Как отразить в бухгалтерском учете ремонт оборудования в аренде

ФСБУ 25/2018 существенно изменил порядок бухгалтерского учета аренды. Изменения коснулись и ремонта арендованного имущества. Рассказываем, как правильно учитывать затраты на ремонт арендованного оборудования в бухгалтерском учете арендатора и арендодателя.
Как отразить в бухгалтерском учете ремонт оборудования в аренде
Иллюстрация: Академия «Регламент»

Бухгалтерский учет ремонта арендованного оборудования у арендатора

В бухгалтерских стандартах по учету аренды и основных средств нет специального порядка учета затрат на ремонт арендованных объектов.

Арендованные основные средства для арендатора с экономической точки зрения не отличаются от собственных. Поэтому, если арендатор по договору сам ремонтирует арендованное оборудование, можно учитывать это как ремонт собственных объектов.

Учет затрат на ремонт при стандартном учете аренды

В рамках стандартного учета аренды арендатор должен признать право пользования активом (ППА).

Если ремонт проведен до получения предмета аренды, его стоимость признается затратами арендатора на приведение предмета аренды в работоспособное состояние. Такие затраты включаются в фактическую стоимость ППА (пп. «в» п. 13 ФСБУ 25/2018).

Если ремонт проведен уже во время эксплуатации арендованного основного средства, его учет зависит от вида ремонта.

Текущий ремонт арендованных основных средств нужно отнести к расходам периода по обычным видам деятельности (п. 16 ФСБУ 26/2020, п. 7 ПБУ 10/99).

Капитальный ремонт учитывается в зависимости от длительности межремонтного периода и существенности затрат по аналогии с капитальными вложениями в восстановление собственных основных средств:

  1. Если межремонтный период превышает 12 месяцев (операционный цикл, превышающий 12 месяцев), а затраты на ремонт существенны, то затраты на ремонт отражаются как отдельный инвентарный объект основных средств (п. 10 ФСБУ 6/2020).

  2. Затраты на капитальный ремонт, не соответствующий этим ограничениям, относятся на увеличение фактической стоимости ППА (п. 5 ФСБУ 26/2020, п. 24 ФСБУ 6/2020).

      Вид ремонта

До передачи объекта

После передачи объекта

Текущий

Формирует фактическую стоимость ППА

Включается в текущие расходы

          Капитальный

Увеличивает балансовую стоимость ППА или формирует отдельный инвентарный объект

Подарок для наших читателей — запись вебинара по нюансам применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Полтора часа подробного разбора новаций стандарта на конкретных примерах! Спикер — участник разработки новых ФСБУ и генеральный директор Академии «Регламент» Алексей Иванов

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

нюансы применения от Алексея Иванова

Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Порядок учета капитального ремонта арендованного объекта и критерий существенности нужно закрепить в учетной политике. Пример формулировки:

Затраты на капитальный ремонт арендованных объектов основных средств формируют отдельный инвентарный объект, если одновременно выполняются следующие условия:

1.   Сумма затрат на ремонт превышает 20% от балансовой стоимости права пользования активом по данном объекту.

2.   Межремонтный период по данной категории ремонтов превышает 12 месяцев.

Учет амортизации по данному объекту ведется тем же методом, что и амортизация ППА по арендованному объекту. Срок полезного использования равен периоду с даты признания в учете затрат на ремонт и до окончания срока действия договора аренды

Если указанные выше критерии не выполняются, то затраты на капитальный ремонт увеличивают балансовую стоимость ППА по арендованному объекту.

Пример 1.

31.12.2022 компания «ПромДеталь» взяла в аренду без выкупа на 5 лет станок. Приведенная стоимость будущих арендных платежей на дату передачи равна 140 000 руб. Арендатор потратил на монтаж и подключение станка 10 000 руб. Работы проводила сторонняя организация.

31.12.2023 арендатор принял работы по капитальному ремонту станка силами стороннего подрядчика. Стоимость работ — 35 000 руб. Такой ремонт нужно проводить каждые 2 года. Согласно учетной политике, капитальный ремонт арендованного основного средства формирует отдельный инвентарный объект, если затраты превышают 30% от балансовой стоимости ППА.

31.12.2022

Дт 08 Кт 60 10 000 руб. — затраты на монтаж и подключение станка включены в ППА.

Дт 08 Кт 76 140 000 руб. — первоначальная стоимость обязательства по аренде включена в ППА.

Дт 01 Кт 08 150 000 руб. — признано ППА.

31.12.2023

Дт 20 Кт 02 30 000 руб. — начислена амортизация ППА за 2023 год.

Затраты на капремонт меньше, чем 30% от балансовой стоимости ППА (120 000 х 30% = 36 000 руб.). Поэтому они относятся на увеличение ППА.

Дт 08 Кт 60 35 000 руб. — признаны затраты на капремонт.

Дт 01 Кт 08 35 000 руб. — затраты на капремонт включены в стоимость ППА.

Учет затрат на ремонт при упрощенном учете аренды

Если арендатор ведет упрощенный учет аренды, то ППА и обязательства по аренде у него нет. Неважно, когда проведен ремонт — до передачи объекта, или после, так как стоимость ППА не формируется. Таким образом, текущий ремонт арендованного оборудования при упрощенном учете аренды в любом случае следует относить на текущие расходы организации,

Капитальный ремонт арендованных объектов нужно отнести к текущим расходам, если он не соответствует критериям для признания отдельного объекта из п. 10 ФСБУ 6/2020: затраты несущественны и (или) межремонтный период короче 12 месяцев, либо операционного цикла.

Если же капремонт соответствует этим критериям, по нему необходимо сформировать отдельный инвентарный объект так же, как и при стандартном учете аренды.

          Вид ремонта

Соответствие критериям п. 10 ФСБУ 6/2020

соответствует

не соответствует

Текущий

х

Включается в текущие расходы

Капитальный

Формирует отдельный инвентарный объект

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что компания «ПромДеталь» ведет упрощенный учет аренды.

31.12.2022

Дт 20 Кт 60 10 000 руб. — отражены затраты на монтаж и подключение станка.

31.12.2023

Дт 20 Кт 60 35 000 руб. — отражены затраты на капитальный ремонт.

Бухгалтерский учет ремонта оборудования, сданного в аренду, у арендодателя

Учет затрат на ремонт при финансовой аренде

В рамках финансовой аренды арендодатель признает в бухучете инвестицию в аренду. Чистая стоимость инвестиции в аренду состоит из справедливой стоимости предмета аренды и затрат арендодателя, связанных с договором аренды. Эти затраты включают в чистую стоимость инвестиции в аренду по мере их произведения (п. 33, 34 ФСБУ 25/2018)

Таким образом, если по договору аренды за ремонт отвечает арендодатель, то все затраты на ремонт будут увеличивать чистую стоимость инвестиции в аренду. Это относится, как к текущему, так и к капитальному ремонту.

Пример 3.

Компания «Старт» сдает в аренду станок, приобретенный за 500 000 руб.

Чистая стоимость инвестиции в аренду (ЧСИ) на момент передачи равна справедливой стоимости станка, так как никаких дополнительных затрат у арендодателя на этот момент не было. Так как станок приобретен по рыночной цене, то это и будет его цена приобретения:

Дт 76 Кт 60 500 000 руб. — отражена ЧСИ.

Через полгода арендодатель провел текущий ремонт станка на сумму 15 000 руб. силами сторонней организации. Эти затраты увеличили ЧСИ:

Дт 76 Кт 60 15 000 руб.

Учет затрат на ремонт при операционной аренде

В рамках операционной аренды экономические выгоды и риски, связанные с владением предметом аренды, несет арендодатель (п. 26 ФСБУ 25/2018).

Если по договору аренды ремонт финансируется за счет арендодателя, то затраты на ремонт оборудования, сданного в аренду, нужно учитывать так же, как по объектам основных средств, которые использует сам арендодатель:

1. Затраты на текущий ремонт включаются в расходы периода:

Дт 20, 25, 26… Кт 60, 10, 69, 70…

2. Затраты на капитальный ремонт увеличивают балансовую стоимость объекта или формируют отдельный объект в зависимости от межремонтного интервала и существенности затрат:

Дт 08 Кт 60, 10, 69, 70…

Дт 01 Кт 08

Пример 4.

Воспользуемся условиями примера 3, но предположим, что аренда станка является операционной. Тогда станок будет числиться на балансе ООО «Старт», а затраты на текущий ремонт будут включены в расходы периода:

Дт 20 Кт 60 15 000 руб.

Вид ремонта

Финансовая аренда

Операционная аренда

            Текущий

Увеличивает чистую стоимость инвестиции в аренду

Включается в текущие расходы

Капитальный

Увеличивает балансовую стоимость объекта или формирует отдельный инвентарный объект

ФСБУ 25/2018: как применять самый сложный стандарт

Онлайн-курс Академии «Регламент»: лекции Алексея Иванова, домашки, живые разборы, сертификат

Реклама: ООО «АКАДЕМИЯ «РЕГЛАМЕНТ», ИНН 7801725668, erid: LjN8JxKKz

Начать дискуссию

Должникам вернут оставшиеся после банкротства деньги на покупку жилья

Конституционный Суд постановил распространить иммунитет на деньги, полученные от продажи единственного ипотечного жилья банкрота. Остаток средств исключат из конкурсной массы, чтобы должник смог приобрести новое жилье.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Налоговые перспективы на 2025 год. Налогообложение бизнеса

Какими будут налоговые ставки для бизнеса в 2025 году и останется ли у налогоплательщиков желание заниматься оптимизацией налогов.

ИП на ОСНО учитывают доходы и расходы по правилам от 2002 года

ИП на общем режиме платят НДФЛ. Доходы уменьшаются на профессиональный налоговый вычет. При этом размер вычета не может быть больше размера доходов. То есть убытки не учитываются.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Центробанк назвал платежный рынок России одним из самых технологичных в мире

Регулятор вместе с банками планирует усовершенствовать работу цифровых финансовых сервисов.

Как бизнесу оптимизировать кредитную нагрузку

Развитие бизнеса часто требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Многие предприниматели обращаются за кредитами, чтобы закупить новое оборудование или запустить инновационный проект. При этом важно знать, как оптимизировать кредитную нагрузку, чтобы эффективно использовать заемные средства и снизить риски неплатежеспособности.

Как бизнесу оптимизировать кредитную нагрузку

Отпуск при работе по совместительству

Разбираемся, чем отличаются совмещение и совместительство, какие есть правила оформления отпуска по совместительству и почему это удобно делать в системе КЭДО EasyDocs.

Отпуск при работе по совместительству
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Мошенники заставляют заемщиков вкладывать кредитные средства в финансовые пирамиды

Сбер нашел мошенников, которые погашали кредиты сразу за нескольких заемщиков. Это позволило выявить новую схему финансовых пирамид.

Как обменять криптовалюту на наличные в Москве и СПБ

С учетом постоянно меняющихся цен на криптовалюту, многие сегодня ищут способы не только купить, но и выгодно продать криптовалюту: за наличные. Прибыль от удачной перепродажи зачастую превышает 200–300%, и такой возможностью явно не стоит пренебрегать! К счастью, в России ее по-прежнему не заблокировали, и любой желающий может свободно обменивать коины, используя легальные онлайн- и офлайн-сервисы!

Как обменять криптовалюту на наличные в Москве и СПБ

Пострадавшим на производстве не придется ждать страховые выплаты при затянувшемся расследовании

Минюст зарегистрировал изменения, которые Минтруд внес в Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования.

Сравниваем 1С:ERP и 1С:КА: что общего и в чем разница  

В современном бизнесе существует множество процессов, которые сложно проконтролировать вручную. Поэтому автоматизация становится не роскошью, а необходимостью. 1С — это не только система для ведения бухгалтерского учета, но и целое семейство программных продуктов, в том числе для комплексной автоматизации бизнеса. Сравним два продукта — 1С:ERP и 1С:КА.

Сравниваем 1С:ERP и 1С:КА: что общего и в чем разница  

Что в работе с самозанятыми привлечет внимание ФНС и Минтруда

Налоговики будут искать признаки трудовых отношений в работе с самозанятыми, а также проводить проверки и запрашивать документы, которые обычно требуют по сделкам с другими контрагентами.

«Платформа ЭДО» улучшила сервис для пользователей 1С

Электронный документооборот «Платформа ЭДО» стал еще удобнее для бухгалтеров и предпринимателей, пользующихся программным обеспечением 1С. Обновления улучшили пользовательский интерфейс Обработки 1С для ЭДО (интеграции 1С для ЭДО).

«Платформа ЭДО» улучшила сервис для пользователей 1С
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Новые КБК в 2024 году по налогам и взносам

С 2024 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты налогов и взносов. При заполнении платежных поручений и отчетности следует использовать новые КБК — разобрали с экспертом все нюансы, чтобы вы свели ошибки к минимуму.

Новые КБК в 2024 году по налогам и взносам
ОСАГО

В России и Белоруссии будут действовать единые полисы ОСАГО

Автомобилисты смогут беспрепятственно въезжать в Белоруссию, а в случае ДТП связь со страховщиками будет проходить в электронном формате.

НДФЛ

Семья с двумя детьми не платит НДФЛ с продажи квартиры, если купила новую больше или дороже

Для семей с двумя и более детьми действует льгота при продаже жилья – при определенных условиях не будет НДФЛ при любом сроке владения.

Дробление бизнеса: когда есть риск?

НДС повысили, льготы по взносам отменили, конкуренты душат, спрос падает! Как можно в таких условиях законно платить ВСЕ налоги?

Дробление бизнеса: когда есть риск?

Роспатент получил на 32% больше заявок на регистрацию брендов

За первые четыре месяца 2024 года бизнес подал больше 44 тысяч заявок в Роспатент.

Как ускорить согласование документов в сельхоз-бизнесе. Кейс «АгроИнновации» и LDM

Агробизнес активно внедряет новые технологии — убирает лазером сорняки, создает «умные фермы» с искусственным интеллектом — но при этом нередко тратит много времени на подготовку бумажных документов, а то и вовсе теряет их. На примере нашего клиента рассказываем какая польза компаниям АПК от внедрения систем электронного документооборота.

Как ускорить согласование документов в сельхоз-бизнесе. Кейс «АгроИнновации» и LDM

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Практически каждый работодатель несет затраты на командировки. Чтобы учесть такие расходы, необходимо подтвердить их документально. Разбираем, какие документы для этого понадобятся.

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Интересные материалы

Заболевшие родители будут получать пособие, даже если уже в отпуске по уходу за ребенком

Родители сталкиваются с отказами Социального фонда в предоставлении пособия по временной нетрудоспособности одному из родителей, когда второй находится в отпуске по уходу за ребенком. Депутаты планируют это исправить.