Когда бизнесу нужна реорганизация и как правильно ее провести

Реорганизация может помочь бизнесу решить ряд вопросов, например, законно сэкономить на налогах или расширить сферу деятельности. Рассказали, какие есть варианты реорганизации, что нужно сделать руководителю, бухгалтеру и кадровику. 
Когда бизнесу нужна реорганизация и как правильно ее провести
Иллюстрация: Первая Экспертная Бухгалтерия

Что такое реорганизация 

Реорганизация — это преобразование одного юридического лица в другое. Как правило, при реорганизации одна компания перестает существовать и создается новая или несколько.

В процессе реорганизации права и обязанности переходят от одной компании к другой. Таким образом, новая компания становится правопреемником старой.

Формы реорганизации

Существует пять форм реорганизации:

1. Слияние — когда две и больше компаний объединяются в одну новую.

Например, ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август» объединились в ООО «Лето».

В ЕГРЮЛ появилось ООО «Лето», а ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август» были удалены из реестра.

При этом ООО «Лето» унаследовало обязательства ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август», в том числе перед кредиторами и контрагентами.

2. Присоединение — когда одна компания присоединяется в другой.

Например, ООО «Июнь» присоединилось к ООО «Лето». 

В ЕГРЮЛ осталась запись об ООО «Лето», а ООО «Июнь» было удалено из реестра.

ООО «Лето» унаследовало права и обязанности ООО «Июнь».

3. Разделение — когда одна компания разделяется на две и больше.

Например, ООО «Лето» разделилось на три организации ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август».

 В ЕГРЮЛ появились ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август», а ООО «Лето» было удалено из реестра.

Права и обязанности ООО «Лето» распределяются между новыми компаниями. 

4. Выделение — когда компания отделила от себя одну или больше компаний, при этом сама не прекратила деятельность.

Например, ООО «Лето» выделило производство текстильных изделий в отдельную компанию ООО «Июнь», а курьерскую доставку готовых товаров в ООО «Июль».

В ЕГРЮЛ появились ООО «Июнь» и ООО «Июль», при этом ООО «Лето» продолжает числится в реестре.

Часть прав и обязанностей ООО «Лето» передало новым компаниям в соответствии с передаточным актом. 

5. Преобразование — когда компания меняет организационно-правовой статус.

Например, АО «Лето» преобразовано в ООО «Лето».

В ЕГРЮЛ появилась запись ООО «Лето», а АО «Лето» было удалено из реестра.

Права и обязанности остались у компании.

Формы реорганизации можно комбинировать. Например, ООО может разделиться и образовать два АО. 

Зачем нужна реорганизация

Реорганизация — это хорошая возможность для компании снизить расходы, оптимизировать налогообложение и даже выйти на новый уровень, масштабировать бизнес. 

К самым распространенным причинам реорганизации относятся:

  • Оптимизация налогообложения за счет выделения отдельных видов деятельности в самостоятельные юрлица и перехода на спецрежимы.

  • Выделение определенного вида деятельности в отдельное юрлицо, чтобы воспользоваться льготами и другими программами господдержки.

  • Изменение организационно-правовой формы.

  • Присоединение к более крупной и сильной компании, чтобы сократить расходы и избежать банкротства.

  • Продажа части активов компании.

Хотите начать процесс реорганизации?

Поможем определиться, какой вариант будет для вас наиболее выгодным. А также подскажем, как дополнительно сэкономить на налогах

Бесплатно проконсультируем

Оставьте контакты, и мы вам перезвоним

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Что нужно сделать руководителю

Шаг 1. Принять решение на общем собрании

На собрании учредителей определите порядок реорганизации и условия передачи прав и обязанностей, если будут созданы новые компании.

Если вы — единственный учредитель ООО, то вы принимаете решение о реорганизации единолично и оформляете его письменно.

Шаг 2. Сообщить ИФНС 

Уведомите налоговую о начале реорганизации по форме №Р12003 в течение трех дней после принятия решения.

Скачать бланк формы №Р12003.

К уведомлению приложите протокол общего собрания.

ИФНС сделает пометку о реорганизации в ЕГРЮЛ.

Шаг 3. Уведомить кредиторов и контрагентов

В свободной форме составьте уведомление и разошлите кредиторам и контрагентам. Это важно, так как ваша реорганизация может отразиться на их интересах.

Шаг 4. Разместить публикации в СМИ

В течение трех дней после принятия решения о начале реорганизации опубликуйте данные на Федресурсе.

Также сделайте две публикации в журнале «Вестник государственной регистрации». Публикация в журнале обязательна для всех форм реорганизации, кроме преобразования. Первая публикация — после того, как в ЕГРЮЛ появится метка об реорганизации, вторая — через месяц.

Шаг 5. Подготовить документы

На подготовку документов у вас будет три месяца с момента появления метки в ЕГРЮЛ.

Обязательно:

  • заявление о госрегистрации по форме №Р12016;

  • устав компании (не нужно, если новая компания использует типовой);

  • квитанция об уплате госпошлины 4000 рублей (если подаете документы на бумаге);

Скачать бланк формы №Р12016.

Остальные документы зависят от формы реорганизации:

  • если присоединение — подготовьте договор о присоединении;

  • если слияние — договор о слиянии;

  • если выделение или разделение — передаточный акт.

Шаг 6. Подать документы в ИФНС

Это можно сделать лично, в электронном виде, курьером с нотариальным заверением либо по почте. 

В течение пяти рабочих дней ИФНС подтвердит вашу реорганизацию. Инспекторы отправят на электронную почту:

  • лист записи в ЕГРЮЛ;

  • устав с отметкой.

Что должен сделать бухгалтер

Деятельность компании во время реорганизации не прекращается, так что за бухгалтером сохраняются его стандартные обязанности — ведение учета, подготовка отчетов, уплата налогов. Плюсом у него появляются новые задачи:

1. Провести инвентаризацию.

Инвентаризация позволит составить достоверный бухгалтерский баланс и корректно определить все активы и обязательства, которые перейдут новой компании.

2. Составить передаточный акт (при выделении и разделении).

В акте должны быть зафиксированы имущество, права и обязанности, которые переходят новой компании, а также порядок правопреемства.

3. Составить заключительную бухгалтерскую отчетность (при разделении, присоединении, слиянии).

Отчитаться нужно за период с 1 января по дату регистрации новой компании. Заключительная отчетность при реорганизации приравнивается к годовой, к ней применяются те же требования, однако формы отличаются. Нужно использовать:

  • КНД 0710095 — для компаний, которые отчитываются в стандартном порядке;

  • КНД 0710094 — для компаний, которые ведут упрощенный учет.

Скачать бланк бухгалтерской отчетности при реорганизации КНД 0710095.

Скачать пример заполнения КНД 0710095.

Скачать бланк упрощенной бухгалтерской отчетности при реорганизации КНД 0710094.

Важно! При подготовке отчетов нужно использовать специальные коды для реорганизации.

4. Скорректировать сальдо по счетам (при выделении).

Как поступить с работниками

Вы не обязаны расторгать трудовые договоры с сотрудниками, достаточно издать приказ о реорганизации и дать сотрудникам с ним ознакомиться под подпись. В приказе вы должны сообщить сотрудникам о праве отказаться от работы на новую компанию.

Когда новая компания будет зарегистрирована, необходимо составить следующие кадровые документы:

  • штатное расписание;

  • приказ о признании сотрудников компании-предшественника сотрудниками новой компании;

  • допсоглашения к трудовому договору, в котором отражены изменения сведений работодателя.

Важно! Если у сотрудников поменяются условия договора, работодатель обязан уведомить их об этом минимум за два месяца.

Не забудьте внести изменения в трудовые книжки и подать ЕФС-1 о переименовании.

С нами экономия до 40 млн ₽/год на бухгалтере, налогах, штрафах, программисте и 1С

Реклама: ООО «Центр Бухгалтерских Решений», ИНН 5902063551, erid: LjN8KSpNR

Начать дискуссию

При усыновлении ребенка не надо переоформлять отпуск по уходу за ним, если не поменялось его имя

Отпуск по уходу за ребенком положен не только родителям, но и другим родственникам, а также опекунам.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Счетная палата назвала налоговые льготы недостаточно эффективными

Кураторы налоговых льгот признают их эффективными даже при отрицательных показателях. Большинство мер поддержки не соответствуют целям госпрограмм, а избыточное предоставление льгот вызывает инфляционное давление.

Записки ИТ-Ангелов: о конфликтах между расширениями при обновлении 1С

Если вы не обновили 1С 3.0.153.21, то могут возникнуть проблемы из-за конфликта старой версии 1С с заплатками багов. Например такой: не загружается выписка из банка.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Ozon запустил новый сервис для финансирования поставщиков

Новая услуга Ozon Факторинга «Деньги за поставки» предназначена для компаний, которые предоставляют своим покупателям товары или услуги с отсрочкой платежа.

Упрощенцы станут плательщиками НДС. Что такое НДС при УСН

Как сейчас? Организации и ИП, которые применяют УСН, не являются плательщиками НДС. Исключением являются ситуации, когда эти налогоплательщики являются импортерами или агентами по НДС (например, при аренде гос или мунимущества).

Упрощенцы станут плательщиками НДС. Что такое НДС при УСН
УСН

Пока за изъятую недвижимость бизнес на УСН должен платить налог

Перечень доходов, не учитываемых при УСН, закрытый. И там нет возмещения за изъятие недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые критерии и инструменты для выявления теневой зарплаты: кто и почему попадет под подозрение инспекторов

Борьба с теневыми зарплатами — это одно из актуальных направлений работы налогового ведомства в 2024 году.

Новые критерии и инструменты для выявления теневой зарплаты: кто и почему попадет под подозрение инспекторов
Банки

ВТБ заберет себе отделения крымского банка РНКБ

В 2025 году больше 200 отделений РНКБ начнут обслуживать клиентов под брендом ВТБ.

НДС

😤 Если на УСН не хочется платить НДС, придется подавать уведомление. На фоне очень упрощенного учета это будет очень болезненно, считает эксперт

С 2025 года организации и ИП на УСН по умолчанию становятся плательщиками НДС. То есть применение УСН уже не предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость.

Базу по налогу на прибыль можно уменьшить на убытки прошлых лет. Но есть ограничения

Убытки, полученные в текущем году, учитывают в последующие годы. То есть по общему правилу убыток переносится на будущее.

Участники ПМЭФ рассчитывают заключить рекордное число соглашений

Во время международного экономического форума в Санкт-Петербурге участники готовятся подписать больше 280 контрактов, их общая сумма оценивается в 4-5 трлн рублей.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Внутренний туризм будут развивать за счет списанных бюджетных кредитов

Власти ожидают, что сэкономленные деньги регионы направят на развитие туристической инфраструктуры.

Топ-10 ошибок селлеров на маркетплейсах. И способы, как их можно исправить

За 2023 год оборот электронной торговли в России вырос с 5 до 6,4 трлн рублей по сравнению с прошлым годом. Динамика говорит о высоком потенциале e-commerce, поэтому всё больше предпринимателей решаются открывать магазины на маркетплейсах. Однако с виду простое дело оборачивается массой проблем.

Топ-10 ошибок селлеров на маркетплейсах. И способы, как их можно исправить
УСН

Экспортные пошлины не идут в расходы при УСН

Перечень расходов при УСН приведен в п. 1 ст. 346.16 НК. И этот перечень закрытый.

Есть ли универсальный способ отбиться во всех делах от субсидиарки, убытков, истребовании документов?

📌Несмотря на то, что ситуации у многих привлекаемых лиц к субсидиарки и убыткам схожие, при изучении деталей становится очевидно, что обстоятельства сильно отличаются. Это значит, что нельзя взять написанную кем-то  единожды позицию и копировать её во все схожие дела.

Что нужно предусмотреть в договоре с самозанятым программистом

Бизнесу не всегда выгодно нанимать IT-специалистов в штат, особенно в случаях, когда планируется проектная работа. Намного проще заключить договор с самозанятым, ведь он платит налоги сам за себя, страховые взносы за него платить не нужно, сдавать отчетность — тоже. Однако типовой гражданско-правовой договор, скачанный в интернете, не подойдет для заключения сделки с программистом. Разберемся, какие нюансы нужно учесть при оформлении документов с самозанятыми-айтишниками. 

Что нужно предусмотреть в договоре с самозанятым программистом
Банки

Ситуация с приемом карт «Мир» в иностранных магазинах может улучшиться

Для расчетов в иностранных интернет-магазинах бизнес обращается к платежным брокерам. Это хотят изменить и предоставить зарубежным компаниям стать платежными агрегаторами, чтобы принимать карты «Мир».

2

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу

Компании часто привлекают внештатных исполнителей на проектные, разовые задачи или нерегулярный объем услуг. Разбираемся, с кем безопаснее сотрудничать по ГПХ — с плательщиками налога на профдоход или с физическими лицами без специального статуса.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу

Интересные материалы

Оформление поручения экспедитору и экспедиторской расписки единым документом

Вправе ли стороны договора транспортной экспедиции предусмотреть условие о том, что поручение экспедитору является одновременно экспедиторской распиской?