Как арендодателю учесть инвестиции в аренду

Если аренда квалифицирована как финансовая, арендодатель обязан признать в бухгалтерском учете инвестицию в аренду. Рассказываем, как ее оценить, признать и учитывать в дальнейшем.
Как арендодателю учесть инвестиции в аренду
Иллюстрация: Академия «Регламент»

Когда арендодатель обязан учитывать инвестиции в аренду

По правилам ФСБУ 25/2018 аренда делится на два вида: операционную и финансовую. Инвестиции в аренду учитываются только в рамках финансовой аренды. Аренду признают финансовой, когда риски и экономические выгоды, связанные с объектом, переходят к арендатору. Например, это происходит в следующих случаях (п. 25 ФСБУ 25/2018):

1. В договоре предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды.

2. Арендатор имеет право выкупить предмет аренды, и цена выкупа существенно меньше справедливой стоимости.

3. Срок действия договора аренды сопоставим со сроком службы предмета аренды.

4. Приведенная стоимость будущих арендных платежей и справедливая стоимость предмета аренды сопоставимы.

5. Только арендатор может использовать предмет аренды без существенных изменений.

6. Арендатор может продлить договор на условиях, которые значительно выгоднее рыночных.

Это открытый перечень — арендодатель может признать аренду финансовой и в других ситуациях, когда экономические выгоды и риски переходят к арендатору.

Если арендодатель ведет упрощенный бухучет, он обязан признавать аренду финансовой только в первых двух ситуациях из перечня (п. 28 ФСБУ 25/2018).

Подарок для наших читателей — запись вебинара по нюансам применения ФСБУ 25/2018. Полтора часа подробного разбора новаций стандарта на конкретных примерах! Автор курса — участник разработки новых ФСБУ и генеральный директор Академии «Регламент» Алексей Иванов

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

нюансы применения от Алексея Иванова

Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Что такое инвестиция в аренду и как определить ее стоимость

При финансовой аренде арендодатель инвестирует деньги в покупку или создание объекта аренды, а затем получает доход в виде арендных платежей. Этот доход должен компенсировать затраты и обеспечить прибыль арендодателя. Инвестиция в аренду оценивается по чистой стоимости, для определения которой сначала рассчитывается валовая стоимость инвестиции в аренду.

Валовая стоимость инвестиции в аренду — это сумма будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости (п. 33 ФСБУ 25/2018). То есть весь доход, который арендодатель получит от предмета аренды во время действия договора и по его окончании.

Ликвидационная стоимость называется негарантированной, потому что ее может и не быть. Например, объект аренды за время действия договора пришел в негодность и никаких доходов от него больше получить нельзя.

Чистую стоимость инвестиции в аренду можно оценить и без расчета валовой стоимости, но последняя потребуется для определения ставки дисконтирования, по которой будут начисляться проценты по инвестиции в аренду в течение срока аренды.

Чистая стоимость инвестиции в аренду — это справедливая стоимость предмета аренды плюс дополнительные затраты арендодателя, связанные с арендой. Например, это могут быть расходы по доставке предмета аренды, если по договору доставкой должен заниматься арендодатель.

В ФСБУ 25/2018 нет определения справедливой стоимости. В приложении А к МСФО (IFRS) 16 справедливая стоимость в целях учета аренды определена как цена актива или размер обязательства в сделке между хорошо осведомленными независимыми сторонами.

Бухгалтерский методологический центр (БМЦ) в Рекомендации Р-133/2021-ОК при определении справедливой стоимости предмета аренды рекомендует ориентироваться, в первую очередь, на цену его приобретения арендодателем. Рекомендации в области бухгалтерского учета необязательны к применению, но являются нормативным документом, которым бухгалтер может руководствоваться. Поэтому стоит применять этот простой подход. 

Как отражать инвестиции в аренду в бухгалтерском учете

При передаче предмета аренды нужно признать в учете чистую стоимость инвестиции в аренду. Для этого нужно списать балансовую стоимость объекта и (или) затраты арендодателя, связанные с ним (п. 34 ФСБУ 25/2018):

Дт 76 Кт 01 (03, 60…)

Если справедливая стоимость отличается от балансовой, разницу нужно отнести на доходы или расходы текущего периода:

Дт 76 Кт 91.1 или Дт 91.2 Кт 76

В течение срока аренды чистую стоимость инвестиции нужно корректировать (п. 36 ФСБУ 25/2018):

1. Увеличивать на сумму начисляемых процентов, которые следует относить на доходы текущего периода (п. 37 ФСБУ 25/2018):

Дт 76 Кт 91.1

2. Уменьшать на сумму платежей, поступивших от арендатора:

Дт 51 (50) Кт 76

Проценты нужно начислять по ставке дисконтирования и подобрать ее так, чтобы приведенная валовая стоимость инвестиции в аренду на дату передачи объекта была равна ее чистой стоимости.

При возврате арендатором предмета финансовой аренды, арендодатель должен поставить его на баланс и списать оставшуюся стоимость инвестиции в аренду (п. 40 ФСБУ 25/2018)

Пример.

Компания 31.12.2021 года приобрела автомобиль за 1 100 000 руб. и сдала его в аренду на два года. Арендная плата — 700 000 руб. в год, даты оплаты: 31.12.2022 и 31.12.2023. В конце срока аренды арендатор должен выкупить автомобиль за 150 000 руб.

Чтобы определить валовую стоимость инвестиции в аренду (ВСИ) нужно сложить будущие платежи за два года и прибавить к ним негарантированную ликвидационную стоимость — цену выкупа:

ВСИ = 700 000 руб. х 2 + 150 000 руб. = 1 550 000 руб.

Арендодатель купил автомобиль по рыночной цене, дополнительных затрат не было. Поэтому чистая стоимость инвестиции в аренду (ЧСИ) равна затратам на покупку —1 100 000 руб.

Ставку нужно подобрать так, чтобы с учетом графика платежей при дисконтировании 1 550 000 руб. получилось 1 100 000 руб.

Для расчета удобно воспользоваться функцией Excel ЧИСТВНДОХ.

Аргументы функции — это суммы и даты платежей. Расходы арендодателя нужно учесть с минусом, а поступления от арендатора — с плюсом.

Расчетная ставка дисконтирования — 25,304%

31.12.2021

Дт 76 Кт 60 1 100 000 руб. — учтена чистая стоимость инвестиции в аренду

31.12.2022

Дт 76 Кт 91.1 278 348 руб. — начислены проценты по инвестиции в аренду за 2022 год (1 100 000 руб. х 25,304%)

Дт 51 Кт 76 700 000 руб. — поступила арендная плата за 2022 год

Чистая стоимость инвестиции в аренду на 31.12.2022:

ЧСИ2022 = 1 100 000 руб. + 278 348 руб. – 700 000 руб. = 678 348 руб.

31.12.2023

Дт 76 Кт 91.1 171 652 руб. — начислены проценты по инвестиции в аренду за 2022 год (678 348 руб. х 25,3044%)

Дт 51 Кт 76 700 000 руб. — поступила арендная плата за 2022 год

Д 01 К 76 150 000 руб. — признан в учете возвращенный предмет аренды по негарантированной ликвидационной стоимости

Чистая стоимость инвестиции в аренду на 31.12.2023:

ЧСИ2023 = 678 348 руб. + 171 652 руб. – 850 000 руб. = 0 руб.

Чистую стоимость инвестиции в аренду нужно проверять на обесценение по правилам МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (п. 38 ФСБУ 25/2018). В ФСБУ 25/2018 не указан порядок отражения в учете убытка от обесценения инвестиций в аренду. Здесь можно воспользоваться нормами МСФО и рекомендациями БМЦ. В п. 60 МСФО (IAS) 36 сказано, что обесценение активов в общем случае нужно относить на финансовый результат текущего периода. БМЦ рекомендует открыть для учета обесценения отдельный субсчет к счету 02 (п. 2 Рекомендации Р-56/2015-КпР). Таким образом, проводка при обесценении инвестиции в аренду будет следующая:

Дт 91.2 Кт 02

Негарантированная ликвидационная стоимость предмета аренды может измениться. Например, объект морально или физически устарел и арендодатель не может рассчитывать на тот доход, который он предполагал получить от него по окончании срока аренды. В этом случае нужно скорректировать чистую стоимость инвестиции в аренду, как изменение оценочного значения (п. 39 ФСБУ 25/2018). 

Как раскрывать информацию об инвестициях в аренду в бухгалтерской отчетности

В ФСБУ 25/2018 нет порядка отражения инвестиций в аренду в бухгалтерском балансе, а в форме бухгалтерского баланса нет специальных статей для этого вида активов. БМЦ в Рекомендации Р-147/2023-ОК предлагает поступать так:

1. По умолчанию инвестиции в аренду отражать в статье «Финансовые вложения» в составе внеоборотных активов (строка 1170 баланса). 

2.  Если у компании есть инвестиции в аренду со сроком погашения арендаторами в течение 12 месяцев после отчетной даты, то их можно выделить и отразить в статье «Финансовые вложения» в составе оборотных активов (строка 1240 в полной форме баланса или строка 1230 в сокращенной форме).

3. Если инвестиции в аренду в соответствии с требованиям учетной политики являются существенными, их следует показать в виде отдельных статей в группе финансовых вложений в рамках оборотных и внеоборотных активов.

Арендодатель обязан с учетом существенности раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию о влиянии аренды на финансовое положение компании и результаты ее деятельности. По умолчанию сведения следует предоставлять в табличной форме, кроме ситуаций, когда другая форма позволяет раскрыть информацию в более удобном для восприятия варианте (п. 43 ФСБУ 25/2018)

Объекты учета аренды нужно показывать развернуто — без зачета между статьями актива и пассива баланса (п. 44 ФСБУ 25/2018).

В частности, арендодатель должен раскрывать такую информацию об инвестициях в аренду (п. 45 и п. 47 ФСБУ 25/2018).

1. Поступление денег в рамках договора аренды до передачи предмета аренды.

2. Сопоставление валовой и чистой стоимости инвестиции в финансовую аренду.

3. Сведения о существенных корректировках чистой стоимости инвестиции в финансовую аренду.

4. Правила расчета негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды.

5. Распределение потенциальных поступлений от аренды: по годам за первые пять лет и общая сумма — на оставшийся период до окончания срока действия договора.

6. Потенциальные поступления от предполагаемого выкупа предмета аренды. 

Если вам кажется, что ФСБУ 25/2018 очень сложный, то приходите на курс Академии «Регламент» по бухучету аренды, и мы научим применять его на практике. Вы научитесь вести учет аренды у арендатора и арендодателя, освоите операции по учету аренды в 1С, и получите уверенный навык дисконтирования.

ФСБУ 25/2018: как применять самый сложный стандарт

Онлайн-курс Алексея Иванова: лекции, домашки, живые разборы, сертификат

Реклама: ООО «АКАДЕМИЯ «РЕГЛАМЕНТ», ИНН 7801725668, erid: LjN8Jxvnj

Начать дискуссию

Роспатент получил на 32% больше заявок на регистрацию брендов

За первые четыре месяца 2024 года бизнес подал больше 44 тысяч заявок в Роспатент.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Практически каждый работодатель несет затраты на командировки. Чтобы учесть такие расходы, необходимо подтвердить их документально. Разбираем, какие документы для этого понадобятся.

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Заболевшие родители будут получать пособие, даже если уже в отпуске по уходу за ребенком

Родители сталкиваются с отказами Социального фонда в предоставлении пособия по временной нетрудоспособности одному из родителей, когда второй находится в отпуске по уходу за ребенком. Депутаты планируют это исправить.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ВС обобщил судебную практику по спорам о нарушении авторских и смежных прав в интернете: главные выводы

Президиум Верховного Суда 29 мая утвердил Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в сети Интернет.

ВЭД

БРИКС будет развивать независимую систему внешних расчетов

Расчеты по внешнеэкономическим контрактам планируют вести в цифровых валютах. Страны БРИКС активно ищут альтернативные способы платежей.

Требования налоговиков можно обрабатывать с помощью искусственного интеллекта

Российская IT-компания создает нейросеть, которая может быстро подбирать нужные документы по запросам ФНС и налоговых. Бухгалтеру нужно только проверить данные и вовремя отправить ответ на требование.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предложения Ильинского Предпринимательского клуба по налоговой реформе. Обзор для бухгалтера

30 мая 2024 года в помещении Торгово-Промышленной палаты РФ проходили Общественные обсуждения Ильинского Предпринимательского клуба проходили при участии представителей бизнеса, науки, юридических компаний и налоговых экспертов.

Банкротство ИП: как происходит и какие будут последствия

Рассказываем, что представляет собой процедура банкротства ИП, в каких ситуациях предприниматель признается банкротом и какие у этой процедуры последствия.

Банкротство ИП: как происходит и какие будут последствия

По заявлению и уведомлению работодатель должен предоставить сотруднику социальный вычет по НДФЛ

Чтобы получить социальный налоговый вычет по НДФЛ на лечение, обучение, фитнес, не обязательно ждать окончания года и сдавать декларацию 3-НДФЛ. Оформить вычет можно через работодателя.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу

Компании часто привлекают внештатных исполнителей на проектные, разовые задачи или нерегулярный объем услуг. Разбираемся, с кем безопаснее сотрудничать по ГПХ — с плательщиками налога на профдоход или с физическими лицами без специального статуса.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу
Импорт

Уголовная ответственность может грозить тем, кто ввозит контрафакт

Статью УК за оборот контрафакта дополнят наказанием для импортеров, которые ввозят товары без маркировки в Россию.

Как открыть магазин по продаже пива: гид для новичков

Бизнес на разливных пенных напитках считается одним из стабильных и достаточно быстро окупает вложения. Продукция востребована, независимо от времени года, кризиса и прочих обстоятельств.

Как открыть магазин по продаже пива: гид для новичков
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Блокировка банковского счета налоговой инспекцией: что делать

Разберем алгоритм действий при блокировке банковского счета налоговой инспекцией.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Импорт

Импортерам добавят отчетности

В России начинается проведение эксперимента по обеспечению импортерами утилизации отходов и упаковки от использования отдельных групп товаров.

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Отношение к роботизации в обществе неоднозначное. Ее сторонники считают, прогресс в XXI веке иначе невозможен, а противники опасаются, что повсеместная замена человека машиной приведет к массовой безработице. Как на самом деле внедрение роботов влияет на рынок труда в целом и на отдельно взятую компанию в частности?

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Увольнение генерального директора по собственному желанию в 2024 году

Для того, чтобы рядовой сотрудник компании получил в трудовой книжке запись об увольнении по собственному желанию, ему достаточно в письменной форме уведомить руководство о своем намерении, отработать утвержденные законом две недели, необходимые организации для поиска нового работника, забрать документы в отделе кадров, собрать личные вещи в коробку и попрощаться с коллегами. А вот процесс увольнения генерального директора более длителен и сложен. Сейчас расскажем почему.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Сбер запускает банкоматы в Луганске, Донецке и Макеевке

Жители новых регионов смогут оформлять карты Сбербанка, открывать вклады, брать кредиты и заключать договоры об обслуживании юридических лиц.

Платить ли взносы и НДФЛ с командировочных, если не совпадают даты в документах

Расходы, в случаях, когда работник выехал в командировку раньше или задержался, можно учесть в расходах для целей налогообложения, но должно быть письменное разрешение руководителя на эти даты.

Платить ли взносы и НДФЛ с командировочных, если не совпадают даты в документах

Своим сальдо ЕНС можно поделиться с другой компанией или ИП

Можно сделать зачет суммы переплаты на ЕНС в счет другого лица.

Интересные материалы

Перерегистрация ККТ: когда и как провести

Применять ККТ разрешено только после того, как произойдет ее регистрация в налоговой. В дальнейшем может потребоваться перерегистрировать онлайн-кассу. В нашем материале разберем случаи, когда должна проводиться эта процедура. Поговорим о том, как заполнить соответствующее заявление и какой код причины в нем указать.

Перерегистрация ККТ: когда и как провести