График документооборота в бухгалтерии: инструкция по составлению

Любая компания заинтересована в том, чтобы первичные документы, бухгалтерские регистры и иная финансовая информация находились под полным контролем и учётом. Однако далеко не всегда их оформляет сама бухгалтерия. Документы составляются разными отделами — от продажников до кадровиков. 
График документооборота в бухгалтерии: инструкция по составлению
Иллюстрация: СберКорус

Чтобы упорядочить процесс их оформления и согласования, необходим график документооборота. С его помощью в компании будут определены сроки согласования и подписания, а также передачи в бухгалтерию. Расскажем, с чего начать при составлении графика документооборота.

Шаг № 1. Выясняем, как работает документооборот в организации сейчас

Чтобы определиться с графиком, надо понять, какие документы оформляются в компании в принципе, и кто ответственен за их составление. Придётся проанализировать целый пласт информации:

  • организационная структура компании — необходимо понять, кто кому подчиняется и кто перед кем отчитывается, кто с кем согласовывает документы и куда они идут дальше;

  • порядок архивации документов;

  • специфика работы предприятия — например, если компания оказывает ремонтно-строительные услуги и занимается, в том числе закупкой материалов, их должен согласовать инженер;

  • сроки хранения разных видов бухгалтерских документов;

  • перечень финансовых документов, с которыми работает компания — разные типы первички, журналов учёта, регистров, договоров, которые обосновывают расходы, и ряд других;

  • список сотрудников, участвующих в документообороте, а также цикл работы с документами — кто оформляет, кто согласовывает, кто направляет в бухгалтерию и кто сдаёт по итогу в архив;

  • электронный, бумажный или гибридный формат работы с документами.

После получения этой информации уже можно будет приступать к постепенному оформлению графика.

Шаг № 2. Прописываем маршруты документов

Это долгая работа, поскольку потребуется прописать маршруты для каждого типа документов:

  1. Указать форму документа. Возможно, организация пользуется своими разработанными формами, а где-то применяет закреплённые в нормативных актах шаблоны. В любом случае потребуется дать ссылку на источник, где закреплена форма документа. Например, если фирма использует форму ТОРГ-12 для товарных накладных, то её источником будет постановление Госкомстата № 132 от 25 декабря 1998 года

  2. Прописать, кто создаёт документ. Например, счета выставляет бухгалтер. 

  3. Указать, кто согласовывает документы. Например, договоры должны пройти согласование у юристов и руководителей. 

  4. Срок согласования. Он будет отличаться для разных типов документов. Например, договоры можно согласовывать 5 дней, а акт выполненных работ — 2 дня, чтобы контрагент не ждал слишком долго.

  5. Перечень уполномоченных подписывать документы лиц. Как правило, это генеральный директор или руководители отделов, департаментов.

  6. Сроки подписания. Например, если документ получен в первую половину дня, то подписать его нужно до конца рабочего времени. Если же документ был получен во вторую половину дня, то подпись ставится до первой половины следующего дня.

  7. Перечень ответственных за хранение документов. Это могут быть делопроизводители, бухгалтера, отдел кадров, юристы и другие.

  8. Сроки хранения документов. Сориентироваться в них поможет как закон о бухучете, так и приказ Росархива № 236 от 20 декабря 2019 года

Также не забудьте о следующих нюансах:

  • желательно указать ответственных сотрудников в разных отделах, которые будут передавать в бухгалтерию первичку с определённой периодичностью — например, каждый месяц или сразу после подписания;

  • при указании сроков на согласование и подписание учитывайте, что проверяющим нужно время для просмотра документов;

  • рекомендуется также указать предельные сроки согласования и подписания, если у ответственных лиц есть иные задачи или обстоятельства — например, командировки, встречи, отпуска и больничные;

  • следует прописать, в скольки экземплярах нужно составлять тот или иной документ.

Шаг № 3. Итоговое оформление графика

Чтобы график документооборота работал, нужно не только прописать схему движения документов и сроки их направления на согласование, подписание и сдачу, но и:

  • дать алфавитный перечень документов, чтобы сотрудники могли в них проще сориентироваться;

  • предоставить инструкцию к графику — как им пользоваться, когда он меняется, как вносить в него изменения, если некий отдел, например, стал оформлять новые виды первички.

После того как график оформлен в виде готового документа, нужно:

  1. Направить его руководителю на согласование и подписание. Выпустить приказ об утверждении графика, в котором будет указано, кто ответственен за его исполнение.

  2. Собрать подписи у сотрудников, участвующих в документообороте, об ознакомлении с приказом и графиком.

  3. Предусмотреть ответственность за нарушение сроков в рамках графика документооборота или, напротив, прописать поощрения за его добросовестное исполнение (премия, иные мотивационные факторы). Можно совместить ответственность с поощрительными мерами.

Вышеупомянутые нюансы прописать в трудовом договоре сотрудников или в дополнительном соглашении к нему. 

А мы напоминаем вам о возможности оптимизировать бизнес-процессы, подключившись к расчётно-кассовому обслуживанию в Сбере. Клиенты банка получат:

  • бесплатный доступ к сервисам электронной отчётности и ЭДО;

  • электронную подпись от ФНС и токен за 0 рублей;

  • возможность консультироваться с бизнес-юристами;

  • доступы к сервисам 1С для малого бизнеса;

  • возможность менять вакансии на портале Работа.ру неограниченное число раз;

  • много других бонусов — от оценки бизнес-идей экспертами до скидок на АЗС.

Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KVZwx

Начать дискуссию

💥Обзор новостей: заселение в отели по водительским правам, летающие такси, стартовал ПМЭФ

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: заселение в отели по водительским правам, летающие такси, стартовал ПМЭФ

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как оформить МЧД для сдачи отчетности в ФНС и СФР

Постепенное внедрение машиночитаемых доверенностей в документооборот продолжается. Полный переход на МЧД состоится с 1 сентября 2024 года, но применять их можно уже сейчас. Расскажем, как оформить МЧД для налоговой и Соцфонда.

Как оформить МЧД для сдачи отчетности в ФНС и СФР

Повторная подача декларации не дает права на нулевой НДС

Для подтверждения ставки НДС при экспорте нужно сдать электронный реестр, в котором указывают данные таможенной декларации. Если ее нет, то нет и ставки НДС 0%.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Налог на убыток, ответственность за занижение зарплаты, НДС. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Как распределяются деньги, вырученные от продажи залога в процедуре банкротства

Процедура банкротства физического и юридического лица имеет сходства и отличия, однако основные моменты установлены для всех типов банкротств.

8,75% в юанях от лизинговой госкомпании. Свежие облигации: ГТЛК CNY на размещении

Ещё свежи воспоминания о том, как ГТЛК по евробондам со скрипом платила из-за санкций. В декабре 2023 года компания в итоге заместила евробонды замещайками, но осадочек после судов и ожидания купонов остался. Не особо сухая репутация подмокла, хоть и не насквозь.

8,75% в юанях от лизинговой госкомпании. Свежие облигации: ГТЛК CNY на размещении
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Акцизы

Какой будет ставка акцизов на табак в странах ЕАЭС с 2025 года: решение

В ЕАЭС утверждена единая индикативная ставка акцизов на табак и диапазоны отклонения от нее на 2029 год.

Неочевидные действия налоговой службы, которые могут привести к доначислениям

Сегодня речь пойдет о действиях инспекторов ФНС, о которых вы можете не подозревать, но они лягут в основу решения о назначении вам проверки.

Неочевидные действия налоговой службы, которые могут привести к доначислениям

Бухгалтеры говорят о ГТО, диспансеризации, налоговой реформе и амнистии по дроблению. Будет ли НДС ежемесячным на УСН? 🏋️‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1696

Оказалось, тема здоровья для бухгалтеров не менее важна, чем изменения в НК. Новость про 65 рублей прибавки к зарплате за ГТО очень взбудоражила клерк-сообщество, которое прошлось еще и критикой по существующей системе диспансеризации. С не меньшим пылом обсуждают и предстоящие поправки в НК, больше всего волнуют бухгалтеров НДФЛ и НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как мы подбираем менеджеров по продажам за 2 недели

Владельцы бизнеса считают, что хорошего менеджера по продажам днем с огнем не сыскать. Но вся проблема заключается в подходе к найму этих специалистов. В этой статье я распишу пошаговый план найма МОП и расскажу о всех подводных камнях.

1

Если суд установит, что имеет место отмывание средств, деньги взыскать не получится

Дорогие читатели, приветствую вас! С вами на связи Ольга Ульянова аудитор. Матерые главбухи и юристы в курсе отчего в учете может появиться безнадежная дебиторская задолженность за поставленные товары или услуги, которая никогда не будет оплачена.

Если суд установит, что имеет место отмывание средств, деньги взыскать не получится
2

Уточнили порядок компенсации расходов пенсионеров-северян на проезд к месту отдыха

Правительство внесло изменения в правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории РФ пенсионерам-получателя страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностя, к месту отдыха и обратно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Минфин: ставка НДФЛ 22% — это сбалансированное предложение

Власти заявили, что приняли компромиссное решение по увеличению максимальной ставки НДФЛ для богатых.

ВС РФ: покупатель не обязан проверять адекватность цен. Даже очень низких

Продавец не может в одностороннем порядке изменить стоимость товара, даже если в магазине произошел технический сбой.

В ДНР начнут выдавать гранты для социальных предпринимателей

Участники СВО, которые хотят заниматься бизнесом, получат в ДНР статус социального предпринимателя. Они смогут заключать соцконтракты и претендовать на гранты до 500 000 рублей.

Бесплатно с Налоги, взносы, пошлины

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, как получать налоговые уведомления через Госуслуги.

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс
Инвестиции

Акционеры разных эмитентов смогут голосовать на собраниях онлайн

Инвесторы сэкономят время и смогут голосовать на собраниях эмитентов сразу в приложении брокера «ВТБ мои инвестиции».

Обрабатывающие производства с 2025 года: какой пониженный тариф, условия, перечень

Для обрабатывающих производств с 2025 года будет действовать пониженный тариф страховых взносов.

Маркетплейсы

Wildberries предложил наделить маркетплейсы функциями налогового агента

Маркетплейсы хотят самостоятельно удерживать налоги с селлеров в зависимости от их системы налогообложения. По мнению Татьяны Бакальчук, это позволит снизить нагрузку на малый бизнес.

Интересные материалы

ЦБ: для исполнения обязательств по ценным бумагам не всегда нужен счет «С»

Центробанк разъяснил применение временного порядка исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, установленного Указом президента.