ПРИЧИНЫ ПРОДАЖИ БИЗНЕСОВ

⁠💬У неопытных предпринимателей сам факт продажи прибыльного бизнеса вызывает подозрение: если все в порядке, зачем продавать? А если продают, значит, что-то скрывают.
ПРИЧИНЫ ПРОДАЖИ БИЗНЕСОВ
Бизнес брокер Даниил Кондратьев

🔍Но есть несколько причин, почему владельцы продают прибыльный стабильный бизнес.

💸В основе почти всех этих причин тот факт, что после продажи продавец получает крупную сумму сразу.

И эта сумма — одна, две или три годовые прибыли компании — самый большой доход от бизнеса за все время его существования.

Неопытным кажется, что продают только те компании, в которых дела уже идут на спад.

⚠️Но на самом деле лучшее время для продажи — пик роста бизнеса.

Именно в это время компания стоит дороже всего, и собственники (правда, не все) это понимают. Существует даже отдельная категория предпринимателей — те, кто создает и развивает бизнес до определенного этапа, а затем продает его.

🕵️‍♂️А вот самые частые причины продажи прибыльного бизнеса:

- усталость или скука;

- нехватка ресурсов;

- конфликт с партнером;

- переезд или эмиграция;

- потребность в деньгах

Разберу каждую подробнее. Дальше причины идут не в порядке значимости — это не рейтинг, а лишь перечисление.

⁠1️⃣ УСТАЛОСТЬ ИЛИ СКУКА

Выгорание бывает не только у врачей и мариетологов. Если вкладывать в компанию все силы, энергию и свободное время на протяжении нескольких лет, выгорание неизбежно.

Усталость и выгорание — одна из распространенных причин продажи бизнеса. Если на старте предприниматель был воодушевлен, полон энтузиазма, то с каждым годом он понемногу угасает и теряет интерес. Такое случается, даже если бизнес растет.

Плюс сравнительная компания владельцу все больше приходится уделять внимания рутине, а это скучно. И вот он уже поглядывает в сторону совершенно другой отрасли, в которой все будет свежо и в новинку.

Есть даже отдельная теория о двух типах предпринимателей — стартагерах и директорах:

- Стартагеры умеют и любят создавать проекты с нуля и комфортно себя чувствуют в условиях экстремальной неопределенности, но начинают скучать, как только бизнес встает на рельсы и превращается в рутину.

- Директора — наоборот. Любят системность, считать показатели, управлять командой и масштабироваться, но плохо переносят неопределенность.

Стартагерам скучно управлять, директорам — страшно начинать с нуля. И идеально, когда первые создают бизнес, проходят этап турбулентности и затем продают компанию вторым.

⁠2️⃣КОНФЛИКТ С ПАРТНЕРОМ

Конфликт между партнерами — тоже частая причина продажи готового бизнеса. Партнеры не могут договориться, поэтому хотят продать бизнес и разделить прибыль.

Не делайте бизнес с друзьями, прописывайте зоны влияния, доли, правила распределения дивидендов — говорят во всех советах для предпринимателей, но о них обычно вспоминают, когда конфликт с партнером уже есть. И остается только продавать бизнес и делить деньги.

Бывает, что выйти из бизнеса хочет только один партнер, он долго пытается продать свою долю, но спроса на нее нет: мало кто хочет получить в довесок и долю в бизнесе независимого совладельца. И тогда партнеры решают продать компанию целиком.

Часто такие конфликты случаются между бывшими друзьями и в семейном бизнесе. С близкими людьми эмоции выше, а значит, и договариваться сложнее.

⁠3️⃣ПЕРЕЕЗД ИЛИ ЭМИГРАЦИЯ

Переезд на время или эмиграция навсегда — тоже причина продать бизнес. Хотя некоторые оставляют компанию на гендиректора и удаленное управление, многие все же выбирают продажу. На это есть причины:

- Чтобы уехать жить в другую страну, нужно много денег: долгосрочная аренда жилья, миграционные расходы.

- Вне России. Особенно много денег!

- формальный фактор с границами

- управлять бизнесом в России и одновременно в другой стране не всегда удобно

- сложности с налоговой, как привыкнуть к проблемам

- сложности управления и вывода дивидендов

Еще бывает, что предприниматель хочет не просто уехать, а порвать все связи со страной. Такое вы могли наблюдать в 2022 году в России. Тогда собственники естественно выбирали продажу бизнеса.

⁠4️⃣ПОТРЕБНОСТЬ В ДЕНЬГАХ

Пожалуй, главная причина, которая часто скрывается за другими — это потребность в деньгах. Даже самый успешный предприниматель не защищен от ситуаций, в которых срочно понадобится крупная сумма денег. Например:

- болезнь;

- желание уйти на пенсию и больше никогда не быть онлайн;

- развод и раздел имущества;

- покупка дома или квартиры;

- хорошая инвестиционная возможность и т.д.

И можно было бы посоветовать взять кредит, но иногда сумма превышает финансовый потенциал предпринимателя, а иногда банки просто отказывают, потому что не хотят рисковать. Предприниматель — это не самый простой клиент для них. И остается один вариант — продать бизнес.

В моей практике был случай, когда предприниматель продал долю в бизнесе, чтобы закрыть ипотеку.

Сумма, которую предприниматель зарабатывает на продаже бизнеса, — как правило, самый крупный его доход за все время существования компании. Так происходит по разным причинам.

Иногда предприниматели просто финансово не разделяют свои деньги с деньгами бизнеса, не просчитывают экономику и с большим трудом выводят себе немного дивидендов. Или вообще не выводят, а все вкладывают обратно в бизнес. В итоге больших сумм от бизнеса они не видят.

А иногда дело в самом бизнесе. Например, те же продавцы на маркетплейсах часто сталкиваются с такой проблемой: бизнес быстро растет и требует все больше инвестиций. И если продавец по наивности работает с заемным капиталом, то вся его прибыль будет уходить на поставки.

Остановиться на достигнутом он тоже не может — это приведет к так называемому out-of-stock (аут-оф-сток) — товара не будет в наличии, и карточки магазина упадут в выдаче. И единственным вариантом заработать для владельца становится продажа бизнеса.

В общем, решение продать бизнес часто бывает вынужденным: предприниматель и рад был бы ничего не менять, но обстоятельства так сложились, что другого выхода нет.

Не всегда о причине продажи собственник пишет в публичном объявлении, и в целом не все хотят говорить о личных причинах. Да и не так важно это для мультипликаторов. Я заметил, что чем опытнее мультипликатор, тем меньше вопросов он задает относительно причины продажи.

Нам важно убедиться, что причины продажи — личные и не связаны с упадком дел в компании. А для этого потребуется не копаться в голове продавца, а провести комплексный анализ бизнеса — о нем мы еще поговорим в следующих главах.

И, конечно, на рынке всегда есть мошенники. Именно поэтому проверять бизнес нужно, даже если причины продажи кажутся весомыми и логичными, а продавец — душевным.

⁠5️⃣НЕХВАТКА РЕСУРСОВ

Это когда бизнес не растет так, как хотелось бы, потому что предпринимателю не хватает навыков, знаний, сотрудников или оборотного капитала.

Часто малый бизнес создается одним человеком или небольшой командой. И нередко вырастает из хобби. Например, человек проводил все вечера в гараже за ремонтом своего автомобиля, потом начал помогать с ремонтом другим, еще позже открыл свою автомастерскую.

Как мастер он отлично справлялся, но вот как предпринимателю ему не хватает навыков. Или денег на оборудование, аренду помещений, сотрудников.

На этом этапе нужны крупные вложения для роста, а у владельца нет возможности их привлекать. Или нет желания — не всем нравится питчить инвесторам и рассылать письма или брать кредиты в банках. И собственник выбирает другой путь: продать то, что есть, и выйти из бизнеса. Логика такая: я работаю, а новый владелец пусть уже думает, что и как делать для развития.

Тут важно понимать, что у всех людей разные ресурсы, опыт, знания, возможности. И если один предприниматель уперся в потолок и больше не может развивать бизнес, то для другого, например потенциального покупателя, его проблемы и ограничения могут быть несущественными. Он сможет быстро их решить и выведет бизнес на новый уровень.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

Начать дискуссию