7 признаков здорового бюджетирования в компании. Забирайте в закладки

Грамотное бюджетирование помогает избегать финансовых трудностей, планировать будущее и достигать стратегических целей. Однако без бюджета бизнес может столкнуться с непредвиденными расходами и недостаточной ликвидностью. Объясняем, как проверить, действительно ли бюджетирование в компании работает исправно.
7 признаков здорового бюджетирования в компании. Забирайте в закладки

Автор: Ирина Пивовар, независимый консультант и финансовый директор.

Признаки работающего бюджетирования

Существует семь основных признаков, которые помогут убедиться, что бюджетирование — это работающий инструмент, а не просто таблички с цифрами.

Признак № 1. Соответствие стратегическим целям

Хороший бюджет основывается на взаимосвязанных показателях, где конечный результат — стратегическая цель. Благодаря такому подходу руководство получает и набор традиционных бюджетов (БДДС, БДР, Баланс), и комплект нефинансовых планов вместе с наглядными драйверами, которые помогают контролировать реализацию стратегии.

Признак № 2. Наличие администратора

Правильное бюджетирование подразумевает наличие администратора такого процесса. Обычно его роль исполняет финансовый директор, который сводит в единую систему данные по всем центрам финансовой ответственности (ЦФО). ЦФО в этом случае — функциональный бюджет подразделения, который помогает контролировать конкретный вид дохода или расхода.

Составление функциональных бюджетов — это зона ответственности сотрудников, которые будут его исполнять. Как правило, при эффективном бюджетировании обязанности внутри команды распределяются так:

  • коммерческий директор — план продаж и рентабельности продаж;

  • директор по закупкам — план себестоимости;

  • директор по логистике — план расходов на хранение, обработку, транспортировку продукта;

  • HR-директор — план по расходам на персонал и фонд оплаты труда;

  • директор по маркетингу — план по расходам на маркетинг и рекламу;

  • директора отдельных подразделений — планы по расходам и доходам своего подразделения.

Признак № 3. Наличие регламента

Качественное бюджетирование имеет регламент, который содержит:

  • единую форму бюджета;

  • единую терминологию с однозначным толкованием;

  • понятную и единую для всех участников процесса методологию;

  • сроки и процедуры подготовки, формирования, подачи, утверждения бюджета;

  • детализированные и регламентированные статьи бюджета по каждому ЦФО;

  • набор нормативов и драйверов — свои для каждого ЦФО;

  • бюджетные формы нефинансовых планов

Признак № 4. Ретро-база

В компании есть ретро-база минимум за два прошлых периода, данные в которых сопоставимы друг с другом. В ретроспективе важно наличие информации для аналитики показателей всех ЦФО. Особенно — данных по продажам и расходам.

Признак № 5. Инструкции для пользователей

Компания имеет проработанные инструкции для сотрудников по процессу бюджетирования. В случае, если процесс автоматизирован, также требуется руководство по администрированию выбранной системы.

Признак № 6. Система мотивации

Правильное бюджетирование напрямую влияет на систему мотивации персонала. Персональная ответственность за исполнение бюджета чётко определена как для всех держателей бюджетами, так и для сотрудников, которые занимаются переменными доходами и расходами.

Признак № 7. Связь с управленческим учётом

Бюджетирование и управленческий учёт используют одинаковые классификаторы по экономической сути. Это упрощает согласованность и анализ финансовых операций компании.

Подытожим

При исправно работающем бюджете руководство может держать руку на пульсе и иметь возможность оперативно принимать управленческие решения. Грамотное бюджетирование даёт понимание, когда и какие ресурсы потребуются для достижения стратегических целей. Это также позволяет минимизировать риски и составлять прогнозы развития бизнеса.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

ВС РФ: покупатель не обязан проверять адекватность цен. Даже очень низких

Продавец не может в одностороннем порядке изменить стоимость товара, даже если в магазине произошел технический сбой.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В ДНР начнут выдавать гранты для социальных предпринимателей

Участники СВО, которые хотят заниматься бизнесом, получат в ДНР статус социального предпринимателя. Они смогут заключать соцконтракты и претендовать на гранты до 500 000 рублей.

Бесплатно с Налоги, взносы, пошлины

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, как получать налоговые уведомления через Госуслуги.

Как получать налоговые уведомления через Госуслуги. Мини-курс
Лучшие спикеры, новый каждый день

Акционеры разных эмитентов смогут голосовать на собраниях онлайн

Инвесторы сэкономят время и смогут голосовать на собраниях эмитентов сразу в приложении брокера «ВТБ мои инвестиции».

Обрабатывающие производства с 2025 года: какой пониженный тариф, условия, перечень

Для обрабатывающих производств с 2025 года будет действовать пониженный тариф страховых взносов.

Wildberries предложил наделить маркетплейсы функциями налогового агента

Маркетплейсы хотят самостоятельно удерживать налоги с селлеров в зависимости от их системы налогообложения. По мнению Татьяны Бакальчук, это позволит снизить нагрузку на малый бизнес.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ЦБ: для исполнения обязательств по ценным бумагам не всегда нужен счет «С»

Центробанк разъяснил применение временного порядка исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, установленного Указом президента.

⚡️ Итоги дня: отели в Санкт-Петербурге подорожали в три раза, кафе будут украшать мхом, а у москвичей появилась виртуальная карта «Тройка»

Подготовили обзор главных событий дня — 4 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Общество

В примерной форме договора с детсадом с 4 июня новые положения о родительской плате

Минюст зарегистрировал приказ Минпросвещения с изменениями в примерную форму договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденную приказом Минобрнауки в 2014 году.

Способы повышения налоговой эффективности бизнеса

Основная цель создания и функционирования любой коммерческой организации — это получение прибыли. Но при ужесточении внешних факторов получать стабильную прибыль становится все сложнее. В такие сложные времена остро встает вопрос о повышении налоговой эффективности бизнеса и законном снижении налогового бремени. Рассмотрим несколько способов.

Способы повышения налоговой эффективности бизнеса

По системе франчайзинга начали работать 8 тысяч предприятий

Число предпринимателей, который работают по франшизе, увеличилось на 20%. Популярными направлениями бизнеса стали детские образовательные центры, компьютерные клубы и сфера общественного питания.

С 25 июля ждите требования по налоговым долгам в ЛК и на Госуслугах

Минюст зарегистрировал приказ ФНС с изменениями в формы требований об уплате, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Коллекторы готовы простить больше половины долгов за их быстрое погашение

Чтобы снизить сроки полного возращения долгов, получить больше клиентов и выиграть конкурентную борьбу, коллекторские агентства готовы дать должникам скидку в 56%.

Бесплатно с ФСБУ Бухгалтерская отчетность

Новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская финансовая отчетность»: ключевые изменения и особенности применения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Рассмотрим основные положения и значимые новшества, которые вводит стандарт ФСБУ 4/2023.

Новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская финансовая отчетность»: ключевые изменения и особенности применения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами
Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в мае 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений мая по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в мае 2024 года

ИП на ОСНО: как учитывать доходы и расходы

Предприниматель на ОСНО должен правильно вести КУДиР — книгу учёта доходов и расходов. На основании этих данных ИП будет рассчитывать все налоги, взносы и вычеты: если вести книгу неправильно, возможны проблемы с налоговой. Рассказываем, что сделать, чтобы не ошибиться.

ИП на ОСНО: как учитывать доходы и расходы

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы занять должность финансового директора

Средняя зарплата финансового директора с опытом — 200—250 тыс. руб., а на стартовых позициях вы можете зарабатывать от 110 до 180 тыс. руб. в месяц. На hh.ru представлено почти 1000 вакансий для специалистов, которые в профессии чуть больше года. Разбираемся, как бухгалтеру вырасти до финдира.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Банки

ВТБ начнет обслуживать клиентов из новых регионов

До конца года отделения банка ВТБ появятся в Луганске, Донецке и Мариуполе. Банк будет обслуживать физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса.

Как купить или продать Биткоин в 2024 году

Сегодня покупать и продавать Биткоин в России можно, даже не имея банковского счета/карты. Причем, делать это можно полностью анонимно, без комиссий и долгого ожидания. Что для этого нужно, и какие инструменты для этого используются в 2024 году? Рассмотрим самые распространенные варианты!

Как купить или продать Биткоин в 2024 году

Интересные материалы

Кадры

С 9 июня будет проще доказать уважительную неявку в службу занятости

Минтруд внес изменения в перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных для поиска подходящей работы и безработных.