25.07.04 13:34

Организация проводит рекламную акцию с розыгрышем призов

О. Е. Черевадская,
аудитор, компания "Экспертпроф-Аудит"

Журнал "Бухгалтерский учёт" № 11 2004 г

Большинство организаций, действующих на рынке товаров и услуг, стремятся укрепить и расширить свой бизнес. Но успех в деятельности компании невозможен без налаживания хозяйственных связей и привлечения большего числа покупателей. Для этого организациям необходимо постоянно информировать о себе потенциальных клиентов и поддерживать их интерес к производимой продукции, продаваемым товарам и т. д. Одна из популярных сегодня форм привлечения потенциальных покупателей – розыгрыш призов среди них.

Проводя розыгрыши призов, организация пытается стимулировать дополнительный интерес потенциальных потребителей к своей деятельности, производимой продукции, продаваемым товарам, оказываемым услугам и т. п. Следовательно, такие мероприятия можно рассматривать как рекламу.

Реклама – это распространяемая в любой форме информация о юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к указанным объектам и способствовать реализации товаров, идей, начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе"). Организации очень важно позаботиться о документальном подтверждении не только самого факта осуществления расходов на розыгрыш призов, но и их рекламного характера.

Особенности бухгалтерского и налогового учета. Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н, установлено, что в бухгалтерском учете расходы признаются при наличии следующих условий:

Расходы, отнесенные организацией к рекламным, в бухгалтерском учете признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в полной сумме произведенных затрат (п. 5, 7 ПБУ 10/99) на счете 44 "Расходы на продажу".

Данные расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку (п. 17 ПБУ 10/99) и признаются в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).

Расходы на рекламу связаны со сбытом продукции (товаров, работ, услуг) и поэтому являются коммерческими расходами . В отчете о прибылях и убытках (ф. № 2 бухгалтерской отчетности) затраты, связанные со сбытом продукции (товаров, работ, услуг), отражаются по статье "Коммерческие расходы".

В соответствии со ст. 252 НК РФ в налоговом учете расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиками.

Для того чтобы расходы организации на проведение лотереи и розыгрыша призов признавались рекламными расходами, необходимо надлежащее документальное подтверждение рекламного характера такой акции. Руководитель организации может издать приказ, утверждающий порядок и цели проведения рекламной акции, ответственных лиц, стоимость отпускаемых для распространения товаров. При отсутствии данного документа это мероприятие может быть расценено как безвозмездная передача товаров (п. 16 ст. 270 НК РФ). Расходы в виде стоимости имущества, переданного безвозмездно, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для подтверждения экономической целесообразности производимых расходов необходимо заранее подготовить документ, в котором следует проанализировать ожидаемый эффект от рекламной акции (указать планируемое привлечение дополнительных клиентов, увеличение выручки и т. п.).

Порядок проведения розыгрыша должен содержать условия розыгрыша:

Проведение розыгрыша должно быть оформлено также оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Пример 1. Организация, занимающаяся продажей вычислительной техники, в целях распространения информации о товарах, предлагаемых организацией, и для привлечения новых покупателей приняло решение провести рекламную акцию с розыгрышем призов. Для проведения данного мероприятия было выделено 30 микрокалькуляторов модели SDC-888T и один переносной компьютер модели LM40LP4. Акция проведена 15.05.04.

Цена, по которой был приобретен переносной компьютер, – 41 654 руб. (в том числе НДС 6 354 руб.). Его продажная цена – 48 970 руб. (в том числе НДС 7 470 руб.).

Покупная цена одного микрокалькулятора – 767 руб. (в том числе НДС 117 руб.), его продажная цена – 885 руб. (в том числе НДС 135 руб.).

05.05.04 директор организации издал приказ, в котором утвердил порядок и цели проведения мероприятия.


05.05.04 № 127

г. Москва


ПРИКАЗ

В целях увеличения доходов от реализации товаров и привлечения покупателей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. 15.05.04 провести рекламную акцию с розыгрышем следующих призов: 30 микрокалькуляторов SDC-888T и 1 переносной компьютер LM40LP4.

2. Установить следующую стоимость товаров, отпускаемых для проведения розыгрыша:

калькулятор SDC-888T – 650 руб.;

переносной компьютер LM40LP4 – 35 300 руб.

3. Утвердить порядок проведения розыгрыша.

4. Ответственным лицом за проведение рекламной акции назначить старшего менеджера Орлова П. В.

Директор Крючков С. Т.

В учете организации хозяйственные операции по приобретению товаров для розыгрыша призов будут отражены следующими бухгалтерскими записями (табл. 1).

налог на прибыль. Для целей налогового учета расходы на рекламу признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на рекламу подразделяются на две группы: ненормируемые и нормируемые.

Перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым. В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ в него входят: