Как рассказать о повышении цены и не потерять клиентов

Повышать цены на свои продукты и услуги всегда страшно. Из-за нового прайса можно потерять доверие клиента, получить негативные отзывы и самое кошмарное — начать зарабатывать меньше. Но поднимать цены приходиться регулярно. Разберём работу с возражениями и тем, как всё анализировать.
Как рассказать о повышении цены и не потерять клиентов

СЕО сервиса аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка» Сергей Герштейн поделился методами повышения цен в компаниях. В первой части он рассказал, как подготовиться к процессу: как ставить цель, сегментировать клиентов и проверять конкурентов.

Как рассказать клиентам?

За проработкой моделей идёт самый страшный пункт — нужно прийти к клиенту и сказать об изменении цены. Есть несколько вариантов.

  • Молча поменять прайс на сайте и делать вид, что так оно и было. Если у вас длящаяся услуга — поменять цифры в оферте. Тогда следующий счёт клиенту придёт уже на другую сумму.

  • Позвонить лично каждому клиенту и попытаться всё объяснить. Порой это чересчур затратно.

  • Email-рассылка или анонс на сайте. Зависит от того, насколько вы готовы к открытости. Нужно ориентироваться на свой продукт и думать, как это воспримут ваши контрагенты.

Что отвечать клиентам?

Не важно, будете ли вы информировать клиента или нет — к вам всё равно придут с вопросом, почему вы подняли цены. Поэтому заранее подготовьте ответ.

Здесь также есть набор вариантов:

  • молчать;

  • подробно объяснять, делать экономические раскладки, указывать на ситуацию на рынке;

  • доносить только часть причин.

Решать вам, всё зависит от взаимоотношений с клиентами и того, насколько вы боитесь их потерять.

Для примера, в Сети мелькало письмо о подорожании интернета от Starlink Илона Маска. В нем указано: «С определённого числа цена на услугу увеличивается настолько-то. Вы можете написать нам, чтобы отключиться». И никаких объяснений.

Нужна ли дополнительная ценность?

Есть мнение — если добавить ценности или дополнительную услугу к основному продукту, то с объяснением проблем не возникнет. Но в этом случае клиент может воспринять это как навязывание. Раньше он покупал продукт без дополнительной ценности и сейчас может попросить отказаться от неё, чтобы платить по старой цене. На эту просьбу сложнее ответить.

На мой взгляд, проще повысить цены и не пытаться завернуть это в видимость нового продукта. Но у вас может быть иная ситуация, например, появился новый тариф, который включает в себя что-то новое и действительно полезное.

В этом случае вы отвечаете клиенту: «Мы закрыли старые тарифы, извините, их больше нет. Есть новый, мы переключаем вас на него, если только вы не хотите отказаться от наших услуг». На такое объяснение клиенту сложно возражать.

Когда оповещать клиентов?

Затем стоит продумать, когда оповещать клиентов.

  • Можно уведомлять за день до повышения цены на продукт. Но вы рискуете тем, что клиент почувствует себя заложником. Следом он потеряет к вам доверие.

  • Можно предупреждать заранее, за полгода или год. Но в этом варианте клиент будет чувствовать боль дважды. После первого уведомления он начнёт задавать вопросы, заставит пострадать вас, потом всё забудет и ему придётся напоминать.

  • Оптимальный срок — месяц. Но всё зависит от продукта, от того, как часто его покупают. Главное, не дать ему время на манёвр уйти к конкуренту.

Как работать с возражениями

Одни клиенты молча согласятся с изменениями, другие — уйдут, третьи — придут к вам, начнут спорить. Поэтому стоит заранее подготовить стратегию возражения.

Подходы могут быть разными. Например, «не нравится — уходи». Можно объяснять ситуацию тем, что цена едина для всех. Есть вариант с удержанием клиентов скидками, если они дойдут до шантажа, угроз или убеждений.

Нужно ли давать скидку?

Важно понять, кто отвечает за решение дать скидку. Если менеджеры по продажам, есть риск, что они раздадут дисконт всем недовольным клиентам. В итоге повышение цены не даст эффекта для компании.

При желании дать дисконт — разумно создать узкое горлышко, когда скидки одобряет специальная команда. Но создайте для них правила и критерии.

Ещё стоит определиться, на какое время вы даете скидку:

  • на переходный период;

  • разовый дисконт;

  • навсегда.

Скидки чреваты тем, что у каждого клиента появляются разные условия обслуживания. Если компания работает в масс-сервисе — дисконты обойдутся дорого. Будет тяжело поддерживать систему и трудно считать выручку.

Оптимально делать скидки ограниченными по времени. Они закончатся, и все контрагенты придут к стабильной системе. Но это не всегда возможно.

Что анализировать после повышения цены?

Цель. На последнем этапе анализа сравните итоги с планами, которое ставили в начале акции. Следует выбрать две точки анализа.

  1. Сразу после повышения, когда увеличился отток клиентов или снизился объём закупок.

  2. Спустя время, когда система пришла к балансу. Когда конкретно — зависит от бизнеса. Отток покупателей и снижение закупок могут иметь отложенный эффект.

Показатели. На этом этапе важно анализировать unit-экономику, исследовать каждый элемент и сравнивать с итогом. Всё зависит от специфики продукта или услуги, но ключевыми метриками могут быть:

  • маржинальность;

  • пожизненная ценность клиента (LTV);

  • затраты на привлечение клиентов (CAC).

Готовьтесь к ситуации, когда unit-экономика улучшилась, но за счёт оттока клиентов или скидок, вы ничего не выиграли.

Скидки. Обратите внимание на объём дисконта, который пришлось выдать. Подсчитайте, как много денег на этом вы потеряли.

Новые клиенты. Помимо нынешних клиентов, у вас есть текущие продажи. Обратите внимание, как новая цена повлияла на этот пункт и как действуют новые партнёры.

В идеале, если вы прошли весь цикл повышения цены и показатели улучшились, можно считать, что у вас всё получилось. На этом можно остановиться. Если цель не достигнута, иногда имеет смысл попробовать ещё раз.

Как повторно повышать цены?

Повторное повышение цен в компаниях ещё болезненнее. Особенно, если это касается одной и той же группы клиентов. Впрочем, всё зависит от предприятия. Где-то постепенное поднятие не выглядит чересчур плохо. Но, например, для сферы услуг — это критично. При необходимости обратите внимание на сегменты клиентов, для которых не поднимали цену.

Если повышение оказалось напрасным, сильно увеличился отток клиентов, а unit-показатели упали, вы можете отказаться от поднятия ценника. Для компании — это тоже плохо. Но никакие модели и формулы не могут полностью защитить от непредвиденных ситуаций.

Подытожим

Не бойтесь повышать цены. Это необходимая мера и не только возможность выжить. Акция может поднять не только маржинальность бизнеса, но и сделать так, чтобы вы не казались клиентам алчными. Часть покупателей уйдёт, но их места займут другие. Поэтому продумывайте и смелее меняйте ценники, но не отнимайте у себя прибыль из-за нерешительности.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

На Госуслугах будет можно узнать, сколько номеров зарегистрировано на паспорт

Минцифры позволит абонентам проверить, столько телефонных номеров зарегистрировано по их паспортным данным.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

Предпринимателям упросят порядок уведомлений о ведении бизнеса

В Единый реестр предпринимательской деятельности будут автоматически подгружаться сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения

Кто обязан провести обязательный аудит отчетности, какова ответственность за отсутствие аудиторского заключения? Казалось бы, все просто: всем, кто поименован в ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Однако список, данный в ней, не закрыт. Помимо прямо указанных в норме, упоминаются еще случаи, установленные «федеральными законами». 

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Принят закон о целевом обучении, который прямо затрагивает работодателей

С 1 мая 2024 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые инициировала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая.

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

1 мая, значит пора идти на демонстрацию и подводить итоги апреля! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло по финансам и другим моментам. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 34 месяца позади. Погнали!

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году

Интересуетесь покупкой бизнеса в 2024 году? Вот список самых популярных сфер для инвестиций.

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса

Планируете продать свой бизнес? Подготовка играет ключевую роль в успешной сделке. Вот несколько важных шагов, которые помогут вам грамотно подготовить бизнес к продаже.

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

9
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Как исключить «недружественного» участника из ООО

Можно ли исключить недружественного участника из ООО без его согласия? Какие базовые требования предъявляются к участникам ООО для обращения в суд с соответствующим заявлением?

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Интересные материалы

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.