Как финансисту оптимизировать время? Лайфхаки действующих специалистов

«Мне ни на что не хватает времени», «отчёты забирают весь рабочий день», «долго сижу за рутиной» — то, с чем чаще всего приходят за помощью финансовые директора в компанию «Финансист». По статистике, каждое третье обращение сопровождается этими словами. Мы собрали в статью методы и лайфхаки, которые помогают оптимизировать время.
Как финансисту оптимизировать время? Лайфхаки действующих специалистов

5 финансовых экспертов от фрилансеров до финдиров и владельцев компаний поделились своими лайфхаками. Сохраняйте те, что раньше не знали, и применяйте в работе! Каждый опыт индивидуален, и только вам решать, что из этого поможет оптимизировать вашу работу.

«Финансист, который большую часть времени собирает отчёты, — неэффективный сотрудник»

Екатерина Гавриленкова, финансовый директор в компании «Пролетарий-Север», эксперт по бухгалтерскому и налоговому учёту системы «Главбух»:

Помогают экономить время чёткое планирование, делегирование и автоматизация процесса. Как бы просто и банально это ни звучало, всё равно возникают проблемы с нехваткой времени.

Самая важная мысль в последние несколько лет — сейчас не время собирать отчёты! Финансист, который большую часть времени собирает отчёты, — неэффективный сотрудник. Отчёты не самоцель, а инструмент, чтобы принимать решения. А анализировать, планировать, просчитывать гипотезы — то, чем может помогать финансист в бизнесе.

Вот мои инсайты и лайфхаки из практики:

1. Понять и осознать, что создание отчётов — только часть процессов, и график строить исходя из этого. В приоритет ставить те задачи, которые дают эффект бизнесу и помогают решать вопросы. Тут как инструмент пригодится матрица Эйзенхауэра.

2. Применять «метод помидора», планируя день. 25 минут — работа, 5 минут — отдых.

3. Обучать сотрудников. Это приносит плоды, так как в дальнейшем часть работы они берут на себя.

4. Уметь отдыхать.
Выделять в течение дня время на отдых с семьёй и друзьями. Я считаю, что эффективный труд возможен тогда, когда человек — активный, отдохнувший и счастливый. То, что сотрудник перерабатывает, — зачастую это неграмотно спланированная деятельность, которая приводит к усталости и выгоранию.

5. Автоматизировать всю рутинную работу. Когда мы находим такие блоки, которые повторяются из раза в раз, то сразу составляем ТЗ программистам на автоматизацию.

«Нет ручного сбора — меньше ошибок»

Юлия Шашкова, финансовый директор, руководитель проектов по управленческому учёту в АГ «Капитал:

Ключевое — это планировать рабочее время и приоритизировать задачи. На смену ежедневникам на столе пришли электронные сервисы-помощники. Для планирования встреч, постановки задач можно использовать различные сервисы: Google-календарь, Bitrix 24. Чтобы оптимизировать документооборот внутри компании и упростить согласование документов, используют СЭД (система электронного документооборота).

Рутинные процессы занимают много времени. Я действую по плану:

  1. Расставляю приоритеты и сроки по задачам.

  2. Провожу координацию с командой по задачам.

  3. Использую программные решения.

Мы оптимизировали многие процессы по сбору управленческой отчётности в сервисе «Финансист»: создали правила распределения затрат и отнесли их на конкретный проект на основании данных из 1C. Это значительно сократило время по сбору управленческих отчётов. Нет ручного сбора — меньше ошибок. Больше времени появляется на финансовый анализ, разработку стратегии дальнейших действий и принятия решений.

Также хорошее решение, чтобы оптимизировать сбор управленческих отчётов, — Power BI. На основании данных из разных источников можно получить интерактивные готовые отчёты.

«Если финансист не видит проблемы с таймингом, то и оптимизировать нечего»

Кирилл Казакевич, эксперт по управленческому учёту:

Самый верный способ управления временем — то, что называют скучным словом «планирование», но сейчас есть множество инструментов, которые превращают планирование в игру. Мои личные лайфхаки — это три инструмента: метод «Фотография рабочего дня», матрица Эйзенхауэра и SMART.

Метод № 1. «Фотография рабочего дня»

Принцип такой: записывать все дела, которые планируешь выполнить. Выполнив, проставляешь время начала и конца. По итогу периода можно проанализировать ценность задач. Цель метода — найти потери и резервы времени, оценить эффективность задач и что-то изменить.

№ 2. Матрица Эйзенхауэра

Инструмент, чтобы расставить приоритеты. Помогает определить, что важно, а что срочно, или что не срочно, но важно. Матрица снижает волнение из-за мыслей «а правильный ли у меня порядок дел» и избежать «аналитического паралича».

№ 3. Метод SMART

Помогает сформулировать реалистичную и измеримую цель, определить сроки и ресурсы. То, что даёт мне возможность выполнять задачи, разбитые в матрице Эйзенхауэра в конкретный срок с заданным результатом.

Самое важное в вопросе управления временем — подняться над ситуацией. Если финансист не видит проблемы с таймингом, то и оптимизировать нечего.

«Придерживаюсь старого доброго ежедневника»

Андрей Букин, финансовый специалист на фрилансе:

Существуют универсальные общеизвестные рецепты:

  • «разбивать» большие задачи на маленькие,

  • делить задачи на срочные/несрочные, важные/неважные, лёгкие/сложные,

  • правильно организовывать рабочее место,

  • выделять время на отдых,

  • чередовать монотонную работу и творческую.

И так далее. На практике придерживаюсь старого доброго ежедневника с перфорированными уголками. В течение недели записываю планы с нумерацией в левом столбце. Если задача решена, зачеркиваю цифру — не люблю много зачёркнутого текста. Если задача в процессе — обвожу цифру в кружочек.

Каждое утро перечитываю список и составляю план на день. В пятницу после обеда переписываю невыполненные дела на понедельник.

Если на странице уже нет нужных записей, отрываю её уголок — знак, что к этим листам можно не возвращаться. Таким образом список важных дел постоянно обновляется, всегда перед глазами, и ничего не забывается.

«Чем меньше финансист работает, тем больше пользы для компании»

Матвей Лассаль, основатель компании по внедрению управленческого учёта Kimi.ru:

Когда я только начал работать финансовым директором, понял, что основную часть работы я собираю и обрабатываю данные. Поэтому я начал оптимизировать свою работу. Вот 5 шагов к этому:

  1. Подготовить техническую базу для сбора данных. Начал подключать в компании различные сервисы учёта, такие как Adesk, «Финолог», «Финансист» и прочие.

  2. Автоматизировать отчётность. Как минимум отчёт о движении денежных средств должен собираться автоматически с помощью интеграций с банками, быстрого ввода налички через чат-бот и автозаполнения по ключевым словам. Например, если в назначении стоит аренда, то статья «аренда» должна подставляться автоматически.

  3. Регламентировать встречи с собственником бизнеса. Полностью заменил любые брифы на интервью. В итоге не нужно ждать неделю, пока подготовят цифры — за 30 минут разговора выясняется 80% информации. Все рабочие встречи чётко проходят в конкретные дни и часы. Собственник бизнеса не должен постоянно дёргать. Но он и не будет это делать, если все цифры собраны и есть регулярность в отчётах.

  4. Если всё-таки приходится работать с Google-таблицами, нужно вручную выгружать данные из учётных систем, и это тоже время. Мы заказали у разработчиков интеграции нескольких учётных систем с Google-таблицами по API. Теперь все данные в таблицах появляются по нажатию одной кнопки либо по расписанию.

  5. Исправить ошибки. Сколько времени уходит на поиск неправильно введённых операций! Помогает интеграция сервиса учёта с банками либо регулярность внесения выписок из банка. По наличке мы ввели простое правило — кто совершает платёж, тот и вносит его сразу же. Для этого мы используем чат-бот, который разработали.

Чем меньше финансист работает, тем больше пользы для компании. Потому что когда сбор и анализ данных автоматизированы, можно заниматься самым важным и интересным — поиском способов увеличения прибыли и улучшением бизнес-модели. Успехов в вашей работе!

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Нелегального слабого алкоголя может стать меньше: новый реестр

Чтобы бороться с нелегальными продажами пивных напитков, профильная ассоциация предложила создать единый реестр розничных продавцов.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Инвестиции

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Инвестиции

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Интересные материалы

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.