Открываем обособленное подразделение при УСН

Обособленное подразделение при УСН — когда это возможно, а когда нет? В статье мы разберемся, какой ответ на данный вопрос дает действующее законодательство. А еще расскажем, что необходимо сделать до и после открытия обособленного подразделения при УСН, какие уведомления куда нужно подать и что будет, если подразделение на учет вообще не поставить.
Открываем обособленное подразделение при УСН

Обособленное подразделение при УСН — когда это возможно, а когда нет? В статье мы разберемся, какой ответ на данный вопрос дает действующее законодательство. А еще расскажем, что необходимо сделать до и после открытия обособленного подразделения при УСН, какие уведомления куда нужно подать и что будет, если подразделение на учет вообще не поставить.

УСН и обособленное подразделение в 2021-2022 годах

Прежде чем открывать обособленное подразделение при УСН или переходить на упрощенку при наличии таких подразделений, нужно разобраться, допускает ли законодательство применение УСН налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.

Подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, имеющим филиалы.

Филиал — это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юрлица и осуществляющее все его функции или их часть, наделенное создавшим его юрлицом имуществом, действующее на основании утвержденных этим юрлицом положений и указанное в ЕГРЮЛ (пп. 2, 3 ст. 55 ГК РФ).

Налоговое законодательство имеет свое определение обособленного подразделения.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более 1 месяца. Под рабочим в этом случае понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и вне зависимости от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Как видим, понятие обособленного подразделения в НК РФ более широкое, чем филиал. Отсюда следует, что наличие у организации подразделений, которые не являются филиалами, не препятствует применению упрощенной системы налогообложения. Это не раз подтверждали и контролирующие органы (письма Минфина России от 22.04.2019 № 03-11-11/29010, от 05.06.2018 № 03-11-06/2/38208 и др.).

Таким образом, открыть обособленное подразделение при УСН в 2021-2022 годах можно. Главное, чтобы у него не было признаков филиала.

Таким представительством может быть, например, расположенный вне места нахождения головного офиса производственный цех, магазин или склад.

По месту нахождения каждого обособленного подразделения (кроме филиала или представительства) организации необходимо встать на учет в налоговом органе (пп. 1, 3, 4 ст. 83 НК РФ). Это необходимо сделать, даже если создано всего 1 рабочее место.

Как при открытии обособленного подразделения понять, что все идет хорошо? А уберечь бизнес от кризиса? Поможет управленческий учет! Все, что о нем надо знать бухгалтеру, директору и ИП — в нашем онлайн-курсе, сейчас его можно забрать по скидке.

Как поставить подразделение на учет в налоговой

Чтобы встать на учет в налоговой по месту нахождения обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, необходимо направить в инспекцию сообщение о создании обособленного подразделения.

Если подразделение является представительством или филиалом, постановку организации на учет по месту его нахождения инспекция осуществляет самостоятельно на основании сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 84 НК РФ).

Сообщение подается в инспекцию по месту учета организации (п. 4 ст. 83, подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Оно представляется по форме С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@. Срок направления — 1 месяц со дня создания подразделения. Внешне сообщение выглядит так:

Сообщение о создании обособленного подразделения (форма С-09-3-1)

Способы подачи сообщения следующие:

  • лично в инспекции (подает руководитель или уполномоченный представитель по доверенности);
  • по почте ценным письмом с описью вложения;
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме.

Получив сообщение, в течение 5 рабочих дней налоговая поставит на учет с последующим уведомлением заявителя (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ) — оно составляется по форме 1-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@. Приведем бланк такого уведомления:

форма 1-3-Учет

Представлять в ИФНС какие-либо документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, не требуется (п. 2.1 письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@).

Если создается несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым, встать на учет можно по месту нахождения одного из подразделений — по выбору организации. Сведения о выборе налоговой нужно указать в уведомлении по форме 1-6-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@, направляемом в инспекцию вместе с сообщением о создании ОП (п. 4 ст. 83 НК РФ).

форма 1-6-Учет

Что грозит за непостановку подразделения на учет

За нарушение срока направления в инспекцию сообщения об открытии обособленного подразделения организацию могут привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Это штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Должностным лицам организации при этом может грозить административная ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ — штраф от 300 до 500 руб.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК РФ, на организацию может возлагаться ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ, — штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Но на непостановку на учет ОП эта норма не распространяется.

Куда платить упрощенный налог и сдавать отчетность

Несмотря на наличие подразделений, уплата единого налога по УСН и авансовых платежей по нему производится полностью по месту нахождения организации (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).

По месту нахождения головного офиса подается и декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

О чем юрлица дополнительно информируют ИФНС в части исполнения обязанностей при открытии подразделения

С 2017 года все взносы, кроме взносов на травматизм, переданы в ведение налоговых органов и стали подчиняться требованиями НК РФ. В отношении обособленных подразделений (кроме находящихся за границей РФ) по взносам возникла обязанность (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ) сообщать в ИФНС о создании подразделений, наделенных правом начисления и выплаты зарплаты.

Форма сообщения утверждена приказом ФНС от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

В то же время, из фондов в отношении ставившихся там на учет обособленных структур юрлица по состоянию на начало 2017 года была передана информация в ИФНС. В связи с этим сообщение по ним в ИФНС делать тоже не требуется, если только у подразделения с 01.01.2017 не произошло изменений в полномочиях по начислению/выдаче зарплаты.

Постановка ОП на учет в ФСС

В части взносов на травматизм страхователь должен встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если (подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 11 ст. 22.1 закона «Об обязательном социальном страховании...» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, приказ ФСС РФ от 22.04.2019 № 217):

  • оно не находится за границей;
  • имеет собственный расчетный счет;
  • начисляет и выдает зарплату.

Встать на учет в ФСС по месту нахождения подразделения необходимо в течение 30 календарных дней с момента создания ОП (подп. 2 п. 1 ст. 6 закона № 125-ФЗ).

Порядок регистрации и перечень представляемых документов определяется приказом Минтруда России от 29.04.2016 № 202н. В соответствии с пп. 6, 10 для получения уведомления о регистрации (приложение 1 к вышеуказанному приказу) в фонд по месту нахождения подразделения представляются:

  • заявление (форма утверждена приказом ФСС РФ от 22.04.2019 № 217);

  • справку из банка об открытии счета подразделения;
  • документ, подтверждающий, что подразделение начисляет выплаты физлицам (например, копию положения об обособленном подразделении, где указано соответствующее полномочие).

Копии могут быть бумажными или электронными.

Всю прочую информацию фонд получает из ИФНС и других подразделений соцстраха в порядке межведомственного обмена.

В течение 3 рабочих дней со дня получения документов ФСС поставит организацию на учет с последующим уведомлением (п. 14 приложения 1 к приказу № 202н).

Копии

За нарушение срока регистрации ОП в ФСС фирму могут оштрафовать (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ):

  • при просрочке до 90 дней включительно — на 5000 руб.;
  • более 90 дней — на 10 000 руб.

Предусмотрен штраф и для руководителя юрлица — на сумму от 500 до 1 000 руб. (ст. 15.32 КоАП РФ).

Постановка ОП на учет в ПФР

В ПФР подразделение также регистрируется только в том случае, если оно начисляет выплаты работникам и имеет счет в банке (подп. 3 п. 1 ст. 11 закона «Об ОПС» от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Но сдавать в Пенсионный фонд никакие документы не надо. Мы уж упоминали о том, что при наделении ОП полномочиями по выплате вознаграждений физлицам, соответствующее сообщение вы направляетет в ИФНС. И уже она передает всю информацию в ПФР.

Срок подачи такого сообщения — месяц со дня издания приказа о наделении ОП соответствующими полномочиями (письмо Минфина от 05.05.2017 № 03-15-06/27777).

Итоги

При открытии обособленного подразделения юрлицу на УСН необходимо убедиться в отсутствии у этого подразделения всех признаков филиала во избежание потери права применения упрощенки. В остальном правила постановки на учет, уплаты налогов и сдачи отчетности по обособленным подразделениям не отличаются от правил, установленных для иных систем налогообложения.

Комментарии

1
  • ПБУ Фактура

    Очень неонятно написано по регистрации в ФСС

Ozon запустил новый сервис для финансирования поставщиков

Новая услуга Ozon Факторинга «Деньги за поставки» предназначена для компаний, которые предоставляют своим покупателям товары или услуги с отсрочкой платежа.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Упрощенцы станут плательщиками НДС. Что такое НДС при УСН

Как сейчас? Организации и ИП, которые применяют УСН, не являются плательщиками НДС. Исключением являются ситуации, когда эти налогоплательщики являются импортерами или агентами по НДС (например, при аренде гос или мунимущества).

Упрощенцы станут плательщиками НДС. Что такое НДС при УСН
УСН

Пока за изъятую недвижимость бизнес на УСН должен платить налог

Перечень доходов, не учитываемых при УСН, закрытый. И там нет возмещения за изъятие недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новые критерии и инструменты для выявления теневой зарплаты: кто и почему попадет под подозрение инспекторов

Борьба с теневыми зарплатами — это одно из актуальных направлений работы налогового ведомства в 2024 году.

Новые критерии и инструменты для выявления теневой зарплаты: кто и почему попадет под подозрение инспекторов
Банки

ВТБ заберет себе отделения крымского банка РНКБ

В 2025 году больше 200 отделений РНКБ начнут обслуживать клиентов под брендом ВТБ.

НДС

😤 Если на УСН не хочется платить НДС, придется подавать уведомление. На фоне очень упрощенного учета это будет очень болезненно, считает эксперт

С 2025 года организации и ИП на УСН по умолчанию становятся плательщиками НДС. То есть применение УСН уже не предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Базу по налогу на прибыль можно уменьшить на убытки прошлых лет. Но есть ограничения

Убытки, полученные в текущем году, учитывают в последующие годы. То есть по общему правилу убыток переносится на будущее.

Участники ПМЭФ рассчитывают заключить рекордное число соглашений

Во время международного экономического форума в Санкт-Петербурге участники готовятся подписать больше 280 контрактов, их общая сумма оценивается в 4-5 трлн рублей.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7

Внутренний туризм будут развивать за счет списанных бюджетных кредитов

Власти ожидают, что сэкономленные деньги регионы направят на развитие туристической инфраструктуры.

Топ-10 ошибок селлеров на маркетплейсах. И способы, как их можно исправить

За 2023 год оборот электронной торговли в России вырос с 5 до 6,4 трлн рублей по сравнению с прошлым годом. Динамика говорит о высоком потенциале e-commerce, поэтому всё больше предпринимателей решаются открывать магазины на маркетплейсах. Однако с виду простое дело оборачивается массой проблем.

Топ-10 ошибок селлеров на маркетплейсах. И способы, как их можно исправить
УСН

Экспортные пошлины не идут в расходы при УСН

Перечень расходов при УСН приведен в п. 1 ст. 346.16 НК. И этот перечень закрытый.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Есть ли универсальный способ отбиться во всех делах от субсидиарки, убытков, истребовании документов?

📌Несмотря на то, что ситуации у многих привлекаемых лиц к субсидиарки и убыткам схожие, при изучении деталей становится очевидно, что обстоятельства сильно отличаются. Это значит, что нельзя взять написанную кем-то  единожды позицию и копировать её во все схожие дела.

Что нужно предусмотреть в договоре с самозанятым программистом

Бизнесу не всегда выгодно нанимать IT-специалистов в штат, особенно в случаях, когда планируется проектная работа. Намного проще заключить договор с самозанятым, ведь он платит налоги сам за себя, страховые взносы за него платить не нужно, сдавать отчетность — тоже. Однако типовой гражданско-правовой договор, скачанный в интернете, не подойдет для заключения сделки с программистом. Разберемся, какие нюансы нужно учесть при оформлении документов с самозанятыми-айтишниками. 

Что нужно предусмотреть в договоре с самозанятым программистом
Банки

Ситуация с приемом карт «Мир» в иностранных магазинах может улучшиться

Для расчетов в иностранных интернет-магазинах бизнес обращается к платежным брокерам. Это хотят изменить и предоставить зарубежным компаниям стать платежными агрегаторами, чтобы принимать карты «Мир».

2

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу

Компании часто привлекают внештатных исполнителей на проектные, разовые задачи или нерегулярный объем услуг. Разбираемся, с кем безопаснее сотрудничать по ГПХ — с плательщиками налога на профдоход или с физическими лицами без специального статуса.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу

Оформление поручения экспедитору и экспедиторской расписки единым документом

Вправе ли стороны договора транспортной экспедиции предусмотреть условие о том, что поручение экспедитору является одновременно экспедиторской распиской?

Банки

Тинькофф изменил название на Т-Банк

Тинькофф банк провел ребрендинг и сократил название до лаконичного Т-Банк.

Клиентам инвестиционных платформ отменят ряд налоговых обязанностей

Минфин может отменить НДС для инвестиционных платформ. Их клиентам больше не понадобится самостоятельно формировать реестры и сдавать декларации в отношении процентных доходов.

Интересные материалы

УСН

📌 Что будет с НДС на УСН: таблица

С 2025 года плательщики УСН станут и плательщиками НДС. Но есть возможность освободиться от НДС или выбрать низкую ставку.

10