Как составить положение об организации работы по охране труда

Скачайте образец и узнайте, где хранится и сколько.
Как составить положение об организации работы по охране труда
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Наши коллеги из clubtk.ru написали материал: как составить положение об организации работы по охране труда. С их разрешения мы перепечатываем статью полностью.

Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

Скачать образец положения об охране труда и технике безопасности в организации 2019.

Для чего необходимо

Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

  • перечень ответственных за ОТ лиц, их права и обязанности;

  • порядок разработки и осуществления мероприятий по обеспечению ОТ;

  • порядок осуществления контролирующих мероприятий в области ОТ;

  • порядок прохождения обучения для руководителей и специалистов;

  • порядок финансирования мероприятий по ОТ (бюджет, статьи расходов, источники денежных средств);

  • процедура назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда.

Порядок утверждения

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение

При разработке документа по ОТ рекомендуется придерживаться структуры, предложенной Приказом от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

Раздел

Содержание

Общие положения

Цель, нормативная база

Политика по ОТ

Принципы обеспечения безопасности рабочих условий

Цели предприятия

Цели работодателя в области ОТ

Обеспечение функционирования системы управления ОТ

Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами

Процедуры по обеспечению ОТ

Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков

Планирование мероприятий по реализации процедур

Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур

Контроль

Описание мероприятий по оценке условий труда

Планирование улучшений

План по усовершенствованию системы ОТ

Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи

Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации

Управление документами

Правила ведения и хранения документов по ОТ

Образец положения

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;

  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, и работы по улучшению условий труда;

  • обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т. п.;

  • разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;

  • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;

  • контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и(или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;

  • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;

  • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;

  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;

  • гарантии прав работников на охрану труда;

  • деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда, для создания здоровых и безопасных условий труда;

  • наличие квалифицированных специалистов по охране труда;

  • планирование мероприятий по охране труда;

  • неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;

  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;

  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;

  • формирование безопасных условий труда;

  • контроль за соблюдением требований охраны труда;

  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;

  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе;

  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

  • осуществляет общее управление охраной труда Общества;

  • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;

  • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;

  • обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;

  • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;

  • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;

  • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;

  • выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;

  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;

  • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т. п.;

  • осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

  • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;

  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;

  • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;

  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;

  • сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда, Фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор (если на опасном производственном объекте), Роспотребнадзор (если острое отравление), родителям (лицам, их заменяющим) пострадавшего лица, осуществляющего трудовую деятельность или проходящего производственную практику; принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;

  • заключает и организует совместно с профессиональным союзом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;

  • утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику;

  • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;

  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;

  • принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;

  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;

  • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;

  • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;

  • обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;

  • несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.

И т. д.

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом — Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В соответствии с этим законодательным актом, положение об ОТ подлежит хранению в течение 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных и опасных условий труда — в течение 75 лет.

Комментарии

1
  • TLBuh

    Барри (на картинке) в чем виноват?

Уточнили порядок компенсации расходов пенсионеров-северян на проезд к месту отдыха

Правительство внесло изменения в правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории РФ пенсионерам-получателя страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностя, к месту отдыха и обратно.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры говорят о ГТО, диспансеризации, налоговой реформе и амнистии по дроблению. Будет ли НДС ежемесячным на УСН? 🏋️‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1696

Оказалось, тема здоровья для бухгалтеров не менее важна, чем изменения в НК. Новость про вычет 65 рублей прибавки за ГТО очень взбудоражила клерк-сообщество, которое прошлось еще и критикой по существующей системе диспансеризации. С не меньшим пылом обсуждают и предстоящие поправки в НК, больше всего волнуют бухгалтеров НДФЛ и НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Минфин: ставка НДФЛ 22% — это сбалансированное предложение

Власти заявили, что приняли компромиссное решение по увеличению максимальной ставки НДФЛ для богатых.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ВС РФ: покупатель не обязан проверять адекватность цен. Даже очень низких

Продавец не может в одностороннем порядке изменить стоимость товара, даже если в магазине произошел технический сбой.

В ДНР начнут выдавать гранты для социальных предпринимателей

Участники СВО, которые хотят заниматься бизнесом, получат в ДНР статус социального предпринимателя. Они смогут заключать соцконтракты и претендовать на гранты до 500 000 рублей.

Бесплатно с Налоги, взносы, пошлины

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, как получать налоговые уведомления через Госуслуги.

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Акционеры разных эмитентов смогут голосовать на собраниях онлайн

Инвесторы сэкономят время и смогут голосовать на собраниях эмитентов сразу в приложении брокера «ВТБ мои инвестиции».

Обрабатывающие производства с 2025 года: какой пониженный тариф, условия, перечень

Для обрабатывающих производств с 2025 года будет действовать пониженный тариф страховых взносов.

Wildberries предложил наделить маркетплейсы функциями налогового агента

Маркетплейсы хотят самостоятельно удерживать налоги с селлеров в зависимости от их системы налогообложения. По мнению Татьяны Бакальчук, это позволит снизить нагрузку на малый бизнес.

ЦБ: для исполнения обязательств по ценным бумагам не всегда нужен счет «С»

Центробанк разъяснил применение временного порядка исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, установленного Указом президента.

⚡️ Итоги дня: отели в Санкт-Петербурге подорожали в три раза, кафе будут украшать мхом, а у москвичей появилась виртуальная карта «Тройка»

Подготовили обзор главных событий дня — 4 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Общество

В примерной форме договора с детсадом с 4 июня новые положения о родительской плате

Минюст зарегистрировал приказ Минпросвещения с изменениями в примерную форму договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденную приказом Минобрнауки в 2014 году.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Способы повышения налоговой эффективности бизнеса

Основная цель создания и функционирования любой коммерческой организации — это получение прибыли. Но при ужесточении внешних факторов получать стабильную прибыль становится все сложнее. В такие сложные времена остро встает вопрос о повышении налоговой эффективности бизнеса и законном снижении налогового бремени. Рассмотрим несколько способов.

Способы повышения налоговой эффективности бизнеса

По системе франчайзинга начали работать 8 тысяч предприятий

Число предпринимателей, который работают по франшизе, увеличилось на 20%. Популярными направлениями бизнеса стали детские образовательные центры, компьютерные клубы и сфера общественного питания.

С 25 июля ждите требования по налоговым долгам в ЛК и на Госуслугах

Минюст зарегистрировал приказ ФНС с изменениями в формы требований об уплате, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности.

Коллекторы готовы простить больше половины долгов за их быстрое погашение

Чтобы снизить сроки полного возращения долгов, получить больше клиентов и выиграть конкурентную борьбу, коллекторские агентства готовы дать должникам скидку в 56%.

Бесплатно с ФСБУ Бухгалтерская отчетность

Новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская финансовая отчетность»: ключевые изменения и особенности применения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Рассмотрим основные положения и значимые новшества, которые вводит стандарт ФСБУ 4/2023.

Новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская финансовая отчетность»: ключевые изменения и особенности применения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами
Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в мае 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений мая по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в мае 2024 года

ИП на ОСНО: как учитывать доходы и расходы

Предприниматель на ОСНО должен правильно вести КУДиР — книгу учёта доходов и расходов. На основании этих данных ИП будет рассчитывать все налоги, взносы и вычеты: если вести книгу неправильно, возможны проблемы с налоговой. Рассказываем, что сделать, чтобы не ошибиться.

ИП на ОСНО: как учитывать доходы и расходы

Интересные материалы

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы занять должность финансового директора

Средняя зарплата финансового директора с опытом — 200—250 тыс. руб., а на стартовых позициях вы можете зарабатывать от 110 до 180 тыс. руб. в месяц. На hh.ru представлено почти 1000 вакансий для специалистов, которые в профессии чуть больше года. Разбираемся, как бухгалтеру вырасти до финдира.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру