Архив документов

Новые правила хранения архивных документов

17 сентября 2023 года приказом Росархива от 31.07.2023 № 77 (далее — Приказ) были утверждены новые правила хранения архивных документов. Приказ внес изменения в порядок работы с управленческой документацией, подлежащей архивному хранению. В статье расскажем, как с учётом новых правил оформлять, хранить и использовать архивные документы.
Новые правила хранения архивных документов
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для кого предусмотрены правила хранения архивных документов

Правила хранения архивных документов актуальны для большинства существующих структур. Перечень организаций, которые могут являться пользователями архивных документов, включает следующие категории:

  • государственные органы;

  • органы местного самоуправления;

  • юридические лица;

  • предприниматели и физлица, имеющие законные основания на получение и использование архивных документов. 

Независимо от категории, каждый пользователь, работающий с архивами, должен руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами.

До настоящего времени действовали правила, утвержденные приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526. Но полномочия по регулированию данной сферы были переданы в Росархив, который сразу же разработал новые правила хранения архивных документов и утвердил их Приказом № 77.

Архив может быть частью организации и хранить только те документы, которые оформляются непосредственно в процессе её деятельности. Также архив может существовать в виде обособленной структуры — специализированной организации, деятельность которой сводится исключительно к хранению архивных документов. Любая компания может доверить хранение своих архивов такой организации, заключив с ней договор оказания услуг. 

Какие документы нужно передавать в архив

Все документы, образующиеся в ходе деятельности предприятия, принято делить на группы в соответствии с определённым сроком хранения. Всего можно выделить 3 группы документов:

  • документы временного срока хранения до 10 лет включительно (первичные учётные документы, приказы по административно-хозяйственной деятельности, путевые листы, кассовые документы, акты о приёме выполненных работ и т.д.);

  • документы временного срока хранения свыше 10 лет (техническая документация, личные дела и т.д.

  • документы постоянного срока хранения (годовые отчёты в контролирующие органы, уставные документы, паспорта сделок, номенклатуры дел и т.д.)

Документы первой группы можно хранить как в структурных подразделениях компании, так и в архиве. Выбор в данном случае делает руководитель организации или уполномоченный сотрудник. Когда срок хранения таких документов подходит к концу, их направляют на экспертизу ценности, а затем уничтожают в соответствии с разделами III и IV приказа Росархива № 77.

Документы, которые хранятся дольше 10 лет, а также документы постоянного срока хранения (до ликвидации организации) подлежат оформлению и включению в опись дел в соответствии с разделом VI того же Приказа. Эти документы подлежат обязательному архивному хранению.

Как хранить архивные документы по новым правилам

Рассмотрим основные правила хранения архивных документов 2023 года. 

  • Порядок передачи документов в архив. Согласно новому Приказу, документ подлежит передаче в архив не ранее, чем через год и не позже чем через три года после завершения его применения в делопроизводстве и исключения из документооборота.

  • Требования к организации бумажного хранилища. Если организация берёт на себя ответственность за хранение архивной документации, она должна выделить для этих целей специальное помещение. Хранилище должно быть обеспечено системами противопожарной безопасности и хорошей вентиляцией, показатели температуры и влажности должны быть неизменны. Для освещения архивов можно применять не только лампы накаливания в закрытых плафонах, но также светодиоды и люминесцентные лампы с урезанным спектром ультрафиолетового света.

Деятельность архива должна регулироваться локальным нормативным актом организации, а за хранение и использование документов должен отвечать назначенный руководством сотрудник.

  • Требования к оформлению бумажных архивных документов. Документация, направляемая в архив, оформляется в виде отдельных дел, сгруппированных по тематическому, функциональному либо временному (срок хранения) признаку. Бумажные дела не должны содержать более 250 листов и превышать 4 см в толщине корешка. Документы должны быть прошиты на четыре прокола (для малоформатных дел достаточно трех) и иметь твердую обложку.

  • Требования к организации электронных архивов. Новый Приказ конкретизировал порядок работы с электронными архивными документами. В частности, хранение электронных архивов можно организовать как с применением физического носителя, так и в системе хранения электронных документов (СХЭД). Второй вариант также предусматривает использование услуг по хранению электронных документов, предоставляемых специализированными организациями. При использовании физического носителя каждые 5 лет нужно в обязательном порядке проводить проверку сохранности электронных документов. Файлы аудиовизуальных форматов также подлежат хранению в архивах. 

Работать с электронными архивами гораздо удобнее, нежели с привычным бумажным хранилищем. Применение СХЭД экономит не только рабочее пространство, но и время сотрудников. Систематизация архивов и поиск нужных документов происходят за считанные минуты, а риск повреждения или утери файлов сводится к минимуму.

Специалисты «Калуга Астрал» предлагают компаниям готовые решения для работы с электронными документами — сервисы Астрал.ЭДО и 1С-ЭДО. С их помощь можно организовать безопасное хранение электронных архивных документов и полностью перевести делопроизводство в цифровой формат.

Сервисы ГК «Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности бизнеса

Оставьте заявку и мы с вами свяжемся

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KVAHV

Начать дискуссию

Как и в какой валюте платить зарплату иностранным гражданам

При выплате зарплаты иностранным сотрудникам необходимо учитывать некоторые особенности. Рассказываем о четырех правилах, которые нельзя забывать работодателям.

Как и в какой валюте платить зарплату иностранным гражданам

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УСН

Депутат: градация налоговых ставок при переходе от УСН к общему режиму — предмет дискуссии

Глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин назвал предметом дискуссии размер налогов при переходе от УСН к общей системе налогообложения (ОСНО).

НДФЛ

Невыплаченные дивиденды не включают в 6-НДФЛ и 3-НДФЛ

Если человеку полагаются дивиденды, но фактически они еще не выплачены, то дохода для НДФЛ нет. И отчетов по НДФЛ тоже.

Лучшие спикеры, новый каждый день

«Клерк» в гостях у КубГУ. Репортаж из университета

Сходили с Борисом Мальцевым в гости к кафедре бухучета Кубанского университета. Поговорили о роботах в бухгалтерии, перспективах профессии и Клерке, естественно.

«Клерк» в гостях у КубГУ. Репортаж из университета
5

Искусственный интеллект будет управлять бюджетным процессом

Нейросеть поможет Минфину принимать решения при изменении бюджета государственных программ, а также начнет проверять запросы на получение финансирования. Такой подход сократит число отказов и некорректных заявок.

7
Зарплата

Роструд: как считать выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

При расторжении трудового договора по соглашению сторон работнику может выплачиваться выходное пособие в порядке и размерах, предусмотренных коллективным или трудовым договором.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что нужно знать при аренде коммерческой недвижимости

Непросто найти такие объекты, которые устроят по всем характеристикам, и чтобы оформление прошло гладко, и договор не содержал «подводных камней». Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы минимизировать эти риски.

Что нужно знать при аренде коммерческой недвижимости

👍 Минтруд вводит дополнительный документ расследования инцидентов на производстве. Это положительное изменение, считает эксперт

Пострадавшим от несчастных случаев на производстве не придется ждать страховые выплаты при затянувшемся расследовании.

Исключение из ЕГРЮЛ контрагентов не значит, что они не могли поставить товар

Очередное судебное дело. Налоговики решили, что налогоплательщик неправомерно применил вычеты по счетам-фактурам на поставку товаров, так как контрагентов исключили из ЕГРЮЛ.

Исключение из ЕГРЮЛ контрагентов не значит, что они не могли поставить товар

Как обезопасить себя при приеме на работу мигрантов, чтобы не получить штраф или дисквалификацию

Для компаний трудоустройство сотрудника из-за рубежа — не самая простая процедура. К тому же она сопровождается риском найма нелегальных мигрантов, что может аукнуться работодателю многотысячными штрафами и другими неприятным последствиям. Как избежать таких проблем при оформлении иностранного гражданина? И причем тут искусственный интеллект? Разбираемся в статье.

Как обезопасить себя при приеме на работу мигрантов, чтобы не получить штраф или дисквалификацию

Есть тенденция, которую хотел Минфин: микробизнес становится малым, а малый — средним

В крупный бизнес перешли 876 компаний, а 26 тысяч микропредприятий выросли до категории малого бизнеса.

Токены для ЭП

Токены для ЭЦП – это незаменимый инструмент для безопасной работы с электронными документами. В статье вы узнаете об их разновидностях, принципах работы, а также о том, как выбрать оптимальный вариант для ваших потребностей.

Токены для ЭП
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

За списанную кредиторку надо платить налог. Но есть исключения

Кредиторскую задолженность (обязательства перед кредиторами), списанную в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, по общему правилу включают в состав внереализационных доходов.

Мобильных операторов оштрафовали на 27 млн рублей. Они не подключились к «Антифроду»

Операторы мобильных услуг связи получили штрафы за срыв сроков подключения к системе «Антифрод», которая позволяет блокировать звонки мошенников с подменных номеров.

Банки

Спрос на получение кредитов упадет на 10%

Россияне перейдут к сберегательной модели поведения и будут больше средств вносить на сберегательные счета, тогда как большинство откажется от кредитов в условиях жесткой денежно-кредитной политики Центробанка.

Уплата налогов за иностранного контрагента: налог у источника, применение СОИДН

Вы приобрели услуги у иностранной компании, оказалось надо платить за нее налог. Когда нужно платить налоги за иностранцев? Последствия приостановления действия международных соглашений.

Уплата налогов за иностранного контрагента: налог у источника, применение СОИДН

Названы самые популярные и успешные франшизы для открытия бизнеса. В топе обучение детей

Число предпринимателей, который работают по франшизе, увеличилось на 20%. Популярными направлениями бизнеса стали детские образовательные центры, компьютерные клубы и сфера общественного питания.

Онлайн-курсы по 3 690 рублей — выбирайте и учитесь!

Время больших скидок в «Клерке»! Онлайн-курсы по бухгалтерскому и налоговому учету на УСН и ОСНО, управленке и ВЭД, маркетплейсам и еще многим другим направлениям всего за 3 690 рублей! Успейте воспользоваться суперпредложением!

Как облагаются доходы ИП при переходе с НПД на ОСНО

Для налогообложения у ИП не важно, когда услуги оказаны, а важно, когда они оплачены.

Интересные материалы

Обязательные ЛНА для ООО в 2024 году

Большинство работодателей должны принимать ЛНА, но не все из них обязательные. Рассказываем, какие ЛНА должны быть в каждой компании, и какие работодатели могут их не утверждать.

Обязательные ЛНА для ООО в 2024 году
1