Как ABC анализ в 1С поможет увеличить прибыль компании
Мою племянницу взяли на работу маркетологом и попросили написать план развития. Она начала с анализа того, что есть. Выяснила, что 80% жалоб касаются менее чем 20% продуктов, продажа которых дает около 1% прибыли.
На вопрос директору - зачем нужно продавать такой продукт, директор ответил: «Ну ведь дает же он прибыль, хоть и маленькую...»
Я опубликовал этот мини-кейс в одной из соцсетей и задал вопрос: «А как бы Вы поступили на месте директора?»
Вот некоторые из ответов:
«Изучить претензии. Улучшить либо замена аналогом».
«...я думаю, директор согласится только на то, чтобы на 1 месяц остановить продажи и производство этих 20% продуктов (в случае если компания сама производит другие варианты этих же продуктов). Цель - за месяц выйти хотя бы на ту же прибыль».
«Возможно есть смысл предложить продавать те товары, которые приносят один процент прибыли в комплекте "в тандеме" с другими сопутствующими товарами! НО цена этих продуктов должна быть ниже, а цена главного продукта немного выше».
Честно говоря, эти ответы лишний раз подтвердили мое подозрение, что на практике мало кто знает и применяет Принцип Парето. А ведь это очень мощный и простой инструмент анализа в бизнесе.
ПОНИМАНИЕ ПРИНЦИПА ПАРЕТО ДЛЯ БИЗНЕСА
Применив этот принцип к нашей ситуации, можно сделать следующие выводы:
Отказавшись от такого продукта, компания снизит претензии на 80%. И это очень важно, потому что каждая претензия отражается на всей продукции компании, а не только на этом слабом продукте. Соответственно, снижает продажи и прибыль. Это, во-первых.
Во-вторых, если 20% продуктовой линейки приносят 1% прибыли, то 80% приносят 99% прибыли. Из этих 80% по Принципу Парето несколько продуктов будут приносить 30-50% прибыли.
Если отказаться от названного продукта, а время, усилия и деньги перенаправить на продажу того, который приносит 30-50% прибыли, то это означает, что каждая новая продажа будет в 30-50 раз эффективнее чем продажа товара, который приносит 1%.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА ПАРЕТО В МАРКЕТИНГЕ И ПРОДАЖАХ
Меньшее всегда отвечает за большее. Это - закон, который проявляется повсюду.
Всегда имеет смысл концентрироваться на том, чтобы улучшить то, что вы умеете делать хорошо, и не тратить время, силы и деньги, чтобы исправить то, что у вас получается плохо.
Это выйдет гораздо дороже.
Напомню еще раз, например, 20% продуктов приносят 80% прибыли. То есть, продажа продуктов из этих 20% в 4 раза выгоднее продажи продуктов из 80%.
Применив еще раз принцип Парето к 20%, получим, что продажа 4% (20% от 20%) будет в 4 раза выгоднее оставшихся 16% (80% от 20%). Или в 16 раз прибыльнее чем 80% продуктов компании.
Если думаете, что это лишь умозрительное упражнение, сделайте анализ в вашей бухгалтерской программе и проверьте, прав ли я. Я-то уже не раз проверял и знаю, о чем говорю.
Пропорция может быть другой, например, 30/70, 40/60 или даже 1/99. Но суть остается той же: малое отвечает за большое. Используйте это в своей работе.
Это гораздо проще, чем вы думаете. Большинство компаний используют 1С в бухгалтерии. Но мало кто знает, что в этой программе заложен автоматизированный анализ по Принципу Парето или АВС анализ. То есть, вы сможете получить данные для улучшения бизнеса по нажатию кнопки.
В 1С можно провести несколько вариантов ABC анализа:
ABC-анализ по клиентам (контрагентам)
Классификация клиентов по доле в выручке
Классификация по прибыльности клиентов
Анализ частоты заказов
ABC-анализ по товарам (номенклатуре)
Классификация товаров по объему продаж
Анализ товаров по прибыльности
Оценка оборачиваемости товаров
ABC-анализ по менеджерам
Классификация менеджеров по объему продаж
Анализ эффективности работы менеджеров
Комбинированный ABC/XYZ-анализ
Совмещение ABC-анализа со стабильностью спроса
Формирование матрицы из 9 групп (AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ)
Двухфакторный ABC-анализ
Классификация по двум показателям одновременно (например, выручка и востребованность)
Формирование до 10 групп (AA, AB, AC, BA, BB, BC, CA, CB, CC, DD)
Для проведения ABC-анализа в 1С можно использовать:
Встроенные отчеты с функцией "Классификация ABC"
Систему компоновки данных (СКД) для создания пользовательских отчетов
Специализированные внешние обработки и отчеты
Информации об авторе
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .


Комментарии
4не очень поняла, как все-таки анализ в 1С поможет увеличить прибыль (?) вспомнилось (перефразирую): анализировали , анализировали, да не до анализировали
Более подробное пояснения по поводу АВС анализа (Принципа Парето) и его роли для развития бизнеса есть в моей статье для журнала "Директор по маркетингу и сбыту" - "Эффективные стратегии маркетинга в кризис". Прилагаю
Олег Павлов доброе утро. В контексте моего высказывания)) вряд ли анализ в 1С поможет увеличить прибыль. Анализировать надо все аспекты деятельности предприятия. Увеличивать продажи и снижать себестоимость продукции. Как инструмент, 1С для анализа используется (причем с уверенностью скажу , что 1С Бухгалтерия узковата и маловата). У крупняков (для анализа) есть экономисты и финансисты, а СМП вряд ли будет "анализировать согласно Правилу Парето".