Автоматизация учета

Индивидуальный «пошив» CRM-системы

Каждый банк представляет собой уникальный организм, который функционирует по собственным законам. О том, как выбрать CRM-систему, не сломав внутренние бизнес-процессы, каким образом можно повысить эффективность работы различных отделов, «Банковскому обозрению» рассказал заместитель начальника департамента продаж Городского ипотечного банка Дмитрий Шапочкин.

Дмитрий Шапочкин: «До 80% функций приобретенных CRM-систем в процессе не используется»

Каждый банк представляет собой уникальный организм, который функционирует по собственным законам. О том, как выбрать CRM-систему, не сломав внутренние бизнес-процессы, каким образом можно повысить эффективность работы различных отделов, «Банковскому обозрению» рассказал заместитель начальника департамента продаж Городского ипотечного банка Дмитрий Шапочкин.

— Скажите, как давно Городской ипотечный банк внедрил CRM-систему? И что это за CRM-система?

— Городской ипотечный банк — это специализированный банк, поэтому для обеспечения эффективной работы необходим специальный продукт, который учитывал бы эту особенность. Кроме того, как правило, до 80% функций приобретенных систем в процессе не используется. Учитывая эти факторы, мы решили внедрить индивидуальный продукт, который ориентирован под бизнес-процессы именно ипотечного банка и охватывает все подразделения, начиная от фронт-офиса и заканчивая бэк-офисом. Программу для нужд нашего банка с нуля разрабатывал Центр финансовых технологий.

Успех от внедрения программы во многом зависит от того, насколько четко пользователь осознает собственные потребности. Очень важно еще на первоначальном этапе правильно поставить цели и задачи разработчику информационной системы.

Нами выдвигалось множество критериев, которым должна была соответствовать CRM-система. В частности, немаловажное значение имели ее стоимость, гибкость, безопасность. Система должна быть настолько гибкой, чтобы можно было без особых сложностей добавлять дополнительные модули. Так как Городской ипотечный банк — это федеральный банк и с региональными представительствами приходится работать через удаленный доступ, очень важно обеспечить сохранность и целостность информации.

— Сколько времени ушло у вас на разработку программы?

— Существует миф о том, что IT-систему можно внедрить за один месяц. Это глубокое заблуждение. На практике уходит несколько месяцев на разработку и около полугода на внедрение системы. В нашем случае к разработке приступили в конце 2005 года, внедрение CRM-системы во фронт-офисе началось в декабре 2006-го, а закончилось в апреле 2007 года.

— Каким образом происходило внедрение CRM-системы?

— При запуске новой программы на первоначальном этапе не исключено возникновение определенных проблем. Но бизнес не должен останавливаться из-за системных сложностей. Поэтому начинать нужно с таких подразделений, приостановка работы которых связана с наименьшими бизнес-рисками, с учетом архитектуры интегрируемой системы. В нашем случае внедрение продолжалось более года и происходило в несколько этапов. Сначала поочередно подключались подразделения бэк-офиса, затем фронт-офис, а далее навешивались дополнительные модули по обработке и анализу отчетности и так далее.

— Уже прошел достаточно длительный промежуток времени с момента внедрения системы. Есть какие-нибудь результаты?

— Приступать к корректировке продуктовой линейки целесообразно только тогда, когда накопится определенная база, а для этого действительно требуется достаточно большой промежуток времени. Желательно, чтобы система отработала не один-два месяца, а несколько лет. То есть если вчера банк интегрировал систему, то завтра он не сможет делать каких-то глобальных выводов.

С момента внедрения CRM-системы в Городском ипотечном банке прошло уже два года, а значит, можно подводить промежуточные итоги и оценивать качество этой системы. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что банк пошел по верному пути.

Розничные продукты, и в частности ипотека, развиваются очень быстро: постоянно появляются новые продукты, регулятор изменяет требования, вводятся дополнительные инструменты, поэтому одним из ключевых требований к системе является гибкость. Если это жесткая система, то внесение каких-либо изменений или доработок может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. А это, согласитесь, не очень удобно.

А много ли пришлось менять, подстраивать в CRM-системе при ее внедрении или уже на стадии ее использования?

— Да, в процессе работы нам приходилось вносить определенные коррективы, и можно с уверенностью сказать, что и в дальнейшем еще придется делать изменения. Например, несколько лет назад (еще на начальном этапе внедрения системы), мы видели, что работа с ипотечными брокерами, ипотечными агентами — перспективное направление. На тот момент в структуре банке существовало специальное подразделение, но к общей системе оно не было подключено. В процессе выяснилось, что для выстраивания эффективных партнерских отношений, улучшения взаимодействия необходимо подключить это подразделение к CRM-ресурсам. Теперь мы интегрировали отдельный блок по работе с партнерами, в котором содержится вся информация о наших контрагентах, о клиентах, которые пришли от них. То есть сейчас можно делать детальный анализ эффективности деятельности того или иного контрагента и, соответственно, корректировать систему мотивации.

Еще один пример. Раньше в сводной таблице не было столбца, где указывалась бы дата последнего контакта с клиентом. Казалось бы, что может быть проще, чем добавить еще одно поле. Однако для внесения этого изменения необходима либо доработка программного обеспечения, либо его настройка. Если это гибкая система, то IT-специалисты банка могут внести эти изменения самостоятельно и на это им потребуется один-два дня. Если это жесткая система, то потребуется обращаться к разработчику, а это уже займет несколько недель.

Можно сказать, что внедрение CRM — это бесконечный процесс. С каждым днем наша деятельность все больше автоматизируется.

— CRM-система позволяет производить анализ заемщика. На основании полученных данных вносились какие-либо изменения, например, в продуктовую линейку?

 — CRM-отчет содержит сотни столбцов с разными характеристиками клиентов. Начиная от возраста, пола, адреса и заканчивая данными о родственниках. Эти сведения можно анализировать в любом разрезе.

Например, на основании определенных данных можно составить портрет заемщика и руководствоваться этими сведения при выборе рекламных площадей. И нужно постоянно держать руку на пульсе, так как портрет заемщика меняется. Так, за последнее время заемщик помолодел и стал чуть меньше зарабатывать. Удобство CRM-системы заключается в том, что эти сведения можно поднять в любой момент.

Вот «горячие» результаты. Если сравнить итоги первого и третьего кварталов 2008 года, то можно сказать, что доля мужчин, воспользовавшихся ипотекой, незначительно сократилась — с 45,7 до 45,5%. Число заемщиков до 25 лет увеличилось с 7 до 8,5%. При этом заемщиков в возрасте от 25 до 35 лет и от 35 до 45, наоборот, стало меньше, а вот старше 45 лет — немного увеличилось. Правда, изменения произошли не на порядки, а на десятые доли процента. То есть в среднем возраст клиента уменьшился на 1/10. Доля заемщиков, состоящих в браке также уменьшается. Количество заемщиков, у которых есть дети, стало меньше где-то на 2%. Значительно сократилось количество клиентов с высшим образованием: в первом квартале их было 60% — сейчас около 40%. Это, в частности, связано с тем, что все больше людей покупают квартиры в области. Также среди заемщиков существенно сократилось количество автовладельцев.

На основании таких результатов, конечно, в политике банка не будут предприниматься серьезные действия, так как отмеченные изменения непринципиальны. Но о них нужно всегда помнить, чтобы в определенный момент не отстать от потребительского спроса.

— А как собирается информация о клиенте для дальнейшей ее обработки в CRM-системе?

 — Информация о клиенте собирается на протяжении всего времени общения банка с клиентом, начиная со звонка клиента на горячую линию. Оператор забивает в базу данных фамилию, имя, отчество, год рождения, место работы, образование и прочие важные сведения о потенциальном клиенте. Далее, когда заемщик приходит в банк, он приносит документы: паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака и так далее. Вся эта информация оцифровывается и вводится в систему. Дальше банк общается со страховыми компаниями, оценщиками. В результате собирается колоссальный объем информации. И CRM-система позволяет проанализировать ее по сотне параметров.

— Что изменилось для заемщика?

— Для заемщика ничего не изменилось. Просто большее количество информации стало оцифровываться. То есть клиент предоставляет в банке те же документы, только теперь вся информация вносится в единую электронную базу.

— Произошли какие-либо изменения в организационной структуре банка?

— Конечно. Мы постоянно ведем мониторинг качества обслуживания клиентов, чтобы поддерживать соответствующий сервис. Например, срок рассмотрения заявки на кредитном комитете. Раньше он составлял пять дней. Мы решили, что его можно сократить до трех дней. Для этого выстраивается некая технологическая цепочка, в которой, проанализировав время нахождения документов в каждой контрольной точке, легко можно обнаружить слабое звено.

— При внедрении системы в регионах учитывались ли местные особенности?

— Уникальность системы заключается в том, что она едина для всех регионов и сводит все данные в единый формат. Раньше было гораздо сложнее ориентироваться в разрозненной информации, которая поступала из территориальных отделений. Так, было достаточно проблематично оценить даже эффективность проведения рекламной кампании в определенном регионе. В то же время при открытии представительств банка нужно учитывать дополнительные технические нюансы. То есть каждое отделение должно быть подключено к каналу связи с определенной скоростью, должны иметься резервные провайдеры.

— А как восприняли внедрение CRM-системы сотрудники банка? Ведь для них это не только изменение привычного механизма работы, но и дополнительный контроль.

— Конечно, при внедрении неизбежны сложности с персоналом. На начальном этапе нам пришлось, в частности, столкнуться с проблемой обучения персонала. Пока сотрудники не освоили механизм работы новой программы, у них присутствовало определенное отторжение. Но впоследствии они оценили ее преимущества.

CRM-система дисциплинирует, потому что позволяет увидеть, как выстроена работа в банке, и выявить слабые места. Например, можно понять, почему у тебя один сотрудник работает лучше другого.

Так, с клиентом нужно постоянно поддерживать контакт, например, звонить минимум два раза в неделю. Если сотрудник пообещал позвонить после шести, он должен обязательно позвонить после шести. CRM как раз позволяет автоматизировать процесс продаж и проконтролировать выполнение поставленных задач. Эффект от использования CRM-системы обязательно будет, если грамотно расписаны все бизнес-процессы.

CRM-система позволяет также производить анализ фактов, которые уже произошли. Например, мы провели суперудачную рекламную кампанию, в результате которой десятки тысяч заемщиков обратились в банк. С одной стороны, это хорошо, с другой — плохо, потому что неожиданный наплыв приведет к образованию очередей и имидж банка от этого пострадает. Или, если количество кредитных заявок в определенный момент сильно превысило обычную норму, то нужно заблаговременно укрепить те отделы, которые занимаются этими сделками. То есть система позволяет прогнозировать, а значит, исключать возможные пробелы в работе.

— А есть какие-то конкретные цифры, которые бы наглядно демонстрировали эффективность использования CRM-системы?

— Невозможно оценить изменение скорости обслуживания клиента. Можно говорить только о конкретных показателях. Например, скорость анализа заемщика увеличилась более чем в три раза, а подготовка документов к сделке — приблизительно в пять раз, потому что сотруднику не нужно ничего вручную корректировать, сохранять — система все делает автоматически. А вот ускорить процесс продаж нельзя, его можно только контролировать и эффективно управлять им.

Если говорить об общих показателях, то количество клиентов увеличивается ежегодно. В этом есть заслуга и CRM-системы. Темпы роста банка пока удваивались, в этом году результат по объективным причинам несколько меньше — около 30–40%.

Мнение эксперта 

Павел Лихницкий генеральный директор Data Integration Software, регионального представительства Informatica в России и странах СНГ

Сегодня аналитическое управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) приобрело особую востребованность в такой конкурентной отрасли, как финансовый сектор, позволяя получить портрет каждого клиента компании. Однако, как правило, данные о клиентах обычно содержатся в различных подразделениях банка и их хранилищах и не являются полными и значимыми для всего бизнеса. Невозможность иметь единое представление данных о клиентах или своевременно синхронизировать данные между многочисленными системами приводит ко многим проблемам, связанным с продажами и обслуживанием клиентов банка. Поэтому для эффективного использования аналитической CRM в банке необходимо интегрировать все данные о клиентах и обеспечить качество этих данных. Подобные задачи успешно решаются во всем мире с помощью промышленных платформ для интеграции корпоративных данных и обеспечения их качества, признанным лидером среди которых является Informatica.

Informatica обеспечивает эффективное подключение ко всем источникам данных банка, которые содержат данные о клиентах, их очистку, устранение дублирования, обогащение, преобразование и затем делает их доступными в любом режиме для любых систем, в том числе для CRM и хранилищ данных. Сегодня продукты Informatica полностью адаптированы для использования и в российских банках. В частности, обеспечена полная поддержка русского языка, разработаны промышленные инструменты для очистки и обеспечения качества таких данных о клиентах, как Ф.И.О., ИНН, номера телефонов, паспортов, адреса и т.п. со всеми необходимыми российскими словарями, средствами постоянного мониторинга текущего качества данных в системах и отчетности банка. Informatica имеет успешные партнерские отношения со многими производителями CRM, в частности Siebel (Informatica встроена в качестве OEM), Salesforce CRM (Informatica предлагает прямой коннектор) и др. Используя платформу Informatica для интеграции корпоративных данных, финансовые организации по всему миру уже получили максимальную ценность от использования своих данных, повышая свою уверенность в данных, сокращая сложность IТ-инфраструктуры, улучшая способность реагировать на изменяющиеся потребности бизнеса.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.