Финконтроль в аутсорсинговой компании: что надо знать директору бухгалтерской фирмы

Как встроить финансовое планирование в управление проектами и какие инструменты для этого использовать? Как держать под контролем выручку и затраты по проектам?
Финконтроль в аутсорсинговой компании: что надо знать директору бухгалтерской фирмы
Иллюстрация: Yan Krukov/pexels

Рассказывает Александр Спиридонов, директор по консалтингу компании Timetta. Разберем все на примере практического кейса.

Компании из сферы профессиональных услуг (Professional Services) ведут проектную деятельность, и общий финансовый результат складывается из результатов по конкретным проектам. Основная статья расходов по проектам в этих компаниях – это себестоимость труда собственных сотрудников.

Обычно себестоимость считается на основе табелей учета рабочего времени. И очень удобно иметь инструменты, которые все эти расчеты делают в комплексе: начиная от планирования проекта и себестоимости, заканчивая сбором фактических сведений, их согласования, трансформации этих сведений о себестоимости труда, и их отображения в отчете о прибылях и убытках.

Кроме себестоимости труда, есть еще прямые затраты по проектам (командировочные, субподрядчики, представительские расходы), выручка – мы можем ее начислять по актам, методом освоенного объема, и тем самым контролировать план-факт по проектам.

А если финансовый директор следит за тем, чтобы проджект-менеджеры регулярно обновляли ресурсные планы по проектам, то он получает ещё и прогноз, и может вовремя выявлять те проекты, по которым рентабельность ниже KPI вашей компании. Так можно корректировать работу как финансового отдела, так и компании в целом.

Инструменты, которые оптимизируют работу финансового отдела

Что нужно, чтобы контролировать финансовое состояние по проекту?

Нужен план:

  • Сколько мы собираемся на этот проект потратить?
  • Сколько планируем на этом проекте заработать?

Чтобы понимать, сколько мы планируем потратить, нам важно рассчитывать себестоимость. Для этого необходимо иметь ресурсный план по проекту и своевременно собирать информацию о факте. В идеале, хочется также строить прогнозы на основе получаемых данных.

Например, делаем план по проекту: нужно запланировать выручку, затраты и себестоимость. Для этого можно использовать Эксель или специальные программы.

Для плана-факта, чтобы рассчитать фактическую себестоимость, нужно получать фактические сведения о реальных трудозатратах. Тут опять можно в Экселе собирать отчёты рабочего времени, прикидывать трудозатраты сотрудников. Можно условно аллоцировать (от «аллокация» – распределение) долю сотрудника на проекте, или грубо считать, что один сотрудник занят на одном проекте (но в компаниях, где проектов много, это, чаще всего, не так). Для более точного учета рабочего времени лучше использовать табели.

Чтобы получить прогноз, надо где-то первоначально фиксировать смету (базовый план), и по ходу проекта его пересматривать, чтобы получать план, отражающий текущий ход проекта.

Какие практики нужно выстраивать в организации, чтобы нормально работало финансовое планирование

  1. Делать базовый план проекта: в нем надо фиксировать базовые показатели проекта, на которые вы ориентируетесь. Например, сколько денег планируется получить с клиента, какие будут затраты, какие ресурсы планируем вложить и в каком объеме, какая себестоимость этих ресурсов, какая в итоге прибыль и какая рентабельность.
  2. Инструмент, при помощи которого вы будет собирать сведения о фактических трудозатратах проекта. То есть о фактическом вкладе ваших трудовых ресурсов в реализацию того или иного проекта. Это нужно, чтобы высчитывать фактическую себестоимость.
  3. Инструмент, который позволит вашим менеджерам регулярно пересматривать план проекта и его актуализировать, чтобы он максимально точно отражал ожидания от текущей реализации проекта. Это нужно, чтобы заранее спрогнозировать момент, когда по проекту что-то пойдёт не так, а также выявлять проекты, которые стали убыточными.

Как встроить финансовое планирование в управление проектами

По ходу выполнения проекта образуются разные типы документов: акты, таймшиты, которые являются основанием для признания себестоимости на проекте. Также во многих западных компаниях таймшиты используются для начисления заработной платы сотрудникам. Есть еще заявки на затраты (в разной степени формализации).

Обычно хорошая практика, когда финансовый директор (финансовый контролер) принимает участие в согласовании плана проекта. Его задачи: проверить, что та рентабельность, которая зафиксирована в плане, попадает в целевые значения, принятые в компании.

Тут важно иметь финансовую модель с подсчетом целевого уровня рентабельности в компании, и рассчитывать уровень рентабельности по каждому проекту. Контроль рентабельности каждого проекта как раз-таки и показывает «узкие места» в работе проектных команд, и помогает принимать управленческие решения.

Вторая точка контроля финансового директора: план-график и признание выручки – поступают ли деньги по проектам, когда было запланировано.

Третья точка контроля: следить за фактической себестоимостью проекта.

Также важно контролировать всевозможные изменения, отступления от плана: если по ходу проекта решили поменять условия, например, подписали дополнительное соглашение с клиентом.

Календарь финансовых операций

Важно сделать наглядное представление начисления выручки и затрат по проекту в виде календаря. Очень удобно по неделям, по месяцам, по кварталам следить за планом-фактом, прогнозами, выручкой.

Для удобства в календарь стоит ввести такие переменные, как «факт», «оценка», «прогноз».

Кейс по учету времени в области бухгалтерского аутсорсинга

В России работает множество профессионалов выделенного сервиса, как правило, большая часть занята в общих центрах обслуживания (их в России около 200, и они обслуживают крупнейшие промышленно-финансовые группы). Одним из таких центров является «Центр корпоративных решений», который обслуживает предприятия группы НЛМК. Среди оказываемых услуг – бухгалтерия на аутсорсе.

В ЦКР используют учет рабочего времени с помощью таймшитов для определения себестоимости каждого услуги в рамках работы на разных заказчиков.

У них есть наборы услуг, и они списывают на эти наборы услуг некие затраты, которые превращаются в себестоимость, благодаря учету рабочего времени с помощью таймшитов. И благодаря этому они могут в конце отчетного периода посмотреть, как они работали на того или иного клиента в разрезе различных услуг.

Например, для бухгалтерии это может быть отчет о затратах на начисление заработной платы, различных проводок, расчетов с контрагентами, работа с ФНС.

Возможности IТ-решения по учету рабочего времени для ЦКР на примере наглядной схемы:

При помощи внедрения системы учета рабочего времени удалось выявить прямой, вспомогательный и непрофильный функционал сотрудников.

С прямым понятно – это основные рабочие задачи; вспомогательный функционал – задачи, которые не являются ключевыми, но должны регулярно выполняться. А непрофильный – все, что выходит за рамки компетенций конкретного сотрудника; операции, которые он выполнять не должен.

Например, в случае сотрудника финансового отдела: когда просят проверить контрагента перед заключением договора или оформить командировку.

По итогам, для каждой группы сотрудников в рамках проекта были прописаны прямые и вспомогательные операции, а непрофильные задачи были с них сняты и перераспределены на других сотрудников компании (для кого эти задачи являются прямыми).

Основная задача наглядного финансового контроля: показать, как распределяется себестоимость между различными направлениями деятельности и разными клиентами. Это нужно для того, чтобы контролировать затраты на каждого клиента, чтобы они не превышали запланированные, и, соответственно, своевременно управлять рентабельностью как отдельных направлений, так и компании в целом.

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
9

Начать дискуссию

Какие документы организация обязана выдать работнику при увольнении. Как их найти в «1С:Бухгалтерия предприятия 3.0»

Какие документы организация обязана выдать работнику при увольнении без запроса, а также как найти эти документы в программе «1С:Бухгалтерия предприятия», редакция 3.0 (3.0.153.21).

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УСН

Форма заявления для перехода на УСН в 2024 году. Образец и нормативные материалы

В этой статье рассмотрим, как осуществить переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) с момента открытия ООО, а также предоставим рекомендации по заполнению формы заявления.

Налогообложение вклада в Турецком банке

В данной статье рассмотрим вопросы, связанные с налогообложением и обязательствами гражданина РФ, проделавшего операции с недвижимостью и вкладами в иностранном банке.

Налогообложение вклада в Турецком банке
Лучшие спикеры, новый каждый день

УСН превращается в ужасную систему налогообложения. Уведомления для освобождения от НДС и другие пугалки будущей реформы для упрощенцев. 😱«Ночной бухгалтер» № 1697

Бухгалтеры все больше нервничают — упрощенка превращается в усложненку прямо на глазах. Чтобы не влететь на НДС с 1 января придется подавать уведомление (что-то подсказывает, что направят его не все спецрежимники). Надо ли будет считать налог с авансов, подавать ли уведомление тем, кто уже работает на УСН, что будет со льготами для IT? Одни вопросы...

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

80 тысяч предпринимателей справились с тестом на правовую грамотность

Участники правового предпринимательского диктанта успешно ответили на практические вопросы тестов. Организаторы специально включили задания, с которыми сталкивается бизнес ежедневно.

Увеличение балансовой (остаточной стоимости) объекта основных средств

Что нам стоит, дом построить? Нарисуем, будем жить.

Увеличение балансовой (остаточной стоимости) объекта основных средств
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Верховный суд рассмотрел спор о предельных сроках взыскания налоговой задолженности

По истечение 3-х лет после рассмотрения знакового дела по срокам взыскания (Неринга) ВС РФ вновь напомнил как считать сроки взыскания при затягивании сроков налоговой проверки.

Инвестиции

Не ПМЭФ единым: прошла презентация Кавказского инвестиционного форума

В Министерстве иностранных дел (МИД) России прошла презентация Кавказского инвестиционного форума, который пройдет в Грозном 15-17 июля.

Может ли несовершеннолетний стать самозанятым и платить НПД ?

Как быть, если свое дело хочется начать вести, не дожидаясь 18 лет? Например, вести блог и зарабатывать на рекламе в нем, рисовать и продавать картины, заниматься копирайтингом... Есть много вариантов, как подросток может заработать. Вопрос в том, может ли он законно зарегистрироваться плательщиком НПД и что для этого нужно.

Может ли несовершеннолетний стать самозанятым и платить НПД ?
Общество

Из Москвы в Санкт-Петербург будет ездить новый поезд «Аврора»

Обновленные поезд «Аврора» будет довозить пассажиров в среднем за шесть часов.

ГК РФ

Есть акцепт, но нет договора. Когда отношения с контрагентом считаются оформленными, а договор заключенным

Как понять, что договор вступил в силу? Рассказываем, как избежать сотрудничества с недобросовестными контрагентами, даже если на руках нет договора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

От 16% до 18%, но ключевая ставка ЦБ уж точно не снизится

В пятницу 7 июня будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью от 50 до 70% или поднимут с вероятностью от 30 до 50%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

От 16% до 18%, но ключевая ставка ЦБ уж точно не снизится
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экономика России

ПМЭФ-2024 по показателям деловой активности превысил допандемийный уровень

Площадка готова, по количеству гостей превзошли допандемийный уровень 2019 года. Об этом сообщил директор ПМЭФ Алексей Вальков.

Самозанятые

Налоговики назвали подозрительные признаки в договорах с самозанятыми

Самозанятым следует обратить внимание на системные риски, которые выявляют налоговики.

Отчетность

Ввели новый отчет для производителей алкоголя и этилового спирта

Производители этилового спирта и алкогольной продукции должны будут отчитаться перед Росалкогольтабакконтролем о бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.

Инвестиции

Проголосовать на онлайн-собраниях акционеров стало быстрее

Инвесторы сэкономят время и смогут голосовать на собраниях эмитентов сразу в приложении брокера «ВТБ мои инвестиции».

НДС

Депутат: НДС для МСП упростит работу с крупным бизнесом

Налог на добавленную стоимость для малого и среднего бизнеса упростит работу с крупным бизнесом, уверен глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, замруководителя фракции «Новые люди» Александр Демин.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: открылся ПМЭФ, старые iPhone уничтожают за 18 секунд, на «Роза Хутор» можно любоваться онлайн, а мошенники раздают крипту в Telegram

Подготовили обзор главных событий дня — 5 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Для ИП с 2-хлетним ребенком нет освобождения от фиксированных взносов

Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком и одновременно является ИП, но бизнес-деятельность не ведет, она может не платить фиксированные взносы. Но только до 1,5 лет.

Интересные материалы

Экспорт

Кабмин смягчит требования к продаже валютной выручки

Экспортеры смогут получить разрешение правительственной комиссии не проводить обязательную продажу валюты как по отдельным контактам, так и в отношении всей суммы.