Отражение операций по договорам лизинга в программе бухгалтерия Предприятия 3.0

В данной статье мы подробно рассмотрим способы отражения операций по договору лизинга в Бухгалтерии Предприятия 3.0.
25,6 тыс. 1,5 тыс.

В данной статье мы подробно рассмотрим способы отражения операций по договору лизинга в Бухгалтерии Предприятия 3.0.

Слово «лизинг» заимствовано из английского языка. Оно происходит от глагола «to lease», что означает — «арендовать, брать в аренду». Действительно, между лизингом и арендой есть много общего. Однако отождествлять эти понятия не следует.

Аренда заключается в передаче арендодателем своего имущества в пользование и временное владение арендатору за плату. Объектом аренды может быть как движимое, так и недвижимое имущество, в том числе и земельные участки.

Лизинг (так называемая финансовая аренда) состоит в том, что лизингодатель обязуется приобрести в собственность новое, указанное лизингополучателем, имущество у определенного поставщика и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ) [1]. Предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи. Как правило, это основные средства, за исключением земельных участков и объектов природопользования. При этом в зависимости от условий договора лизингополучатель имеет право выкупить это имущество по окончании договора лизинга, уплатив выкупную цену, либо возвращает его лизингодателю.

Таким образом, в отличие от договора аренды, договор лизинга подразумевает возникновение правоотношений между тремя сторонами: продавцом имущества, лизингодателем и лизингополучателем, а также дает право лизингополучателю приобрести в собственность предмет лизинга по окончании договора.

Выкупная цена выплачивается либо единовременным платежом по окончании договора лизинга, либо равными долями в составе лизинговых платежей. Согласно ст. 28 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» «Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю"[1].

В том случае, когда по окончании договора имущество переходит в собственность лизингополучателя, в договоре (или дополнении/приложении к нему) обязательно должна быть обозначена выкупная цена имущества (письма Минфина РФ от 09.11.2005 № 03-03-04/1/348 и от 05.09.2006 № 03-03-04/1/648) и порядок ее выплаты. При этом наличие или отсутствие выкупной цены в договоре влияет только на налоговый учет лизинговых операций.

Выкупная цена учитывается для целей налогообложения отдельно от прочей суммы лизинговых платежей при любом порядке ее уплаты (письмо Минфина РФ от 02.06.2010 № 03-03-06/1/368). Как бы ни платилась выкупная цена: частями в течение действия договора в составе лизинговых платежей, или в какой-то момент сразу целиком, или несколькими отдельными платежами, у лизингополучателя – это аванс уплаченный. Как и любой другой уплаченный аванс, до момента перехода права собственности выкупная цена не является расходом, учитываемым при расчете налога на прибыль. Таким образом у лизингополучателя расходом, учитываемым при расчета налога на прибыль, является только возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

В момент перехода права собственности выкупная цена, уплаченная лизингодателю, формирует первоначальную налоговую стоимость амортизируемого имущества. Амортизация начисляется лизингополучателем в обычном порядке, как при покупке имущества, бывшего в употреблении [2].

Бухгалтерский учет операций, связанных с договором лизинга, регулируется Указаниями об отражении в БУ операций по договору лизинга, утв. приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15 [2].

В течение периода действия договора лизинга, в зависимости от его условий, имущество может находиться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя. Наиболее сложным с точки зрения бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций является случай, когда имущество находится на балансе у лизингополучателя (учет с позиции лизингополучателя). Рассмотрим на конкретном примере последовательность учетных операций в программе «1С:Бухгалтерия 8», редакция 3.0 (далее – «программа») у лизингополучателя в указанном случае, с учетом вариантов, когда имущество выкупается по окончании договора лизинга, либо возвращается лизингодателю.

Пример

ООО "Янтарь" (лизингополучатель) заключило договор лизинга № 001 от 01.01.2013 г. с ООО "Евролизинг" (лизингодатель) сроком на 6 месяцев. Предметом лизинга является автомобиль FIAT, который 01.01.2013 г. был принят на баланс ООО «Янтарь». Расходы по его приобретению лизингодателем составляют 497 016 руб. (в т.ч. НДС 18% - 75 816 руб.). По условиям договора лизинга стоимость автомобиля FIAT с учетом выкупной цены равна 1 416 000 руб. (в т.ч. НДС 18% - 216 000 руб.). При этом выкупная цена транспортного средства выплачивается равными долями ежемесячно вместе с лизинговыми платежами. Ежемесячная сумма лизинговых платежей составляет 106 200 руб. (в т.ч. НДС 18% - 16 200 руб.). Выкупная цена составляет 778 800 руб. (в т.ч. НДС 18% - 118 800 руб.) и ее ежемесячный размер равен 129 800 руб. (в т.ч. НДС 18% - 19 800 руб.). Срок полезного использования транспортного средства 84 месяца. Амортизация начисляется линейным способом. По окончании срока договора автомобиль FIAT переходит в собственность ООО «Янтарь».

В программе необходимо сформировать следующие проводки (таблица 1) [2].

Таблица 1 – Бухгалтерские проводки по договору лизинга

Содержание проводки

Дебет

Кредит

1

Отражена стоимость ОС, полученных по договору лизинга

08.04

76.05

2

Выделен НДС в соответствии с первичными документами

19.01

76.05

3

Объект ОС полученный по договору лизинга, принят к учету

01.01

08.04

4

Начислен текущий платеж по договору лизинга

76.05

76.09

5

Перечислен платеж по договору лизинга

76.09

51

6

Начислена амортизация по ОС, полученным в лизинг

20.01

02.01

7

Предъявляется к вычету часть НДС соответствующая произведенному платежу

68.02

19.01

8

По выполнении сторонами условий договора лизинга право собственности перешло к лизингополучателю. Лизинговые платежи перечислены полностью

Для бухгалтерского и налогового учета делаются соответствующие записи в аналитических регистрах

  1. Создадим документ «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование» (рис. 1) на полную стоимость автомобиля по договору лизинга 1 416 000 руб. (в т.ч. НДС 18% – 216 000 руб.). При этом необходимо на закладке «Счета расчетов» в поле выбора «Счет учета расчетов с конрагентом» выбрать счет для учета арендных обязательств (в качестве такового можно использовать счет 76.05 «Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками»).

  2. Нажав в левом нижнем углу формы документа ссылку «Счет-фактура», создадим счет-фактуру полученный для выделения НДС по поступлению (см. рис. 1). Перед выполнением регистрации счета-фактуры поставщика необходимо провести документ "Поступление товаров и услуг", в противном случае счет-фактура не будет проведен.

В результате проведения документа «Поступление товаров и услуг» будут сформированы следующие проводки (рис. 2).

Рис. 2 – Проводки документа «Поступление товаров и услуг»

Как было сказано выше, до момента перехода права собственности на имущество к лизингополучателю выкупная цена не учитывается при расчетах по налогу на прибыль. Поэтому прибегнем к ручной корректировке движений документа и в столбцах «Сумма НУ Дт», «Сумма НУ Кт» проставим сумму расходов лизингодателя по приобретению имущества (без НДС) – 421 200 руб. Выкупную цену 778 800 руб. отразим как постоянную разницу, проставив ее в соответствующих колонках (рис. 3). 

Рис. 3 – Ручная корректировка проводок документа «Поступление товаров и услуг»

    3.Для выполнения операции принятия основного средства к учету необходимо создать документ «Принятие к учету ОС» (рис. 4). Данный документ регистрирует факт завершения формирования первоначальной стоимости объекта основных средств и (или) его ввода в эксплуатацию. При создании основного средства целесообразно создать в справочнике «Основные средства» специальную папку для основных средств, полученных в лизинг.

Первоначальная стоимость объекта, который планируется принять к учету в качестве основных средств, формируется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Рис. 4 – Принятие ОС к учету

Также заполним закладки «Бухгалтерский учет» и «Налоговый учет» документа «Принятие к учету ОС», как показано на рис. 5 и 6.

Рис. 5 – Заполнение закладки «Бухгалтерский учет»

Рис. 6 – Заполнение закладки «Налоговый учет»

 В результате проведения документа «Принятие к учету ОС» будут сформированы следующие проводки (рис. 7).

Рис. 7 – Проводки документа «Принятие к учету ОС»

     4.В конце первого месяца действия договора лизинга начислен очередной лизинговый платеж. Для отражения указанной операции можно ввести операцию вручную или использовать документ «Корректировка долга» (закладка «Покупки и продажи», раздел «Расчеты с контрагентами») с видом операции «Перенос задолженности» (рис. 8).

         Рис. 8 – Заполнение документа «Корректировка долга»

В поле «Сумма» вручную проставим сумму очередного лизингового платежа 236 000 руб. = 1 416 000 руб. / 6 мес. (срок действия договора).

Укажем в поле «Новый счет учета» счет 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Именно он будет фигурировать в качестве счета кредита в результате проведения документа (рис. 9).

Рис. 9 – Проводка начисления лизингового платежа

Таким же способом можно начислять все остальные ежемесячные лизинговые платежи.

   5.Перечислим очередной лизинговый платеж лизингодателю. Для этого сначала создадим документ «Платежное поручение» (рис. 10), а затем на основании этого документа введем документ «Списание с расчетного счета» (рис. 11).

Рис. 10 – Платежное поручение на перечисление лизингового платежа

Рис. 11 – Списание с расчетного счета лизингового платежа 

После получения выписки банка, в которой зафиксировано списание денежных средств с расчетного счета, необходимо подтвердить ранее созданный документ «Списание с расчетного счета" для формирования проводок» (галочка «Подтверждено выпиской банка» в нижнем левом углу формы на рис. 11).

При проведении документа формируется проводка Дт 76.09 – Кт 51 (рис. 12), т.к. по условиям нашего примера сначала зафиксирован факт получения материальных ценностей (основного средства), затем факт оплаты, т.е. на момент оплаты имела место кредиторская задолженность перед поставщиком. В результате проведенных хозяйственных операций кредиторская задолженность погашена.

Рис. 12 – Результат проведения документа «Списание с расчетного счета»

6. Первоначальная стоимость объекта лизинга включается в расходы через амортизационные отчисления. Так как предмет лизинга находится на балансе лизингополучателя, он ежемесячно начисляет амортизационные отчисления по предмету лизинга в сумме нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

  Для расчета суммы амортизационных отчислений выполним процедуру «Закрытие месяца» в разделе «Учет, налоги, отчетность» (также это можно сделать с помощью регламентной операции «Амортизация и износ ОС» на закладке «Основные средства и НМА»). Сначала закроем январь (в январе амортизация начисляться не будет, поскольку в этом месяце ОС принято к учету), а затем февраль (рис. 13). Перед начислением амортизации и проведением каких-либо других регламентных операций по закрытию месяца необходимо выполнить контроль последовательности проведения документов.

Рис. 13 – Начисление амортизации операцией «Закрытие месяца»

В результате будет сформирована следующая проводка (рис. 14)

Как видим, в проводке отражена постоянная разница 9271,43 руб., возникшая из-за разницы стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете. Эта разница будет формироваться в течении всего срока начисления амортизации в налоговом учете.

Кроме амортизационных отчислений, ежемесячно в налоговом учете лизингополучателя признаются расходы в виде лизинговых платежей за вычетом суммы амортизации по лизинговому имуществу. В связи с этим возникают налогооблагаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенных налоговых обязательств, отражаемых в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». Сумма корректировки определяется как разность ежемесячного лизингового платежа без НДС и суммы амортизации, умноженная на ставку налога на прибыль.

В случае, когда ежемесячная сумма амортизации превышает сумму лизингового платежа, в расходах по налоговому учету будет учитываться только амортизация по объекту лизинга.

Очевидно, что в нашем примере сумма ежемесячных амортизационных отчислений меньше, чем сумма лизинговых платежей. Разница составляет

200 000 – 14 285,71 = 185 714,29 руб.

Следовательно, необходимо отразить эту разницу как временную для целей налогового учета.

Для погашения ежемесячных отложенных налоговых обязательств в учете можно воспользоваться операцией, введенной вручную (закладка «Учет, налоги, отчетность», раздел «Ведение учета», пункт «Операции (БУ и НУ)»). Формируемая проводка показана на рис. 15. Сумма введенной операции равна указанной выше временной разнице, умноженной на ставку налога на прибыль: 

185 714,29 * 0,2 = 37 142,86 руб.

Рис. 15 – Ввод ручной операции для погашения отложенного налогового обязательства

7. Для отражения НДС по лизинговому платежу, принимаемого к вычету, создадим документ «Отражение НДС к вычету» (закладка «Учет, налоги, отчетность», раздел «НДС»). Заполним его так, как показано на рис. 16. В качестве расчетного документа будем указывать документ «Корректировка долга», соответствующий данному лизинговому платежу.

Рис. 16 – Отражение НДС по лизинговому платежу к вычету 

Также необходимо на основании созданного документа создать счет-фактуру полученный (рис. 17).

Рис. 17 – Форма «счет-фактура полученный» по лизинговому платежу 

Проводка, сформированная документом «Отражение НДС к вычету», показана на рис. 18

Рис. 18 – Результат проведения документа «Отражение НДС к вычету» 

       8. По завершении срока действия договора лизинга и уплаты всей суммы лизинговых платежей, включая выкупную цену, объект переводится в состав собственных основных средств.

      Для отражения изменений состояния ОС может использоваться документ «Изменение состояния ОС» (закладка «Основные средства и НМА»). Заполним его форму, как показано на рис. 19. При отсутствии в списке «Событие ОС» события «Переход в собственность ОС по завершении лизинга», его необходимо создать. При создании указать вид события ОС как «Внутреннее перемещение».

Рис. 19 – Изменение состояния ОС 

После перехода права собственности могут измениться параметры амортизации вследствие изменения стоимости ОС в налоговом учете или изменении коэффициента ускорения (рис.20).

       Рис. 20 – Изменение параметров начисления амортизации

Здесь указывается оставшийся срок полезного использования ОС в месяцах (84 – 6 = 78), а также в колонке «Амортизация (ПР)» проставляется выкупная цена (разница первоначальной оценки стоимости ОС в БУ и НУ). В дальнейшем в НУ амортизация будет начисляться исходя из выкупной цены.

В заключение рассмотрим случай, когда имущество по завершении договора лизинга возвращается лизингодателю.

Для регистрации в программе данного факта необходимо воспользоваться ручной операцией (рис. 21).

Рис. 21 – Отражение возврата имущества лизингодателю 

Формируем проводки Дт 01.09 («Выбытие основных средств») – Кт 01.01, а также Дт 02.01 – Кт 01.09. Таким образом, имущество возвращено лизингодателю с полной амортизационной стоимостью.

Начать дискуссию

НДС

Заявление на возмещение НДС нужно направлять только в электронном виде

ФНС отказалась принимать в бумажном виде заявления для применения заявительного порядка возмещения НДС (акциза).

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках прочтения прошлой статьи вы посчитали сколько недозарабатывает ваша бухгалтерская компания. Теперь нам предстоит обсудить вопросы о том, как подготовиться к повышению стоимости бухгалтерского обслуживания клиентам и насколько сильно возможно поднимать цену клиентам.

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике
Лучшие спикеры, новый каждый день

Что делать продавцу на маркетплейсе, если покупатель подменил товар

Маркетплейс может потерять товары продавца, а сотрудники ПВЗ не всегда проверяют, те ли вещи возвращают клиенты на склад. Узнайте, как правильно поступать в подобных ситуациях и вернуть свои деньги.

НДС

👔 Вычет НДС без счета-фактуры и первички суд может признать правомерным. Практик: но нужно принять все возможные меры

Арбитражный суд решил, что организация подтвердила реальность операций, исполнила сделку и имеет право на вычет, не имея документов.

НДС

Как изменился заявительный порядок возмещения НДС

С 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в заявительном порядке возмещения НДС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

❌ Внимание! С 18 по 21 апреля может не получиться сдать отчетность в налоговую

По информации Управления электронного документооборота ФНС и операторов ЭДО с 18 по 21 апреля 2024 года возможны задержки при приеме и обработке налоговой и бухгалтерской отчетности.

Что выбрать для торговли на маркетплейсах: ООО или ИП

Маркетплейсы пользуются популярностью у начинающего бизнеса, так как избавляют продавцов от проблем, связанных с доставкой, складированием, продвижением товаров, приемом оплат и управлением торговлей. Но прежде чем стать селлером, бизнес нужно зарегистрировать.

Что выбрать для торговли на маркетплейсах: ООО или ИП
Банки

Верховный Суд: банк обязан проверять ИНН получателя денежных переводов

Банки не проверили ИНН получателя перевода и отправили деньги компании с похожим наименованием. Верховный Суд встал на сторону отправителя и взыскал убытки с кредитной организации.

Обзор ТОП–10 банков с самыми выгодными условиями по интернет-эквайрингу 2024

Консалтинговое агентство Markswebb опубликовало ежегодный рейтинг банков Business Internet Banking Rank. Один из критериев оценки — это качество предоставляемых услуг эквайринга для ИП, малого и среднего бизнеса. Делимся результатами исследований и показателями лидеров рынка. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как заполнить и сдать РСВ за I квартал и другие отчетные периоды 2024 года: общий гайд

25 апреля нужно сдавать форму расчёта по страховым взносам (РСВ) за первый квартал. Рассказываем о нюансах заполнения отчёта, которые помогут сдать его без единой ошибки.

Как заполнить и сдать РСВ за I квартал и другие отчетные периоды 2024 года: общий гайд

Положительным сальдо ЕНС можно распорядиться 2 способами

Распорядиться положительным сальдо ЕНС можно с помощью зачета или возврата денег на расчетный счет.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥Главное к утру вторника: льготная ипотека все, Сбер увеличит свою долю на рынке онлайн-образования, Доллар поднялся выше 94 рублей

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

4
85
Ипотека

Минфин хочет отменить все программы льготной ипотеки и сохранить только одну

Чтобы снизить цены на рынке первичного жилья, власти предлагают отказаться от льготной ипотеки для IT-специалистов и от ставки 8% на покупку жилья в новостройках. Семейная ипотека будет продлена до 2030 года.

Принят закон о реестре воинского учета

Будет создан реестр воинского учета, где укажут данные о лицах, подлежащих первоначальной постановке на учет, которые состоят на учете, и которые не состоят, но обязаны это сделать.

🔥 Новая акция от «Клерка»: бухгалтерия с нуля, УСН, ОСНО и воинский учет за 3690 рублей!

Воспользуйтесь шансом купить новые практические курсы по УСН, ОСНО, воинскому учету за 3690 рублей! Сейчас вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» также за 3690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

Как программные роботы меняют правила игры в финансовом учете

Программные роботы — RPA, внедренные в бизнес-процессы бухгалтерии, ускоряют отчетность, минимизируют ошибки и экономят ресурсы.

Кейс. Как собственники избавились от хаоса в финансах и перестали волноваться о злоупотреблении сотрудников

Рост компании может сопровождаться неприятными моментами: невозможно безопасно вывести дивиденды, сотрудники перестают соблюдать дисциплину, а запасы на складе по бумагам могут не соответствовать реальности. Причина — хаос в учёте. Всё это в конечном счёте приводит к кассовым разрывам и остановке важных бизнес-процессов.

Кейс. Как собственники избавились от хаоса в финансах и перестали волноваться о злоупотреблении сотрудников
1
56
УСН

Если при УСН «доходы минус расходы» получен убыток: что платить в бюджет

Организации и ИП на доходно-расходной УСН платят обычный налог по ставке 15% или пониженной, если она есть в регионе. Либо минимальный налог.

Интересные материалы

Если цена в договоре купли-продажи занижена, какие риски ожидать

Кто покупал когда-либо недвижимое имущество, часто сталкивались с предложением продавца или покупателя о завышении /занижении цены в договоре.