Не каждая унифицированная форма обязательна

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета, ...первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм (положение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако не всегда унифицированные формы обязательны к применению. Штрафные санкции из-за отсутствия таких форм или недостатков в их оформлении противозаконны...

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета... первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм (положение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако не всегда унифицированные формы обязательны к применению. Штрафные санкции из-за отсутствия таких форм или недостатков в их оформлении противозаконны...

Типовые формы нужно утвердить
До 2009 года в учетной политике организации не требовалось утверждать типовые формы первичной документации (п. 5 ПБУ 1/98). При этом типовыми считаются унифицированные формы. А вот начиная с этого года в учетной политике подлежат утверждению все применяемые формы «первички» - без каких-либо исключений (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н).
Спрашивается, разве унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России, не являются общеобязательными? Вопрос важный, давайте разбираться.

Как ведомственный акт становится нормативным
Вопреки широко распространенному мнению, среди унифицированных форм обязательны к применению не все. Дело в том, что постановления Госкомстата России межведомственного характера, не представлявшиеся на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ (Минюст), не считаются нормативными правовыми актами. Требования таких актов не приравниваются к обязательным государственным предписаниям, рассчитанным на многократное применение. Так вот, в Минюсте рассматривались не все постановления, которыми были введены унифицированные формы.

Действительно, в период утверждения постановлений, содержащих унифицированные формы, Госкомстат России являлся федеральным органом исполнительной власти. Правила издания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации были установлены постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее - Постановление № 1009) и разъясняются приказом Минюста от 4 мая 2007 г. № 88. Так вот в отношении некоторых постановлений Госкомстата России эти правила соблюдены не были. Заметим, что акты, признанные Минюстом не нуждающимися в государственной регистрации, также создают общеобязательные предписания при условии их опубликования.

Запрет на санкции
Разумеется, государственные штрафы за неприменение необязательных форм или несоблюдение ведомственных указаний по их заполнению незаконны. Эта очевидная позиция прямо поддержана пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 763). В нем установлено, что ненормативные акты федеральных органов исполнительной власти не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров, в том числе налоговых.

ФОРМЫ ПО УЧЕТУ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ

Действие Постановления № 1009 не распространяется на унифицированные формы по учету кассовых операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Они являются обязательными, хотя в Минюст не представлялись. А дело в том, что применение этих форм регламентировано нормативным правовым актом Банка России (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Банком России 22 сентября 1993 г. № 40).

Перечислим «ненормативные» унифицированные формы, актуальные для строительной компании. Несоблюдение этих форм подпадает под защиту Указа № 763:
- по учету работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100;
- по учету работы строительных машин и механизмов и работ в автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1998 г. № 78;
- по учету торговых операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132;
- по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденные постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66;
- по учету результатов инвентаризации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Ссылка на Указ № 763 не раз позволяла компаниям выиграть налоговые споры в связи с несоблюдением унифицированных форм. Примеры тому можно найти в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2008 г. № 09АП-11557/2008-АК и ФАС Поволжского округа от 19 июня 2008 г. № А55-13067/07, решении Арбитражного суда г. Москвы от 4 июня 2007 г. № А40-17914/07-139-101.


Формы «первички» в строительной деятельности
В центре внимания бухгалтеров строительных компаний - правила заполнения унифицированных форм КС. Рассмотрим их подробнее.
Утверждались формы КС двумя разными постановлениями Госкомстата России, данные о которых представлены в таблице.
Постановление Госкомстата РФРассмотрение в МинюстеНомера унифицированных форм
наименованиереквизиты
«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»от 30 октября 1997 г. № 71а (далее – Постановление № 71а)  По заключению Минюста данный документ в государственной регистрации не нуждается  № КС-6 № КС-11 № КС-14
«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»от 11 ноября 1999 г. № 100 (далее – Постановление № 100)Сведений о представлении в Минюст не имеется. Документ опубликован не был№ КС-2 № КС-3 № КС-6а № КС-8 № КС-9 № КС-10 № КС-17 № КС-18

На основании вышеизложенного формы, утвержденные Постановлением № 100, обязательными считаться не могут. Значит, требования по их применению и заполнению - элемент учетной политики строительной организации. При этом не следует забывать, что правом самостоятельной разработки документации обладают и ваши субподрядчики.
Между тем все формы КС сведены в Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. А пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете) обязывает применять формы, содержащиеся в таких альбомах. Но это требование распространяется только на формы, обязательные для применения всеми организациями на территории России. Основание - пункт 2 статьи 5 Закона о бухучете. Следовательно, Постановление № 100 под действие Закона о бухучете не подпадает.

В то же время следует соблюдать унифицированные формы по учету работ в капитальном строительстве, утвержденные Постановлением № 71а. На том основании, что данный документ, по заключению Минюста, в государственной регистрации не нуждается. Кроме того, он подпадает под действие совместного постановления Госкомстата России от 29 мая 1998 г. № 57а, Минфина России от 18 июня 1998 № 27н, зарегистрированного в Минюсте 16 июля 1998 г. № 1561.

Особенности применения форм
Таким образом, утверждение форм первичной документации в учетной политике заслуживает самого серьезного внимания.
И все же имейте в виду - отступление от необязательных унифицированных форм может повлечь судебное разбирательство с налоговиками, результаты которого могут быть не в пользу организации (см. постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2008 г. № 17АП-1798/2008-АК, ФАС Северо-Западного округа от 25 июня 2007 г. № А13-13207/ 2006-30). При этом доводы судей следующие. Постановлением Госкомстата России от 29 мая 1998 г. № 57а и Минфина России от 18 июня 1998 г. № 27н утвержден Порядок поэтапного введения в организациях (независимо от формы собственности), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации. Согласно указанному Порядку, с 1 января 1999 года первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 годах по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по разделам учета, в том числе по учету работ в капитальном строительстве.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФОРМУ № КС-2?
А в связи с применением формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» заметим, что она не предназначена для передачи результата работ от подрядчика к заказчику, как того требует пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ. Акт по форме № КС-2 необходим для формирования Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, которая служит целям текущего финансирования строительства.
В договоре подряда стороны вправе установить, что фор-
ма № КС-2 удостоверяет переход права собственности на результат работ при двух условиях. Во-первых, предмет договора не должен требовать применения обязательных форм № КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта» или № КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией». А во-вторых, при продолжающихся работах передается лишь результат, который может быть идентифицирован собственником. К примеру, сравните два варианта описания одних и тех же работ: «оштукатурено 100 кв. м» или «оштукатурена северная стена здания до уровня 3-го этажа». Какие «100 кв. м» переданы в первом случае - непонятно, о какой же собственности заказчика тогда можно вести речь?
Случается, что формами № КС-2 документируют «нестроительные» операции. Тем не менее применение ненадлежащего бланка не влечет недействительность документа. Главное - чтобы в нем были соблюдены все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете. Эту точку зрения подтверждает постановление ФАС Центрального округа от 20 октября 2008 г. № А14-3-2007610/28.

ОБЩИЙ ЖУРНАЛ РАБОТ
Обратите внимание: наряду с журналом № КС-6 «Общий журнал работ» необходимо вести общий журнал работ по образцу и в соответствии с порядком, утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 апреля 2007 г. № 7. Этот журнал обязателен, поскольку названный приказ зарегистрирован в Минюсте. А вот первичным документом он не считается.

Начать дискуссию

Как мы подбираем менеджеров по продажам за 2 недели

Владельцы бизнеса считают, что хорошего менеджера по продажам днем с огнем не сыскать. Но вся проблема заключается в подходе к найму этих специалистов. В этой статье я распишу пошаговый план найма МОП и расскажу о всех подводных камнях.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Если суд установит, что имеет место отмывание средств, деньги взыскать не получится

Дорогие читатели, приветствую вас! С вами на связи Ольга Ульянова аудитор. Матерые главбухи и юристы в курсе отчего в учете может появиться безнадежная дебиторская задолженность за поставленные товары или услуги, которая никогда не будет оплачена.

Если суд установит, что имеет место отмывание средств, деньги взыскать не получится

Уточнили порядок компенсации расходов пенсионеров-северян на проезд к месту отдыха

Правительство внесло изменения в правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории РФ пенсионерам-получателя страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностя, к месту отдыха и обратно.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Бухгалтеры говорят о ГТО, диспансеризации, налоговой реформе и амнистии по дроблению. Будет ли НДС ежемесячным на УСН? 🏋️‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1696

Оказалось, тема здоровья для бухгалтеров не менее важна, чем изменения в НК. Новость про 65 рублей прибавки к зарплате за ГТО очень взбудоражила клерк-сообщество, которое прошлось еще и критикой по существующей системе диспансеризации. С не меньшим пылом обсуждают и предстоящие поправки в НК, больше всего волнуют бухгалтеров НДФЛ и НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Минфин: ставка НДФЛ 22% — это сбалансированное предложение

Власти заявили, что приняли компромиссное решение по увеличению максимальной ставки НДФЛ для богатых.

ВС РФ: покупатель не обязан проверять адекватность цен. Даже очень низких

Продавец не может в одностороннем порядке изменить стоимость товара, даже если в магазине произошел технический сбой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ДНР начнут выдавать гранты для социальных предпринимателей

Участники СВО, которые хотят заниматься бизнесом, получат в ДНР статус социального предпринимателя. Они смогут заключать соцконтракты и претендовать на гранты до 500 000 рублей.

Бесплатно с Налоги, взносы, пошлины

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, как получать налоговые уведомления через Госуслуги.

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс
Инвестиции

Акционеры разных эмитентов смогут голосовать на собраниях онлайн

Инвесторы сэкономят время и смогут голосовать на собраниях эмитентов сразу в приложении брокера «ВТБ мои инвестиции».

Обрабатывающие производства с 2025 года: какой пониженный тариф, условия, перечень

Для обрабатывающих производств с 2025 года будет действовать пониженный тариф страховых взносов.

Маркетплейсы

Wildberries предложил наделить маркетплейсы функциями налогового агента

Маркетплейсы хотят самостоятельно удерживать налоги с селлеров в зависимости от их системы налогообложения. По мнению Татьяны Бакальчук, это позволит снизить нагрузку на малый бизнес.

ЦБ: для исполнения обязательств по ценным бумагам не всегда нужен счет «С»

Центробанк разъяснил применение временного порядка исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, установленного Указом президента.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: отели в Санкт-Петербурге подорожали в три раза, кафе будут украшать мхом, а у москвичей появилась виртуальная карта «Тройка»

Подготовили обзор главных событий дня — 4 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Общество

В примерной форме договора с детсадом с 4 июня новые положения о родительской плате

Минюст зарегистрировал приказ Минпросвещения с изменениями в примерную форму договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденную приказом Минобрнауки в 2014 году.

Способы повышения налоговой эффективности бизнеса

Основная цель создания и функционирования любой коммерческой организации — это получение прибыли. Но при ужесточении внешних факторов получать стабильную прибыль становится все сложнее. В такие сложные времена остро встает вопрос о повышении налоговой эффективности бизнеса и законном снижении налогового бремени. Рассмотрим несколько способов.

Способы повышения налоговой эффективности бизнеса
Ведение бизнеса

По системе франчайзинга начали работать 8 тысяч предприятий

Число предпринимателей, который работают по франшизе, увеличилось на 20%. Популярными направлениями бизнеса стали детские образовательные центры, компьютерные клубы и сфера общественного питания.

С 25 июля ждите требования по налоговым долгам в ЛК и на Госуслугах

Минюст зарегистрировал приказ ФНС с изменениями в формы требований об уплате, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности.

Коллекторы

Коллекторы готовы простить больше половины долгов за их быстрое погашение

Чтобы снизить сроки полного возращения долгов, получить больше клиентов и выиграть конкурентную борьбу, коллекторские агентства готовы дать должникам скидку в 56%.

Бесплатно с ФСБУ Бухгалтерская отчетность

Новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская финансовая отчетность»: ключевые изменения и особенности применения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Рассмотрим основные положения и значимые новшества, которые вводит стандарт ФСБУ 4/2023.

Новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская финансовая отчетность»: ключевые изменения и особенности применения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Интересные материалы

Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в мае 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений мая по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в мае 2024 года