Учет и списания ГСМ по путевым листам в 2025 году: проводки и примеры

Учет и списания ГСМ по путевым листам в 2025 году: проводки и примеры

Разбираем на примерах особенности бухгалтерского и налогового учета ГСМ в организации.

Введение

К ГСМ относят горючие материалы, такие как бензин, дизель, сжиженный и сжатый газ; смазочные вещества, включая масла для двигателя, трансмиссии, специальные масла и консистентные смазки; а также специальные жидкости, например, тормозные и охлаждающие.

Путевой лист (ПЛ) — основной документ, которым фиксируют пройденный километраж транспортного средства. На его основе рассчитывают потребление топлива.

Особенности применения путевых листов

Требования к форме ПЛ утверждены приказом Минтранса № 390 с изменениями от 05.05.2023 № 159. Обязательное ведение журнала регистрации ПЛ было отменено с марта 2023 года.

В путевом листе отражается информация о движении ГСМ: остаток в баке, количество выданного и оставшегося топлива. Если в самостоятельно разработанном ПЛ отсутствуют данные о расходе ГСМ, нормативный расход можно рассчитать на основе распоряжения Минтранса № АМ-23-р.

Учет ГСМ ведут по фактической стоимости (ФСБУ 5/2019). К учету ГСМ принимают на основании чеков АЗС, корешков талонов или отчетов компаний-эмитентов топливных карт.

Списывают ГСМ по средней себестоимости или методу ФИФО. При использовании спецтехники (бензопилы, мотоблоки) применяют акт на списание ГСМ.

Дата публикации: 20.05.2025, 09:07

Войдите в аккаунт, чтобы прочитать экспертный материал от редакции Клерка

Это займет меньше минуты

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • Блажь

    "Средняя себестоимость для списания в сентябре рассчитывается так: (50 л 45 руб. + 100 л 42 руб.) / (50 л + 100 л) = 42 рубля."
    Разве не 43?

Другие материалы по этой теме

Смотреть все

Курсы и вебинары по этой теме

Смотреть все

Консультации по этой теме

554

Оперативные ответы практикующих экспертов по бухгалтерии, налогам, кадрам, праву, работе с 1С и другим темам, которые важны бухгалтерам, предпринимателям и кадровикам

закупка металлолома у фих лиц

Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Мы ООО на УСНО. Закупаем металлолом. Какие проводки делаются в бухгалтерском учете при покупке металлолома у физического лица? Оплата физ лицам осуществляется через обратный эквайринг.  Какие документы нужно при этом оформить? Учёт нужно вести по каждому физ. лицу отдельно?

 

Эксперт:

Ирина Л.

Возврат недвижимого имущества при расторжении договора реализации.

Здравствуйте!Было реализовано недвижимое имущество с переходом право собственности со счета 45, до этого учитывалось на счете 03 как основное средство.

Контрагент расторг договор продажи недвижимого имущества в связи с его блокировкой и невозможностью использования в недружественной стране.

Как отразить в бу и в ну возврат такого имущества?

Вернуть на 45 счет - проводками сторно продажи

и затем перевести на 08 счет до решения по его использованию?

и после заново принять к учету в качестве ОС на 03 счет?

или сразу вернуть на 03 счет по балансовой стоимости и с момента возврата начислять амортизацию?

право собственности заново к нам не перешло, то есть оно еще фактически в собственности у покупателя.

Имеем ли мы право перевести на 03 счет без регистрации права собственности?

пока нет понимания по дальнейшему использованию данного имущества, возможно его не удастся быстро изъять.

но и как товар его числить тоже нет смысла, фактически оно заблокировано.

Благодарю.

Эксперты:

Надежда К. и еще 1

Учет в федеральном государственном образовательном учреждении

Добрый день, где можно узнать (почитать, посмотреть) об учете в гос.учреждении, а именно в Педагогическом университете. Где можно узнать план счетов, типичные проводки, закрытие месяца

С Уважением,

Татьяна Жадаева

Эксперт:

Надежда К.

Доходы будущих периодов 98 счет

Добрый день, хотелось бы узнать мнение экспертов по поводу применения нами счета 98 Доходы будущих периодов. Мы строим нефтяные скважины, Используем ПБУ 2/2008 когда объект переходит с одного отчетного периода на другой, но случаются моменты когда мы включаем заказчику в КС-2 работы, которые еще не выполнили пример: по договору стороны договорились что объемы будут выставляться по метру проходки с момента начала бурения (подготовительные работы опрессовка, пуско-наладка это все работы без процесса бурения но входят в стоимость скважины), стоимость скважины делится на метры (на глубину) и определяется стоимость метра бурения и за месяц согласно пробуренным метрам выставляются работы, так получается что в метр проходки у нас заложены работы которые мы будем осуществлять после окончания бурения и иногда после сдачи объекта заказчику, к примеру закладывается рекультивация земель, мы восстанавливаем плодородный слой, вывозим всю химию и шлам. подобные работы могут выполняться только в летние периоды, а объект уже не бурится он давно закончен и стоимость этих работ предъявлена заказчику, получается мы будем нести расходы и доходы у нас будут отсутствовать. Чтобы этого избежать и сохранить принцип соответствия расходов и доходов мы, когда выставляем КС-2 и сч-факт по метру проходки; экономисты выделяют для нас часть, которая приходится на рекультивацию и мы как бы резервируем эту часть дохода на 98 счете для того чтобы, когда фактически будут работы мы могли понесенные расходы обеспечить доходной частью. Вместе с КС-2 выписывается на всю сумму счет-фактура и получается что НДС к начислению у нас к примеру отразится в 4 квартале, а доходы войдут в 90 счет в 1 квартале следующего года. мне хочется уточнить есть ли какие то нарушения при таком подходе, к слову сказать у налоговиков вопросов не возникают, вернее они спрашивают почему базы отличаются и мы им описываем ситуацию и говорим, что часть доходов с налогооблагаемой базы НДС для целей н/прибыль и отражения в Ф-2 войдут в следующем периоде. лет 20 уже так работаем и не было никаких вопросов. Сейчас у нас сменился аудитор и считает некорректным такой подход. Напишу проводки наши КС-2 за декабрь 150 млн. с учетом НДС 25 млн., без НДС стоимость работ составляет 125 млн. согласно расчета экономистов в стоимость вошла часть заложенная на рекультивацию 30 млн.. Наши записи в учете: дебет 62 сч 150 млн с кредитом счетов 90 сч 120 млн, кредит 98сч 30 млн., затем дебет 90.03 НДС 25 млн кредит 68 25 млн.

то есть в 4 кв у нас в налогооблагаемую базу по ндс войдет как и положено сумма указанная в счет-фактуре, а в форму 2 и в налог на прибыль отложенные доходы войдут к примеру в мае следующего года Дебет 98 Кредит 90 30 млн, когда мы снова приедем на объект и начнем работы по рекультивации, в тот период уже никаких КС выставляться не будет, вся стоимость скважины была предъявлена в момент бурения. но понесенные нами расходы в мае месяцы мы обеспечим зарезервированными суммами дохода с 98 счета.

Кроме случаев выставления по метру проходки, бывают договоры где мы выставляем работы поэтапно, тут случаются моменты, что по графику у нас запланирована забурка к примеру 28 декабря, но так как конец года и Заказчики часто просят прислать Акты КС-2 пораньше не 31 числа, а в районе 20-х чисел, то в расчет стоимости согласно графика попадут 4 дня этапа Бурение. А по факту случаются непредвиденные обстоятельства, которые не дали забуриться 28 а забурились пусть 2 января, Заказчик менять ничего не хочет (ни КС ни сч-факт)и мы также для себя стоимость этих 4 дней относим на 98 счет а в январе включаем в доходы.

Эксперты:

Надежда К. и еще 1

Компенсация услуг (бух.и налог.учет)

Организация занимается продажей керамогранита. Если у покупателя есть необходимость в индивидуальном формате - то обращаемся к сторонней организации для порезки плиты . Данную услугу перевыставляем покупателю с формулировкой "Компенсация услуг порезки"- и отражаем как прочий доход. Можно ли выставлять данную услугу, как собственную - не имея при этом цеха для порезки, инструментов и специалиста, будут ли последствия в бух.и налог.учете?

Эксперт:

Сергей В.

Краткое представление работы бухгалтера ИП

Добрый день, уважаемые Коллеги!

Как начать работать начинающему бухгалетуру?

Например : я открыл магазин на ОЗОН ИП+УСН 6%

Какую последовательность действий я должен делать?

Процесс бухгалтерского учёта , например , учёт товаров на складе и прочее

Процесс заполнения документов и в целом взаимодействие с налоговой

Я имею в виду различная волокита с документами, отчетами как понять с чего начать и что делать?

Я не очень хорошо разбираюсь в этой теме и надеюсь на ваши ответы которые бы помогли начинающему бухгалтеру в этом непростой сфере

Буду очень благодарен если ваш ответ будет достаточно полным и понятным , для меня самое главное - сформировать общее представление , которое поможет мне ориентироваться в этом направлении

Эксперт:

Надежда К.

Обмен авто с доплатой между ООО и физ. лицом

ООО заключает договор мены авто с физ. лицом и доплачивает физ. лицу на основании договора мены. Обязательна ли здесь реализация авто от ООО или можно каким-то другим документом снять с учета авто и передать физику?

Эксперт:

Надежда К.

Банковская гарантия

Добрый день.

Наша компания – исполнитель ( подрядчик) заключила договор на выполнение строительных работ.

По условиям договора Заказчик перечислил аванс (в размере, прописанном в договоре). На аванс была получена Банковская гарантия.

В срок, согласно договору, мы должны были выполнить работы, но в срок не выполнили. Заказчик потребовал раскрытия банковской гарантии на сумму аванса. Банк в срок, прописанный в БГ, выполнил возврат аванса.

Затем предъявил нам сумму на возврат аванса. Мы частями вернули банку денежные средства.

Мы имеем право возместить ндс с аванса при выполнение условий (банк вернул аванс заказчику, а исполнитель ( мы) вернул деньги банку). Данные условия выполнены.

Вопрос: Мы оплатили банку суммы без ндс. Как отразить раскрытие банковской гарантии в бухгалтерском учете? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать и на основании какого документа.? На основании какого документа мы можем возместить ндс?

Эксперт:

Вера С.

ВБ-компенсация ущерба, списание товара.

Добрый день!

ООО на ОСНО, продаем товар на ВБ.

В еженедельном отчете есть позиция "Компенсация ущерба", это ВБ компенсирует ущерб по испорченному или потерянному товару.

Подскажите, пожалуйста, как в учете списать этот товар, который передан передан на реализацию?

Какими проводками в БУ и как отражается это списание в НУ и какие операции по НДС?

Так же подскажите как это списание товара провести в Управлении торговлей? И можно ли на ВБ формировать отчет о списании такого товара?

Спасибо!

Эксперт:

Татьяна П.

Гарантийный платеж в учете

Добрый день! Подписан договор на СМР. Идет поэтапная сдача . Был авансовый платеж. Условием заказчика идет удержание из каждой суммы по закрытому акту гарантийного платежа 5%. Акт подписывается на общую сумму , а в счета на оплату на разницу отдельной строкой "Гарантийный платеж", сумма с минусом. Т.е. на данный это дебиторка. Подскажите, как верно учитывать данный платеж в налоговом и бухгалтерском учете? на каких счетах учета и в какой момент отображать данное? Спасибо!

Эксперт:

Сергей В.

Заполнение реестра

Здравствуйте
Подскажите, пожалуйста
Бухгалтер моего руководителя не списывал расходы с баланса с 2022-го года
Поэтому, руководитель попросил составить реестр (разбить по годам и вписать чеки на бензин, жд билеты и тд)
Я начинающий бухгалтер, никогда этого не делала
Подскажите, пожалуйста, есть ли образец данного реестра?

Эксперт:

Надежда К.

Смотреть все консультации