Онлайн-кассы

Письмо МНС РФ от 25 апреля 2002 г. N ШС-6-14/535

Действующая редакция Закона от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не предусматривает ответственность предприятий за использование неисправной контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых операций (оказания услуг) после приостановления его деятельности, невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услуг). Однако у налоговых органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц, виновных в повторных нарушениях требований упомянутого закона.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


П И С Ь М О 

25 апреля 2002 г.N ШС-6-14/535

""

     Министерство Российской Федерации по налогам  и  сборам  в   связи с
поступающими от налоговых органов запросами о применении  ответственности
за нарушение требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N  5215-1
"О  применении  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении   денежных
расчетов с населением" (далее - Закон) сообщает следующее.
     Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от  30.12.2001  N   196-ФЗ "О
введении в действие  кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях"  (далее  -   Федеральный   закон)   статья   7   Закона,
устанавливающая  штрафные  санкции  за  нарушение  требований    Закона и
Положения  по  применению  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением, изложена в новой редакции.
     При  этом   действующая   статья   7   Закона     регулирует порядок
распределения сумм штрафов, взысканных за  нарушение   законодательства о
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов
с населением,  в  федеральный и местный бюджеты.
     Внесенные  Федеральным  законом  изменения  в  статью  7   Закона не
предусматривают ответственность предприятий (в том числе физических  лиц,
осуществляющих     предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического  лица),  организаций,  учреждений,  их  филиалов  и   других
обособленных подразделений (далее - Предприятия), осуществляющих денежные
расчеты с населением, за осуществление  денежных  расчетов  с  населением
без   применения  контрольно-кассовых  машин,  использование  неисправной
контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых  операций
(оказания услуг) после приостановления  его  деятельности,  невывешивание
ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу).
     Вместе с тем статья 2 Закона предусматривает обязанности Предприятий
по:
     регистрации контрольно-кассовых машин;
     использованию исправных контрольно-кассовых машин для  осуществления
денежных расчетов с населением;
     выдаче  покупателю  (клиенту)  вместе  с  покупкой  (после  оказания
услуги)  отпечатанного  контрольно-кассовой  машиной  чека   за   покупку
(услугу), подтверждающего исполнение обязательств  по  договору   купли -
продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и  соответствующим
предприятием;
     обеспечению работникам  налоговых  органов  и  центров  технического
обслуживания  контрольно-кассовых  машин  беспрепятственного    доступа к
контрольно-кассовым машинам;
     вывешиванию в  доступном  покупателю  (клиенту)  месте   ценников на
продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), которые  должны
соответствовать документам, подтверждающим обЪявленные цены и тарифы.
     Кроме того, статья 6 Закона  предусматривает  обязанности  налоговых
органов по:
     регистрации контрольно-кассовых машин, используемых на предприятиях,
в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением;
     осуществлению   контроля   за   соблюдением   правил   использования
контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств  на
предприятиях;
     проверке документов,  связанных  с  применением  контрольно-кассовых
машин, получению необходимых обЪяснений, справок и сведений по  вопросам,
возникающим при проверках;
     проведению проверок правильности выдачи чеков;
     наложению  штрафов на предприятия,    а  также  на   физических лиц,
виновных в  нарушении    настоящего  Закона  и  Положения  по  применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением,  предусмотренных  Законом,  а  при  повторном     нарушении -
обращаться в суд  с иском    о  ликвидации    данного      предприятия  с
одновременным приостановлением его деятельности, связанной   с  денежными
расчетами с населением, в  том  числе  в  виде  запрещения  распоряжаться
средствами на его счетах в банках.
     Таким    образом,  в  настоящее  время  у  Предприятий,    которые в
соответствии со статьей 1  Закона  должны  применять  контрольно-кассовые
машины, сохраняется обязанность по соблюдению предусмотренных  статьей  2
Закона требований, а у налоговых органов - обязанность обращаться в суд с
иском о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона
и Положения по применению  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением.
     Следовательно, при выявлении налоговыми органами повторных нарушений
Закона  и  Положения  по   применению   контрольно-кассовых     машин при
осуществлении  денежных  расчетов  с  населением  у   налоговых   органов
сохраняется право обращаться в судебные  органы  с  исками  о  ликвидации
юридических лиц.
     При обращении в судебные органы с исками  о  ликвидации  юридических
лиц Министерство Российской Федерации по  налогам  и  сборам  рекомендует
учитывать  письмо  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской   Федерации от
28.08.95  N  С1-7/ОП-506  "Об  отдельных   рекомендациях,     принятых на
совещаниях  по  судебно-арбитражной  практике"  и  Постановление  Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 04.08.99   N  10    "О
некоторых  вопросах практики  применения Закона  Российской Федерации  "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов
с населением", в которых разЪясняются положения статьи 6 Закона.
     Между тем  в  соответствии  со  статьей  2  Федерального   закона до
01.07.2002  продолжает  действовать  Кодекс  РСФСР  "Об  административных
правонарушениях" (далее - Кодекс).
     Статьей 146.5 Кодекса установлено,  что  продажа  товаров  или  иных
предметов на предприятиях торговли независимо от  форм   собственности, а
равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров  населению,
или гражданами,  зарегистрированными  в  качестве   предпринимателей, без
документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце,
а также без  применения  контрольно-кассовых  машин  -  влечет  наложение
штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
     В   соответствии   с   пунктом    7    Положения    по    применению
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской  Федерации  от  30.07.93  N  745  (далее   -     Положение), в
организациях допускается применение только исправных  контрольно-кассовых
машин  с  долговременным  и  энергонезависимым  хранением    информации в
фискальной (контрольной) памяти, которые:
     а)  соответствуют  техническим  требованиям  к   контрольно-кассовым
машинам; б) допущены к использованию  в  соответствии  с  классификатором
контрольно-кассовых машин;
     в) имеют в случаях, установленных Комиссией,  прикладные  программы,
допущенные   Комиссией   к    использованию    с       конкретной моделью
контрольно-кассовой машины;
     г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр"
и "Сервисное обслуживание";
     д) находятся  на  техническом  обслуживании  в  центре  технического
обслуживания контрольно-кассовых машин;
     е) зарегистрированы в налоговых органах.
     Следовательно, использование предприятиями, в том числе  физическими
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без  образования
юридического лица, контрольно-кассовых  машин  с  нарушением  требований,
установленных   пунктом   7   Положения,   должно     рассматриваться как
осуществление   денежных   расчетов   с   населением       без применения
контрольно-кассовых машин.
     Аналогичная  позиция  изложена  в  Постановлении   Пленума   Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от  04.08.99  N  10  "О  некоторых
вопросах практики применения Закона Российской  Федерации  "О  применении
контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных     расчетов с
населением".
     Статьями 203, 224.6 и 224.11 Кодекса предусмотрено, что привлекать к
административной ответственности, установленной  статьей  146.5  Кодекса,
вправе органы внутренних дел (милиция), органы Государственной  инспекции
по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органы,
рассматривающие дела о нарушениях требований государственных  стандартов,
правил сертификации, требований  нормативных  документов  по  обеспечению
единства измерений.
     В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от  21.03.91
N 943-1 "О  налоговых  органах  Российской  Федерации"  налоговые  органы
решают поставленные перед ними задачи во  взаимодействии  с  федеральными
органами исполнительной власти, органами государственной власти субЪектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     На основании пункта  4  Указа  Президента  Российской   Федерации от
16.02.93 N 224  "Об  обязательном  применении  контрольно-кассовых  машин
предприятиями, учреждениями и организациями всех форм  собственности  при
осуществлении  расчетов  с  населением"  на  налоговые  органы   возложен
контроль за полнотой учета наличных денежных  средств  при  осуществлении
расчетов с населением через контрольно-кассовые машины в  местах  продажи
товаров и оказания услуг.
     С учетом изложенного налоговые органы  вправе  во   взаимодействии с
органами внутренних дел (милицией), органами Государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также  органами,
рассматривающими дела о нарушениях требований государственных стандартов,
правил сертификации, требований  нормативных  документов  по  обеспечению
единства  измерений,  проводить  мероприятия   по   выявлению   нарушений
законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением.
     Кроме  того,  налоговым  органам,  в  ходе  проведения   оперативных
мероприятий  собственными  силами,  при  выявлении  фактов   неприменения
контрольно-кассовых   машин,   необходимо   составлять       протоколы об
административных  правонарушениях  и   своевременно   направлять   данные
протоколы в уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти
для  привлечения  правонарушителей  к  административной  ответственности,
предусмотренной статьей 146.5 Кодекса.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга                                     С.Н.Шульгин


Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Инвестиции

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Интересные материалы

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.