Вернуться Печатать |
В данной статье рассмотрена арбитражная практика, касающаяся обоснованности применения налогоплательщиками льготы по налогу на добавленную стоимость при осуществлении работ в порядке получения безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации, и даются разъяснения по правомерности взыскания налоговыми органами арендных платежей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, а также сумм пени в случае их несвоевременного перечисления.
Позиция налоговых органов при проведении выездных проверок налогоплательщиков
по вопросам применения льготы в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи
149 Налогового кодекса РФ диаметрально противоположна позиции арбитражных судов
при рассмотрении данной категории налоговых споров. В основном это связано с
отсутствием методологии проведения проверок налогоплательщиков, работающих в
рамках программы оказания безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации.
В настоящее время порядок оформления необходимых документов для получения права
на льготу по налогу на добавленную стоимость регулируется:
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения законодательства
о налогах и сборах за период с 1 апреля 1999 года по 31 декабря 2001 года закрытым
акционерным обществом (далее - Общество).
Налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности за совершение налогового
правонарушения, заключающегося в следующем. Общество является плательщиком НДС,
но оно не уплатило указанный налог в сумме 3 500 000 руб. В соответствии с Решением
налогового органа необходимо было также уплатить пеню в сумме 2 200 000 руб.
и штраф в сумме 300 000 руб. Всего Обществу было предложено перечислить в бюджет
6 000 000 руб.
ЗАО "Интерком-Аудит" оказывало Обществу консультационные услуги
на этапах досудебного рассмотрения спора и подготовки искового заявления в арбитражный
суд первой инстанции.
Исковое заявление о признании незаконным Решения налогового органа было основано
на следующих нормах действующего законодательства.
Налоговый орган в ходе проверки неправомерно сделал вывод о необоснованном не включении в оборот, облагаемый НДС, средств, полученных истцом в 1999-2000 годах от иностранной компании (далее - Компания) как безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, так как налоговому органу был представлен не полный пакет документов, подтверждающих право на применение льготы по НДС.
В соответствии с Законом № 95-ФЗ основным документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, утвержденным Правительством РФ. В соответствии со статьей 6 Закона № 95-ФЗ его действие распространяется также на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации до вступления в силу Закона № 95-ФЗ.
МНС РФ письмом от 27 июля 1999 года № ВГ-6-06/597 поручило своим управлениям
по субъектам РФ приостановить взыскание ранее начисленных сумм налоговых платежей
и не производить в настоящее время начисление налогов, ранее подлежавших уплате
в связи с получением Российской Федерацией безвозмездной помощи, так как порядок
регистрации проектов и программ, форма и порядок выдачи удостоверений должны
быть утверждены Правительством РФ.
Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи
удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг
к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым
использованием утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1999
года № 1046.
Созданная в соответствии с данным Постановлением Комиссия по вопросам международной
технической помощи зарегистрировала Международную программу между Правительством
РФ и правительством иностранного государства, которая получила государственную
регистрацию в начале 2000 года. Затем Общество своевременно подало в Комиссию
все необходимые документы и получило соответствующее удостоверение на основании
Меморандума и заказ-наряда, подписанных Компанией и Обществом.
Компания является уполномоченной организацией - поставщиком иностранного государства
(это указано в удостоверении и приложениях к заказ-наряду, выданных Посольством
иностранного государства в Москве).
Следовательно, выданное Обществу удостоверение подтверждает правомерность отнесения
полученных Обществом в 1999-2000 годах денежных средств к средствам технической
помощи (содействия) Российской Федерации.
Налоговый орган в своем Решении указал, что Удостоверение, полученное Обществом
в 2000 году, не позволяет распространить его действие на 1999 год. По мнению
налогового органа, Общество не представило комплект документов, необходимый
для получения льготы по НДС в 1999 году.
Выводы налогового органа о непредставлении Обществом необходимых документов
для применения льготы были необоснованны по следующим основаниям:
Стороны, участвующие в программе безвозмездной помощи, установили форму отчетности
об использовании полученных средств в виде актов о выполнении каждого этапа
работ, что было подтверждено соответствующими документами.
Следовательно, в 1999-2000 годах у Общества отсутствовала обязанность, как исчисления
НДС с полученных сумм безвозмездной помощи, так и подачи в налоговый орган заявления
о предоставлении льготы по НДС и заполнения налоговой декларации.
В Решении по результатам проверки обоснованности применения Обществом льготы
по НДС в 2001 году налоговый орган указал, что представленный Обществом комплект
документов, дающих право на не включение средств, полученных от Компании как
безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в 2001 года, в оборот,
облагаемый НДС, не соответствует требованиям подпункта 19 пункта 2 статьи 149
главы 21 Налогового кодекса РФ.
По требованию налогового органа Общество представило следующие документы:
Относительно применения льготы по НДС в 2001 году судом установлено следующее.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса РФ не
подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории
РФ товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия)
Российской Федерации в соответствии с Законом № 95-ФЗ при представлении в налоговые
органы:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи
(содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку
товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи
(содействия) Российской Федерации;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).
Общество предъявило удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ и услуг, полученных в 2001 году, к технической помощи (содействию), заказ-наряд, меморандум, акты приема-передачи работ, счета-фактуры, выписки банка с переводом.
Общество выполнило все требования статьи 149 Налогового кодекса РФ для освобождения
от налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции признал недействительным
Решение налогового органа, вынесенное в отношении Общества.
При выездных налоговых проверках часто проверяется правильность перечисления платежей за аренду федерального имущества, а также начисления пени за их несвоевременную уплату.
Внимание! Вопросы управления и распоряжения объектами, находящимися в федеральной собственности на территории Российской Федерации, отнесены к компетенции Минимущества РФ. Оно осуществляет контроль использования по назначению относящегося к федеральной собственности государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц.
Если налоговый орган при проведении проверки выявляет нарушения, связанные с использованием государственного имущества, то информация о нарушениях должна быть направлена в территориальный орган Минимущества РФ для принятия соответствующих мер.
Действующим законодательством не предусмотрено право налоговых органов по взысканию
с налогоплательщиков арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет,
а также сумм пени за ее несвоевременное перечисление. Налоговый кодекс РФ не
квалифицирует не перечисление арендной платы в федеральный бюджет как налоговое
правонарушение.
Неправомерные действия налоговых органов в случае проверки ими правильности
перечисления арендной платы в федеральный бюджет необходимо обжаловать в вышестоящем
налоговом органе или в арбитражном суде.