Обучение для бухгалтеров

Продолжить сессию?

В России, как и в остальном мире, — бум образовательных онлайн-проектов. Однако в стране с долгой традицией всеобщего и бесплатного образования возникают естественные трудности с их монетизацией. Как на практике решают эту проблему основатели «онлайн-университетов»?

В России, как и в остальном мире, — бум образовательных онлайн-проектов. Однако в стране с долгой традицией всеобщего и бесплатного образования возникают естественные трудности с их монетизацией. Как на практике решают эту проблему основатели «онлайн-университетов»?

Урок начинается. На мониторе компьютера — профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Барбара Окли рассказывает, как устроен человеческий мозг и как он принимает решения. Видеолекция бесплатного курса «Научитесь учиться» на международной образовательной платформе Coursera построена так, чтобы не дать заскучать даже самому непоседливому слушателю. Преподаватель сыплет шутками, включает в презентацию смешные слайды и интерактивные схемы, на экране то и дело всплывают проблемные вопросы и термины, на которые стоит обратить внимание. По итогам курса из коротких видео слушателю предлагают пройти тест и получить сертификат за $39.

Coursera — один из первопроходцев рынка онлайн-образования и, несомненно, один из его столпов. Менее чем за три года в ряды сервиса студентов влилось более 11 млн человек, количество курсов, разработанных совместно с 117 вузами-партнерами, выросло до тысячи, а венчурные инвесторы вложили в компанию $85 млн. Платные сертификаты ведущих мировых вузов — основа бизнес‑модели компании: за доступ к большинству курсов сервис денег не берет, но за подтверждающий документ заплатить нужно. С конца 2013 года Coursera начала продвигать концепцию всеобщих бесплатных дистанционных курсов среди российских вузов: на сервисе появились курсы МФТИ, СПбГУ и Высшей школы экономики. Результаты неплохие: за год одиннадцать образовательных курсов ВШЭ собрали аудиторию почти в 300 тысяч.

Coursera пришла на подготовленную почву — западный бум дистанционного образования успел докатиться до России чуть раньше. Онлайн-обучение — один из немногих видов деятельности, который может выиграть от экономического кризиса: в такие времена, как известно, люди предпочитают инвестировать в себя.

Отечественный рынок онлайн-образования начал активно развиваться и привлекать инвестиции в 2013 году — всего годом позже запуска крупнейших мировых образовательных площадок, в числе которых Coursera, edX и Udacity. Первые образовательные стартапы у нас появились еще в 2009-2010 годах, однако развертывались они довольно вяло. Сказывались сравнительно низкое распространение интернета в регионах и стереотип о невысоком качестве дистанционных образовательных услуг. Сейчас картина меняется: по оценке J’son & Partners Consulting, в 2014 году в России насчитывалось более 50 крупных проектов в сфере онлайн-образования, совокупная аудитория которых достигла нескольких миллионов слушателей. Свыше 5% жителей страны хотя бы раз проходили обучение в интернете. Не исключено, что в ближайший год их число значительно возрастет, а расходы на дополнительное образование станут привычной статьей в персональных бюджетах россиян.

— Во времена экономической турбулентности возрастает потребность в более удобных и дешевых продуктах, — объясняет основатель образовательной платформы Uniweb Александр Оганов. — При этом онлайн-технологии меняют всю экономическую парадигму реализации образовательных услуг. Они позволяют экономить средства за счет устранения побочных трат, не затрагивая качество получаемых знаний. Рынок образовательных услуг в онлайне растет быстрее, чем успевает отреагировать классическая образовательная среда. Сложная процедура принятия решений не дает вузам динамично реагировать на меняющуюся на рынке ситуацию. А частные образовательные проекты отличаются мобильностью и высокой скоростью адаптации под рыночные изменения.

По оценкам игроков, рынок онлайн-образования в России растет на 30-40% в год. Существенную его долю занимает корпоративный сегмент. На дистанционное обучение переходят компании, которым необходимо регулярно проводить тренинги по новым продуктам или услугам для больших аудиторий, а также имеющие широкую сеть филиалов. Сегмент образовательных услуг для индивидуальных пользователей скромнее в 15-20 раз (400 млн рублей, по оценкам J’son & Partners), да и платят такие клиенты с меньшим энтузиазмом. Однако именно в нем, отчасти из‑за слабой конкуренции, запускается большинство стартапов. Они обкатывают на массовой аудитории схемы взаимодействия со слушателями, тестируют интерфейсы и контент, стараются заработать имя на рынке — и лишь потом адаптируют курсы для b2b-сегмента.

В отличие от Запада, провозгласившего уход от дорогостоящего обучения в колледжах и вузах к дистанционным курсам с открытым всем и каждому доступом, в России превалирует платное образование. По мнению Айнура Абдулнасырова, основателя компании LinguaLeo, российские пользователи в целом уже согласились с идеей, что образование в онлайне должно быть доступным, но не бесплатным. «Это не означает, что доступ к продукту клиент должен обязательно купить за деньги, — уточняет эксперт. — В интернете возможна модель, когда пользователь расплачивается тем, что приглашает попробовать сервис своих друзей и знакомых».

Ниш для успешной монетизации достаточно. Школьники хотят получить высокие баллы по ЕГЭ, чтобы поступить в престижный вуз. Студенты выбирают и пробуют разные профессии. Специалисты хотят лучше разбираться в своей профессии. Руководители и предприниматели стремятся быть эффективными. «Человек мечтает построить близкие отношения, быть хорошим мужем или женой, — даже этому можно обучать, если понимать, как это делать», — говорит Абдулнасыров. При этом эффективных способов монетизации на рынке, по сути, всего два: это либо подписка на сервис, в том числе по модели ограниченного бесплатного доступа, либо прямая продажа учебных курсов по фиксированной стоимости.

Один из самых перспективных сегментов онлайн-обучения — языковые курсы: по данным J’son & Partners, в России 78% всех слушателей курсов в интернете занимаются изучением английского. Монетизировать языковые сервисы при этом проще, чем остальные. Благодаря популярным офлайновым лингвистическим школам и частным репетиторам у пользователей уже сложилась многолетняя привычка платить за обу­чение. Курсы в онлайне обходятся дешевле (прежде всего из‑за экономии на аренде помещений), а потому привлекают довольно широкую аудиторию. К тому же уроки английского выбирают люди с высокой мотивацией: как правило, знание иностранного языка является необходимым условием для получения более высоко оплачиваемой должности.

Между тем онлайн-образованием заинтересовались государство и традиционные университеты. В школах этой осенью обещают показать электронные учебники, вузы планируют создать аналог Coursera в России. Пока этот сегмент осваивается довольно бессистемно, утверждает Максим Спиридонов из «Нетологии-групп». «С одной стороны, есть государственные инициативы и четко заявленная стратегия на «цифровизацию» образования, выделяются значительные бюджеты на внедрение дистанционного образования в школах и вузах. С другой —учреждения часто не знают, как освоить эти бюджеты. Деньги лежат мертвым грузом на счетах учебных заведений или создаются громоздкие программные комплексы для «нужд образования», функциональность которых под большим вопросом», — считает эксперт.

Без понимания планов регулятора по развитию рынка прогнозировать будущее онлайн-образования в России сложно. Даже успешные проекты могут увязнуть в многочисленных административно-бюрократических вопросах, связанных с нормативным регулированием отрасли. Вторая сложность — попасть в яблочко потребительского спроса и создать продукт высокого качества. Для этого мало снимать красивые видео­лекции: нужно понимать, что собой представляет процесс обучения и запоминания информации, как сделать обучение интересным и вовлекающим, как мотивировать слушателя. В конце концов, только эффективные образовательные методики, генерирующие реальные знания, убедят пользователей открыть кошелек.

Мои университеты

Создателю образовательной платформы Uniweb Александру Оганову удалось повторить в российских реалиях опыт Udacity и Coursera, запустивших онлайновые курсы при передовых американских университетах. Он «подписывает» отечественные вузы на организацию дистанционных курсов, помогает адаптировать под них учебную программу и отвечает за их продвижение. С вузов компания денег не берет — напротив, предлагает софинансирование запуска онлайн-программ на условиях дальнейшего разделения выручки. Специализация Uniweb — бизнес-обучение. Курсы посвящены менеджменту, маркетингу, юриспруденции, бухгалтерии и финансам, личной эффективности. Разрабатываются они таким образом, чтобы воссоздавать реальный образовательный процесс с видеолекциями, тестами, домашними заданиями, оценками и строгим контролем со стороны преподавателя. На создание стандартной онлайн-программы в 72 академических часа уходит 3-6 месяцев. Столько времени требуется команде из 34 специалистов (сценаристов, дизайнеров, методистов, программистов), чтобы превратить курс в максимально наглядный и понятный.

Внедрением образовательных программ по такой схеме заинтересовались десять столичных и региональных вузов, в том числе МГУ и МГИМО. В рамках платформы вузы предлагают 45 курсов, на которые сейчас подписано свыше 8,5 тыс. слушателей. И вузов, и программ могло бы быть больше, если бы не консерватизм традиционной образовательной среды. По наблюдениям Александра Оганова, руководство вузов в массе своей психологически не готово двигаться в сторону онлайна. Хотя прогресс есть: если на старте проекта переговоры с вузами о сотрудничестве растягивались до двух лет, то сейчас иногда можно уложиться в два-три месяца.

В Uniweb предусмотрено несколько направлений бизнес-курсов: самостоятельное обучение, повышение квалификации и профпереподготовка. В прошлом году была запущена программа MBA, совмещающая онлайн-задания с зачетными работами в офлайне. Средняя сумма заказа сильно разнится из‑за большого разброса в стоимости курсов: самый дешевый может стоить тысячу рублей, самый дорогой — сотни тысяч. Компания также создает индивидуальные дистанционные курсы под ключ для крупных корпораций — например, для «Русала». Тем не менее 85% оборота приносят прямые продажи образовательных услуг конечному потребителю.

— Мы никогда не пробовали монетизировать продукт как-то иначе, но тестировали различные варианты взаимодействия с целевой аудиторией, — рассказывает Александр Оганов. — Так, в 2013 году в линейку платных онлайн-курсов мы включили несколько вузовских курсов с бесплатным доступом. Это должно было создавать «воронку продаж» и увеличивать конверсию. Однако опыт не оказался успешным: уровень мотивации слушателей никак не изменился. Для монетизации необходимо предоставить клиенту не бесплатный продукт, а дополнительную ценность. В нашем случае эта ценность определяется официальными документами вузов, программы которых мы создаем и реализуем, — около 70% наших слушателей отдает предпочтение программам с дипломами.

Знания, умения, навыки

Проект «Нетология» начинался в 2011 году с семейного бизнеса по организации офлайновых семинаров по маркетингу: основатель компании Максим Спиридонов помогал с ними своей жене Юлии Микеде. В попытках привлечь дополнительную аудиторию он решил перенести процессы в онлайн и запустил сайт с веб-трансляцией семинаров. Со временем от офлайновых занятий компания отказалась совсем, сосредоточив свое внимание на двухмесячных интенсивных курсах по обучению востребованным интернет-профессиям (SMM‑менеджмент, интернет‑маркетинг, проектирование интерфейсов и другие). Выглядит это так: эксперты проводят вебинары, отвечают на вопросы, а по окончании лекции дают практические задания, которые затем проверяют в ручном режиме. В конце курса слушатели проходят финальный тест и защищают дипломный проект — презентуют его в онлайне перед руководителем и одногруппниками. Интенсивы приносят «Нетологии» основную выручку. Средняя стоимость короткого курса (48 часов теории и практики) — 9,9 тыс. рублей, длинного (78-84 часа) — 20,9 тыс. Занятия проходят в групповом режиме, в каждом наборе около 25-30 студентов.

Параллельно «Нетология» попыталась заинтересовать аудиторию, которая хочет восполнить пробел в какой-либо теме, но не готова проходить длительные и дорогие интенсивы и привязываться к строгому расписанию. В 2013 году компания запустила интерактивные курсы развития бизнес-навыков — видеозанятия, доступ к которым осуществляется по ежемесячной подписке. Здесь, например, можно послушать лекцию об организации доставки для интернет‑магазина или о краудфандинговом финансировании бизнеса. После каждого занятия слушатель выполняет задание на закрепление материала, а по окончании курса, который обычно состоит из 8-12 занятий, проходит тестирование и получает сертификат. Сегодня библиотека компании насчитывает 107 курсов и ежемесячно пополняется четырьмя новыми. Доступ к ней на месяц можно получить за 990 рублей, при покупке трехмесячного абонемента — за 890 рублей, годового — за 790. Школа обзавелась и собственным блогом, в котором ее эксперты дают практические советы, публикуются обзоры и аналитика по интернет‑маркетингу и интернет-бизнесу.

В августе 2014 года «Нетология» стала инициатором одного из первых слияний на российском рынке онлайн-образования. Она приросла центром онлайн-обучения «Фоксфорд», который предлагает платные курсы подготовки к школьным экзаменам и ЕГЭ, а также «натаскивает» школьников перед поступлением в вуз и участием в олимпиадах.

«Самые успешные и легко монетизируемые проекты в онлайн-обучении — это проекты в сфере дополнительного школьного образования, корпоративного образования и, конечно, обучение языкам, прежде всего английскому», — считает Максим Спиридонов. «Нетология» собирается наращивать мускулатуру во всех трех этих направлениях: в марте компания запустила корпоративную подписку на свои курсы и интенсивы и не исключает запуска языковых программ. По оценке J’son & Partners, совокупная выручка «Нетологии-групп» в 2014 году составила 110 млн руб.

Облачный атлас

Основатель онлайн-школы английского языка Skyeng Георгий Соловьев попытался максимально приблизить качество обучения через интернет к «живым» урокам. По его мнению, самая эффективная методика — общение один на один с преподавателем. К такому выводу он пришел еще будучи студентом Московского физико-технического института пять лет назад, когда сам начал дистанционно заниматься английским с преподавателем, живущим в другом городе, при помощи скайпа. Обучение в школе Skyeng, открытой в январе 2013 года, поначалу тоже велось с помощью видеозвонков. Сейчас это лишь один из инструментов образовательного процесса: прошлым летом компания запустила собственную платформу Vimbox, благодаря которой процесс обучения удалось сделать гораздо более удобным и технологичным.

Онлайн-платформа предоставляет доступ ученику и учителю в виртуальный класс. В нем они могут синхронно запускать аудио- и видеофайлы, работать вместе над заданиями, вести письменный чат и общаться голосом.

Придуманы и удобные инструменты, аналогов которым нет в офлайне. Например, система позволяет собирать важную для преподавателя статистику о прогрессе в обу­чении, подсчитывать количество ошибок или замерять паузы между заданным вопросом и ответами пользователя при выполнении домашнего задания. При необходимости она автоматически выдает сообщение о том, что ученик не укладывается в отведенное время и просит ускориться. Помимо интерактивной «рабочей тетради» в виртуальном классе имеется расписание занятий, ведется история уроков.

Важная особенность Skyeng — это существование персональных кураторов‑методистов. Еще на этапе пробного урока они помогают будущему ученику определиться с целью обучения, учитывают его пожелания, подбирают индивидуального преподавателя и помогают разработать тематику занятий. «Умная» платформа Vimbox принимает участие и в этом: она позволяет автоматически корректировать индивидуальные программы, а в дальнейшем научится подбирать пару «ученик — учитель» в зависимости от психологического темперамента и общих интересов. Кстати, за маркетинг в школе отвечает бывший директор по международному развитию «Яндекса» Александр Ларьяновский; он же вложил в стартап $300 тыс.

Сегодня в Skyeng ведут уроки более двухсот учителей, включая носителей языка. Это самый большой штат среди языковых онлайн-школ в Восточной Европе.

Бизнес‑модель сервиса проста — по сути, это то же репетиторство, только поставленное на онлайн-основу: все уроки в Skyeng платные, «пакеты» уроков предполагают скидку. По итогам 2014 года оборот школы достиг 66 млн рублей. В марте этого года школа заработала 7 млн рублей, увеличив за год выручку на 240%. Средний чек держится в районе четырех тысяч рублей — это примерная стоимость шести уроков с русскоязычным преподавателем. Сейчас компания работает только с частными учениками, однако начинает примеряться и к сегменту b2b. Тем более что в последнее время стала все чаще получать от крупных компаний предложения организовать корпоративные программы изучения языка.

— Кризис дает хороший шанс для развития образовательных проектов в онлайне, — считает Георгий Соловьев. — Потенциал для роста у них огромный, это видно даже на нашем примере. С конца осени мы наблюдаем настоящий наплыв учеников: количество единовременно обучающихся в школе выросло с тысячи до 1,8 тыс. человек. В последнее время к нам приходит около сотни новых пользователей в неделю, до этого в среднем прибавлялось не больше пятидесяти человек. Меняется и мотив для занятий. Если в середине прошлого года 55% новых учеников называли основной целью изучения языка желание путешествовать, то сейчас — карьерный рост или повышение своих компетенций ради сохранения действующих позиций. Рабочий мотив стал превалировать именно в последние полгода.

Львиная доля

Рыжего львенка из LinguaLeo знают многие из тех, кто хоть раз задавался целью подтянуть английский с помощью веб-сервиса или мобильного приложения. Виртуальное животное нужно кормить фрикадельками, которые зарабатываешь, ежедневно тренируясь в запоминании новых слов и выполнении заданий на грамматику. Игровые элементы, симпатичный интерфейс и необходимость регулярных занятий — секрет успеха проекта: сегодня LinguaLeo насчитывает более 11 млн зарегистрированных пользователей и является, по собственным оценкам, самым популярным в СНГ сервисом для изучения и практики английского языка.

Идея привлечь к образовательному процессу «мультяшного» льва родилась в самых настоящих джунглях. В конце 2009 года команда разработчиков во главе с выпускником ГУ-ВШЭ Айнуром Абдулнасыровым отправилась на полгода запускать стартап на тайский остров Ко Чанг. Абдулнасыров не понаслышке знал о наиболее действенных методиках обучения английскому языку: еще в студенческие годы он подрабатывал репетитором. В какой-то момент желающих учиться стало слишком много, и преподаватель начал передавать учеников знакомым иностранцам, желавшим подработать, за долю в гонораре. Так в 2006 году родилась школа «Клуб носителей языка», месячный оборот которого достигал 3 млн рублей. Через три года Абдулнасырову проект наскучил: он загорелся идеей создать удобный и интересный онлайновый сервис по изучению языка. Бета-версия LinguaLeo была запущена в марте 2010 года; с тех пор сервис обзавелся не только веб-интерфейсом, но и бесплатными мобильными приложениями.

Сегодня пользователи LinguaLeo имеют доступ к более 200 тыс. полезных материалов — аудио, видео, текстам; проходят 9 интерактивных тренировок, могут воспользоваться пятьюдесятью грамматическими и тематическими курсами и личным словарем, пополнять который можно по мере обучения. Контент растет лавинообразными темпами, поскольку пользователи могут добавлять его самостоятельно. В середине 2012 года Айнур Абдулнасыров заявил о планах проекта выйти на международный рынок. Компания начала с Бразилии: перевела сервис на португальский язык, подключила местные способы оплаты, запустила пиар-кампанию и рекламу в офлайне. Однако бизнес пошел слабо. Выяснилось, что бразильцы отдают предпочтение готовым цельным курсам, а не разрозненным тренировкам, где требуется порядочная самодисциплина. Тем не менее от амбиций стать мировым лидером в онлайн-обучении английскому языку LinguaLeo не отказывается. Летом 2014 года проект запустился в Турции; в планах — новые страны и новые языки (немецкий, испанский, итальянский, французский).

Сервис функционирует по модели freemium — основной контент с ограничениями предоставляется бесплатно, а за деньги можно купить годовую (в мобильной версии — и ежемесячную) подписку. Год «золотого статуса» LinguaLeo стоит, как пара часов обучения с репетитором по английскому языку. Поначалу компания продавала не подписку, а внутреннюю валюту — фрикадельки, на которые внутри сервиса можно приобрести дополнительный контент. Но подписка оказалась проще и понятнее для пользователей. Ту же бизнес‑модель Айнур Абдулнасыров реализует в своем новом проекте LeveL90.ru. «Это образовательная платформа, где для каждой тематики или профессии будет подготовлен единый курс, в котором можно достичь 90‑го уровня мастерства, — поясняет основатель проекта. — Первые три курса будут предназначены для роста эффективности компаний и предпринимателей: «Руководитель уровня 90», «Предприниматель уровня 90», «Командный игрок уровня 90». Доступ к курсам бесплатен, но по подписке можно получить более широкий функционал и возможности.

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Инвестиции

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Интересные материалы

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.