Вернуться Печатать |
Грегори Рейтер
Баланс-Современный капитал
Доводилось ли Вам когда-нибудь участвовать в деловых встречах, которые иначе как потерей времени не назовешь? Естественно, приходилось. Причин подобных ситуаций, как правило, две: или нечетко сформулированная повестка встречи, или ведущий встречу не в состоянии вести ее, т.е. взять руль в свои руки. На второй причине мы остановимся чуть ниже, а сейчас займемся первой причиной - формулировкой повестки встречи и методами разработки документа, который мы условно назвали "Руководство по проведению встречи с корпоративным клиентом". Этот документ является своеобразной картой и должен ориентировать Вас, каких вопросов надо коснуться в те 1-2 часа встречи, которые имеются в Вашем распоряжении. Данный документ определяет последовательность беседы, приоритеты тем, а также закладывает основы стандартизации сразу по двум направлениям: поддерживается преемственность от встречи к встрече и унифицируется деятельность различных групп, участвующих в маркетинговых исследованиях клиентов. Но не переборщите в детализации данного руководства, иначе оно может превратиться в нудный вопросник, от которо- го трудно оторваться во время встречи. 2-4 страницы - вот оптимальный объем руководства по проведению встречи с корпоративным клиентом.
При разработке руководства следует учитывать три аспекта:
Темы, т. е. предметные области, которые нужно затронуть в процессе встречи (рекомендуем не менее шести, иначе перегрузите клиента). Например, если Вы изучаете удовлетворенность клиента производимым Вами инструментом, обсудите темы типа: надежность, производительность, техническая поддержка в случае возникновения проблем и документация.
По каждой теме создайте серию специальных вопросов. Например, при рассмотрении надежности инструмента соберите ответы на вопросы:
Последовательность рассмотрения тем и постановки вопросов. При отработке этого аспекта не должно быть места методу "пальцем в потолок".
Еще несколько дополнительных рекомендаций:
В заключение приведем пример такого руководства, которое мы составили для одного из наших клиентов при проведении им маркетинговых исследований корпоративных клиентов по теме разработки нового продукта. В целях конфиденциальности приведены обобщенные вопросы.
Руководство по проведению встречи с корпоративным клиентом
1. Введение:
2. Впечатления от уже имеющихся предложений оборудования:
3. Желаемое улучшение параметров продуктов:
4. Техническая поддержка:
5. Завершение встречи:
Итак, мы подготовились к визиту и исследованию клиента. На очереди следующий этап - проведение визита к клиенту. Наше изложение сейчас перейдет в своеобразный телеграфный стиль по принципу "что можно и чего нельзя делать во время визита к клиенту". Мы сделали это для экономии времени читателя. Некоторые утверждения покажутся Вам до боли знакомыми, и это действительно так, но спросите себя, часто ли Вы сле-дуете приведенным ниже правилам.
Формат собеседования с клиентом во время визита
1. Период времени
Ограничьте свой визит к клиенту 1-2 часами. Человеческое внимание плюс необходимость выполнять другую работу не позволят клиенту уделить Вам больше времени. Исключение составляют так называемые цепочные визиты, когда Вы переходите от одного представителя фирмы-клиента к другому. Независимо от продолжительности встречи она всегда состоит из вступления, основной части и заключения.
Главное во вступлении - это установление контакта. Когда Вы садитесь с клиентом за стол обсуждения - Вы оба незнакомые люди. Не успокаивайте себя фактом, что Вы поставляете данному клиенту продукты или услуги уже несколько лет или почти еженедельно созваниваетесь с ним по телефону. Сейчас речь идет о формальной встрече, где Вам необходимо извлечь от клиента максимум информации по заранее спланированным темам. И построение тональности встречи, за которой стоит доверие клиента, и его открытость - ключ к последующему успеху. Старайтесь использовать на данном этапе прямолинейные, ясные, относительно легкие вопросы, имея в виду, что клиент не будет себя чувствовать некомпетентным при ответе на них. Задача состоит в том, чтобы разговорить клиента. Пример - задайте вопрос, как и где Ваш клиент использует Ваш продукт или услугу, при выполнении каких должностных обязанностей.
Мы не рекомендуем, в отличие от собеседований при приеме на работу, начинать с отвлеченных тем (разговоры о погоде). Клиент уже знает о теме встречи, настроен на нее - и нечего обманывать его ожидания. В начале встречи также ни в коем случае не касайтесь конкурентов и их продуктов и услуг - это может завести Вас в ненужные эмоциональные области.
Основная часть собеседования - наиболее продолжительная по времени. Именно здесь наступает черед самых тяжелых и детальных вопросов.
И, наконец, заключение встречи. Правилом плохого тона является задать последний запланированный вопрос, затем встать, обменяться рукопожатиями и уйти. Пытайтесь задать все вопросы за 5-10 минут до конца встречи. Очень часто клиент придерживает важную информацию на конец беседы, поэтому Вам надо отвести время для этой информации. Мы рекомендуем задавать в конце беседы вопросы клиенту типа: "У меня больше нет к Вам вопросов. Могли бы Вы что-либо дополнить по обсуждаемой теме?".
Вы удивитесь, насколько неожиданной для Вас иногда будет получаемая информация.
2. Место встречи
Мы понимаем ограничения офисов отечественных компаний и поэтому приблизим наши рекомендации к реальным условиям:
3. Групповые и индивидуальные визиты.
Выходя на маркетинговое исследование клиента, у Вас есть 3 варианта:
На практике Вам придется иметь дело со всеми вариантами, причем ни один из них нельзя назвать предпочтительным. Да и не всегда у Вас будет возможность выбора. Следует использовать последовательное проведение встреч с клиентом, если:
Никогда не используйте групповую встречу, если во время ее проведения Вам придется как бы "отключать" одного из участников встречи, задавая вопросы другому (такое встречается, если один из представителей клиента более грамотен, чем другой). И помните, что подчиненные всегда говорят хуже в присутствии начальников. Следует также отметить, что групповые встречи с клиентом труднее поддаются управлению, и мы рекомендуем оставлять их на конец визита.
В любом исследовании клиента в процессе визита исследующая сторона выполняет одну из трех ролей:
Эти роли может выполнять один человек, но лучше эти роли разделить между несколькими людьми.
4. Навыки собеседования с клиентом:
5. Тяжелые ситуации во время визитов к клиенту:
Мы переходим к следующему этапу маркетингового исследования клиентов через прямые контакты с ним: анализу хода проведения визита после его завершения.
Мы рекомендуем начинать данный этап немедленно по окончании визита, иначе факты сотрутся в памяти. Вы должны решить здесь две задачи:
Желательно, чтобы Вы уложили Ваш формат обсуждения в следующие вопросы к себе и членам Вашей команды:
Все умозаключения должны быть изложены на бумаге в форме отчетов. Рекомендуем два уровня отчетов: отчет по каждому визиту и обобщенный отчет по всей маркетинговой программе. В следующих номерах журнала мы расскажем о составлении и практическом применении отчетов.