарках и выставочных комплексах и т.д.

Как указано в законе, спустя шесть месяцев после его вступления в силу, будет запрещено использовать кассовые аппараты, не оборудованные фискальной памятью.

985

Нынешние майские праздники могут обойтись российской казне минимум в три миллиарда долларов. Правда, по утверждению социологов, если россиянам сократить майские и новогодние каникулы, в дальнейшем производительность их труда резко снизится

По данным российского министерства труда, каждый праздничный день обходится экономике России в 12-14 млрд рублей. Таким образом, за майские каникулы российская казна недосчитается порядка 4 млрд долларов. Однако, как показывает практика, реально потери будут еще больше: россияне отправляются в отпуск, как оплачиваемый, так и за свой счет, гораздо раньше «первомая». Правда, в Минтруде уверяют, что подобная нагрузка на экономику является неизбежным злом – без продолжительных майских и новогодних праздников граждане России просто не смогут эффективно работать. В отличие от западных государств, где нагрузки на людей распределены равномерно в течение года, в нашей стране многие работники сильно перерабатывают, поэтому им нужен регулярный дополнительный отдых.

Если посмотреть в календарь на этот год, то получается что многие российские граждане только за счет государственных праздников будут отдыхать около месяца. Основная часть каникул приходится на два периода – зимние праздники, которые фактически длятся с 30 декабря по 14 января, и майские праздники – с 1 по 9 мая. В это время руководство многих российских компаний отправляет своих сотрудников в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск, так как считается, что в стране все равно никто не работает и особого смысла в присутствии работников в офисе или на производстве нет. Пока в России никто однозначно не берется сказать, хорошо это для российской экономики или плохо. «В последние годы в России постоянно увеличивается число праздников. Последнее предложение исходит от Патриархии – сделать выходным понедельник после Пасхи, – сказал RBC daily один из экспертов по рынку труда. – Практика «растягивания» праздников восходит к советским временам. В 80-х годах во многих отраслях было серьезное перепроизводство – рынки сбыта советской продукции начали сужаться. Уволить людей в те времена государство, естественно, не могло, поэтому оно предпочитало устраивать им побольше выходных. Зачем власти сейчас увеличивают число выходных дней в России, сказать сложно. С уверенностью можно утверждать только одно – Минтруд тем самым доказывает, что заботится о людях».

По данным экспертов, в России ежедневно производится товаров и услуг приблизительно на миллиард долларов, т.е. из-за каждого праздника российский ВВП теоретически недополучает эту сумму. Учитывая, что многие предприятия все-таки продолжают свою работу и во время майских и новогодних каникул, реальные потери составляют около 500 млн долларов. По мнению сторонников «длинных» праздников, эти потери отчасти компенсируются резким всплеском потребительской активности и тем, что хорошо отдохнувшие люди в дальнейшем начнут гораздо активнее работать. Правда, большинство экспертов сходится во мнении, что все эти рассуждения чисто теоретические и оценить в количественных показателях воздействие майских и новогодних праздников на экономику России практически невозможно.

«С уверенностью можно сказать, что в российской экономике, в отличие от, например, французской или немецкой, есть четко выраженная сезонность потребления, – сказал RBC daily ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. – Первый всплеск приходится на конец декабря, а второй – на конец апреля. В декабре прошлого года оборот розничной торговли по сравнению с ноябрем увеличился на 14,2%, однако, если внести поправку на сезонность этого всплеска, то рост уже составит -0,1%». Другими словами, это означает, что резкое увеличение расходов россиян перед праздниками компенсируется достаточно низким уровнем потребления в течение остального года. Что касается возможного эффекта роста производительности россиян после продолжительных праздников, то, по мнению Игоря Полякова, проследить это с помощью количественных показателей в настоящий момент практически невозможно. «Необходимо учитывать, что разные группы населения восстанавливаются по-разному: часть россиян действительно отдыхает, а другим продолжительные праздники приносят только вред, – говорит г-н Поляков. – Но, самое главное, вычислить в рублях эффект от восстановления человека после отдыха пока проблематично».

По мнению социологов, сезонность потребления и стремление россиян подольше отдохнуть является чисто поведенческой вещью, присущей только им. «Фактически для россиян продолжительные выходные являются физиологической потребностью, – сказал RBC daily один эксперт. – Это вопрос эффективности использования человеческого потенциала. На Западе жизнь устроена очень размеренно – они равномерно тратят время на здравоохранение, образование и культуру. В России же все это происходит по принципу «форс-мажора» – лечиться начинают, когда уже болезнь запущена, на поступление в ВУЗ в последний момент тратят огромные силы и т.д. В результате на Западе люди гораздо эффективнее используют свое свободное время и в результате меньше устают. Так что для нас длинные праздники как нельзя более кстати».

Есть и еще одна предпосылка для сохранения в России «длинных» праздников. В наиболее активных российских регионах люди стали засиживаться на работе, желая укрепить свое материальное положение. Поэтому зачастую рабочая неделя в России вместо положенных 40 часов длится больше 50 часов. Для сравнения, во Франции рабочая неделя составляет всего 35 часов. Подобная «переработка» наиболее активными россиянами в конечном итоге может плачевно сказаться на их работоспособности. В Японии из-за продолжающегося последние десять лет экономического кризиса люди, для того чтобы сохранить рабочее место, вынуждены работать по 16 часов в сутки. В результате в стране резко увеличилось число смертей от переутомления на работе. Количество подобных случаев в Японии уже приближается к 200 в год.

Отдел экономики

Олег Леонов,

832

Если предприятия реорганизуются в форме присоединения, то в бухгалтерскую отчетность организации-правопреемника не включаются финансовые вложения в уставный капитал той организации, которая присоединяется и прекращает свою деятельность.

Такова суть разъяснения, которое Минфин России дал в письме от 01.04.03 № 16-00-14/111. В нем подчеркивается, что в бухгалтерской отчетности организации-правопреемника надо указать лишь сумму уставного капитала (в соответствии с договором собственников о реорганизации) на дату госрегистрации прекращения деятельности присоединенной организации.

891

МНС России создало на федеральном уровне Единый государственный реестр юридических лиц. Об этом в понедельник на пресс-конференции сообщил заместитель министра по налогам и сборам Михаил Мишустин. По его словам, реестр содержит более чем 2 млн 289 тыс. записей, в том числе данные об 1 млн 883 тыс. российских юридических лиц. Сведений о более чем полутора миллионах предприятий и организаций страны он, напротив, не содержит. И это крайне печальное обстоятельство. Для тех, кто не попал в реестр.

Напомним, что с 1 июля прошлого года функции регистрации юридических лиц переданы МНС России. До этой даты на территории страны, по данным налогового ведомства, было зарегистрировано свыше 3,2 млн предприятий и организаций. Более половины из них не прошли перерегистрацию.

В реестр юрлиц не вошли записи о компаниях, не представивших добровольно информацию в органы МНС, сообщил на пресс-конференции Михаил Мишустин. Чиновник отнес этих юридических лиц к категории «проблемных». По его словам, это либо фирмы-однодневки, либо компании, находящиеся в стадии ликвидации или банкротства. «Эти предприятия фактически выпадают из российского правового поля и могут быть ликвидированы в судебном порядке», – подчеркнул замминистра по налогам и сборам.

Вообще говоря, «расчистка» хозяйственного поля России, о которой не устают говорить представители налогового ведомства, не была главной причиной передачи функций по регистрации юрлиц в ведение МНС. Этот шаг был осуществлен в рамках проекта по дебюрократизации российской экономики. Предполагалось, в частности, ввести принцип «одного окна» при регистрации юридических лиц, что позволило бы сократить затраты времени и денег предпринимателей, упростило бы задачу вхождения в бизнес.

Реальная картина оказалась далекой от замыслов реформаторов. «О том, упростилась ли процедура регистрации [юрлиц] после введения принципа "одного окна", можно судить по ценам на такого рода услуги, предлагаемые посредниками, – отмечает директор Департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. – Вопреки ожиданиям, после принятия новых законов этот рынок продолжает активно развиваться».

По оценкам компании ФБК, новый порядок регистрации юридических лиц не привел к сокращению издержек предпринимателей по созданию новых фирм. Если до его введения стоимость посреднических услуг составляла 350-400 долл., то в последнее время "рыночная цена" их насчитывает все те же 350 долл. Официальная стоимость процедуры регистрации – 100 долл.

Не сократились и потери времени. Как и два года назад, сроки регистрации составляют 30-35 дней. Они весьма далеки, надо заметить, от обещанных реформаторами пяти рабочих дней.

Меж тем налоговое ведомство готовится к расширению своих регистрационных полномочий. МНС готово к реализации функций по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и ведению соответствующего Единого государственного реестра. Об этом также сообщил в понедельник Михаил Мишустин. Он напомнил, что 16 апреля Госдума приняла ряд дополнений в закон «О государственной регистрации юридических лиц», которые предусматривают введение нового порядка госрегистрации предпринимателей, действующих без образования юрлица, с 1 января 2004 г.

По словам Михаила Мишустина, в настоящее время в России насчитывается около 5 млн индивидуальных предпринимателей. По оценкам МНС, после регистрации их количество сократится примерно в два раза. Замминистра отметил, что будет предусмотрен годовой переходный период для подачи сведений в налоговые органы. Тех, кто не успеет, МНС ликвидирует. Причем, как явствует из слов Михаила Мишустина, в настоящее время разрабатываются предложения по упрощенной ликвидации индивидуальных предпринимателей. Предполагается обойтись без «судебной волокиты». Наверное, излишне говорить, что индивидуальный бизнесмен в этом случае оказывается практически беззащитным перед чиновником. Таким образом, от всех реформ пока выигрывают не столько налогоплательщики, сколько налоговики.

Отдел финансовых рынков RBCdaily

Владимир Федорцов

2068

МНС России еще раз решило напомнить, какие налоги действуют в нашем государстве. Федеральные налоги.

1. НДС - 20, 10, 0% (ст.164 НК)

2. Акцизы - ст.193 НК (прил.1.)

3. Налог на доходы физ.лиц - 13, 35, 30, 6% (ст.224 НК)

4. Единый социальный налог - ст.241 НК (прил.2.)

5. Налог на операции с ценными бумагами - 0,8% (ст.3 закона 2023-1 от 12.12.91)

6. Платежи за пользование природными ресурсами - постановление Правительства РФ от 04.01.00 № 1, постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632, Письмо Минприроды РФ от 27.11.92

7. налог на прибыль организаций - 24, 20, 10, 6, 15, 0% (ст.284 НК)

8. Государственная пошлина - ст.4 закона №2005-1 от 09.12.91

9. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения - ст.3 закона №2020-1 от 12.12.91 (прил.3.)

10. Сбор за использование наименований "Россия", "РФ" - 0,5%, 0,05% оборота, 100 МРОТ (ст.2 закона 4737-1 от 02.04.93)

11. Налог на игорный бизнес - ст.5 закона 142-ФЗ от 31.07.98 (прил.4.)

12. Плата за пользование водными объектами - ст.4 закона 71-ФЗ от 06.05.98 (прил.5.)

13. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции - 100 МРОТ, 500 МРОТ,

1000 МРОТ, 15000 МРОТ

(ст.3 закона 5-ФЗ от 08.01.98)

14. Налог на добычу полезных ископаемых - ст.342 НК (прил.6.)

Региональные налоги.

16. Налог на имущество предприятий - не более 2% н/о базы (ст.6 закона 2030-1 от 13.12.91)

17. Лесной доход - Гл.13 Лесного кодекса № 22-ФЗ от 29.01.97, Постановление Правительства РФ № 127 от 19.02.01

18. Налог с продаж - не более 5% (ст.353 НК)

19. Транспортный налог - ст.361 НК (прил.7.)

Местные налоги.

20. Налог на имущество физ.лиц - ст.3 закона 2003-1 от 09.12.91 (прил.8)

21. Земельный налог - закон РФ №1738-1 от 11.10.91

22. Регистрационный сбор с физ.лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью - не более 1 МРОТ (ст.2 закона 2000-1 от 07.12.91)

23. Курортный сбор - не более 5% от МРОТ (ст.2 закона 2018-1 от 12.12.91)

24. Целевые сборы с граждан и предприятий - не более 3% от 12 МРОТ - ф.л.

не более 35 от год.ФОТ - юр.л. (ст.21 закона 2118-1 от 27.12.91)

25. Налог на рекламу - не более 5% ст-ти услуг (ст.21 закона 2118-1 от 27.12.91)

592

Долгие баталии вокруг очередного этапа налоговой реформы наконец-то завершены. Окончательный согласованный вариант плана на 2003-2005 годы был одобрен на заседании Правительства РФ 23 апреля. План предусматривает снижение ставки НДС уже в будущем году, а со снижением ЕСН придется потерпеть до 2005 года.

Буквально месяц тому назад правительство заявляло, что снижения НДС не будет, а будет упрощение возврата этого налога при экспорте и капитальном строительстве. Вышло все строго наоборот: кабинет министров поддержал идею о снижении с 1 января 2004 года ставки НДС с 20 до 18 процентов, а к вопросу об упрощенном возврате налога чиновники отнеслись без энтузиазма и отправили его в Министерство финансов РФ на «доработку». При этом первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов предположил, что скорее всего Минфин России вообще откажется от идеи упрощения.

Большой сюрприз преподнесло и решение о реформировании единого социального налога. Две недели назад Михаил Касьянов лично встал над схваткой Минэкономразвития и Минфина России и выдал неожиданное предложение: снизить с 2004 года базовую ставку ЕСН с 35,6 процента до 28 процентов, а взамен отказаться от регрессивной шкалы налогообложения. Но окончательное правительственное одобрение получил совсем другой вариант: с 1 января 2005 года снизить ЕСН до 26 процентов, да еще и сохранить регрессивную шкалу. Это означает, что ставку 26 процентов планируют применять при годовом доходе работника до 300 тыс. рублей, а при доходах до 600 тыс. рублей и выше 600 тыс. рублей по-прежнему платить 10 процентов и 2 процента соответственно. Как отметил Сергей Шаталов, правительственные задумки по ЕСН потребуют существенного пересмотра системы обязательного медицинского и социального страхования.

Кроме того, чиновники дали, что называется, «путевку в Думу» отмене акциза на природный газ при одновременном увеличении экспортных пошлин и ставок налога на добычу полезных ископаемых.

Однако не факт, что ухабы, на которых бросало концепцию налоговой реформы, закончились. Как заявил в минувшую среду председатель бюджетного комитета Госдумы РФ Александр Жуков, правительственные законопроекты по одобренному плану реформы подвергнутся в Думе «анализу с пристрастием», например сам Жуков считает, что начинать надо со снижения ЕСН, а вовсе не НДС.

1020

Организации, у которых сумма затрат по налогу на прибыль увеличилась за 2002 год более чем на 50 процентов по сравнению с отчетностью 2001 года, могут готовиться к налоговым проверкам. Такое предупреждение высказал 22 апреля министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев в беседе с журналистами на всероссийском совещании по информатизации налоговых органов. Геннадий Иванович заявил, что налоговики проверят на таких предприятиях экономическую обоснованность затрат.

Заявление министра - реакция на ухудшение ситуации с налогом на прибыль. Как заметили в беседе с корреспондентом «УНП» специалисты департамента налогообложения прибыли, «сказать, что задание по налогу на прибыль в 2002 году было выполнено не в полном объеме - значит выразиться чересчур мягко».

Корень зла Геннадий Букаев видит в том, что многие налогоплательщики завышают расходы, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль. Такая схема стала эффективной в 2002 году после введения в действие 25-й главы Налогового кодекса. Однако в статье 252 НК РФ есть оговорка: указанные расходы должны быть экономически обоснованны, то есть способствовать получению прибыли. И озвученный Геннадием Букаевым метод борьбы со злоупотреблениями выглядит так: для начала сопоставляются расходы, заявленные одним и тем же налогоплательщиком в 2001 и 2002 годах. Если они вдруг выросли в полтора раза и более, то такие затраты подлежат детальной проверке на экономическую обоснованность.

Как сообщили корреспонденту «УНП» в департаменте налогообложения прибыли МНС России, нынешний уровень компьютеризации налоговых органов позволяет провести такое сравнительное обследование даже в том случае, если потребуется проверить всех налогоплательщиков. Однако в департаменте предположили, что, вероятнее всего, налоговые органы получат задание проверить таким образом крупнейших налогоплательщиков и при этом обратить особое внимание не только на расходы в 2001-2002 годах, но и на доходы предприятия. И первыми в разряд подозрительных попадут те, кто стал много тратить, но от этого почему-то не стал больше зарабатывать.

Однако при этом налоговики осознают, что с началом проверок «поток судебных разбирательств долго не иссякнет». Возможно, налогоплательщиков взбодрит мнение Альберта Еганяна, управляющего директора юридической компании «Вегас-лекс»: «Объявление проверок - это, скорее, психическая атака на плательщиков. На самом деле до 2002 года предприятия были вынуждены искусственно занижать затраты: часть расходов выплачивалась из чистой прибыли, а не относилась на себестоимость. А после вступления в силу главы 25 НК РФ предприятия стали на совершенно законных основаниях показывать свои реальные расходы полностью. Поэтому я уверен, что большинство налогоплательщиков легко отобьется от претензий налоговых органов в судах».

487

Министерство по налогам и сборам планирует открыть в Москве в июне 2003г. единый центр по государственной регистрации и постановке на учет в налоговые органы юридических лиц при их создании.

Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель главы министерства Михаил Мишустин. По его словам, центр будет создан на базе инспекции МНС РФ N39 по городу Москве. Принятие такого серьезного решения, считает М.Мишустин, обусловлено тем, что Москва является центром предпринимательской активности страны, где ежедневно регистрируются более 400 новых юридических лиц.

В настоящее время единый госреестр юридических лиц содержит сведения о более чем 315 тыс. юридических лиц, имеющих местонахождение в столице. Таким образом, создание единого центра будет способствовать уменьшению нагрузки территориальных налоговых органов Москвы, ликвидации очередей в регистрирующих органах. Как сообщил М.Мишустин, в центре будут работать 51 окно приема документов для регистрации, и он сможет обслуживать порядка 1 тыс. человек в день.

1068

МНС России изданы Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (приказ МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150). В Методических рекомендациях разъясняются отдельные положения главы 25 НК РФ, относящиеся к правилам отнесения деятельности иностранной организации в Российской Федерации к деятельности через постоянное представительство. В частности, выделяются основные признаки наличия постоянного представительства.

Особое место в Методических рекомендациях отведено квалификации строительной деятельности иностранной организации как образующей постоянное представительство. Комментируются установленное в НК РФ в налоговых целях специальное понятие «строительная площадка», правила определения срока ее существования в налоговых целях, а также практическое значение в целях применения соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения Российской Федерации с иностранными государствами.

В Методических рекомендациях рассмотрен порядок налогообложения доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью этой организации в Российской Федерации, т.е. так называемых инвестиционных доходов (доходов от вложения капитала) иностранной организации, таких как дивиденды, процентные доходы от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от реализации акций (долей) российских организаций, доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации и т.д. Рассматриваются обязанности налогового агента при перечислении иностранной организации таких доходов.

Значительное место уделено рассмотрению вопроса о применении положений НК РФ, предписывающих иностранной организации в целях международных налоговых договоров Российской Федерации с иностранными государствами представлять налоговому агенту подтверждение своего местопребывания (налогового резидентства). В Методических рекомендациях приводится примерный рекомендуемый текст такого подтверждения, разъясняется, какими органами иностранного государства могут выдаваться подтверждения, а также указывается ряд реквизитов, необходимых для того, чтобы подтверждение удовлетворяло требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, соответствовало положениям международных соглашений и служило целям, для которых представляется.

В отдельном пункте освещены некоторые особенности применения отдельных положений международных налоговых договоров Российской Федерации с иностранными государствами, свойственные всем и каждому из таких договоров. В частности, это вопросы установления фактического получателя дохода, возникновения права на получение дохода, подтверждение такого права и некоторые другие вопросы.

Источник: www.nalog.ru

3809

Предприятие может заниматься несколькими видами деятельности, и не все они могут подпадать под уплату единого налога на вмененный доход. Тогда организации сложно рассчитать, сколько сотрудников занято в каждом бизнесе. Сейчас МНС России разъяснило, как это нужно делать. Сначала по каждому виду деятельности определяют среднесписочную численность работников, которые заняты непосредственно в одном из видов деятельности. Затем определяют их долю в общем количестве этих сотрудников. Потом берут среднесписочную численность тех, кто занят одновременно в нескольких видах деятельности, и распределяют ее пропорционально рассчитанным долям. Поясним на примере.

Пример
ООО «Друг» оказывает ветеринарные услуги и оптом торгует ветпрепаратами. В регионе, где работает ООО «Друг», ветеринарные услуги облагаются единым налогом на вмененный доход.

Среднесписочная численность работников, которые непосредственно заняты оказанием ветеринарных услуг, в мае 2003 года составляла 8 человек, а тех, кто торгует ветпрепаратами, – 14 человек. Кроме того, на предприятии 6 человек общехозяйственного персонала: директор, бухгалтер, уборщица и три охранника.

Чтобы рассчитать среднесписочную численность работников, занятых оказанием ветуслуг в мае 2003 года, бухгалтер сделал следующий расчет:
8 чел : (8 чел. + 14 чел.) × 6 чел. + 8 чел. = 10 чел.
Именно этот показатель будет использовать бухгалтер ООО «Друг», когда будет рассчитывать налог за II квартал 2003 года.

Еще один нюанс касается сумм больничных, которые организации выплатили своим работникам. Единый налог на вмененный доход разрешено уменьшать на суммы только тех больничных, которые организация оплатила за счет собственных средств. А деньги, возмещенные из средств ФСС России, вмененный налог не уменьшают.

Приказ МНС России от 3 апреля 2003 г. № БГ-3-22/164 «О внесении изменений и дополнений № 1 в Методические рекомендации по применению главы 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Налогового кодекса РФ, утвержденные приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/707» опубликован в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 16, 2003, а также в журнале «Документы и комментарии» № 10, 2003.