ЭДО

СЭД для малого и среднего бизнеса — лишние траты или выгодное вложение? Разрушаем 4 мифа о системах электронного документооборота для МСБ

Одни предприниматели считают, что документы «в цифре» — показатель масштабности компании. Другие до сих пор верят в то, что электронный документооборот усложняет работу их сотрудникам. И только некоторые знают, что с помощью СЭД можно сэкономить сотни тысяч рублей и человеко-часов. В этой статье развенчиваем популярные мифы о внутреннем электронном документообороте для малого и среднего бизнеса. 
СЭД для малого и среднего бизнеса — лишние траты или выгодное вложение? Разрушаем 4 мифа о системах электронного документооборота для МСБ
Иллюстрация: LANIT Document Management

СЭД для разных видов электронного документооборота

Для начала вспомним, что это вообще такое :)

Электронный документооборот — это процесс обмена документами в электронном виде через систему электронного документооборота (СЭД). 

Система электронного документооборота (СЭД) — это ПО, в котором компании создают, согласовывают и подписывают электронные документы. 

Электронный документооборот делится на:

1. Внешний. В процессе работы компания постоянно взаимодействует с контрагентами — поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками. По каждой сделке с контрагентом есть свой пакет документов, которые надо согласовать и подписать, а затем обменяться копиями. Внешний электронный документооборот в этом случае позволяет компании сэкономить деньги на распечатку и доставку документов, а также сократить время на их согласование.

С этим видом документооборота работает все больше организаций, в том числе средний и малый бизнес. 

2. Внутренний. Такой документооборот не выходит за границы конкретной компании, он нужен для согласования и подписания приказов, договоров, заявлений и других внутренних документов. Участники документооборота — сотрудники разных отделов и филиалов. 

В зависимости от того, с какими документами работают во внутреннем электронном документообороте, он может быть:

  • Бухгалтерским. В главных ролях здесь акты, счета-фактуры, УПД и прочие бухгалтерские документы;

  • Кадровым. Нужен для согласования и подписания приказов по личному составу организации, трудовых договоров, заявлений на отпуск или увольнение и других кадровых документов;

  • Управленческим. Его основные документы — это приказы, распоряжения, служебные записки, любые локально-нормативные акты, которые требуют согласования на разных уровнях управления;

  • Складским. В нем участвуют учетные регистры и приходно-расходные документы, сопровождающие движение товаров и материалов на складе организации.

Внешний документооборот в электронном виде в последние годы вырвался вперед — им активно пользуются и крошки-ИП, и большие торговые сети. А вот внутренний электронный документооборот многие до сих пор считают уделом только крупных корпораций — из-за того, что в них любые документы проходят длинную цепочку согласований.

Такое мнение способствует росту мифов вокруг систем электронного документооборота для малого и среднего бизнеса: «Все СЭД дорогие, у предпринимателя нет на это денег», «Сотрудникам СЭД не нужен», «В малом бизнесе и документооборот маленький», «Если нет своих серверов, то про СЭД можно забыть». Но нам есть, что сказать в ответ на каждое из этих заблуждений. 

Миф 1. СЭД — это лишняя работа для рядовых сотрудников

Переход на электронный документооборот здорово облегчает жизнь руководителям. Ведь с помощью СЭД можно:

  1. Контролировать исполнительскую дисциплину — в отличие от бумажных документов, их электронные собратья всегда на виду, а значит руководитель всегда в курсе процесса исполнения поставленных им поручений. В любой момент руководитель может выгрузить отчеты по поручениям и увидеть, что уже исполнено, а что — нет;

  2. Анализировать работу подчиненных, не собирая статистику вручную — во многих СЭД есть встроенные дашборды, которые показывают эффективность и нагрузку каждого сотрудника и отдела;

  3. Согласовывать документы с телефона — просмотреть документ реально даже на совещании или в командировке, а некоторые документы и подписать НЭП. Так что можно забыть про остановки в работе с документами.

Польза СЭД для управленцев очевидна, но что она дает обычным сотрудникам сферы МСБ? Многие считают, что организация системы электронного документооборота ++ это просто дополнительная загрузка, но на самом деле СЭД значительно облегчает работу и исполнителям — делопроизводителям, секретарям, кадровикам, бухгалтерам.

Как правило, в небольших компаниях штат сотрудников тоже небольшой, поэтому один сотрудник бывает занят сразу в нескольких бизнес-процессах. Например, секретарь фиксирует входящую и исходящую корреспонденцию, а также готовит локальные нормативные акты. Из-за большого объема работы, легко забыть про какой-то документ.

Система электронного документооборота позволяет избежать этого сценария — потоки документов разных процессов не смешиваются, а уведомления об истекающих дедлайнах помогают согласовать все вовремя.

Кроме того, электронный архив в СЭД позволяет сократить время на поиск документов. Поиск нужного бумажного документа среди сотен аналогичных в большом архиве может занять час и более, а в системе электронного документооборота достаточно ввести в строку поиска название или номер и через несколько секунд искомый документ уже перед вами. В итоге получается экономия человеко-часов.

Даже в маленьких организациях процесс согласования порой затягивается. Ответственный сотрудник зачастую не понимает, где сейчас документ и сколько времени еще уйдет на работу с ним. В системе электронного документооборота все эти процессы прозрачны.

Кроме стандартных плюсов СЭД, отметим и ее неочевидные возможности, которые пригодятся рядовым сотрудникам МСБ:

  • Виджеты — интерактивные элементы на главной странице системы с актуальной информацией о текущих задачах пользователя. Виджеты помогают оценить эффективность и загрузку сотрудников, а также быстрого переходить к задачам и работе с документами. Например, в СЭД LDM.Express можно настроить 5 стандартных виджетов.

  • Фильтры поиска — с их помощью сотрудник может быстро находить документы или один раз настроить фильтр для регулярной выгрузки списка документов за определенный период.

  • Уведомления на электронную почту — так сотрудники всегда будут в курсе изменений статуса документа.

Отдельно отметим, что у многих современных СЭД простой и понятный интерфейс, напоминающий интерфейс электронной почты. Освоиться и начать работать можно буквально за день, с этим спокойно справляются даже возрастные сотрудники. 

Миф 2. СЭД нужен только крупным корпорациям

Еще один распространенный миф гласит, что система внутреннего электронного документооборота актуальна только для крупного бизнеса. Но в реальности компании осознают необходимость СЭД не только из-за масштабирования.

Много мелких проектов с большим количеством документов

Приведем пример из нашей практики общения с малым бизнесом.

Строительная компания, занимающаяся в том числе ремонтом помещений, попала под бумажную «лавину»: дела пошли в гору и одновременно в работе было 8 проектов. По каждому проекту надо было согласовать многостраничный договор, спецификацию, проектно-сметную документацию, технический проект и множество других документов.

Справиться с таким объемом бумаг сотрудники не смогли — некоторые документы потерялись, их пришлось экстренно распечатывать и переподписывать. К тому же увеличились расходы на курьерскую доставку. Руководитель компании решил, что пришло время автоматизировать процессы и начал искать подходящую систему электронного документооборота.

По стандартным признакам — годовой доход и среднесписочная численность сотрудников — компания нашего клиента считается малым бизнесом. Однако процессы внутри организации уже требовали перевести документооборот МСБ в электронной вид.

Долгие согласования и частые отсутствия руководителя

Руководитель небольшой компании часто и сам «выходит в поля» — проводит пресейлы, закупает материалы и оборудование, знакомится с новыми подрядчиками вне офиса. За это время кипа бумажных документов, которые он должен просмотреть и подписать, растет → незакрытых сделок становится больше. А мы помним, что скорость согласования документов — один из важных критериев выбора контрагента: чем быстрее исполнитель согласует и подпишет договор, тем быстрее заказчик получит желаемое.

Оптимальным вариантом в этой ситуации становится внедрение СЭД. Электронные документы руководитель может просмотреть и в разъездах: в машине, на презентации, даже в магазине с телефона. 

Сотрудники компании работают удаленно

Во время коронакризиса бизнес осознал, что эффективность сотрудников после перехода на удаленку не снижается, и многие компании перешли на удаленный формат работы окончательно. Если ваша организация тоже планирует сократить расходы на офис и перевести сотрудников на удаленку, без СЭД уже не обойтись. Первое время, конечно, можно отправлять документы по электронной почте, но намного быстрее и безопаснее перенести работу с ними в специализированную систему.

Кроме того, внедрение системы электронного документооборота для МСБ обеспечивает удобное хранение всех документов в одном месте.

Компания участвует в тендерах и госзакупках

Малый и средний бизнес участвует в торгах, чтобы найти крупного заказчика. Однако в процессе подготовки, компания сталкивается с большим объемом сопроводительных документов, необходимых для участия. Отдельно стоит упомянуть и сам договор с заказчиком — согласование документа затрагивает многих сотрудников обеих сторон сделки, поэтому удобнее все это делать в СЭД.

Если компания планирует регулярно участвовать в тендерах, то со временем есть смысл разработать и добавить специальный модуль по работе с закупками. Конечно, далеко не все системы электронного документооборота способны на такое, поэтому лучше сразу выбирать систему с инструментами low-code — они позволяют дорабатывать решение под запросы бизнеса с минимальным кодом. Одна из таких платформ — LANIT Document Management, на базе которой работает СЭД LDM.Express.

Миф 3. СЭД долго и сложно внедрять

Десяток лет назад развернуть систему электронного документооборота и правда было сложно, но с тех пор решения заметно упростились и стали доступнее. В том числе представителям малого и среднего бизнеса.

В зависимости от формата поставки СЭД может быть:

  • Установлена локально. В этом случае компании необходимы собственные серверы, виртуальная машина и база данных. Но у современных СЭД, таких как LDM.Express, низкие требования к серверам заказчика, а также опытные специалисты техподдержки, которые помогают быстро внедрить систему. Такой формат работы подходит компаниям, которые беспокоятся о безопасности данных.

  • Установлена в облаке или арендуемом сервере. Этот вариант зачастую экономит деньги небольшой компании. 

Мы рекомендуем компаниям МСБ без собственных серверов не торопиться их покупать до теста выбранной системы. Сначала сервер для СЭД можно взять в аренду у поставщика системы (так мы предлагаем клиентам воспользоваться безопасным сервером ГК ЛАНИТ).

Если же у компании есть серверы, то коробочное решение LDM.Express можно развернуть всего за два часа, что по меркам ИТ-специалистов, совсем немного.

Миф 4. СЭД — это дорого, бумажный документооборот дешевле

Малый бизнес привык думать, что бумажный документооборот дешевле электронного, мол, да сколько мы там тратим на распечатку. Но кроме самой бумаги и замены картриджей в принтере, не стоит забывать о стоимости почтовой отправки и услугах курьерской доставки. Ну и, конечно, надо помнить о трудозатратах сотрудников, которые занимаются распечаткой, согласованием и отправкой бумажных документов.

Чтобы не быть голословными, мы прикинули, сколько денег уходит на бумажный документооборот в небольшой компании. Допустим, 200 сотрудников ежедневно распечатывают по 4 листа (это средний показатель). Тогда в год получается:

Название

Цена за единицу, руб.

Количество единиц в год, шт. 

Цена за год, руб.

Цена бумаги

360
за пачку 500 листов

397

142 920

Картридж

1 200
(на 2 500 страниц)

79

94 800

Почтовая отправка вне офиса (30% от общего объема документов в год)

60

59 520

3 571 200

ИТОГО

3 808 920

Стоимость лицензий СЭД у разных поставщиков отличаются в зависимости от типа поставки и возможностей конкретной системы. Если компания хочет протестировать решение, то сначала стоит купить временную лицензию — на 3–6 месяцев — а дальше уже можно приобрести бессрочные лицензии.

Пример из практики. Один из наших клиентов, владелец небольшой компании по установке СКУДов, решил внедрять СЭД постепенно. Своих серверов у компании не было, поэтому для развертывания LDM.Express они выбрали облачное хранилище ЛАНИТа. Покупать сразу бессрочную лицензию не стали, выбрали трехмесячную. Через полгода владелец компании понял, что система его полностью устраивает, купил собственный сервер и перешел на бессрочную лицензию.

Бессрочные лицензии в долгосрочной перспективе выгоднее, но, естественно, стоят дороже ежегодной подписки на лицензию (для сравнения, бессрочная лицензия LDM.Express на одного пользователя стоит от 9 200 ₽).

Но еще выгоднее внедрять СЭД совместно с КЭДО — кадровым электронным документооборотом. Компании удобно переводить в цифру все документы, а не только какую-то часть. Этот же подход поддерживают вендоры решений и предлагают клиентам собрать комбо из систем: например, мы предлагаем внедрить LDM.Express и LDM.КЭДО по цене одного проекта и сэкономить до 800 000 ₽.

Чек-лист «Пора ли вашей компании внедрять СЭД?»

Мы подготовили короткий чек-лист, который подскажет, нужно ли вашему бизнесу озаботиться поиском системы электронного документооборота уже сейчас или пока не думать об этом.

Вопрос

Да/Нет

Иногда вы не понимаете, на каком этапе находится документ и кто с ним сейчас работает

В вашей компании сотрудники или курьеры хотя бы раз теряли документы

Вы регулярно тратите на поиск нужного документа более 5 минут

Расходы компании на бумагу, печать и отправку документов более 

Если вы поставили в чек-листе хотя бы 2 галочки, то советуем внимательнее присмотреться к СЭД, например, к LDM.Express. Она помогает согласовывать документы, отслеживать сроки исполнения поручений, разграничивать доступ к документам в зависимости от роли сотрудника. Оставьте заявку на бесплатный демодоступ, чтобы убедиться в преимуществах и удобстве работы в системе.

Готовитесь переходить на КЭДО?

Забирайте готовые шаблоны ЛНА, которые нужно оформить

Не тратьте время на разработку нормативных документов «с нуля»

Заполните форму, вышлем готовые шаблоны на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «ЛАНИТ-ТЕХНОЛОГИИ», ИНН 7717152779, erid: LjN8Jxd51

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024
Лучшие спикеры, новый каждый день

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Интересные материалы

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.