Вернуться Печатать |
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества у органов государственной власти и местного самоуправления арендаторы признаются налоговыми агентами. Исполнить обязанности налогового агента арендатор должен и в том случае, если он освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ) или не является плательщиком НДС, поскольку применяет специальные режимы налогообложения.
Л. ЗУЙКОВА
В данной статье мы рассмотрим особенности удержания НДС налоговыми агентами, применяющими специальные налоговые режимы ("упрощенку", "вмененку", ЕСХН).
По общему правилу налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом уплата НДС в бюджет налоговыми агентами производится в полном объеме не за счет собственных средств, а из сумм, причитающихся третьим лицам (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ).
Налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Таким образом, исчисление НДС при передаче в аренду государственного и муниципального имущества имеет следующие особенности:
- арендатор признается налоговым агентом;
- налоговая база определяется налоговым агентом по каждому объекту аренды отдельно как сумма арендной платы с учетом НДС;
- при исчислении налога применяется налоговая ставка 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ);
- налоговый агент обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму налога.
Следует отметить, что налоговые органы всегда были склонны трактовать норму п. 3 ст. 161 НК РФ несколько шире, чем она сформулирована в законе.
Так, по мнению ФНС России, обязанность арендаторов удерживать НДС с арендных платежей возникает во всех случаях, когда арендодателями выступают орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) или балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или местного самоуправления (см. письма ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@; от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11).
Такой вывод был сделан высшим налоговым органом несмотря на то, что Конституционный Суд РФ (КС РФ) еще в 2003 г. в определении от 02.10.2003 N 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-Группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что такое понятие, как "балансодержатель", в качестве арендодателя в Гражданском кодексе РФ не содержится.
А потому если арендодателями государственного и муниципального имущества являются организации, владеющие им на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, то они самостоятельно исполняют обязанности плательщика НДС и положения п. 3 ст. 161 НК РФ распространяться на них не должны.
Пункт 3 ст. 161 НК РФ применяется только при непосредственном участии в гражданских правоотношениях публичных собственников (через свои органы), сдающих в аренду имущество казны.
Тем не менее налоговики продолжают настаивать на своем. По их мнению, балансодержатель не выступает стороной договора аренды, так как он лишь подписывает договор со стороны арендодателя, а доход от аренды все равно поступает в распоряжение собственника имущества.
Для обоснования подобного заявления многие властные структуры пошли по пути заключения трехсторонних договоров аренды, в которых участвуют: собственник имущества, балансодержатель и арендатор. При этом инициаторы исходят из того, что по такому трехстороннему договору аренды налоговым агентом по НДС является арендатор.
Некоторые, правда, делают оговорку, что если собственник имущества (его представитель) не фигурирует в договоре, то плательщиком НДС должен признаваться балансодержатель (хотя и здесь заключение договора аренды возможно только с согласия собственника).
Такая позиция также подкреплена письмами Минфина России от 16.09.2005 N 03-04-14/16, ФНС России от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11, от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@, от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13; МНС России от 22.11.2002 N 03-1-07/2875/15-АН789; УФНС России по г. Москве от 29.11.2005 N 19-11/87841, УФНС России по Московской области от 01.12.2004 N 06-36/2.
Так, из письма ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ следует, что если в договоре определено, что арендодателем является организация, у которой арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (бюджетное учреждение, ГУП, МУП), а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом лишь подтверждает его полномочия, то НДС платит организация, у которой арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.
С этим, учитывая мнение КС РФ, в ряде случаев не соглашаются суды (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2005 N Ф03-А80/04-2/3814, Поволжского округа от 21.10.2004 N А72-5953/04-7/452).
А иногда сомнения начинают одолевать даже Минфин (письмо Минфина России от 10.06.2004 N 03-03-11/92) и налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2006 N 18-11/3/53343@).
Таким образом, можно уверенно констатировать, что полного единства по данному вопросу до сих пор нет ни у кого.
Налоговый агент обязан определять налоговую базу как сумму арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В связи с этим московские налоговики требуют указывать в таком договоре аренды не только сумму арендной платы, но и сумму НДС (письмо УФНС России по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153).
Однако отсутствие суммы НДС в договоре аренды не является основанием ни для признания его недействительным согласно ГК РФ, ни для освобождения арендатора от обязанностей налогового агента в силу НК РФ.
Суды "поправляют" налоговиков, отмечая, что при отсутствии в договоре условия об НДС договорная сумма арендной платы подлежит увеличению на сумму НДС в силу закона независимо от наличия или отсутствия в договоре соответствующего условия (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2006 N А69-08/06-5-3-Ф02-3061/06-С2).
Но налоговые органы склонны придерживаться других взглядов: если сумма НДС в договоре не указана, она подлежит уплате в бюджет за счет собственных средств арендатора (см. письмо УФНС России по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153).
Поэтому, чтобы обезопасить себя от споров с налоговыми инспекциями, порядок уплаты НДС в договоре аренды государственного (муниципального) имущества все-таки следует предусмотреть.
Порядок расчета НДС у налогового агента разъяснен, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 N 28-11/80621. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых ими арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
В рассматриваемом случае налог начисляется отдельно по каждому арендованному объекту имущества исходя из общей суммы арендной платы и ставки налога в размере 18% (письмо N 28-11/80621).
Датой оказания услуги по предоставлению имущества в аренду считается последний день текущего месяца.
Сроки уплаты налога определены в п. 1 ст. 174 НК РФ: арендатор уплачивает НДС в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. После этого налоговый агент (арендатор) имеет право принять НДС по аренде к вычету.
1. "Упрощенцы"
Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Поэтому "упрощенцы" при аренде государственного (муниципального) имущества должны исчислять НДС и уплачивать его в бюджет. Указанные организации обязаны исчислить и уплатить НДС в бюджет с доходов арендодателя в виде арендной платы за арендованное имущество (с учетом НДС) по ставке 18/118.
Пример.
Организация, находящаяся на УСН, арендует под офис помещение у мэрии города в лице ее уполномоченного департамента. Арендная плата по договору составила 11 800 руб. в месяц (в том числе НДС (18%) - 1800 руб.).
В этом случае организация-арендатор должна заплатить арендодателю-муниципалитету сумму арендной платы за вычетом суммы НДС, т.е. 10 000 руб. (11 800 - 1800). Сумма НДС в размере 1800 руб. перечисляется арендатором в местный бюджет.
Кроме того, "упрощенцы" должны представлять в ИФНС налоговые декларации по НДС <*> не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В абзаце девятом п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации** указано, что при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС, в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ заполняются Титульный лист, разделы 1.2 и 2.2 декларации за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.
------------------------
<*> Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н. См. также письмо УМНС России по г. Москве от 10.10.2003 N 21-07/56743 "О сдаче организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, декларации по НДС".
<**> Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н.
Обратите внимание! В состав расходов, признаваемых при УСН (объект налогообложения "доходы минус расходы"), следует включать не только сумму арендной платы, перечисленную арендодателю, но и сумму НДС, перечисленную арендатором - налоговым агентом в бюджет (п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 31.12.2004 N 21-14/85240).
При этом возникает вопрос: по какой статье можно включить эту сумму в расходы?
Поскольку расходы по аренде имущества включены в перечень разрешенных расходов при "упрощенке" (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), сумма НДС, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы по подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Такое же мнение высказано в письме УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 N 21-09/43618.
Пример.
ООО применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Оно арендует у мэрии помещение под офис.
Сумма арендной платы, установленная в договоре, составляет 118 000 руб. в месяц. С этой суммы ООО как налоговый агент должно удержать НДС, перечислить его в бюджет, а сумму арендной платы за минусом налога уплатить арендодателю.
Перечислив НДС с арендной платы в бюджет, а арендную плату арендодателю, ООО включит в расходы:
- 100 000 руб. (118 000 руб. - 118 000 руб. x 18% : 118%) - арендную плату по подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;
- 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) - НДС по арендной плате согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
2. Плательщики ЕНВД
Сходным образом решается ситуация и в случае уплаты организацией единого налога на вмененный доход. Статьи 346.11 и 346.26 НК РФ не освобождают плательщика ЕНВД от обязанностей налогового агента (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2006 по делу N А21-716/2006; Дальневосточного округа от 01.11.2006 N Ф03-А59/06-2/3857).
Налоговая база при этом определяется как сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Таким образом, следует обратить внимание, что если сумма НДС в составе арендной платы по договору не выделена (что вполне логично), то НДС исчисляется налоговым агентом из суммы договорной арендной платы.
Пример.
ООО занимается розничной торговлей и переведено на систему налогообложения в виде ЕНВД. Помещение ООО арендует у муниципалитета. Арендная плата составляет 118 000 руб. в месяц, уплачивается до 10-го числа.
ООО - налоговый агент уплатило 5 марта 2007 г. арендную плату за март 2007 г. в размере 100 000 руб. и НДС в полном объеме за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику-арендодателю:
118 000 руб. : 118% х 18% = 18 000 руб.
Таким образом, на счет муниципалитета ООО перечислило 5 марта 2007 г. арендную плату в сумме 100 000 руб., а НДС в размере 18 000 руб. уплатило в бюджет отдельным платежным поручением.
3. Плательщики единого сельскохозяйственного налога
В пункте 4 ст. 346.1 НК РФ указано, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных ст. 24 НК РФ.
То есть для них также справедливы общие правила, установленные в п. 3 ст. 161 НК РФ.
К сожалению, финансовые органы не высказали официальную точку зрения в отношении сельхозпроизводителей, арендующих государственное или муниципальное имущество.
Но помня, что налоговой базой по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, будет справедливо подходить к агентам - плательщикам ЕСХН с тех же позиций, что и к "упрощенцам" с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Согласно условиям договора кооператив ежемесячно будет перечислять арендодателю арендную плату в сумме 100 000 руб. (118 000 руб. - 118 000 руб. x 18% : 118%), а НДС в сумме 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) - кооп
Пример.
Сельскохозяйственный кооператив - плательщик ЕСХН арендует у районной администрации ангар, за который платит 118 000 руб. в месяц. ератив будет удерживать и уплачивать в бюджет как налоговый агент. При этом в расходы он должен включить суммы арендной платы - 100 000 руб. и НДС - 18 000 руб.