18.01.19 07:40

Какие изменения в закон о банкротстве ожидаются в 2019 году?

Автор Елена Хамкова , юрисконсульт Консалтинговой компании «Лигал Эксперт».
«Клерк»

В конце ноября прошлого года Верховный Суд выступил с законодательной инициативой передать арбитражным управляющим полномочия устанавливать требования кредиторов к должнику в процедурах банкротства (Постановление Пленума ВС РФ № 37 от 27 ноября 2018 года).

Такая инициатива была вызвана тем, что, по мнению ВС РФ, нагрузка на судей, связанная с увеличением количества заявлений о банкротстве, растет с каждым годом. На сегодняшний день дела о банкротстве составляют 40% от общего количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. При этом значительная часть требований кредиторов носит бесспорный характер (подтверждены вступившим в законную силу судебным актом либо отсутствуют возражения со стороны заинтересованных лиц).

Какой порядок рассмотрения требований предлагает Верховный Суд?

На арбитражного управляющего возложена обязанность один раз в два месяца направлять в суд отчет с информацией о включенных в реестр требованиях, который будет публиковаться в карточке дела о банкротстве. По истечении 5 рабочих дней с момента публикации предполагается, что заинтересованным лицам становится известно о включении требования в реестр.

Казалось бы, законопроект должен упростить процедуру включения требований кредиторов в реестр, однако существует целый ряд неурегулированных вопросов, которые активно обсуждаются арбитражными управляющими, юристами и экспертами.

В частности:

Снижение нагрузки на суд — благая цель. Однако и при ее достижении необходимо учитывать интересы всех задействованных в рассматриваемом процессе лиц. Ведь неправильное рассмотрение требований арбитражными управляющими повлечет за собой дополнительные жалобы на них и рассмотрение судом возражений на необоснованные отказ/включение требований в реестр.

Представляется, что арбитражные управляющие должны включать в реестр только те требования, по которым не заявлены возражения, при условии, что возражений нет у самого арбитражного управлюящего. Все остальное должно передаваться на рассмотрение суда. Это позволит, с одной стороны, снизить нагрузку на суд путем упрощения процедуры включения в реестр бесспорных требований, с другой, не будет создавать очевидно конфликтных ситуаций, когда рассмотрение требования кредитора выходит за пределы компетенции арбитражного управляющего.